Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс
рабочая программа по обучению грамоте

В документе представлена рабочая программа по русскому языку 1-4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Программы. Русский язык. 1-4 класс.  Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. – М.: Просвещение, 2014. УМК «Перспектива».

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

1) познавательную (ознакомление с основными положения ми науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания :

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений; развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

               В программе на изучение русского языка отводится:

В 1 классе – 165 часов,

Во 2 классе – 170 часов,

В 3 классе – 170 часов,

В 4 классе – 170 часов.

               Согласно учебному плану МБОУ Школа № 108 «Взлёт» г. о. Самара отводится:

в 1 – 4 классах – 5 ч. в неделю.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

 Программа. Русский язык. 1-4 класс. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. – М.: Просвещение, 2014.

 Учебники:

 Климанова Л. Ф. Русский язык. 1 класс. Л. Ф. Климанова, С.Г. Макеева.- М.: Просвещение, 2015.

 Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2 класс. В 2-х ч.   Л. Ф. Климанова, Т. В.   Бабушкина.- М.: Просвещение, 2016.

 Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 3 класс. В 2-х ч. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина- М.: Просвещение, 2017.

 Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык.4 класс. В 2-х ч. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.- М.: Просвещение, 2018.

Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

• Формирование  основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

• Принятие  и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

• Развитие  самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

• Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

• Формирование  эстетических потребностей, ценностей и чувств.

• Развитие  навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

• Умение  планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

• Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

• Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

• Умение  понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

• Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

• Умение  создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

• Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

• Овладение  навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

• Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений; отнесение к известным понятиям.

• Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

• Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

• Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

• Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты

• Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

• Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

• Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

• Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

• Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

• Формирование  позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

• Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание  цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.

Говорение. Выбор  языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчетливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи.

Овладение  умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание  учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.)

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состав слова и его значения.

Выделение  отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение  гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твёрдых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог  как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.

Графика. Различение  звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков.

Знакомство  с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.

Чтение. Формирование  навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

Знакомство  с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение  гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Освоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие  слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;

• употребление ъ и ь как разделительных знаков;

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Первоначальное  представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Первоначальное  представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.

Составление  небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Культура  речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.

Русский язык

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Определение  качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение  звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание  алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).

Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).

Слова — имена собственные, имена нарицательные.

Дифференциация  слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.

Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Общее представление о частях речи.

Классификация  слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3 склонению. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных  на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.

Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.

Глагол. Значение  и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис. Различение  предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение  главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение  простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.

Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;

• сочетания чк—чн, чт, щн;

• перенос слов;

• заглавная  буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые  гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные окончания имен прилагательных;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах на -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

• знаки  препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое  овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План  текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы  текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство  с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Освоение  позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 Обучение грамоте 1 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (25 ч.)

1

Твои новые друзья. Дорога в школу

1

2

Первое задание. На уроке. Что в центре круга?

1

3

Большие и маленькие. Сравни.

1

4

«Каких  цветов  больше?». Направление. Найди  короткий путь.

1

5

Чем похожи? Где чей домик?

1

6

Лото. Найди пару.

1

7

«У речки» «Сколько? Столько»

1

8

«Целое и часть». «На компьютере»

1

9

«Целое и часть». « Целое из частей»

1

10

«Головоломка». «Овал». Элементы печатных букв а, б

1

11

«В квартире». «Веселые превращения». Элементы печатных букв в, г

1

12

«Сравни дома». «В магазине одежды». Элементы печатных букв д, е

1

13

В походе. На отдыхе. Элементы печатных букв ж, з

1

14

«На коньках». Контуры и силуэты. Элементы печатных букв и, к

1

15

«На волнах». «Морские путешествия» Элементы печатных букв л, м

1

16

На лугу. Мы рисуем. Элементы печатных букв н,о

1

17

Под грибом. Сравни, подумай. Элементы печатных букв п, Р

1

18

Мы спортсмены. Выбирай. Элементы печатных букв с,т

1

19

«Кто  построил  домики?».  «Сравни  и  подумай» Элементы печатных букв у, ф.

1

20

Рассмотри и  расскажи» «В  гости  к бабушке».  Элементы печатных букв х, ц

1

21

Распиши посуду. Наличники. Элементы печатных букв ч, ш

1

22

Расшитые полотенца. Лоскутное одеяло. Элементы печатных букв щ, ь, ы, ъ

1

23

Прогулка в парк. Знаки в городе. Подбери пару. Разгадай секрет. Элементы печатных букв э, ю, я

1

24

Подумай и сравни. В спортивном зале. Догадайся. Элементы печатных букв.

1

25

На велосипедах. Собери машину. Проверь себя. Подумай и сравни. Элементы письменных букв.

1

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (80 ч)

26

Буква А.а

1

27

Буквы О. о

1

28

Строчная буква у

1

29

Заглавная буква У

1

30

Проверочная работа

1

31

Звук [и], буква Ии..

1

32

Буква ы

1

33

Строчная буква э

1

34

Заглавная буква Э

1

35

Закрепление изученного

1

36

Буквенная мозаика

1

37

Пиши, да не спеши

1

38

Проверочная работа

1

39-40

Закрепление изученного

2

41

Буквы М,м

1

42

Буквы С, с

1

43

Буквы Н, н

1

44

Буквы Л, л

1

45

Закрепление изученного

1

46

Закрепление изученного

1

47

Буквы Т, т

1

48

Буквы К, к

1

49

Загадки слов

1

50

Закрепление изученного

1

51

Буквенная мозаика. Пиши, да не спиши.

1

52

Буквы Р, р

1

53

Буквы В, в

1

54

Буквы П, п

1

55

Закрепление изученного

1

56

Буквы Г, г

1

57

Закрепление изученного

1

58

Закрепление изученного

1

59

Буквы Е, е

1

60

Повторение. Проверка знаний.

1

61

Буквы Ё, ё

1

62

Письмо слов с изученными буквами е, ё

1

63

Закрепление изученного

1

64

Закрепление изученного

1

65

Закрепление изученного. Буквенная мозаика

1

66

Буква Б,б Правописание слов с парными по глухости звонкости согласными звуками б-п, б-п

1

67

Буквы З, з

1

68

Правописание  слов  с  парными  по  глухости-звонкости согласными звуками з-с, з –с

1

69

Правописание  слов  с  парными  по  глухости-звонкости согласными звуками з-с, з –с

1

70

Закрепление изученного

1

Буква Д,д   Правописание   слов   с парными по глухости - звонкости

71

согласными звуками д-т, д-т

1

72

Строчная буква ж

1

73

Заглавная буква Ж

1

74

Правописание слов с буквосочетанием жи

1

75

Закрепление изученного

1

76

Буквенная мозаика

1

77

Буквы Я, я

1

78

Закрепление изученного

1

79

Строчная буква х

1

80

Заглавная буква Х. Закрепление изученного

1

81

Буква ь. Правописание слов с мягким знаком- показателем мягкости.

1

82

Буква Й, й.

1

83

Буква Ю, ю

1

84

Обозначение мягкости согласных буквой ю

1

85

Буквенная мозаика. Проверка знаний

1

86

Закрепление изученного

1

87

Буквы Ш, ш. Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши

1

88

Буквы Ч, ч. Правописание слов с буквосочетаниями чу-ча

1

89

Буквы Щ, щ Правописание слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу

1

90

Упражнения в правописание слов с буквосочетаниями ча- ща, чу-щу

1

91

Закрепление изученного

1

92

Буквы Ц, ц

1

93

Буквы Ф,ф. Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками в- ф, в -ф

1

94

Буква ь. Правописание слов с разделительными ь и ь

1

95

Закрепление изученного

1

96

Закрепление изученного

1

97

Буквенная мозаика. Закрепление изученного. Проверка знаний.

1

98

Отработка написания элементов букв

1

99

Отработка написания элементов букв  - плавных линий  с точкой

1

100

Отработка написания элементов  букв – прямых  линий с одним и двумя закруглениями и плавными линиями

1

101

Отработка написания элементов букв-прямых линий с петлей внизу.

1

102

Отработка написания элементов букв-прямых линий с петлей вверху и внизу.

1

103

Отработка написания  элементов букв  – овалов и полуовалов.

1

104

Отработка написания элементов букв. Кроссворд.

1

105

Упражнения в написании букв

1

ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД ( 10 ч.)

106

Отработка написания элементов букв.

1

107

Отработка написания элементов букв.

1

108

Отработка написания элементов букв.

1

109

Отработка написания элементов букв.

1

110

Отработка написания элементов букв. Правописание имён собственных.

1

111

Отработка написания элементов букв. Правописание имен собственных, слов с буквосочетанием чк.

1

112

Упражнения в написании букв. Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, ю, я, и

1

113

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Правописание слов с разделительным мягким знаком, с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу –щу.

1

114

Правописание слов с разделительным твёрды знаком.

1

115

Проверочная работа

1

 русский язык 1 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

1

Знакомство с учебником. В мире общения.

1

2

Главное средство общения- родной язык.

1

3-4

Роль слова в общении.

2

5-7

Слово и его значение

3

8-9

Имя собственное

2

10

Слова с несколькими значениями

1

11

Слова, близкие по значению.

1

12

Слова, противоположные по значению.

1

13-14

Группы слов

2

15

Слова, отвечающие на вопрос кто? что?

1

16

Из старинных учебников

1

17 – 18

Звуки и буквы.Алфавит.

2

19 – 20

Гласные звуки, обозначение их буквами.

2

21 - 22

Согласные звуки, обозначение их буквами

2

23 - 24

Слоги.

2

25 – 26

Деление слов для переноса

2

27 – 28

Ударение.

2

29

Говори правильно!

1

30

Ударные и  безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.

1

31 – 32

Твердые  и  мягкие  согласные  звуки.  Обозначение  мягкости согласных звуков на письме.

2

33 – 34

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я.

2

35 – 36

Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

2

37

Закреплениеправописания буквосочетаний  жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

38 – 39

Разделительный мягкий знак.

2

40

Разделительный твердый знак.

1

41 – 42

Звонкие и глухие согласные

2

43

От слова к предложению

1

44 - 45

Знаки препинания в конце предложения

2

46

Диктант с грамматическими заданиями

1

47

Работа над ошибками

1

48-49

От предложения к тексту

2

2 класс

№ урока

Название раздела. Тема урока

Кол-во часов

МИР ОБЩЕНИЯ 20 ЧАСОВ

1-4

Знакомство с учебником. Мир общения.  Собеседники

4

5- 13

Слово. Предложение и текст в речевом общении.

9

14

Административная (входная) контрольная работа

1

15

Анализ контрольной работы. Слово. Предложение и текст в речевом общении.

1

16-17

Главный помощник в общении - родной язык.

2

18-19

Повторение изученного материала. Словарный диктант.

2

20

Обобщение знаний по разделу «Мир общения»

1

ЗВУКИ И БУКВЫ. СЛОГ. УДАРЕНИЕ. 65 ЧАСОВ

21

Гласные и согласные звуки и буквы.

1

22-23

Гласные и согласные звуки и буквы. Алфавит.

2

24-27

Гласные и согласные звуки и буквы.

4

28

Звук й и буква й.

1

29

Звук й и буква й. Обучающее изложение.

1

30

Буква э и звук э

1

31-33

Твердые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме.

3

34

Контрольный диктант

35-37

Твердые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме.

3

38- 42

Шипящие согласные  звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча- ща, чу-щу, чк, чн, щн.

5

43-45

Слог. Перенос слов.

3

46- 48

Ударение. Ударный слог.

3

49-56

Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.

8

57

Диктант  по  теме  «Безударные  гласные  звуки.  Их  обозначение  на письме.

1

58- 61

Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.

4

62 – 66

Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.

5

67

Диктант по теме «звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.

1

68 - 70

Слова с удвоенными согласными.

3

71 - 73

Слова с непроизносимыми согласными.

3

74- 77

Разделительные мягкий и твердый знаки.

4

78-81

Разделительные мягкий и твердый знаки.

4

82 -83

Обобщение знаний по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение.»

2

84

Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение»

1

85

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

1

СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. 20 ЧАСОВ

86- 89

Что рассказало слово.

4

90-91

Имена собственные и нарицательные.

2

92

Слова с несколькими значениями.

1

93

Многозначные слова

1

94

Роль слов с переносным значением

1

95

Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

1

96

Слова близкие по значению (синонимы)

1

97

Использование синонимов в речи.

1

98

Роль синонимов в речи.

1

99-100

Слова, противоположные по значению (антонимы).

2

101

Устойчивые сочетания слов.

1

102-103

Тематические группы слов.

2

104

Обобщение знаний по теме «Слово и его значение».

1

105

Контрольная работа по теме «слово и его значение».

1

СОСТАВ СЛОВА. 16 ЧАСОВ

106

Как собрать и разобрать слова.

1

107

Морфемный состав слова.

1

108

Корень – главная часть слова. Однокоренные слова.

1

109

Правописание однокоренных слов.

1

110

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

111-112

Корень – главная часть слова. Однокоренные слова.

2

113

Приставка

1

114-115

Приставка

2

116-117

Суффикс

2

118-119

Окончание.

2

120

Контрольная работа по теме «Состав слова»

1

121

Работа над ошибками.

1

ЧАСТИ РЕЧИ. 31 ЧАС

122 – 124

Что такое части речи.

3

125-127

Имя существительное

3

128 -131

Имя существительное. Обучающее изложение

4

132-137

Глагол

6

138

Имя прилагательное

1

139-140

Связь имени прилагательного с именем существительным.

2

141- 142

Роль имени прилагательного в речи

2

143

Развитие речи. Сочинение – миниатюра « Весеннее утро»

1

144-145

Части речи. Обобщение.

2

146

Предлог

1

147-148

Раздельное написание предлогов со словами.

2

149-150

Предлоги и приставки.

2

151

Контрольный диктант по теме «Части речи»

1

152

Работа над ошибками.

1

153

Предложение.

1

154-156

Главные члены предложения.

3

157-160

Связь слов в предложении

4

161

Текст

1

162-163

Типы текстов

2

164

Записка. Письмо.

1

165

Приглашение

1

166

Проверочная работа по теме «Предложение. Текст»

1

167

Работа над ошибками. Обобщение по теме.

1

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА ГОД. 3 ЧАСА

168-170

Повторение изученного материала.

3

3 класс

№ п/п

                             Название раздела.

                                 Тема урока.

Количество

       часов

                       Речевое общение. Повторяем – узнаем новое (14 ч.)

1 - 6

Собеседники. Диалог.

6

7 - 8

Культура устной и письменной речи.

2

9 - 12

Текст

4

13

Контрольный диктант

1

14

Работа над ошибками

1

                          Язык – главный помощник в общении (42 ч.)

15

Язык – главный помощник в общении

1

16 -18

Звуки и буквы. Слог, ударение.

3

19

Девять правил орфографии

1

20

Прописная буква в именах собственных

1

21

Буквы безударных гласных

1

22 - 23

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова

2

24 - 25

Проверяемые и непроверяемые парные по глухости – звонкости согласные в корне слова

2

26 - 27

Непроизносимые согласные

2

28

Разделительные ь и ъ знаки

1

29

Р/р. Обучающее изложение

1

30

Удвоенные согласные

1

31 - 32

Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн

2

33

Перенос слов

1

34

Проверка знаний учащихся. Контрольный диктант

1

35

Работа над ошибками.

1

36 - 39

Что рассказало слово

4

40 - 41

Синонимы

2

42

Антонимы

1

43

Омонимы

1

44

Многозначные слова

1

45

Слово и его значение

1

46

Проверка знаний учащихся. Контрольная работа

1

47

Работа над ошибками

1

48 - 49

Словосочетание

2

50

Предложение

1

51 - 52

Главные члены предложения

2

53 - 54

Предложения с однородными членами

2

55

Контрольный диктант

1

56

Работа над ошибками

1

                                                  Состав слова (15 ч.)

57

Состав слова. Корень

1

58 - 59

Корень

2

60

Корневые орфограммы

1

61

Р/р. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста

1

62 - 63

Приставка

2

64 - 65

Суффикс

2

66- 67

Окончание и основа

2

68 - 69

Как образуются слова

2

70

Контрольный диктант

1

71

Работа над ошибками

1

                                                  Части речи  (3 ч.)

72

Части речи

1

73

Р/р. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста

1

74

Контрольный диктант

1

Имя существительное (39 ч)

75

Имя существительное

1

76

Собственные и нарицательные имена существительные

1

77

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1

78

Число имен существительных.

1

79

Контрольный диктант

1

80

Проверка знаний учащихся. Контрольная работа

1

81

Работа над ошибками

1

82

Р/р. Сочинение – описание с использованием приёма олицетворения

1

83

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1

84

Число имен существительных.

1

85

Р/р. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста

1

86 - 90

Род имен существительных.

5

91

Р/р. Обучающее изложение

1

92 - 93

Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих.

2

94

Контрольный диктант

1

95

Работа над ошибками

1

96 - 98

Изменение имен существительных по падежам (склонение)

3

99

Изменение имен существительных по падежам. Именительный падеж

1

100 - 101

Изменение имен существительных по падежам. Родительный падеж

2

102

Изменение имен существительных по падежам. Дательный падеж

1

103

Изменение имен существительных по падежам. Винительный падеж

1

104 - 105

Изменение имен существительных по падежам. Творительный падеж

2

106

Изменение имен существительных по падежам. Предложный падеж

1

107 - 108

Изменение имен существительных по падежам (склонение)

2

109 - 110

Имя существительное

2

111

Проверочная работа

1

112

Контрольный диктант

1

113

Работа над ошибками

1

Местоимение (3 ч)

114 - 116

Местоимение

3

Глагол (28 ч)

117 - 119

Глагол как часть речи

3

120 - 122

Изменение глагола по временам

3

123

Глаголы настоящего времени

1

124 - 125

Глаголы прошедшего времени

2

126 - 127

Глаголы будущего времени

2

128 - 130

Неопределенная форма глагола

3

131

Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола

1

132 - 133

Изменение глаголов по числам

2

134

Р/р. Обучающее изложение

1

135

Р/р. Сочинение

1

136 - 138

Изменение по родам глаголов прошедшего времени.

3

139 - 140

 НЕ с глаголами

2

141 - 142

Глагол

2

143

Контрольный диктант

1

144

Работа над ошибками

1

Имя прилагательное (18 ч)

145 - 149

Имя прилагательное как часть речи

5

150 - 151

Изменение имен прилагательных по родам и числам

2

152 - 153

Изменение имен прилагательных по  числам

2

154

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам

1

155

Р/р. Сочинение – описание

1

156 - 158

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам

3

159

Имя прилагательное

1

160

Р/р. Обучающее изложение

1

161

Контрольный диктант

1

162

Работа над ошибками

1

Повторение (8 ч)

163 -165

Повторение. Слово. Предложение. Текст

3

166

Повторение изученных орфограмм

1

167

Итоговый контрольный диктант

1

168

Работа над ошибками

1

169

Повторение. Правила правописания

1

170

Обобщающий урок. Игра «По океану речи»

1

4 класс

№ п/п

Название раздела.

Тема урока

Количество часов

Речевое общение. Речь устная и письменная. ( 2ч)

1.

Знакомство с учебником «Русский язык».  Речевое общение.

1

2

Речь устная и письменная.

1

Цель речевого общения (3ч.)

3

Цель речевого общения.

1

4

Правила общения.

1

5

Правила общения. Закрепление.

1

Речевая культура. Обращение. (6 ч)

6.

Речевая культура. Обращение.

1

7.

 Обращение. Знаки препинания при обращении.

1

8.

Деловая речь. Составление планов.

1

9.

Научная речь и художественная речь.

1

10.

Метафора и сравнение.

1

11

Контрольный диктант. ( входной).

1

Речь как речевое произведение (9ч)

12.

Текст. Признаки текста.  

1

13

План текста простой и развёрнутый. Типы текстов.

1

14.

Обучающее изложение.

1

15.

 Текст рассуждение, текст- описание, текст повествование.

1

16.

Составление текстов разных типов.

1

17.

Составление собственного текста.

1

18.

Проверь себя.

1

19.

Контрольный диктант по теме « Текст»

1

20.

Анализ контрольного диктанта. Повторение.

1

Средства общения (8ч)

21.

Средство общения. Роль языка в общении.

1

22.

Средства передачи сообщения.

1

23.

Повторяем. Звуки и буквы русского языка.

1

24.

Основные правила орфографии.

1

25.

Словесное творчество. Основные правила орфографии.

1

26.

Повторение изученных орфограмм. Ударение.

1

27.

Контрольный диктант по теме «Язык как средство общения»

1

28.

Проверь себя.

1

Предложения (3ч.)

29.

Различие предложений и словосочетаний.

1

30.

Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания.

1

31.

 Развитие речи. Составление текста – рассуждения на заданную тему.

1

Главные и второстепенные члены предложения ( 5ч)

32-33

Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения.

2

34.

 Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.

1

35.

 Способы выражения подлежащего и сказуемого.

1

36.

 Связь слов в предложении.

1

Предложения с однородными членами (4ч)

37.

 Однородные члены предложения.

1

38.

 Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления.

1

39-40

 Знаки препинания при однородных членах предложения.

2

Простые и сложные предложения (2ч)

41.

 Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами а, но, и.

1

42.

 Обучающее изложение.

1

Словосочетание (3ч)

43.

 Анализ изложения. Словосочетание. Различия между словом, предложением и словосочетанием.

1

44.

 Контрольный диктант по теме «Предложение»

1

45.

 Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о предложении и словосочетании.

1

Слово и его значение (8 ч)

46.

  Обобщение знаний о  значении слова.

1

47.

 Разные  виды лингвистических словарей.

1

48.

 Звуко –буквенная форма слова и его лексическое значение.

1

49-50

 Антонимы, синонимы,  омонимы

2

51.

 Многозначные слова.

1

52.

 Прямое и переносное значение слова.

1

53.

 Проверь себя.

1

Состав слова. Однокоренные слова (23ч)

54.

 Состав слова. Разбор слова по составу.

1

55-56

 Образование новых слов с помощью приставок.

2

57.

 Разделительный Ъ знак

1

58.

 Разделительный Ь знак

1

59.

 Разделительный ъ и ь.

1

60.

 Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов и приставок»

1

61.

  Образование  новых слов с помощью суффиксов.

1

62.

 Правописание суффиксов –ек, -ик.

1

63.

Однокоренные слова.

1

64-66

 Правописание гласных и согласных в корне слова.

3

67

 Удвоенные согласные в корне слова.

1

68

 Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану.

1

69

 Анализ изложения. Правописание слов с орфограммами корня.

1

70

Однокоренные слова и формы слова.

1

71

 Правописание соединительных гласных в сложных словах.

1

72

 Развитие речи. Обучающее сочинение на тему «Первый снег»

1

73.

 Повторение изученных орфограмм

1

74

 Проверь себя. Систематизация знаний о составе слова.

1

75

 Контрольный диктант по теме «Состав слова»

1

76

 Анализ контрольного диктанта. Повторение основных орфограмм корня.

1

Целостное представление о частях речи.

Их роль в предложении (6ч)

77

 Различие и общность частей речи.

1

78.

 Грамматическое значение частей речи.

1

79

 Распределение слов по частям речи.

1

80

 Роль частей речи в предложении.

1

81

 Проверь себя. Систематизация знаний о частях речи.

1

82

 Контрольный диктант

1

Имя существительное (22ч)

83

 Повторяем, что знаем. Одушевленные и неодушевленные  имена существительные.

1

84

 Число и  род имен существительных.

1

85.

 Алгоритм  определения падежа имен существительных.

1

86

 Упражнение в распознавании падежа имен существительных

1

87

 Определение падежа имен существительных. Несклоняемые имена существительные.

1

88 - 89

 Три склонения имен существительных (общее представление)

2

90-92

 Падежные окончания имен существительных 1- го склонения.

3

93-95

 Падежные окончания имен существительных 2- го склонения.

3

96-97

 Падежные окончания имен существительных 3- го склонения.

2

98-99

 Падежные окончания имен существительных в единственном числе

2

100-102

Склонение  имен существительных в множественном числе

3

103

 Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

104

 Анализ контрольного диктанта.

1

Имя прилагательное (13ч).

105

 Повторяем, что знаем.

1

106-107

 Безударные окончания имен прилагательных

2

108- 110

 Склонение имен прилагательных

3

111- 113

Склонение имен прилагательных во множественном числе

3

114

 Разбор имени прилагательного как часть речи.

1

115

 Проверь себя

1

116

 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

117

 Анализ контрольного диктанта.

1

Местоимения (7 ч)

118

 Местоимения как части речи.

1

119

 Склонение личных местоимений 1-го, 2-го лица

1

120

 Склонение личных местоимений 3–го лица.

1

121

 Изменения личных местоимений по падежам. Творческая переменка.

1

122

 Проверь себя

1

123

 Контрольный диктант по теме «Местоимение»

1

124

 Анализ контрольного диктанта.

1

Глагол (28ч)

125

 Повторяем, что знаем. Роль глаголов в языке

1

126

 Прошедшее время глаголов.

1

127-128

 Неопределенная форма глагола.

2

129

 Спряжение глаголов в настоящем времени.

1

130

 Спряжение глаголов в будущем времени.

1

131

 2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущем времени.

1

132

 I и II спряжение глаголов

1

133- 134

 Способы определения спряжения глаголов

2

135-136

 Личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

2

137-138

Правописание глаголов на –тся и-ться.

2

139

 Глаголы-исключения.

1

140

 Написание безударных окончаний глаголов

1

141

Разбор глагола как части речи.

1

142

 Проверь себя

1

143

 Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

144

 Анализ контрольного диктанта.

1

Имя числительное (3ч)

145-147

 Имя числительное.

3

Наречие (5ч).

148- 150

 Наречие.

3

151

 Контрольный диктант по теме «Наречие»

1

152

 Анализ контрольного диктанта.

1

Повторение (18ч)

153- 154

 Повторение. Слово.

2

155

 Повторение. Части речи

1

156

 Развитие речи. Подробное изложение текста по коллективно составленному плану.

1

157- 158

 Повторение. Части речи.

2

159

 Развитие речи. Краткое изложение текста по коллективно составленному плану.

1

160

 Повторение. Части речи.

1

161

 Повторение. Контрольное списывание.

1

162

 Повторение. Правила правописания

1

163

 Итоговый контрольный диктант.

1

 164

Анализ контрольного диктанта.

1

165

 Итоговый тест за 4 класс

1

166

 Повторение. Правила правописания.

1

167

 Контрольное изложение.

1

168

 Итоговый тест.

1

169

 Анализ контрольных работ

1

170

 Обобщающий урок. Игра «По галактике Частей речи»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе

Урок содержит материал по знакомству учащихся с безударными гласными в словах....

Рабочая программа по русскому языку МБДОУ детский сад «Теремок» сумона Арыг-Узюнский

Обучение русскому языку как средству межнационального обучения является частью общего воспитательно-образовательного процесса в национальных дошкольных учреждениях.К 4-6 летнему возрасту, дети в основ...

План-конспект внеурочного занятия «Занимательный русский язык» в 1 классе

Волшебные словаЦели: Обогащение словарного запаса. Развитие речи, мышления, памяти, внимания, познавательной активности. Воспитание вежливости....

Открытый урок русского языка во 2 классе

Тема: "Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных"Цель: обобщить знания обучающихся об употреблении большой буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных....

Рабочая программа по русскому языку 2 класс школа 21 века

Рабочая программапо русскому языку...

Программа по русскому языку 2 класс В.П. Канакина

Программа по русскому языку 2 класс В.П. Канакина...

Программа по русскому языку 3 класс В.П. Канакина

Программа по русскому языку 3 класс В.П. Канакина...