Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности «Знакомство со звуком Х»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
В конспекте представлено занятие по обучению грамоте (первый год обучения) детей старшей группы компенсирующей направленности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 6 комбинированного вида
Пушкинского района Санкт-Петербурга «Речецветик»
Конспект непрерывной образовательной деятельности
с детьми старшей группы компенсирующей направленности
«Знакомство со звуком Х»
Составитель: учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Иванова Елена Анатольевна
г. Пушкин
2018
Цель: закрепить правильное произношение звука Х, учить отличать его на слух и в произношении от других звуков.
Задачи:
Образовательные:
- Добиваться усвоения умения выделять заданный звук на фоне других звуков.
- Обеспечить применение на практике умения определять позицию заданного звука в слове (начало и конец слова).
- Добиваться усвоения умения придумывать слова на заданный звук.
- Обеспечить применение на практике умения выполнять звуковой анализ и синтез обратного слога.
- Обеспечить применение на практике умения выкладывать схемы, используя символику.
Коррекционно-развивающие:
- Способствовать развитию слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти.
- Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, воображения.
- Обеспечить развитие умения пользоваться интонационной выразительностью речи.
- Обеспечить развитие навыков общей и мелкой моторики, координации речи с движением.
Воспитательные:
- Вызвать желание помочь друг другу.
- Пробудить чувства взаимопомощи, отзывчивости.
- Порадоваться вместе с детьми тому, что задание выполнено.
Педагогические технологии, используемые в ходе НОД:
- игровые технологии;
- технология моделирования;
- личностно-ориентированные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Материал и оборудование: предметные картинки (хомяк, хвост, хоккей, хлеб, хобот, ходики, ходунки, мех, петух, мох, пастух, подсолнух, конюх, монах), символы звуков, папки по количеству детей для выполнения звукового анализа и синтеза, игрушечный хомяк, настольные зеркала.
Ход НОД:
- Организационный момент.
Логопед:
- Назвать первый звук в слове (маска, нос, полка, туфли, каша, ночь, палка).
Дети по очереди выполняют задания и садятся на свои места.
- Знакомство с новым звуком.
Логопед:
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел хомяк Хомка. Он хочет познакомить вас со своим любимым звуком. Как вы думаете, какой это звук?
Дети:
- Это звук Х.
Логопед:
- Молодцы. Правильно. А как вы догадались?
Дети:
- Слова хомяк и Хомка начинаются на звук Х.
Логопед:
- Совершенно верно. Сегодня мы будем знакомиться со звуком Х. Когда мы пытаемся согреть руки, то дышим на них: х-х-х… Получается новый звук, звук Х. Давайте посмотрим, как он правильно произносится. Придвиньте зеркала и произнесите звук Х. Рот закрыт или открыт?
Дети:
- Рот открыт.
Логопед:
- Где лежит кончик языка?
Дети:
- Кончик языка лежит внизу.
Логопед:
- Кто догадался, какую форму принимает наш язычок?
Дети:
- Язычок принимает форму горки.
Логопед:
- Молодцы. Правильно. А теперь давайте посмотрим, что делает наш голосок.
Дети:
- Голосок спит.
Логопед:
- Какой вывод можно сделать?
Дети:
- Это согласный звук.
Логопед:
- Каким цветом будем его отмечать?
Дети:
- Будем отмечать его синим цветом.
Логопед ставит на доску символ, который обозначает звук Х.
Логопед:
- Давайте посмотрим на символ звука Х. Рука на синем кружочке будет напоминать нам, что это звук Х.
- Подводим итог: звук Х согласный, произносится без голоса, отмечаем синим цветом.
- Выделение звука Х на фоне других звуков.
Логопед:
- Ребята, Хомка хочет поиграть с вами и посмотреть, как вы умеете слушать звуки. Встаньте около своих мест. Как только вы услышите звук Х, нужно изобразить Хомку в норке: присесть и свернуться клубочком. Приготовили уши, слушаем: к-х-п-т-х-м-н-х…
Дети выполняют задание, потом садятся на места.
- Называние слов со звуком Х.
Логопед:
- Звук Х может стоять в слове в любом месте: в начале, в середине и в конце. Мы будем называть слова, в которых звук Х стоит в начале и в конце. Два слова, которые начинаются на Х, мы уже знаем: хомяк и Хомка. Попробуйте ещё назвать слова со звуком Х. Если у меня есть такие картинки, то я их буду ставить на доску.
Дети называют слова, логопед ставит на доску картинки, если такое слово было названо. Далее логопед ставит на доску картинки, которые не назвали дети.
- Определение места звука Х в слове.
Логопед:
- А сейчас поиграем в игру «Где спрятался звук?». Подойдите к доске, возьмите картинки и отметьте на птичке, где в вашем слове спрятался звук Х.
Дети выполняют задание, определяют место звука Х в словах.
Логопед:
- А теперь проверьте друг друга в парах. Если есть ошибки, то помогите товарищу.
Дети проверяют выполненное задание в парах.
- Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?».
Логопед:
- Хомка хочет узнать, какие вы внимательные. Поиграем в игру «Что изменилось?», «Чего не стало?».
Логопед выставляет на доске 5-6 картинок, дети запоминают их порядок. Затем какие-то картинки меняются местами или одна убирается (дети в это время закрывают глаза), дети должны отгадать, что изменилось или чего не стало. Проигрывается 2-3 раза.
- Физкультминутка.
Хомка, Хомка, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками),
Хомка раненько встает (потягиваются),
Щечки моет (тереть щеки руками),
Лапки трет (движения мытья рук).
Подметает Хомка хатку (метут воображаемыми метлами)
И выходит на зарядку (маршируют).
Раз (руки вперед),
Два (руки вверх),
Три (руки в стороны),
Четыре, пять (трясут кистями рук).
Хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).
Кинезиологическая гимнастика: упражнение «Кулак – ребро – ладонь».
- Анализ и синтез обратного слога.
Логопед:
- Наш новый звук очень любит ходить в гости к гласным и составлять с ними парочки. Давайте покажем Хомке, как мы это делаем. К звуку А в гости пришёл звук Х. Какая парочка получится?
Дети:
- Ах.
Логопед:
- Сколько звуков вы услышали?
Дети:
- Мы услышали два звука.
Логопед:
- Какой первый звук?
Дети:
- Первый звук А, он гласный, поэтому отмечаем его красным цветом.
Логопед:
- Какой второй звук?
Дети:
- Второй звук Х, он согласный, поэтому отмечаем его синим цветом.
Логопед:
- А теперь представьте, что звук Х пришёл в гости к звуку У. Что получится?
Дети:
- Ух.
Логопед:
- Правильно. Что нужно сделать, чтобы получилась схема парочки УХ?
Дети:
- Нужно поменять А на У.
Логопед:
- А теперь прокатимся на нашем звуковом лифте. Подставляем кружочек, «звук Х», к гласным и читаем: едем на лифте сверху вниз (АХ, УХ, ИХ, ОХ, ЭХ, ЫХ).
Парочки прочитываются детьми хором и по одному.
- Выделение слов со звуком Х из стихотворного текста.
Логопед:
- Давайте посмотрим, какое стихотворение у нас на звук Х. Вы внимательно слушайте и попытайтесь услышать и назвать слова со звуком Х:
Хоккейные клюшки стучат как хлопушки,
И шайба летит от ворот до ворот.
За ней хороводом проносятся хрюшки:
В команде «Хрю-хрю» тренировка идёт.
Дети называют слова со звуком Х из стихотворения.
- Подведение итога.
Логопед:
- Подводим итог нашего занятия. С каким новым звуком мы сегодня познакомились?
Дети:
- Мы познакомились со звуком Х.
Логопед:
- Что про него запомнили?
Дети:
- Он согласный, отмечаем его синим цветом.
Логопед:
- Молодцы. Вы все очень хорошо занимались. И даже наш хомяк Хомка научился говорить.
Логопед демонстрирует, как хомяк может повторять слова.
Логопед:
- Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема «Путешествие в сказку о потерянном времени»
Конспект предназначен для организации и проведения непрерывной образовательной деятельности по формированию временных представлений, расширению знаний детей о видах часов, закреплению лексико-граммати...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема «За пятью печатями»
Материал может быть использован для работы с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности "Осенний пейзаж"
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по образовательной области «Художественно-эстетическое ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Лексическая тема "Детский сад. Игрушки"
Занятие способствует активизации словаря по теме "Игрушки", учить детей пользоваться в речи предлогами с, за, закреплению навыков правильного употребления существительных в родительном...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) по образовательной области «Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений» тема: «В гостях у зайчика»
Занятие на узнавание и называние геометрических фигур;умение составлять образ из геометрических фигур опираясь на образец: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Закрепить умение о...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности с обучающимися групп компенсирующей направленности для детей старшего возраста Лепка на тему «Военная техника-танк».
Конспект по лепке для детей старшей группы на тему "Военная техника-танкт".Применение нетрадиционных способов и нестандартных материалов....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности "Знакомство со звуком Щ"
Конспект для занятия с детьси с ТНР знакомство со звуком "Щ"...