Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи: "Знакомство с родным городом"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Светлана Духанина Юрьевна

Цель: Формирование познавательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи; развитие фонематического восприятия.

Задачи:

  образовательные:

-  закрепить умение определять место гласного звука в слове; 

- расширить и обогатить словарь по теме, познакомить детей с достопримечательностями родного города;

- развивать связную речи в процессе диалога;

- способствовать формированию у детей представлений о целостном образе предмета.

коррекционно – развивающие:

- развивать общую и мелкую моторику, речевое дыхание, вырабатывать направленную воздушную струю;

- развивать внимание, память, основы логического мышления,

- развивать графомоторные  навыки,

воспитательные:

- способствовать воспитанию в детях доброжелательных взаимоотношений, навыков взаимодействия и сотрудничества;

- способствовать воспитанию в детях любви к родному городу.

Активизация и обогащение словаря по теме: путешествие, транспорт, остановка, город Рязань, рязанцы, Площадь Победы, река Ока, С.А. Есенин, фрукты, овощи, одежда, обувь, игрушки, парк, лист, дубовый, кленовый, рябиновый, берёзовый, цирк, магазин, Рязанский Кремль, здания, Успенский собор, купола, крепость.

Оборудование: фотографии достопримечательностей г.Рязани, карточки с индивидуальными заданиями, предметные картинки, подносы,  схемы, интерактивная доска, презентация по теме.

Содержание организованной образовательной деятельности

Организационный момент

В.: - Ребята, давайте возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга, поздороваемся с гостями. (Здравствуйте).

- Дети,  как называется страна, в которой мы живём? (Россия). Это наша Родина. В России очень много разных городов. А как называется город, в котором мы живём? (Рязань). А людей, живущих в Рязани, называют... (Рязанцами). Рязань – наша малая родина, наш любимый, родной край. 

- Посмотрите, это Площадь Победы (Показ слайдов №1 «Площадь Победы»)

 - А это памятник великому русскому поэту С.А. Есенину. (Показ слайдов №2 «Памятник поэту»)

- Недалеко от центра Рязани протекает река Ока. (Показ слайдов №3 «Река Ока»)

- Ребята, посмотрите, какой сегодня замечательный солнечный день. В такой день очень хорошо путешествовать. А вы любите путешествовать? Я предлагаю отправиться в путешествие по нашему городу. (Показ слайдов №4 «Детский сад»)

Л.:- Дети, а на чём можно путешествовать? (На автобусе, автомобиле, троллейбусе, поезде …)

- Как всё это можно назвать одним словом? (Транспорт.)

- Весь этот транспорт мы можем увидеть на улицах нашего города.

Дети проходят к столам и садятся на стулья.

- Посмотрите, у вас на столах картинки. Что на них нарисовано? (Разные виды транспорта.) Каждый попробует заштриховать свой вид транспорта, как показывают стрелки. (Дети заштриховывают).

- А на чём мы отправимся путешествовать вы узнаете, если отгадаете загадку:

                              Дом по улице идёт.

                              На работу всех везёт.

                              Не на курьих тонких ножках,

                              А в резиновых сапожках.

                                                          (Автобус.)                             

 - Вы правильно отгадали загадку, мы поедем на автобусе. (Показ слайда №5 «Автобус»)

-  Но прежде чем отправиться в путь, нужно выполнить задание.

  Дети садятся за столы.

- Перед каждым схема слов и подносы с квадратиками. Давайте вместе произнесём слово автобус и узнаем, в каком месте находится [а]. (Звук [а] находится в начале слова). Верно! Мы смогли этот звук спеть, протянуть? (Да). Что нам понадобилось, какие части тела, чтобы звук [а] произнести? (Губы, рот, голос). Без голоса получится произнести звук а? Как называются звуки, которые поются, тянутся? (Гласные). Каким цветом обозначаем? (Красным).

- А теперь положите красный квадратик в то место на схеме, где слышится [а] в слове автобус.

- Молодцы! Отправляемся в путь.

В.:- Мы приехали к нашей первой остановке. Что это за здание? Это магазин «Барс». (Показ слайда №6)

- В магазине продаётся много разных товаров, в каждом отделе свои. (Дети стоят около стола и выполняют задание «Четвёртый лишний».) Найдите на вашей карточке лишний предмет и объясните, почему он лишний.

- Молодцы!

Л.:- А теперь отправляемся дальше и следующая наша остановка – «Цирк». (Показ слайда №7)

Кто там выступает? (Артисты, клоуны, жонглёры, звери.)

- Я начну, а вы заканчивайте, вместе, дружно повторяйте:

                     Ры-ры-ры- разноцветные.....(шары).

                     Исты-исты-исты – выступают там.... (артисты).

                     Ёры-ёры-ёры – очень ловкие....(жонглёры).

                     Аты-ыты-аты – трюки выполняют.....(акробаты).

                     Ышки-ышки-ышки – веселят смешные.... (мартышки).

                     Ери-ери-ери – выступают там разные....(звери).

                     Ирке-ирке-ирке – нам интересно в цирке.

В.:- Сейчас мы все на минутку превратимся в цирковых артистов. (Дети берут кегли и выполняют предложенные упражнения, проговаривая чётко слова стихотворения.)

- Сначала встаём на одну ногу, держим кегли и хором проговариваем слова.

                              Очень трудно так стоять,

                              Ногу на пол не спускать.

                              За соседа не держаться

                              И не падать, не качаться.                                                               - Теперь встаём на другую ногу и делаем то же самое.

Л.:- Едем дальше. Посмотрите на фотографию и скажите, что на ней. Как называется место, где много деревьев? (Лесопарк, парк.) Это Центральный парк культуры отдыха. (Показ слайда №8 «Парк»)

- Давайте погуляем в парке и подышим свежим воздухом.

                                           Носом вдох, а выдох ртом.

                                        Дышим глубже, а потом

                                        Шаг на месте, не спеша,

                                        Как погода хороша.

- Какое сейчас время года? (Осень). С деревьев осыпаются разноцветные листья.

- А сейчас возьмём в руки по листочку и попробуем сказать, с какого дерева упал лист. (Этот упал с берёзы-берёзовый, с рябины-рябиновый, с дуба-дубовый, с клёна-кленовый, с осины-осиновый).

- Подуем на листочки и посмотрим, как они красиво летят и кружатся. Сначала  сделаем глубокий вдох носом, не поднимая плеч, а затем подуем на листочки, стараясь не раздувать щёк.

В.:- А сейчас предстоит дальняя дорога.

- Наш родной город – очень большой и очень красивый. В нём много улиц, красивых зданий, но есть в городе место, куда любят приходить не только жители нашего города, но и гости из других городов и стран.

- Мы останавливаемся у самого красивого и древнего места города Рязани.

- Вы узнали это место? Что это? (Это Рязанский Кремль).

(Показ слайда №9 «Рязанский Кремль-вид сверху»)

- Кремль – это крепость, которая раньше защищала от врагов. Рязанский Кремль ещё и очень красивый. На территории Кремля много старинных зданий. (Показ слайдов №10, №11 «Здания Рязанского Кремля»)

- А вот это красивое здание находится в центре. Кто из вас видел это здание?

- Это церковь, а ещё можно сказать храм или собор. Здание называется Успенский собор.

- Посмотрите на крышу собора, она такая же, как в обычном доме? (Нет). В обычном доме – крыша, а у собора, храма, церкви – купол.

- Посмотрите, как много куполов в Успенском соборе! Сколько их? (Пять куполов).

- Все купола разные. Какого они цвета? (Один золотой, а все остальные – синие).

- Купола разного цвета, а ещё можно сказать разноцветные. На что похожи купола?

(Показ слайда №12 «Успенский собор»)

- Ребята, фотография с изображением Успенского собора рассыпалась.  Давайте попробуем её восстановить.  (Дети собирают разрезную картинку.)

Л.:- Молодцы, вы хорошо потрудились. Ваши пальчики немного устали. Давайте сделаем гимнастику и вспомним, где мы побывали. (Дети проговаривают слова и выполняют упражнения.)

    Люблю по городу гулять,                  («Шагают» указательными и средними

  Люблю смотреть, люблю считать.      пальцами по столу.)

  Цирк – раз, театры – два,                   (Загибают пальцы, начиная с большого.)

  Три – красавица Ока!

  А четыре – Центральный парк,

  Красивый осенью  наряд!

  Кремль Рязанский – это пять,

  На солнце купола блестят.

Итог занятия

- Но вот, ребята, наше путешествие подошло к концу.

- Давайте вспомним, где побывали и какие задания выполнили. ( Побывали в торговом центре «Барс», цирке, Центральном парке, Рязанском Кремле). В нашем родном городе ещё очень много интересных, красивых мест. Если вы захотите, то всегда сможете продолжить путешествие с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_znak._s_rodn._gorodom.docx19.79 КБ
Файл prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

в старшей группе компенсирующей направленности

для детей с тяжёлыми нарушениями речи:

«Знакомство с родным городом»

Цель: Формирование познавательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи; развитие фонематического восприятия.

Задачи:

образовательные:

- закрепить умение определять место гласного звука в слове;

- расширить и обогатить словарь по теме, познакомить детей с достопримечательностями родного города;

- развивать связную речи в процессе диалога;

- способствовать формированию у детей представлений о целостном образе предмета.

коррекционно – развивающие:

- развивать общую и мелкую моторику, речевое дыхание, вырабатывать направленную воздушную струю;

- развивать внимание, память, основы логического мышления,

- развивать графомоторные навыки,

воспитательные:

- способствовать воспитанию в детях доброжелательных взаимоотношений, навыков взаимодействия и сотрудничества;

- способствовать воспитанию в детях любви к родному городу.

Активизация и обогащение словаря по теме: путешествие, транспорт, остановка, город Рязань, рязанцы, Площадь Победы, река Ока, С.А. Есенин, фрукты, овощи, одежда, обувь, игрушки, парк, лист, дубовый, кленовый, рябиновый, берёзовый, цирк, магазин, Рязанский Кремль, здания, Успенский собор, купола, крепость.

Оборудование: фотографии достопримечательностей г.Рязани, карточки с индивидуальными заданиями, предметные картинки, подносы, схемы, интерактивная доска, презентация по теме.

Содержание организованной образовательной деятельности

Организационный момент

В.: - Ребята, давайте возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга, поздороваемся с гостями. (Здравствуйте).

- Дети, как называется страна, в которой мы живём? (Россия). Это наша Родина. В России очень много разных городов. А как называется город, в котором мы живём? (Рязань). А людей, живущих в Рязани, называют... (Рязанцами). Рязань – наша малая родина, наш любимый, родной край.

- Посмотрите, это Площадь Победы (Показ слайдов №1 «Площадь Победы»)

- А это памятник великому русскому поэту С.А. Есенину. (Показ слайдов №2 «Памятник поэту»)

- Недалеко от центра Рязани протекает река Ока. (Показ слайдов №3 «Река Ока»)

- Ребята, посмотрите, какой сегодня замечательный солнечный день. В такой день очень хорошо путешествовать. А вы любите путешествовать? Я предлагаю отправиться в путешествие по нашему городу. (Показ слайдов №4 «Детский сад»)

Л.:- Дети, а на чём можно путешествовать? (На автобусе, автомобиле, троллейбусе, поезде …)

- Как всё это можно назвать одним словом? (Транспорт.)

- Весь этот транспорт мы можем увидеть на улицах нашего города.

Дети проходят к столам и садятся на стулья.

- Посмотрите, у вас на столах картинки. Что на них нарисовано? (Разные виды транспорта.) Каждый попробует заштриховать свой вид транспорта, как показывают стрелки. (Дети заштриховывают).

- А на чём мы отправимся путешествовать вы узнаете, если отгадаете загадку:

Дом по улице идёт.

На работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

(Автобус.)

- Вы правильно отгадали загадку, мы поедем на автобусе. (Показ слайда №5 «Автобус»)

- Но прежде чем отправиться в путь, нужно выполнить задание.

Дети садятся за столы.

- Перед каждым схема слов и подносы с квадратиками. Давайте вместе произнесём слово автобус и узнаем, в каком месте находится [а]. (Звук [а] находится в начале слова). Верно! Мы смогли этот звук спеть, протянуть? (Да). Что нам понадобилось, какие части тела, чтобы звук [а] произнести? (Губы, рот, голос). Без голоса получится произнести звук а? Как называются звуки, которые поются, тянутся? (Гласные). Каким цветом обозначаем? (Красным).

- А теперь положите красный квадратик в то место на схеме, где слышится [а] в слове автобус.

- Молодцы! Отправляемся в путь.

В.:- Мы приехали к нашей первой остановке. Что это за здание? Это магазин «Барс». (Показ слайда №6)

- В магазине продаётся много разных товаров, в каждом отделе свои. (Дети стоят около стола и выполняют задание «Четвёртый лишний».) Найдите на вашей карточке лишний предмет и объясните, почему он лишний.

- Молодцы!

Л.:- А теперь отправляемся дальше и следующая наша остановка – «Цирк». (Показ слайда №7)

Кто там выступает? (Артисты, клоуны, жонглёры, звери.)

- Я начну, а вы заканчивайте, вместе, дружно повторяйте:

Ры-ры-ры- разноцветные.....(шары).

Исты-исты-исты – выступают там.... (артисты).

Ёры-ёры-ёры – очень ловкие....(жонглёры).

Аты-ыты-аты – трюки выполняют.....(акробаты).

Ышки-ышки-ышки – веселят смешные.... (мартышки).

Ери-ери-ери – выступают там разные....(звери).

Ирке-ирке-ирке – нам интересно в цирке.

В.:- Сейчас мы все на минутку превратимся в цирковых артистов. (Дети берут кегли и выполняют предложенные упражнения, проговаривая чётко слова стихотворения.)

- Сначала встаём на одну ногу, держим кегли и хором проговариваем слова.

Очень трудно так стоять,

Ногу на пол не спускать.

За соседа не держаться

И не падать, не качаться. - Теперь встаём на другую ногу и делаем то же самое.

Л.:- Едем дальше. Посмотрите на фотографию и скажите, что на ней. Как называется место, где много деревьев? (Лесопарк, парк.) Это Центральный парк культуры отдыха. (Показ слайда №8 «Парк»)

- Давайте погуляем в парке и подышим свежим воздухом.

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте, не спеша,

Как погода хороша.

- Какое сейчас время года? (Осень). С деревьев осыпаются разноцветные листья.

- А сейчас возьмём в руки по листочку и попробуем сказать, с какого дерева упал лист. (Этот упал с берёзы-берёзовый, с рябины-рябиновый, с дуба-дубовый, с клёна-кленовый, с осины-осиновый).

- Подуем на листочки и посмотрим, как они красиво летят и кружатся. Сначала сделаем глубокий вдох носом, не поднимая плеч, а затем подуем на листочки, стараясь не раздувать щёк.

В.:- А сейчас предстоит дальняя дорога.

- Наш родной город – очень большой и очень красивый. В нём много улиц, красивых зданий, но есть в городе место, куда любят приходить не только жители нашего города, но и гости из других городов и стран.

- Мы останавливаемся у самого красивого и древнего места города Рязани.

- Вы узнали это место? Что это? (Это Рязанский Кремль).

(Показ слайда №9 «Рязанский Кремль-вид сверху»)

- Кремль – это крепость, которая раньше защищала от врагов. Рязанский Кремль ещё и очень красивый. На территории Кремля много старинных зданий. (Показ слайдов №10, №11 «Здания Рязанского Кремля»)

- А вот это красивое здание находится в центре. Кто из вас видел это здание?

- Это церковь, а ещё можно сказать храм или собор. Здание называется Успенский собор.

- Посмотрите на крышу собора, она такая же, как в обычном доме? (Нет). В обычном доме – крыша, а у собора, храма, церкви – купол.

- Посмотрите, как много куполов в Успенском соборе! Сколько их? (Пять куполов).

- Все купола разные. Какого они цвета? (Один золотой, а все остальные – синие).

- Купола разного цвета, а ещё можно сказать разноцветные. На что похожи купола?

(Показ слайда №12 «Успенский собор»)

- Ребята, фотография с изображением Успенского собора рассыпалась. Давайте попробуем её восстановить. (Дети собирают разрезную картинку.)

Л.:- Молодцы, вы хорошо потрудились. Ваши пальчики немного устали. Давайте сделаем гимнастику и вспомним, где мы побывали. (Дети проговаривают слова и выполняют упражнения.)

Люблю по городу гулять, («Шагают» указательными и средними

Люблю смотреть, люблю считать. пальцами по столу.)

Цирк – раз, театры – два, (Загибают пальцы, начиная с большого.)

Три – красавица Ока!

А четыре – Центральный парк,

Красивый осенью наряд!

Кремль Рязанский – это пять,

На солнце купола блестят.

Итог занятия

- Но вот, ребята, наше путешествие подошло к концу.

- Давайте вспомним, где побывали и какие задания выполнили. ( Побывали в торговом центре «Барс», цирке, Центральном парке, Рязанском Кремле). В нашем родном городе ещё очень много интересных, красивых мест. Если вы захотите, то всегда сможете продолжить путешествие с родителями.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная коррекционно-образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Тема: Путешествие за солнышком.(проводится на улице по «Дорожке движения» логопедом и  инструктором по физической культуре)Цели:         Коррекционно-образ...

Конспект занятия «Животные весной» для старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Занятие «Животные весной» для старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Зима».

Конспектнепосредственной образовательной деятельностив старшей группе компенсирующей направленностидля детей с  тяжелыми нарушениями речипо теме «Зима»....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Лексическая тема "Детский сад. Игрушки"

Занятие способствует активизации словаря по теме "Игрушки", учить детей пользоваться в речи предлогами  с, за, закреплению навыков правильного употребления существительных в родительном...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с нарушениями речи по развитию речи- Пересказ сказки « Белочка».

Такие  сказки интересны детям не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты. Они стимулируют действие речевых зон коры головного моз...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Одежда»

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи.Коррекционно-образовательные задачи: Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состои...