Открытый урок русского языка во 2 классе
план-конспект по коррекционной педагогике по теме

Лапшина Людмила Александровна

Тема: "Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных"

Цель: обобщить знания обучающихся об употреблении большой буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_bolshaya_bukva.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

                            Подготовила и провела:

                                                      учитель начальных классов

Лапшина  Л. А. 

Инсар, 2018 г.

Тема: "Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных"

Цель: обобщить знания обучающихся об употреблении большой буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить у обучающихся понятие «большая буква» в именах, фамилиях людей, кличках животных, знания об употреблении в письменной речи заглавной буквы;
  2. Закрепить умение различать названия животного и его кличку;
  3. Повторить правописание изученных словарных слов;
  4. Отработать навык правописания слов с большой буквы.

Коррекционно – развивающие:

  1. Развивать зрительную и слуховую память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;
  2. Развивать и коррегировать мелкую моторику рук на материале   специальной гимнастики для пальцев рук;
  3. Способствовать развитию наглядно-образного мышления, зрительного восприятия и навыка самоконтроля в процессе анализа и написания изученной орфограммы;
  4. Развивать связную устную речь обучающихся, работать над составлением связного высказывания, пополнять активный словарный запас учащихся путём ввода новых слов.

Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность при письме, на рабочем месте;
  2. Воспитывать познавательную активность и интерес к урокам русского языка посредством применения занимательных заданий;
  3. Формировать произвольность поведения, умение работать в коллективе одноклассников;
  4. Создавать благоприятный психологический климат в классе, предупреждать утомляемость обучающихся.

Необходимое оборудование и материалы для урока: электронный носитель с презентацией к уроку, экран, проектор, компьютер,  круги, письмо дяди Фёдора, «золотые монетки», бумажные сотовые телефоны, картинка с изображением дяди Фёдора (по количеству обучающихся), массажные кольца.

Ход урока:

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

На презентационном экране заставка урока, звенит колокольчик, возвещающий о начале урока.

- Внимательно послушайте загадку:

Есть у радуги подруга

В виде полукруга,

На лице она живёт,

То куда-то вдруг  уйдёт,

То внезапно возвратится.

Грусть, тоска её боится.       (Улыбка)

- Давайте подарим друг другу улыбку и  хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне.

- Какое сегодня число? День недели? Какой сейчас урок? Какой урок русского языка  по счёту? Что мы учимся делать на уроке русского языка?                       (опрос обучающихся)

- Начинаем урок.  Я прошу вас быть внимательными и активными.

II. Пальчиковая гимнастика.

- А чтобы правильно, красиво
 Вы записали всё в тетрадь.
 Вам пальчики необходимо
 Как следует, как следует размять.

  • с использованием Су-Джок  шаров:

(обучающиеся поочерёдно надевают массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая слова стихотворения)

На правой руке:

Этот малыш – Илюша, (на большой палец)

Этот малыш – Ванюша, (указательный)

Этот малыш – Алёша, (средний)

Этот малыш – Антоша, (безымянный)

А меньшого малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка – Танюша, (на большой палец)

Эта малышка – Ксюша, (указательный)

Эта малышка – Маша, (средний)

Эта малышка – Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

  • с карандашом:

«Утюжок» - Покатать карандаш по столу.

«Добывание огня» - Прокатывание карандаша между ладонями.

«Пианино» - Прижимаем карандаш, лежащий на столе поочередно пальчиками.

«Прятки» - Сжимание поочередно карандаша в руках.

«Вертолет» - Вращение карандаша тремя пальцами.

III. Минутка чистописания.

- Сейчас я прочитаю вам стихотворение. В нём встретятся непонятные слова. Давайте их разберём.

(Предварительная работа по разбору значения слов: кулёк, купец, кадушка)

- Послушайте стихотворение и выложите на стол столько кружков, сколько раз в стихотворении вы услышите звук [к].

Катя с Колей

Кулёк  муки

У купца купили.

В кадушке тесто замесили.

- Сколько раз  вы в стихотворении услышали звук [к]?  (9)

- Подумайте, какой это звук: гласный или согласный?

- Звонкий или глухой?

- Какой буквой на письме обозначаем звук [к]?

- Догадайтесь, какую букву будем писать сегодня на минутке чистописания?

- Верно, сегодня вы будете писать прописную букву «К».

- Давайте вспомним, как надо её правильно писать. /Поэлементный разбор. Прописывание в воздухе. Запись на доске./

- Какие имена услышали в стихотворении, начинающиеся со звука [к]?    (Катя, Коля).

- С какой буквы напишите эти имена?     (С заглавной буквы К).

/ Запись числа, буквы и слов в тетрадь по образцу. Следить за посадкой обучающихся при письме. /

IV. Сообщение темы и задач урока. 

-  Глядя на минутку чистописания, скажите, о чём пойдет речь сегодня на уроке? (О большой букве.)

- Ребята, у нас будет необычный урок. Мы проведём его вместе с героями мультипликационного фильма «Трое из Простоквашино», снятого режиссёром Владимиром Поповым по сценарию известного детского писателя Эдуарда Успенского.

- Тема сегодняшнего урока «Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных».

На экране  появляются герои мультфильма «Трое из Простоквашино», затем тема урока.

- Герои мультфильма приготовили для вас различные задания и хотят узнать, хорошо ли изучили эту тему, знаете ли как пишутся имена, фамилии людей, клички животных. За правильно выполненную работу вы будете получать призы – «золотые  монетки».

V. Электронная гимнастика для глаз «Простоквашино».

VI. Словарный диктант.

На экране появляется рубрика «Словарный диктант» и кот Матроскин.

- Первое задание – словарный диктант нам предлагает выполнить кот Матроскин. Послушайте загадки и запишите в тетрадь отгадки.

Загадки.

Рыжий молокозавод
День жуёт и ночь жуёт.
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко.        
(Корова)

Хочешь бегать далеко,
Хочешь прыгать высоко,
Пей почаще …  
(Молоко)

Ушки чуткие торчком,
Хвост взлохмаченный крючком.
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
(Собака)

Я бел как снег,
В чести у всех,
И нравлюсь вам,

Да во вред зубам. (Сахар)

- Проверьте записанное в тетради с ответами на экране. Если есть ошибки – исправьте.

После записи ответов в тетрадь на экране по щелчку левой кнопки мыши появляются правильные ответы и их изображения.

- Оцените свою работу.    

 (Детям за правильно выполненную работу выдаются  «золотые  монетки»).

- Подумайте, каким из записанных слов можно дать имя или кличку?

VII. Повторение изученного материала. 

На экране два столбика слов.

- Свои собственные имена имеют и другие предметы.

- Прочитайте слова на экране.

-Что обозначают слова, записанные в первом столбике?  

 (Названия предметов).

- Что обозначают слова, записанные во втором столбике?

(Имена этих предметов).

Задание от собаки Шарика.

- Каждому названию предмета подберите его имя.

(Обучающиеся  поочерёдно выходят к доске и выполняют задание).

Проверка.  Дети называют сочетания слов, а  на экране по щелчку мыши происходит соответствующее перемещение.

(Детям, правильно выполнившим задание, учитель выдаёт призы – «золотые монетки»)

- Назовите из указанных слов клички животных. (Матроскин, Мурка, Гаврюша, Хватайка)

- Назовите имена и фамилии людей. (Фёдор, Печкин)

- Как записаны имена, фамилии, клички животных?    (С большой буквы)

- Давайте вспомним и повторим правило.

Обучающиеся получают карточки с правилом правописания имён собственных. Каждый прочитывает свою карточку, а затем учитель приглашает детей к доске, чтобы составить правило целиком.

- Итак, мы с вами составили правило (чтение правила хором, по одному, по щелчку левой кнопкой мыши на экране также появляется  текст правила)

Имена, фамилии людей, клички животных пиши с большой буквы.

- Запишите  героев  мультфильма в тетрадь. Подчеркните первую букву в именах, фамилиях людей, кличках животных.

(Детям, правильно выполнившим задание, учитель выдаёт призы – «золотые монетки»)

VIII. Физминутка. 

На экране заставка с музыкальным сопровождением.

Чтоб получше нам размяться

Будем глубже наклоняться.

Наклоняемся вперёд,

А потом – наоборот.

Вот ещё одно заданье –

Выполняем приседанья,

Не ленитесь приседать!

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы шагаем дружно, бодро,

Но пора закончить отдых.

Ротик снова на замок

Продолжается урок.

IX. Закрепление изученного материала.

Письмо дяди Фёдора.

На экране заставка следующего этапа урока.

- Помните, ребята, мальчик, которого все звали дядя Фёдор, поселился со своими друзьями в заброшенном доме в деревне Простоквашино. Что сделал мальчик, чтобы родители не волновались за него?

- Правильно, он написал им письмо. Это письмо сохранилось. (Показывает письмо на листе бумаги). Да вот беда, часть букв подтёрлась. Помогите восстановить письмо дяди Фёдора. Я размножила это письмо. Оно лежит у вас на парте.

- Давайте внимательно прочтём письмо и вставим недостающие буквы.

На экране письмо с пропущенными буквами.

Здравствуйте, _апа  и _ама!

Мы  с  _отом   _атроскиным   и   _обакой     _ариком

живём  хорошо. У  нас  есть   _алчонок    _ватайка

и _орова  _урка. А  недавно  появился  _елёнок   _аврюша.

До  свидания.

Ваш  сын  дядя  _ёдор.

- Давайте проверим задание. (Дети называют букву, которую необходимо вставить – строчную или заглавную,  по щелчку буква появляется в нужном месте).

- Прочитайте письмо целиком.

- Назовите присутствующие в письме имена людей и клички животных.

- С какой буквы пишутся эти слова?  

- Почему остальные слова написаны с маленькой буквы?

 (опрос обучающихся)

(Дети, правильно выполнившие задание, получают «золотые монетки»)

X. Домашнее задание.

Записать письмо дяди Фёдора в тетрадь.

XI. Рефлексия. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся.

- Наш урок подошёл к концу. 

- Чему мы сегодня научились? Какое правило запомнили?

 - Какое задание на уроке вам больше всего понравилось?  

- У вас на парте бумажный сотовый телефон. Отправьте  СМС- сообщение главному герою мультфильма  -  мальчику по имени Фёдор о том, как прошёл урок. Если вам всё понравилось, было интересно работать на уроке, со всеми заданиями справлялись, отправьте картинку с его изображением, а если вам было неинтересно на уроке, возникали трудности при выполнении заданий - отправьте пустое сообщение.            (Дети выполняют задание).

- Посчитайте свои заработанные «золотые монетки». Количество монет – ваша оценка за урок.

- Мои помощники, герои мультфильма благодарят вас за работу  на уроке и прощаются с вами, ребята.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе

Урок содержит материал по знакомству учащихся с безударными гласными в словах....

Русский язык 3 класс

Тема "Непроизносимые согласные " Цель:формирование представления ословах с непроизносимыми согласными ,умения проверять написание слов с непроизносимыми согласными...

Урок русского языка «Знакомство со словом и предложением"

Задачи: образовательные: 1.    Познакомить с понятием «слово» (слова разные, что мы видим, делаем, можно назвать словом), «предложение».2.    Вспомнить стихотворение А. Б...

Урок русского языка "Правописание звонких глухих согласных на конце слов"

Урок русского языка "Правописание звонких глухих согласных на конце слов"...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс школа 21 века

Рабочая программапо русскому языку...

Урок русского языка во 2-ом классе.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».

Цель: –учить  различать  однокоренные слова и формы словаЗадачи:образовательные: познакомить с  отличием формы слова от родственных словразвивающие: формировать умения быстро...