Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Тумко Валентина Анатольевна

Знакомство с буквами И и Ы.Место звуков после согласних твердых и мягких.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Изучение букв Ы и И.27.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                                                                                                                     «Школа развития №24»

Конспект образовательной деятельности  по подготовке к обучению грамоте                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              в старшей группе  с использованием технологии  «Ситуация».

Образовательная цель

Познакомить с буквами Ы, И. Повторение звуков   а, у, о, е.

Задачи

Закрепление правила написания гласных после твердых и мягких согласных звуков.

Новый способ действия

 Самостоятельный разбор слов с буквой Ы, И

Какие понятия, знания необходимо

актуализировать

Повторение гласных и согласных звуков (как отличить гласные от согласных), Согласные твердые и мягкие. Деление слов на слоги.

Причина затруднения

Определение места написания ы после твердых согласных звуков и места написания и после мягких согласных.

Цель деятельности детей по преодолению затруднения

(детская цель)

 Помочь выучить новые буквы  Маше и Саше. Найти слова, которые «спрятали» Маша и Саша.

Материалы для образовательной деятельности:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              1  «.Волшебный сундук» (нарисован на доске   или на бумаге, прикрепленной к доске.); картинки, в числе которых изображены сыр, рыба, мыло, шары. Картинки- отгадки: сани, лимон миска. Фишки зелёного, синего, красного цветов для каждого воспитанника. Предметные картинки для самостоятельного разбора слов, в которых есть звуки Ы, И.                                                                                            .                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Ход образовательной ситуации.                                                                                                                                                    

1-й этап. Введение в ситуацию.  

Ребята, сегодня к нам в гости пришли дети из другого детского сада. Это Маша и Саша. Они тоже ходят в детский сад, где изучают буквы и звуки.  Но однажды они пропустили одно занятие у себя в группе  и не смогли вместе с ребятами выучить две буквы. Маша предложила Саше сходить к нам   и спросить, знают ли наши дети эти буквы. Они принесли эти буквы с собой, чтобы вам их показать. У Саши- это буква (Ы), а у Маши-это(И)                

 2-й этап. Актуализация.

Мы с вами уже умеем различать звуки. Какие мы знаем звуки? (гласные и согласные) Как их можно различить? (пропеть или не пропеть) Какими бывают согласные звуки? (твердыми и мягкими).  

3-й этап. Затруднение в ситуации. 

Сможем ли мы сразу назвать  две новые буквы? Кто их может назвать? (дети затрудняются). Давайте спросим у тех детей, которые уже дома выучили эти буквы. (дети называют). Как вы думаете, они обозначают гласные или согласные звуки? Почему? (гласные, потому что можно их пропеть).

 Вовлечение детей в процесс самостоятельного поиска. Игра «Волшебный сундук».

 Саша решил с вами поиграть и спрятал эти буквы в словах, а сами слова   поместил в волшебном сундучке. Он вам предлагает их нам найти.  (дети с помощью предметных картинок находят слова: сыр, рыба, мыло, шары,).                                                                    

4-й этап. Открытие нового знания (способа действия)                                                                                                                                                                                                                                               

Этот звук мы слышим во всех этих словах, он повторяется –Ы. Деление слов на слоги. Звуковой разбор слов сыр, рыба, шары, мыло с помощью фишек. Определение места звука Ы в словах. Один более подготовленный ребенок по просьбе воспитателя ставит под фишкой букву Ы в анализируемом слове. Все остальные ставят такие же у себя в словах. Воспитатель акцентирует внимание детей на то, что буква Ы пишется после твердых согласных.                                                                                                                                          

 Физкультминутка                                                                                                                                                                                                                                                                   

Весенние листочки на веточке сидят,

Весенние листочки детям говорят:

Осиновый – О-О-О!

Рябиновый – И – И -И!

Березовый – Е –Е -Е!

Дубовый – У-У-У.

(Пропеть гласные.)

Подуй на одуванчик.

Вовлечение детей в процесс открытия новых знаний.

Дети, мы с вами только что узнали какую букву принес Саша (букву Ы). А какую букву нам принесла Маша? Кто помнит? (дети называют И). Маша тоже любит играть с детьми, поэтому она решила спрятать свою букву в отгадках. Попробуйте ее найти. Для этого нужно отгадать загадки.

1.Мы с горы помчимся сами, нас зимой катают (сани).

2.Ласково мурлычет киска: молока налита (миска).

3. Кислый, но полезный он. Это- желтенький (лимон).

Деление слов на слоги. Звуковой разбор слов сани, миска, лимон с помощью фишек. Определение места звука И в словах. Один более подготовленный ребенок по просьбе воспитателя ставит под фишкой букву И в анализируемом слове. Все остальные ставят такие же у себя в словах. Воспитатель акцентирует внимание детей на то, что буква И пишется после мягких согласных.                                                                                                                                          

5-й этап. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.                                                                                                                                                                            

Игра со словом САНИ. Раздать фишки четырем детям:1-согласный,2-гласный,3-согласный мягкий,4-гласный. Предложить построиться(встать) в нужном порядке там, чтобы получилось слово САНИ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Игра со слогами :-мы, ри , лы , пы, зи, сы, ки, ты, ди, ни, ры, си, ли, иг, ыр. Если звучит слог со звуком И- дети делают один хлопок в ладоши. Если звучит звук Ы-дети один раз приседают.  

Использование новых знаний (способа действия)

Дети, Маша и Саша очень обрадовались, что вы много знаете и просят вас разобрать самостоятельно по одному слову. (Слова –картинки подбираются индивидуально по уровню подготовленности детей, возможен повтор уже ранее разобранных слов). Воспитатель помогает менее подготовленным детям сложить слова.

6-й этап. Осмысление. Подведение   итогов:                                                                                                                                                                                                                                                       Вопросы: 

Какие буквы мы сегодня узнали? (Ы.И) Какие звуки они обозначают? Буква Ы обозначает гласный Ы, Буква И обозначает гласный звук И.

После каких согласных пишется буква   Ы?  (после твердых). После каких согласных пишется буква И ? (после мягких)                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Дети, скажите, смогли ли мы помочь Маше и Саше узнать новые буквы7Молодцы!  Нашим друзьям пора возвращаться в свой детский сад. Саша и Маша очень довольны тем, что узнали новые буквы и не отстали от других детей. А вы сами хорошо запомнили новые буквы?. Кто из вас сможет их назвать? Показать? (называют Ы, И ). Показывают на доске эти буквы.

Литература:   Журова Л.Е.  « Подготовка к обучению  грамоте детей 5-6 лет в детском саду. Сценарии образовательной деятельности», Издательство «Ветана- Граф»,М.,2012г.-96 ст.                                                                                                                                  

Подготовила и провела:

Воспитатель: Тумко В.А.

г. Нефтеюганск 2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность: «Подготовка к обучению грамоте».

Представлен конспект НОД поподготовке к обучению грамоте....

Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовка к обучению грамоте "Путешествие по сказкам" подготовительная к школе группа

Во время непосредственно образвовательной деятельности при путешествии по разным сказкам дети преодолевают препятствия и выполняют разные задания по обучению грамоте....

Дополнительная образовательная программа "Подготовка к обучению грамоте"

Программа предназначена для занятий со старшими дошкольниками комбинированных групп МДОУ №28 "Снегирёк"...

Практический материал к образовательной области «Подготовка к обучению грамоте» для детей от 5-7 лет

Практический материал к образовательной области «Подготовка к обучению грамоте» для детей от 5-7 лет разработан в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образов...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Грамотеи спешат на помощь»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте«Грамотеи спешат на помощь»Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу « подготовка к обучению грамоте»; создать р...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы «Маленькие грамотеи»

обогащать словарный запас детей; учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах; продолжать упражнять детей в делении слова на слоги, правильно определяя после...