Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи: "Знакомство с родным городом"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель: Формирование познавательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи; развитие фонематического восприятия.
Задачи:
образовательные:
- закрепить умение определять место гласного звука в слове;
- расширить и обогатить словарь по теме, познакомить детей с достопримечательностями родного города;
- развивать связную речи в процессе диалога;
- способствовать формированию у детей представлений о целостном образе предмета.
коррекционно – развивающие:
- развивать общую и мелкую моторику, речевое дыхание, вырабатывать направленную воздушную струю;
- развивать внимание, память, основы логического мышления,
- развивать графомоторные навыки,
воспитательные:
- способствовать воспитанию в детях доброжелательных взаимоотношений, навыков взаимодействия и сотрудничества;
- способствовать воспитанию в детях любви к родному городу.
Активизация и обогащение словаря по теме: путешествие, транспорт, остановка, город Рязань, рязанцы, Площадь Победы, река Ока, С.А. Есенин, фрукты, овощи, одежда, обувь, игрушки, парк, лист, дубовый, кленовый, рябиновый, берёзовый, цирк, магазин, Рязанский Кремль, здания, Успенский собор, купола, крепость.
Оборудование: фотографии достопримечательностей г.Рязани, карточки с индивидуальными заданиями, предметные картинки, подносы, схемы, интерактивная доска, презентация по теме.
Содержание организованной образовательной деятельности
Организационный момент
В.: - Ребята, давайте возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга, поздороваемся с гостями. (Здравствуйте).
- Дети, как называется страна, в которой мы живём? (Россия). Это наша Родина. В России очень много разных городов. А как называется город, в котором мы живём? (Рязань). А людей, живущих в Рязани, называют... (Рязанцами). Рязань – наша малая родина, наш любимый, родной край.
- Посмотрите, это Площадь Победы (Показ слайдов №1 «Площадь Победы»)
- А это памятник великому русскому поэту С.А. Есенину. (Показ слайдов №2 «Памятник поэту»)
- Недалеко от центра Рязани протекает река Ока. (Показ слайдов №3 «Река Ока»)
- Ребята, посмотрите, какой сегодня замечательный солнечный день. В такой день очень хорошо путешествовать. А вы любите путешествовать? Я предлагаю отправиться в путешествие по нашему городу. (Показ слайдов №4 «Детский сад»)
Л.:- Дети, а на чём можно путешествовать? (На автобусе, автомобиле, троллейбусе, поезде …)
- Как всё это можно назвать одним словом? (Транспорт.)
- Весь этот транспорт мы можем увидеть на улицах нашего города.
Дети проходят к столам и садятся на стулья.
- Посмотрите, у вас на столах картинки. Что на них нарисовано? (Разные виды транспорта.) Каждый попробует заштриховать свой вид транспорта, как показывают стрелки. (Дети заштриховывают).
- А на чём мы отправимся путешествовать вы узнаете, если отгадаете загадку:
Дом по улице идёт.
На работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус.)
- Вы правильно отгадали загадку, мы поедем на автобусе. (Показ слайда №5 «Автобус»)
- Но прежде чем отправиться в путь, нужно выполнить задание.
Дети садятся за столы.
- Перед каждым схема слов и подносы с квадратиками. Давайте вместе произнесём слово автобус и узнаем, в каком месте находится [а]. (Звук [а] находится в начале слова). Верно! Мы смогли этот звук спеть, протянуть? (Да). Что нам понадобилось, какие части тела, чтобы звук [а] произнести? (Губы, рот, голос). Без голоса получится произнести звук а? Как называются звуки, которые поются, тянутся? (Гласные). Каким цветом обозначаем? (Красным).
- А теперь положите красный квадратик в то место на схеме, где слышится [а] в слове автобус.
- Молодцы! Отправляемся в путь.
В.:- Мы приехали к нашей первой остановке. Что это за здание? Это магазин «Барс». (Показ слайда №6)
- В магазине продаётся много разных товаров, в каждом отделе свои. (Дети стоят около стола и выполняют задание «Четвёртый лишний».) Найдите на вашей карточке лишний предмет и объясните, почему он лишний.
- Молодцы!
Л.:- А теперь отправляемся дальше и следующая наша остановка – «Цирк». (Показ слайда №7)
Кто там выступает? (Артисты, клоуны, жонглёры, звери.)
- Я начну, а вы заканчивайте, вместе, дружно повторяйте:
Ры-ры-ры- разноцветные.....(шары).
Исты-исты-исты – выступают там.... (артисты).
Ёры-ёры-ёры – очень ловкие....(жонглёры).
Аты-ыты-аты – трюки выполняют.....(акробаты).
Ышки-ышки-ышки – веселят смешные.... (мартышки).
Ери-ери-ери – выступают там разные....(звери).
Ирке-ирке-ирке – нам интересно в цирке.
В.:- Сейчас мы все на минутку превратимся в цирковых артистов. (Дети берут кегли и выполняют предложенные упражнения, проговаривая чётко слова стихотворения.)
- Сначала встаём на одну ногу, держим кегли и хором проговариваем слова.
Очень трудно так стоять,
Ногу на пол не спускать.
За соседа не держаться
И не падать, не качаться. - Теперь встаём на другую ногу и делаем то же самое.
Л.:- Едем дальше. Посмотрите на фотографию и скажите, что на ней. Как называется место, где много деревьев? (Лесопарк, парк.) Это Центральный парк культуры отдыха. (Показ слайда №8 «Парк»)
- Давайте погуляем в парке и подышим свежим воздухом.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша,
Как погода хороша.
- Какое сейчас время года? (Осень). С деревьев осыпаются разноцветные листья.
- А сейчас возьмём в руки по листочку и попробуем сказать, с какого дерева упал лист. (Этот упал с берёзы-берёзовый, с рябины-рябиновый, с дуба-дубовый, с клёна-кленовый, с осины-осиновый).
- Подуем на листочки и посмотрим, как они красиво летят и кружатся. Сначала сделаем глубокий вдох носом, не поднимая плеч, а затем подуем на листочки, стараясь не раздувать щёк.
В.:- А сейчас предстоит дальняя дорога.
- Наш родной город – очень большой и очень красивый. В нём много улиц, красивых зданий, но есть в городе место, куда любят приходить не только жители нашего города, но и гости из других городов и стран.
- Мы останавливаемся у самого красивого и древнего места города Рязани.
- Вы узнали это место? Что это? (Это Рязанский Кремль).
(Показ слайда №9 «Рязанский Кремль-вид сверху»)
- Кремль – это крепость, которая раньше защищала от врагов. Рязанский Кремль ещё и очень красивый. На территории Кремля много старинных зданий. (Показ слайдов №10, №11 «Здания Рязанского Кремля»)
- А вот это красивое здание находится в центре. Кто из вас видел это здание?
- Это церковь, а ещё можно сказать храм или собор. Здание называется Успенский собор.
- Посмотрите на крышу собора, она такая же, как в обычном доме? (Нет). В обычном доме – крыша, а у собора, храма, церкви – купол.
- Посмотрите, как много куполов в Успенском соборе! Сколько их? (Пять куполов).
- Все купола разные. Какого они цвета? (Один золотой, а все остальные – синие).
- Купола разного цвета, а ещё можно сказать разноцветные. На что похожи купола?
(Показ слайда №12 «Успенский собор»)
- Ребята, фотография с изображением Успенского собора рассыпалась. Давайте попробуем её восстановить. (Дети собирают разрезную картинку.)
Л.:- Молодцы, вы хорошо потрудились. Ваши пальчики немного устали. Давайте сделаем гимнастику и вспомним, где мы побывали. (Дети проговаривают слова и выполняют упражнения.)
Люблю по городу гулять, («Шагают» указательными и средними
Люблю смотреть, люблю считать. пальцами по столу.)
Цирк – раз, театры – два, (Загибают пальцы, начиная с большого.)
Три – красавица Ока!
А четыре – Центральный парк,
Красивый осенью наряд!
Кремль Рязанский – это пять,
На солнце купола блестят.
Итог занятия
- Но вот, ребята, наше путешествие подошло к концу.
- Давайте вспомним, где побывали и какие задания выполнили. ( Побывали в торговом центре «Барс», цирке, Центральном парке, Рязанском Кремле). В нашем родном городе ещё очень много интересных, красивых мест. Если вы захотите, то всегда сможете продолжить путешествие с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.79 КБ |
![]() | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности
в старшей группе компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи:
«Знакомство с родным городом»
Цель: Формирование познавательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи; развитие фонематического восприятия.
Задачи:
образовательные:
- закрепить умение определять место гласного звука в слове;
- расширить и обогатить словарь по теме, познакомить детей с достопримечательностями родного города;
- развивать связную речи в процессе диалога;
- способствовать формированию у детей представлений о целостном образе предмета.
коррекционно – развивающие:
- развивать общую и мелкую моторику, речевое дыхание, вырабатывать направленную воздушную струю;
- развивать внимание, память, основы логического мышления,
- развивать графомоторные навыки,
воспитательные:
- способствовать воспитанию в детях доброжелательных взаимоотношений, навыков взаимодействия и сотрудничества;
- способствовать воспитанию в детях любви к родному городу.
Активизация и обогащение словаря по теме: путешествие, транспорт, остановка, город Рязань, рязанцы, Площадь Победы, река Ока, С.А. Есенин, фрукты, овощи, одежда, обувь, игрушки, парк, лист, дубовый, кленовый, рябиновый, берёзовый, цирк, магазин, Рязанский Кремль, здания, Успенский собор, купола, крепость.
Оборудование: фотографии достопримечательностей г.Рязани, карточки с индивидуальными заданиями, предметные картинки, подносы, схемы, интерактивная доска, презентация по теме.
Содержание организованной образовательной деятельности
Организационный момент
В.: - Ребята, давайте возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга, поздороваемся с гостями. (Здравствуйте).
- Дети, как называется страна, в которой мы живём? (Россия). Это наша Родина. В России очень много разных городов. А как называется город, в котором мы живём? (Рязань). А людей, живущих в Рязани, называют... (Рязанцами). Рязань – наша малая родина, наш любимый, родной край.
- Посмотрите, это Площадь Победы (Показ слайдов №1 «Площадь Победы»)
- А это памятник великому русскому поэту С.А. Есенину. (Показ слайдов №2 «Памятник поэту»)
- Недалеко от центра Рязани протекает река Ока. (Показ слайдов №3 «Река Ока»)
- Ребята, посмотрите, какой сегодня замечательный солнечный день. В такой день очень хорошо путешествовать. А вы любите путешествовать? Я предлагаю отправиться в путешествие по нашему городу. (Показ слайдов №4 «Детский сад»)
Л.:- Дети, а на чём можно путешествовать? (На автобусе, автомобиле, троллейбусе, поезде …)
- Как всё это можно назвать одним словом? (Транспорт.)
- Весь этот транспорт мы можем увидеть на улицах нашего города.
Дети проходят к столам и садятся на стулья.
- Посмотрите, у вас на столах картинки. Что на них нарисовано? (Разные виды транспорта.) Каждый попробует заштриховать свой вид транспорта, как показывают стрелки. (Дети заштриховывают).
- А на чём мы отправимся путешествовать вы узнаете, если отгадаете загадку:
Дом по улице идёт.
На работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус.)
- Вы правильно отгадали загадку, мы поедем на автобусе. (Показ слайда №5 «Автобус»)
- Но прежде чем отправиться в путь, нужно выполнить задание.
Дети садятся за столы.
- Перед каждым схема слов и подносы с квадратиками. Давайте вместе произнесём слово автобус и узнаем, в каком месте находится [а]. (Звук [а] находится в начале слова). Верно! Мы смогли этот звук спеть, протянуть? (Да). Что нам понадобилось, какие части тела, чтобы звук [а] произнести? (Губы, рот, голос). Без голоса получится произнести звук а? Как называются звуки, которые поются, тянутся? (Гласные). Каким цветом обозначаем? (Красным).
- А теперь положите красный квадратик в то место на схеме, где слышится [а] в слове автобус.
- Молодцы! Отправляемся в путь.
В.:- Мы приехали к нашей первой остановке. Что это за здание? Это магазин «Барс». (Показ слайда №6)
- В магазине продаётся много разных товаров, в каждом отделе свои. (Дети стоят около стола и выполняют задание «Четвёртый лишний».) Найдите на вашей карточке лишний предмет и объясните, почему он лишний.
- Молодцы!
Л.:- А теперь отправляемся дальше и следующая наша остановка – «Цирк». (Показ слайда №7)
Кто там выступает? (Артисты, клоуны, жонглёры, звери.)
- Я начну, а вы заканчивайте, вместе, дружно повторяйте:
Ры-ры-ры- разноцветные.....(шары).
Исты-исты-исты – выступают там.... (артисты).
Ёры-ёры-ёры – очень ловкие....(жонглёры).
Аты-ыты-аты – трюки выполняют.....(акробаты).
Ышки-ышки-ышки – веселят смешные.... (мартышки).
Ери-ери-ери – выступают там разные....(звери).
Ирке-ирке-ирке – нам интересно в цирке.
В.:- Сейчас мы все на минутку превратимся в цирковых артистов. (Дети берут кегли и выполняют предложенные упражнения, проговаривая чётко слова стихотворения.)
- Сначала встаём на одну ногу, держим кегли и хором проговариваем слова.
Очень трудно так стоять,
Ногу на пол не спускать.
За соседа не держаться
И не падать, не качаться. - Теперь встаём на другую ногу и делаем то же самое.
Л.:- Едем дальше. Посмотрите на фотографию и скажите, что на ней. Как называется место, где много деревьев? (Лесопарк, парк.) Это Центральный парк культуры отдыха. (Показ слайда №8 «Парк»)
- Давайте погуляем в парке и подышим свежим воздухом.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша,
Как погода хороша.
- Какое сейчас время года? (Осень). С деревьев осыпаются разноцветные листья.
- А сейчас возьмём в руки по листочку и попробуем сказать, с какого дерева упал лист. (Этот упал с берёзы-берёзовый, с рябины-рябиновый, с дуба-дубовый, с клёна-кленовый, с осины-осиновый).
- Подуем на листочки и посмотрим, как они красиво летят и кружатся. Сначала сделаем глубокий вдох носом, не поднимая плеч, а затем подуем на листочки, стараясь не раздувать щёк.
В.:- А сейчас предстоит дальняя дорога.
- Наш родной город – очень большой и очень красивый. В нём много улиц, красивых зданий, но есть в городе место, куда любят приходить не только жители нашего города, но и гости из других городов и стран.
- Мы останавливаемся у самого красивого и древнего места города Рязани.
- Вы узнали это место? Что это? (Это Рязанский Кремль).
(Показ слайда №9 «Рязанский Кремль-вид сверху»)
- Кремль – это крепость, которая раньше защищала от врагов. Рязанский Кремль ещё и очень красивый. На территории Кремля много старинных зданий. (Показ слайдов №10, №11 «Здания Рязанского Кремля»)
- А вот это красивое здание находится в центре. Кто из вас видел это здание?
- Это церковь, а ещё можно сказать храм или собор. Здание называется Успенский собор.
- Посмотрите на крышу собора, она такая же, как в обычном доме? (Нет). В обычном доме – крыша, а у собора, храма, церкви – купол.
- Посмотрите, как много куполов в Успенском соборе! Сколько их? (Пять куполов).
- Все купола разные. Какого они цвета? (Один золотой, а все остальные – синие).
- Купола разного цвета, а ещё можно сказать разноцветные. На что похожи купола?
(Показ слайда №12 «Успенский собор»)
- Ребята, фотография с изображением Успенского собора рассыпалась. Давайте попробуем её восстановить. (Дети собирают разрезную картинку.)
Л.:- Молодцы, вы хорошо потрудились. Ваши пальчики немного устали. Давайте сделаем гимнастику и вспомним, где мы побывали. (Дети проговаривают слова и выполняют упражнения.)
Люблю по городу гулять, («Шагают» указательными и средними
Люблю смотреть, люблю считать. пальцами по столу.)
Цирк – раз, театры – два, (Загибают пальцы, начиная с большого.)
Три – красавица Ока!
А четыре – Центральный парк,
Красивый осенью наряд!
Кремль Рязанский – это пять,
На солнце купола блестят.
Итог занятия
- Но вот, ребята, наше путешествие подошло к концу.
- Давайте вспомним, где побывали и какие задания выполнили. ( Побывали в торговом центре «Барс», цирке, Центральном парке, Рязанском Кремле). В нашем родном городе ещё очень много интересных, красивых мест. Если вы захотите, то всегда сможете продолжить путешествие с родителями.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная коррекционно-образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Тема: Путешествие за солнышком.(проводится на улице по «Дорожке движения» логопедом и инструктором по физической культуре)Цели: Коррекционно-образ...
Конспект занятия «Животные весной» для старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Занятие «Животные весной» для старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Зима».
Конспектнепосредственной образовательной деятельностив старшей группе компенсирующей направленностидля детей с тяжелыми нарушениями речипо теме «Зима»....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Лексическая тема "Детский сад. Игрушки"
Занятие способствует активизации словаря по теме "Игрушки", учить детей пользоваться в речи предлогами с, за, закреплению навыков правильного употребления существительных в родительном...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с нарушениями речи по развитию речи- Пересказ сказки « Белочка».
Такие сказки интересны детям не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты. Они стимулируют действие речевых зон коры головного моз...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Карта в подготовительную группу».
Цель: выявить и закрепить знания, умения и навыки, полученные в течение учебного года....

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Одежда»
Цель: формирование лексико-грамматического строя речи.Коррекционно-образовательные задачи: Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состои...