Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности "Знакомство со звуком Щ"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект для занятия с детьси с ТНР знакомство со звуком "Щ"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности "Знакомство со звуком Щ"
Цель: уточнить произношение звука [щ]; совершенствовать звуко-слоговой анализ слов; упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов -щик-, -ищ-; развивать речеслуховую память.
Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, индивидуальные схемы, картинки, модели.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Игра «Третий лишний».
- Назовите лишний звук:
А,м,о; к,т,б; й,ш,ч; в,г,у; ль,нь,р; ш,ж,ч; в,п,з; фь,с,к; б,д,нь
2. Знакомство со звуком щ.
- Отгадайте загадку. Назовите первый звук в слове-отгадке.
Вроде ежика на вид, но не просит пищи.
По одежде пробежит, и одежда чище. (Щетка. В слове щетка первый звук щ.)
- Для чего нужна щетка? (Чтобы что-то чистить.)
- Какими щетками чистят стекла автомобилей? (Автомобильными щетками.) Какими щётками пользуетесь вы? (Зубными щетками, одёжными щетками.)
3. Анализ артикуляции звука [щ].
- Сегодня мы познакомимся со звуком щ. Произнесите звук щ, наблюдая за артикуляцией в зеркале.
(Губы округлены и вытянуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Широкий кончик языка поднят за верхние зубы и образует щель. Воздушная струя воздуха выходит не свободно. Голос не работает.)
- Дайте характеристику звуку щ. (Согласный, мягкий, глухой.)
4. Упражнение в произношении звука [щ].
а) Произношение изолированного звука [щ].
Дети имитируют движения щеток и произносят звук [щ].
- Трещит щетка, как трещетка: щ-щ-щ.
б) Автоматизация правильного произношения звука [щ] в словах, игра «Доскажи словечко».
-Добавьте такое слово, чтобы в нём слышался звука [щ].
Это не кот, а огромный …(котище),
У него не усы, а …(усищи).
У него не когти, а … (когтищи),
У него не глаза, а… (глазищи),
У него не хвост, а…(хвостище),
У него не зубы, а…(зубищи),
в) Игра «Повтори - не ошибись»
Произношение ряда слов со звуком щ.
- Какие слова вы дополнили? Повторите их так, как я скажу:
усищи когтищи глазищи хвостище;
когтищи глазищи усищи хвостище;
хвостище усищи когтищи глазищи.
5. Выделение звука [щ] из состава слова.
а) Игра «Сигнальщики».
Дети «сигнализируют» зеленым фонариком, если в слове слышится [щ] .
Уборщица, столяр, дрессировщик,
шахтер, носильщик, слесарь,
сварщик, овощевод, регулировщик,
точильщик, космонавт, шофер,
чистильщик, штукатур, стекольщик,
танцовщица, выдумщик.
- Какие слова вы запомнили? Какое слово лишнее? Почему? (Слово «выдумщик» не обозначает название профессии.)
б) Игра «Где слышится звук?».
- Рассмотрите картинки. Назовите слова со звуком щ и определите место звука в слове.
(Щенок, щетка, овощи, плащ, плющ, пещера)
6.. Физминутка.
- Игра «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу»
Логопед называет действие, которое должны выполнить дети, а сам при этом демонстрирует другое действие: «Приседайте! Шагайте! Поднимите вверх правую руку! Хлопайте!»
7. Звуко-слоговой анализ слов.
Игра «Зашифруй слова»
Составление звуковой схемы слова «пильщик».
– Сколько слогов в слове пильщик? (Два слога)
– Почему? (Потому что в слове пильщик два гласных звука: и, и)
– Сколько звуков в слове пильщик? (Шесть звуков)
– Расскажите о каждом звуке. (Звук рь – согласный, глухой, мягкий и т.д.)
– Сколько звуков в первом слоге (во втором слоге)?
8. Произношение чистоговорок с опорой на модели.
Игра «Произнеси четко».
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
Щуку и леща в роще не ищут. (Объяснить смысл поговорки.)
9.. Итог деятельности.
– Какой звук мы сегодня изучали? Расскажите о нем. Этот звук часто встречается в названиях профессий. Назовите эти профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывно образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих ТНР Тема: «Прогулка по Кировскому району»
Данное занятие проводилось на базе логопедического детского сада Кировского района 196 с детьми ТНР....
Конспект непрерывно-образовательной деятельности с детьми средней группы компенсирующей направленности на тему: «Научим Незнайку смешивать цвета»
Цель: развивать способность логически мыслить, действовать с материалами (самостоятельно смешивать цвета красок для получения необходимых цветов: фиолетовый, розовый оранжевый, зелёный,голубой, серый)...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности «Знакомство со звуком Х»
В конспекте представлено занятие по обучению грамоте (первый год обучения) детей старшей группы компенсирующей направленности....
План-конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности VII вида (6-7 лет) с использованием ТИКО - конструктора. По теме «ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС С ЗАЙЧИКОМ ТИКО»
Использование конструктора ТИКО для развития математических способностей детей с ЗПР. Обучение счету и закрепления знания геометрических фигур. ...
Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшей группы компенсирующей направленности «Деревья и кустарники» с использованием проблемных технологий и ИКТ
Цель:Развивать и активизировать познавательный интерес к миру природы. Программное содержание:Коррекционно-образовательные задачи:Развивать лексическую сторону речи.Формировать грамматическ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме "Звук С. Незнайка покупает посуду."
Занятие направлено на закрепление произношения звука С в слогах, словах, словосочетаниях. На совершенствование звукового анализа слов....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности "Предлог В"
Конспект для старшей логопедической группы компенсирующей направленности занятия по теме придлог "В"...