Задания старого пирата
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Danchenko Elena

Закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоты. Упражнения в делении слов на слоги и в определении места звука в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_starogo_pirata1.docx77.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

по обучению грамоте в подготовительной группе

Образовательная область – речевое развитие

Тема: «Задания старого пирата».

Цель: Закрепить знания детей по основам первоначальной грамоты

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать умение детей в дифференциации гласных и согласных звуков;
  • Формировать умение выполнять звуковой анализ слов;
  • Упражнять в делении слов на слоги;
  • Учить детей отвечать на вопросы;
  • Упражнять в определении места звука в словах;
  • Закрепить умение составлять предложения с заданным словом;

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух; логическое мышление, внимание, сообразительность;
  • Развивать грамматический строй речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.
  • Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Планируемые результаты: имеет представление о звуках, слогах, умело применяет свои знания по освоению грамоты, способен активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальное и коллективные задания.

Методические приемы:

Словесные: беседа о гласных и согласных звуках;

Игровые: «Какой звук повторяется во всех словах?», «Найди слог», «Разложи по корзинкам», «Закончи предложение» 

Оборудование:

Демонстрационный: сундучок с шоколадными монетками, ключ от сундука, письмо от пирата, игрушки – мяч, кукла, пирамида, машина, самолет

Раздаточный: картинки - самолет, цветы, стол, воздушный шарик, рыба, носок, карточки с буквами, листы с машинами, карандаши.

Словарная работа: гласные и согласные звуки, буква, слог, предложение.

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

                                                                          Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Эмоционально-психологический настрой.  

Ребята, (приглашаю детей в круг) на адрес нашего детского сада пришла посылка.  Вот такой таинственный сундук и письмо от Старого Пирата. Что нам с этим делать?

Хорошо! Давайте его прочитаем.

Концентрируют внимание, проявляют интерес, выражают собственное мнение

-Его надо прочитать!

2.

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

 «Здравствуйте, ребята!

Я рад познакомиться с вами, и хочу поделиться своими сокровищами. Но открыть секретный замок на сундуке не так-то просто. Чтобы заполучить ключ от замка, который я спрятал в секретном месте, вы должны пройти мои хитрые и коварные испытания.

Желаю удачи. Старый Пират Весельчак».

- Ну что, ребята, хотите узнать, какие же сокровища прислал вам Пират Весельчак?  Вам интересно будет проходить его испытания?

- Здесь в письме указаны все задания, выполняя их, вы будете получать часть пиратского ключа.  

-Соберете все его части, откроете замок на сундуке.

Итак, приступим!

Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск воды.

А еще есть звуки речи, Мы их точно знать должны.

Звуки четко произносим, слушаем внимательно,

Будем четко говорить, и писать старательно.

-О чем говорится в стихотворении?

 -Наверное, сначала пират хочет проверить, знаете ли вы звуки и буквы.

Внимательно слушают воспитателя, принимают

Дети вступают в диалог

-Да

Отвечают на вопрос

-о звуках

- да

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

-Когда мы общаемся друг с другом, мы слышим звуки. Это звуки речи.

- Какие бывают звуки?

- Почему они называются «гласные»?

- Давайте назовем гласные звуки.

- Почему не поются согласные звуки? Что мешает?

- Какие бывают согласные звуки?

Давайте назовем несколько согласных звуков.

 

-Настя, назови его мягкую пару  

Давай теперь назовем мягкий согласный звук и его твердую пару

- Чем отличается «звук» от «буквы»?

Молодцы! Держите 1 часть ключа!

Итак, следующее задание пирата.

«Какой звук повторяется во всех словах?» (без картинок)

1.        Рак, рыба, тигр, радуга.

2.        Заяц, зуб, зонт, арбуз.

3.        Жираф, баклажан, ёж, пожар.

4.        Фонарь, флаг, светофор, шарф.

- Ребята, у вас появляется 2 часть ключа!

- Что нас ждет далее?

Но прежде, чем мы отправимся дальше, давайте немного разомнемся!

Физкультминутка

Пират наш потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в сторону развел,

Ключик видно не нашел,

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

- Хорошо!

Думают, высказываются, рассуждают

-гласные и согласные

-их можно петь

-А Я О Ё Е Э У Ю И Ы

-губы, зубы, язык

- твердые и мягкие

Ребенок называет твердый согласный звук «П» - «ПЬ»

Ребенок называет мягкий согласный звук «ЛЬ» - «Л»

И т.д. («КЬ» - «К»; «СЬ» - «С») ---Звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем.

Внимательно слушают, готовятся к выполнению заданий.

- звук «р»

- звук «з»

-  звук «ж»

- звук «ф»

Выполняют движения

Следующее задание. «Раздели слово на слоги»

Посмотрите, ребята, какие предметы вы видите? Назовите.

 

Скажите, а как назвать эти предметы одним словом?

-Ребята, из чего состоят слова?            

-Как узнать, сколько слогов в слове?      

-Правильно, с помощью хлопков определите,

Сколько слогов в слове «самолет» (3), сколько гласных звуков? (тоже 3)

Сколько в слове «кукла» слогов (2), сколько гласных звуков? (тоже 2)

Сколько в слове «машина» слогов(3), сколько гласных звуков? (тоже 3)

Сколько в слове «пирамида» слогов (4), сколько гласных звуков (тоже 4)

Сколько в слове «мяч» слогов (1), сколько гласных звуков? (тоже 1)

-Молодцы! Еще одна часть ключа - ваша!

«Разложи по корзинкам».

 Детям предлагается взять картинку с изображением предмета и определить, сколько слогов в названии данного предмета, положить эту картинку в корзинку:  

1 кружок-1слог; 2 кружка-2слога и т.д.

- Хорошо, ваша награда – четвертая часть ключа!

Дети называют (самолет, кукла, машина, пирамида, мяч) 

Ответы детей

-игрушки

- из слогов

- при помощи хлопков, сколько в слове гласных, столько и слогов

Дети выходят по одному к доске, выбирают картинку, называют слово, определяют количество слогов, кладут в нужную корзинку.

5.

 Актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

осмотрите, у вас на столе разложены карточки с картинками (самолет, цветы, стол, воздушный шарик, рыба, носок)

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение». Я начну предложение, а вы с помощью картинки, которая подходит по смыслу, закончите его.

- Поняли задание?

- В небе летит…..  

- В парке растут…..

-В комнате стоит…..

-У Маши воздушный….

-Рыбаки поймали ……

-Бабушка связала….

Повторите, что такое предложение. 

- Хорошо, и с этим заданием мы справились. И за это задание мы получаем последнюю часть ключа от пиратского сундука.

Дополнительное задание

Нужно заштриховать грузовую машину вертикальными линиями, а легковую - горизонтальными.

Рассматривают картинки, слушают задание

Повторяют задание.

Дети поднимают свои картинки и повторяют предложение целиком.

Отвечают дети

Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой. 

Соединяют части ключа на доске магнитами.

Получают листы с заданием, выполняют самостоятельно.

6.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

- Ребята, посмотрите, у нас получился ключ. Это ключ от пиратского сундука.

- Давайте откроем его. А в нем – шоколадные монетки для вас, вот оказывается, какое сокровище прятал от нас Пират Весельчак.

- Давайте скажем ему спасибо!

На этом наше путешествие закончилось.

Приглашаю всех в круг

Собрались все вместе в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.  

- Скажите, пожалуйста, чем вы сегодня занимались?

-Трудно ли было вам получить ключ?

- Какие трудности были у вас на пути?

Эмоционально реагируют на появление ключа, благодарят Пирата за подарок.

Встают в круг

Формулируют ответы на наводящие вопросы педагога.

7.

Рефлексия

 -Как вы оцениваете свои старания?

- Справились ли вы с заданиями Пирата?

 - Что вам больше всего понравилось?

Делятся впечатлениями, анализируют собственную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сокровища старого пирата"

План конспект спортивно досуговой деятельности для детей подготовительной к школе группы....

Квест по ПДД " Сокровища старого пирата"

Описание игры: На территории детского сада спрятаны записки с заданиями по ПДД. В группе на видном месте дети находят бутылку со старой картой - планом территории детского сада, где отмечены мест...

Итоговое занятие: "Сокровища Старого Пирата"

Повторение  ранее изученного материала в игровой форме. Вызвать у детей интерес к познавательной деятельности, сформировать положительный настрой к дальнейшему обучению....

«Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение».

Конспект. Развитие речи. Подготовительная группа....

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение».

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение»....

"Задания старого пирата"

Конспкт НОД по обучению грамоте в подготовительной кшколе гуппе...

Конспект открытого НОД по развитию речи Тема: «Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение».

Старый пират Весельчак предлагает ребятам пройти испытания чтобы получить ключи от замка, где лежит клад...