Тема: «Звуки В-ВЬ,Ф-ФЬ. Буквы В-Ф». (кружок по обучению чтению « АБВГДейка»)
план-конспект занятия по обучению грамоте

Иванова Марина Владимировна

занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v-f_-abvgdeyka.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый просмотр

непосредственно образовательной

деятельности

Тема: «Звуки В-ВЬ,Ф-ФЬ. Буквы В-Ф».

(кружок по обучению чтению « АБВГДейка»)

(старшая группа)

Подготовила руководитель кружка Иванова М.В.

Программное  содержание:

Способствовать развитию звуко- буквенного анализа.

Способствовать развитию фонематического восприятия.

Познакомить со звуками  В-Ф  как звонкими и глухими согласными.

Познакомить с буквами В-Ф  как письменными знаками звуков В-ВЬ, Ф-ФЬ. Учить писать печатные буквы  В-Ф сначала по точкам, а затем самостоятельно.

Учить писать и читать слоги с В + 10 гласных, с Ф + 10 гласных.

Познакомить со звуками В-ВЬ, Ф-ФЬ.

Закреплять умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением – синий квадрат ,зелёный квадрат.

Совершенствовать навык чтения.

Закреплять умение определять ударный слог и ударные гласные, обозначать ударение значком.

Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Формировать навык самоконтроля и самооценки

. Материал: цветные карандаши, карточки-картинки, простые карандаши, слоговые домики, слоговые цепочки , стихи ,  рабочая тетрадь « От АдоЯ»,карточки с загадками, схема предложения,  чистоговорками, физкультминутки: «Пальчики», «Мы писали и устали», д/и : «Подскажи словечко», игра: «Определи место звука в слове», игра: «Слоговые домики», игра: «Подскажи словечко», игра: «Заколдованные слова», игра: «Составь предложение» дыхательная гимнастика «Ёжик», «  Филин».

Ход НОД,

В: Здравствуйте, ребята. Посмотрите сколько гостей пришло к нам в гости. Давайте себе и нашим гостям подарим хорошее настроение.

 «Собрались все дети в круг»

В: ребята, послушайте внимательно и отгадайте мои загадки.

«Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём.

Но умело правь рулём»   (Велосипед)

«Серовато,  зубовато

По полю рыщет

Телят, ягнят ищет». (Волк)

Когда пошли мы на парад,

Его в руке нёс старший брат

Нам без него нельзя никак,

Ведь это наш российский….( флаг).

Днем молчит,

Ночью кричит,

По лесу летает,

Прохожих пугает.

                                 (Филин)

В: Сегодня мы с вами познакомимся со звуками  В-ВЬ, Ф-ФЬ, с буквами

 В-Ф».

                                           «Буква  Ф»

«Ф» на  филина похожа,

«Ф» фонарь напоминает тоже

«Ф» - надула буква щёки.

«Ф» - и встала –руки в боки.

Фу!- мы выдохнем невольно –

Чем ты буква не довольна?

«Ф» фырчит – как скука!

Я служу глухому звуку! 

Буква «В», моя сестренка

Звук обозначает звонкий.

Артикуляционная гимнастика: «Лопаточка», Лошадка», Маляр», «Вкусное варенье».

Шутки-чистоговорки надифференциацию звуков В-Ф.

(дети проговаривают вместе с воспитателем)

Чистоговорки на букву Ф

Фа-фа-фа - в углу стоит софа.
Аф-аф-аф - в замке живет граф. 
Фе-фе-фе - он живет в Уфе. 
Фэ-фэ-фэ - мы пойдем в кафе.

Чистоговорки на букву В

Ва-ва-ва — повтори слова.
Ва-ва-ва — вяжем кружева.
Ва-ва-ва — выросла трава.
Ве-ве-ве — одуванчики в траве.

В: Ребята, назовите мне слова на букву В

Д: Вова,  ворона, ворота, вилка, велосипед, вафля, Валя, волк, воробей, вешалка и т.д.

В: Ребята, назовите мне слова на букву Ф

Д: Фартук,  филин, фонтан, флаг, фломастеры, фонарь, фрукты и т.д.

Игра: « Подскажи словечко»( Д/и : «Подскажи словечко»( Задание №1).

(работа в тетрадях)

Подсказать слово в конце стихотворения , найти изображение подсказкии обвести его.

Я весь день ловлю жуков

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый ….(воробей)

Праздник, праздник у ворот,

Кто встречать его пойдет?

Я и верный мой дружок-

Красный маленький ……( флажок).

В: Назовите предметы, которые обвели (воробей, флажок).

Назовите первые звуки в этих словах (В-Ф). Звук В-звонкий, а Ф-глухой.

Дыхательная гимнастика: «Ёжик», «Филин».

Игра: «Определи место звука в слове» (Задание №2).

(работа в тетрадях)

Д: (корова, ветка)

В: Определите их место в словах и отметьте на схеме условным обозначением .

Д: Ветка-зеленый квадрат в начале прямоугольника, корова –синий квадрат в середине прямоугольника.

В: Назовите слова со звуками Ф-ФЬ.

Д: (конфета, шарф)

В: Определите их место в словах и отметьте на схеме условным обозначением.

Д: Конфета- зеленый квадрат в середине прямоугольника, шарф – синий квадрат в конце прямоугольника.

Физкультминутка:

Мы писали, мы писали

Наши пальчики устали

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Игра: «Слоговые домики» (Задание №3).

(работа в тетрадях и у доски)

В: Буква В написана в левом уголке ,а в правом –ее шуточное изображение .

У буквы  В, ну прямо смехота –

На удивление, два живота.

                                                И.Юлюмкина.

В:Напишите букву В в слоговом домике  сначала по точкам , а затем самостоятельно. Прочитайте слоги в слоговом домике. Одинаково ли про износится звук В в слогах, которые прочитали?

Д: Нет с гласными А,О,У,Ы,Э он произносится как В, а с гласными Я,Ю,Е,Ё,И,- как ВЬ.

В: Буква Ф написана в левом уголке , а в правом –ее шуточное изображение .

Дедушка надел очки –

И смешно вдруг стало

Он похож на букву Ф,

А я то и не знала.                                              И.Юлюмкина.

В:Напишите букву Ф  в слоговом домике  сначала по точкам , а затем самостоятельно. Прочитайте слоги в слоговом домике. Одинаково ли про износится звук Ф в слогах, которые прочитали?

Д: Нет с гласными А,О,У,Ы,Э он произносится как Ф, а с гласными Я,Ю,Е,Ё,И,- как  ФЬ.

Физкультминутка:

Мы писали и устали ,
Дружно все мы тихо встали.

Ручками Похлопали- раз, два, три.

Ножками  потопали- раз, два, три.

Сели , встали, встали сели .

И друг друга не задели

Мы немножко отдохнем

И опять читать начнем.

Игра: « Заколдованные слова»

Игра: «Составь предложение»        

Игра: « Подскажи словечко»  ( Задание №5)

В: Подскажите слово в конце стихотворения и напишите его под соответствующей картинкой. Запишите слово знаками (работа в тетрадях).

1.Окраской – сероватая,

Повадкой –вороватая,

Крикунья хрипловатая-

Это…..(ворона).

2.Скоро вечер, посмотри-

Загорелись ….(фонари).

В: Молодцы ребята, со всеми заданиями справились.

Итог:

(детям раздаются флажки)

В : С какими звуками  и буквами мы сегодня познакомились?

Д: Со звуками «В-ВЬ», и «Ф-ФЬ», и буквами «В-Ф».

В:Какими они бывают ?

Д: Твёрдыми  и мягкими, звонкими  и глухими согласными.

В: Знакомство с другими звуками  и буквами мы продолжим на следующих занятиях. А сейчас до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы кружка по обучению чтению "АБВГДейка"(старшая группа)

Перспективный план разработан для обучения детей чтению в старшей группе....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений"...

Кружок по обучению грамоте "АБВГДЕЙКА"

Кружок по обучению грамоте "АБВГДЕЙКА"Руководитель кружка воспитатель высшей квалификационной категории Куницына Ирина Владимировна...