Непосредственная образовательная деятельность: «Подготовка к обучению грамоте».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Представлен конспект НОД поподготовке к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neposredstvenno_obrazovatelnaya_deyatelnost_v_gruppe.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГРУППЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 ЛЕТ)

Образовательная область: «Коммуникация»

Непосредственная образовательная деятельность: «Подготовка к обучению грамоте».

Тема. Звуки [C], [С’]. Буква С.

Цель:  Учить дифференцировать звуки [C], [С’]. Познакомить с буквой С.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: Учить выделять звуки [с], [с’] из ряда звуков, слогов, слов; дифференцировать их по твёрдости – мягкости. Продолжать учить давать характеристику звука. Закреплять умения называть слова с заданным звуком, составлять предложения с заданным словом, членить предложения на слова, определять их количество и последовательность. Упражнять в делении слов на слоги; употреблении антонимов. Закреплять умение образовывать сложные существительные. Познакомить с буквой С.  Активизировать речевую деятельность.

Коррекционно-развивающие: Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление. Совершенствовать графомоторные навыки.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать положительную установку на участие в образовательной деятельности, навыков сотрудничества, взаимодействия с педагогом, сверстниками.

Оборудование.

Демонстрационный материал: доска, маркеры, цветные магниты; картинки: самолёт, собака, капуста, носки, ирис, ананас, силач, сердце, осёл, велосипед, синица, рысь, лось; звуковички звуков [С], [С’], схема звукового анализа, мяч.

Раздаточный материал: сигнальные карточки, изображение буквы, буквы для штриховки, тетради в крупную клетку, простые и цветные карандаши по количеству детей, звуковые линейки.

Ход НОД

I. Организационный момент. Активизация внимания.      3 минуты.

Садится тот, кто назовет лишний предмет: помидор – лук – слива; яблоко – груша – капуста; клён – дуб – сова; платье – рубашка – стакан; волк – медведь – сорока; голуби – ворона – лиса.

II. Закрепление изученного материала.   13 минут.   

1. Логопед выставляет картинки: самолёт, собака, капуста, носки, ирис, ананас, силач, сердце, велосипед, синица, рысь, лось.

Задает вопросы:

О каких звуках мы будем сегодня продолжать говорить (Мы будем говорить о звуках [с], [с’]).

2. Характеристика звуков: [с] - согласный, глухой, твердый;  [с’] -  согласный, глухой, мягкий.

3. Речевая зарядка:

са-су-сы                  ска-ску-скы                  сма-сму-смы

ас-ус-ыс                 ста-сто-сту                 спа-спо-спу

4. Д/и «Светофор».  Дифференциация звуков по твёрдости – мягкости.

- Возьмите сигнальные флажки. Я буду называть звуки, когда вы услышите звук [С] – какой флажок вы поднимите?

- Когда услышите звук [С’] – какой флажок поднимите?

С, Д, Т, С’, П, С, С’, З, Т, Ц, С.

- Будьте внимательны, сейчас я буду называть слоги.

 ЗА, СА, ЦЕ, СЭ, СИ, ДИ, ЗИ, ОЗ, АС.

- Посмотрим как вы справитесь со словами.

Речевой материал: сумка, самолёт, сова, собака, капуста, лиса, носки, весы, ирис, кактус, ананас, колос, силач, сирень, сердце, апельсин, карусель,  осёл, велосипед, синица, рысь, гусь, карась, лось.

5. Работа с картинками на доске. Дифференциация звуков по твёрдости – мягкости.

В гости к детям пришли подружки и принесли звуковичков. У одной девочки синий звуковичок. Придумайте ей имя с твёрдым звуком [с]. У её подружки зелёный звуковичок. Какой звук должен встретиться в её имени? ( В имени должен встретиться звук [с’]). Дети по очереди выходят к доске берут картинку, называют изображённый предмет, определяют какой звук мягкий или твёрдый  есть в этом слове, определяют позицию звука, располагают на доске у соответствующего звуковичка.

6. Дидактическая игра с мячом «Назови одним словом». Образование сложных слов.

Речевой материал: листья падают – листопад,  снег падает – снегопад,  сады разводит – садовод,  сам катит – самокат,

сам летит – самолёт,  сам ходит – самоход, пыль сосет –  пылесос, сам варит – самовар.

7. Дидактическая игра с мячом «Наоборот». Употребление антонимов.

мир – ссора,  трусливый – смелый, кислый – сладкий,  пасмурно – солнечно, тесная – свободная (обувь).

8. Дидактическая игра «Придумай слово».

Дети придумывают слова сначала со звуком [с], потом со звуком [с’], определяют позицию звука в слове, количество слогов, используя звуковую линейку.

9.  «Придумай предложение»

Дети придумывают предложение с одним из слов при условии, что в предложении не менее 4-5 слов. Количество слов в предложении определяется при помощи звуковой линейки.

III. Физкультминутка. «Будь внимателен».  Развивать слуховое внимание, координацию движений.

                                                                                                  2 минуты.

Дети ставят руки по указанию педагога, избегая «ловушек».

IV. Знакомство с новым материалом. 10 минут.

  1. Показ буквы.
  2. Из скольки элементов состоит буква? Одинаково ли пишутся большая, заглавная буква и строчная, маленькая?  (Буква состоит из одного элемента. Заглавная и строчная буквы пишутся одинаково.)
  3. Прописывание буквы в воздухе.
  4. Прописывание буквы в тетради.
  5. Звуко-буквенный анализ слова  сок у доски.
  6. Домашнее задание.

Детям на память об образовательной деятельности раздаются изображения буквы С и даётся задание выполнить штриховку дома. Педагог напоминает, что в домашних тетрадях необходимо прописать предложения и составить к ним схемы.

V. Подведение итога занятия.  2 минуты.

Д/и «Исправь ошибку»

- Я буду напоминать вам, что мы делали сегодня на занятии, а вы говорить так ли это.

- Мы не играли в игры на внимание. (Мы играли в игры на внимание.)

- Мы сегодня не говорили о звуках [С], [С’]. (Нет. Мы сегодня  говорили о звуках [С], [С’].)

- Мы не познакомились с буквой С. (Мы познакомились с буквой С.)

- Нам не понравилось заниматься. (Нам понравилось заниматься.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовка к обучению грамоте "Путешествие по сказкам" подготовительная к школе группа

Во время непосредственно образвовательной деятельности при путешествии по разным сказкам дети преодолевают препятствия и выполняют разные задания по обучению грамоте....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие» (обучение грамоте) в группе «Г» комбинированной направленности для детей 6– 7 лет Тема: «Волшебный сундучок деда Грамотея»

1. Продолжать учить составлять предложения по схеме, схемы предложений из трёх слов, с предлогом и без предлога.2. Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью оп...

Дополнительная образовательная программа "Подготовка к обучению грамоте"

Программа предназначена для занятий со старшими дошкольниками комбинированных групп МДОУ №28 "Снегирёк"...

Практический материал к образовательной области «Подготовка к обучению грамоте» для детей от 5-7 лет

Практический материал к образовательной области «Подготовка к обучению грамоте» для детей от 5-7 лет разработан в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образов...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие» Обучение пересказу детей II года обучения (5-6 лет) с ЗПР. ТЕМА: Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».

ТЕМА: Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».ЗАДАЧИ:1. Коррекционно-развивающие: - Развивать уверенность в своих силах.- Развивать память, точность движений рук.- Развивать внимание, мышлен...