Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Знакомство с буквами И и Ы.Место звуков после согласних твердых и мягких.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Изучение букв Ы и И. | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа развития №24»
Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе с использованием технологии «Ситуация».
Образовательная цель | Познакомить с буквами Ы, И. Повторение звуков а, у, о, е. |
Задачи | Закрепление правила написания гласных после твердых и мягких согласных звуков. |
Новый способ действия | Самостоятельный разбор слов с буквой Ы, И |
Какие понятия, знания необходимо актуализировать | Повторение гласных и согласных звуков (как отличить гласные от согласных), Согласные твердые и мягкие. Деление слов на слоги. |
Причина затруднения | Определение места написания ы после твердых согласных звуков и места написания и после мягких согласных. |
Цель деятельности детей по преодолению затруднения (детская цель) | Помочь выучить новые буквы Маше и Саше. Найти слова, которые «спрятали» Маша и Саша. |
Материалы для образовательной деятельности: 1 «.Волшебный сундук» (нарисован на доске или на бумаге, прикрепленной к доске.); картинки, в числе которых изображены сыр, рыба, мыло, шары. Картинки- отгадки: сани, лимон миска. Фишки зелёного, синего, красного цветов для каждого воспитанника. Предметные картинки для самостоятельного разбора слов, в которых есть звуки Ы, И. .
Ход образовательной ситуации.
1-й этап. Введение в ситуацию.
Ребята, сегодня к нам в гости пришли дети из другого детского сада. Это Маша и Саша. Они тоже ходят в детский сад, где изучают буквы и звуки. Но однажды они пропустили одно занятие у себя в группе и не смогли вместе с ребятами выучить две буквы. Маша предложила Саше сходить к нам и спросить, знают ли наши дети эти буквы. Они принесли эти буквы с собой, чтобы вам их показать. У Саши- это буква (Ы), а у Маши-это(И)
2-й этап. Актуализация.
Мы с вами уже умеем различать звуки. Какие мы знаем звуки? (гласные и согласные) Как их можно различить? (пропеть или не пропеть) Какими бывают согласные звуки? (твердыми и мягкими).
3-й этап. Затруднение в ситуации.
Сможем ли мы сразу назвать две новые буквы? Кто их может назвать? (дети затрудняются). Давайте спросим у тех детей, которые уже дома выучили эти буквы. (дети называют). Как вы думаете, они обозначают гласные или согласные звуки? Почему? (гласные, потому что можно их пропеть).
Вовлечение детей в процесс самостоятельного поиска. Игра «Волшебный сундук».
Саша решил с вами поиграть и спрятал эти буквы в словах, а сами слова поместил в волшебном сундучке. Он вам предлагает их нам найти. (дети с помощью предметных картинок находят слова: сыр, рыба, мыло, шары,).
4-й этап. Открытие нового знания (способа действия)
Этот звук мы слышим во всех этих словах, он повторяется –Ы. Деление слов на слоги. Звуковой разбор слов сыр, рыба, шары, мыло с помощью фишек. Определение места звука Ы в словах. Один более подготовленный ребенок по просьбе воспитателя ставит под фишкой букву Ы в анализируемом слове. Все остальные ставят такие же у себя в словах. Воспитатель акцентирует внимание детей на то, что буква Ы пишется после твердых согласных.
Физкультминутка
Весенние листочки на веточке сидят,
Весенние листочки детям говорят:
Осиновый – О-О-О!
Рябиновый – И – И -И!
Березовый – Е –Е -Е!
Дубовый – У-У-У.
(Пропеть гласные.)
Подуй на одуванчик.
Вовлечение детей в процесс открытия новых знаний.
Дети, мы с вами только что узнали какую букву принес Саша (букву Ы). А какую букву нам принесла Маша? Кто помнит? (дети называют И). Маша тоже любит играть с детьми, поэтому она решила спрятать свою букву в отгадках. Попробуйте ее найти. Для этого нужно отгадать загадки.
1.Мы с горы помчимся сами, нас зимой катают (сани).
2.Ласково мурлычет киска: молока налита (миска).
3. Кислый, но полезный он. Это- желтенький (лимон).
Деление слов на слоги. Звуковой разбор слов сани, миска, лимон с помощью фишек. Определение места звука И в словах. Один более подготовленный ребенок по просьбе воспитателя ставит под фишкой букву И в анализируемом слове. Все остальные ставят такие же у себя в словах. Воспитатель акцентирует внимание детей на то, что буква И пишется после мягких согласных.
5-й этап. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.
Игра со словом САНИ. Раздать фишки четырем детям:1-согласный,2-гласный,3-согласный мягкий,4-гласный. Предложить построиться(встать) в нужном порядке там, чтобы получилось слово САНИ. Игра со слогами :-мы, ри , лы , пы, зи, сы, ки, ты, ди, ни, ры, си, ли, иг, ыр. Если звучит слог со звуком И- дети делают один хлопок в ладоши. Если звучит звук Ы-дети один раз приседают.
Использование новых знаний (способа действия)
Дети, Маша и Саша очень обрадовались, что вы много знаете и просят вас разобрать самостоятельно по одному слову. (Слова –картинки подбираются индивидуально по уровню подготовленности детей, возможен повтор уже ранее разобранных слов). Воспитатель помогает менее подготовленным детям сложить слова.
6-й этап. Осмысление. Подведение итогов: Вопросы:
Какие буквы мы сегодня узнали? (Ы.И) Какие звуки они обозначают? Буква Ы обозначает гласный Ы, Буква И обозначает гласный звук И.
После каких согласных пишется буква Ы? (после твердых). После каких согласных пишется буква И ? (после мягких)
Дети, скажите, смогли ли мы помочь Маше и Саше узнать новые буквы7Молодцы! Нашим друзьям пора возвращаться в свой детский сад. Саша и Маша очень довольны тем, что узнали новые буквы и не отстали от других детей. А вы сами хорошо запомнили новые буквы?. Кто из вас сможет их назвать? Показать? (называют Ы, И ). Показывают на доске эти буквы.
Литература: Журова Л.Е. « Подготовка к обучению грамоте детей 5-6 лет в детском саду. Сценарии образовательной деятельности», Издательство «Ветана- Граф»,М.,2012г.-96 ст.
Подготовила и провела:
Воспитатель: Тумко В.А.
г. Нефтеюганск 2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность: «Подготовка к обучению грамоте».
Представлен конспект НОД поподготовке к обучению грамоте....
Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовка к обучению грамоте "Путешествие по сказкам" подготовительная к школе группа
Во время непосредственно образвовательной деятельности при путешествии по разным сказкам дети преодолевают препятствия и выполняют разные задания по обучению грамоте....
Мультимедийная разработка непосредственно образовательной деятельности "Подготовка к обучению грамоте" и "Развитие речи" для детей подготовительной к школе группы.
Взаимодействие воспитателя и учителя - логопеда в непосредственно- образовательной деятельности....
Дополнительная образовательная программа "Подготовка к обучению грамоте"
Программа предназначена для занятий со старшими дошкольниками комбинированных групп МДОУ №28 "Снегирёк"...
Практический материал к образовательной области «Подготовка к обучению грамоте» для детей от 5-7 лет
Практический материал к образовательной области «Подготовка к обучению грамоте» для детей от 5-7 лет разработан в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образов...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Грамотеи спешат на помощь»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте«Грамотеи спешат на помощь»Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу « подготовка к обучению грамоте»; создать р...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы «Маленькие грамотеи»
обогащать словарный запас детей; учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах; продолжать упражнять детей в делении слова на слоги, правильно определяя после...