План кружка «Грамотейка» на 2018 – 2019 учебный год
рабочая программа по обучению грамоте (средняя группа) на тему
Кружок "Грамотейка" предназначен для детей средней комбинированной группы. В рамках данного кружка ведется подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет. В плане представлены цели, задачи, перспективное планирование и диагностический инструментарий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_gramoteyka_2018-2019u.g.docx | 68.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 18 «Сказка»
План кружка
«Грамотейка»
на 2018 – 2019 учебный год
Учитель-логопед Е.Н. Лесанова
- Пояснительная записка
Актуальность.
Сегодня будущим школьникам предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов. Продолжается дифференциация, структурная перестройка сети образовательных учреждений. Поэтому подготовить ребенка к школе, школьному обучению, помочь ему перейти на новую ступень, поддержать его, протянуть руку помощи – задача не только воспитателей, учителей, но и родителей.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка
Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства с буквенной символикой).
Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы детского сада.
Обучение через кружковую деятельность в средней группе направленно на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов – первому действию по обучению собственно грамоте.
Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно – волевых и эстетических качеств личности ребенка.
Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.
Для поддержания интереса детей и активизации мыслительных процессов в данной деятельности с детьми имеет значение использование современных мультимедийных технологий.
Цель: формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка; обучение звуковому анализу слова.
Задачи:
- формировать у детей общую ориентировку в звуковой системе языка;
- развивать фонематический слух, речевое внимание;
- развивать графомоторные функции рук;
- поддерживать интерес детей и активизировать мыслительные процессы
с использованием современных мультимедийных технологий.
Планируемые результаты.
Целевые ориентиры | Планируемые результаты |
Планируемые результаты | Целевой ориентир на этапе завершения дошкольного детства |
Знать, что:
Уметь:
Владеть:
|
|
Возрастная группа.
средняя группа (4-5 лет).
Периодичность занятий.
Занятия один раз в неделю. Понедельник в 15ч.15мин.
Структура занятий.
- Организационный момент.
- Повторение пройденного материала.
- Сообщение новой темы.
- Физминутка.
- Закрепление нового материала.
- Итог занятия.
Оборудование.
Ноутбук, экран, проектор (по необходимости).
Доска, магниты, маркер.
Картинный материал.
- Перспективный план занятий
Месяц, № занятия | Тема | Задачи | Программное содержание | Оборудование |
Октябрь, 1 | «Веселый язычок» | Задачи: Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи:
| Подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звуков. | Маленькие зеркала, мяч |
Октябрь, 2 | «Звучащее слово» | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи:
| Познакомить с термином «слово». | Шапочки-маски к русской народной сказке «Колобок»; фишки-игрушки. |
Октябрь, 3 | «Многообразие слов» | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи:
| Знакомство с многообразием слов | И Игрушки: кошка, собака. |
Октябрь, 4 | «Звучащее слово. Звук» | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи:
| Знакомство со звучащим словом; с понятием звук. | Кукла Буратино; клубочек толстых ниток; ширма; барабан; дудочка; лист бумаги; две чашки (одна из них с водой); металлофон; бубен. |
Ноябрь, 5 | «Звук» | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. | Закрепление понятия «звук», «слово» | Кукла Буратино; ширма, игрушки (друзья Буратино); волшебный кубик с картинками на каждой грани (самолет, жук, лошадь, комар, курица, гусь). |
Ноябрь, 6 | «Слова-друзья» | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. | Сравнение слов по звучанию. | Кукла Буратино, игрушки — мишка, зайка; конверты с картинками, мяч. |
Ноябрь, 7 | «Слова-друзья» (продолжение) | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. | Закрепление понятия о разных звуках. | Куклы Пашка и Машка; мяч. |
Декабрь, 8 | «Короткие и длинные слова» | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. | Знакомство с протяженностью слов, делением их на части. | Игрушки — кот, петух, лиса. |
Декабрь, 9 | «Короткие и длинные слова» (продолжение) | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. | Знакомство с протяженностью слов, делением их на части. | Маленькая ширма; игрушки — кукла Буратино, мышонок; «звуковые часы» (большие — для воспитателя, маленькие — для каждого ребенка). Изображения предметов на индивидуальных «звуковых часах» разные, однако два из них обозначаются короткими словами (жук — лук, мак — рак и т.д.), два — длинными (карандаши, Буратино и т.д.), одно — трехсложное (петухи, гагара и др.), два — двусложные (ваза, пила и др.). |
Декабрь, 10 | «Каждое слово состоит из звуков» | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. | Знакомство с составом слов из звуков. | Кукла Буратино; картинки с изображением разных предметов; шапочки-маски зверей; мяч; домик; мостик. |
Декабрь, 11 | «Такие разные звуки» | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. | Знакомство со звуками: звуками [а], [о], [у], [и]. | Письмо от Буратино; зеркала. |
Январь, 12 | «Гласные звуки» | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. | Узнавание гласных звуков. | Куклы Пашка и Машка; мяч. |
Январь, 13 | «Гласные Я, Ё, Ю, Е» | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. | Дифференциация [и] — [ы]. Знакомство с йотированными гласными. | Куклы Яша и Юля. |
Январь, 14 | «Звук [с]» | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. | Знакомство со звуком [с]. | Игрушка сорока; «магазин игрушек». |
Февраль, 15 | «Звуки [с] и [с']» | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. | Дифференциация звуков [с] - [с'] | Конверты с тремя картинками; зеленые, синие фишки; мяч; плоскостные домики; рабочие тетради; фломастеры. |
Февраль, 16 | «Звук [з]» | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. | Знакомство со звуком [з]. | Фишки-игрушки (или строитель для постройки самолета); предметные картинки; маска-шапочка козы. |
Февраль, 17 | «Звуки [з] и [з']» | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. | Дифференциация звуков [з] - [з'] | Фонарик; шапочки-маски с изображением большого и маленького комара; плоскостные домики с картинками-окошками; предметные картинки со звуками [з] и [з']; мяч. |
Февраль, 18 | «Эти разные, но так похожие звуки [з] и [с]» | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. | Дифференциация звуков [з] - с] | Резиновая кукла; кукла-мальчик; разнообразные игрушки: скамейка, санки, стол, стул, пылесос, корзина, зонт, зайка, замок, паровоз; картинки «звонок» и «свисток». |
Март, 19 | «Звук [ц]» | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. | Знакомство со звуком [ц]. | Конверты (по количеству детей) с картинками животных: заяц, коза, зебра, змея, собака, свинья, слон, сорока, цыпленок, цапля; шапочка-маска курицы; фишки-игрушки; листы бумаги с нарисованными двумя прямоугольниками, карандаши (на каждого ребенка). |
Март, 20 | «Цыпленок Цып» | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. | Дифференциация звуков [ц] - [с] | Игрушки — цыпленок Цып, кукла — мальчик Саша, курица и машина; чашка с блюдцем; бумага и ножницы; картинки с изображениями предметов, в названии которых встречаются звуки [ц], [с]; мяч. |
Март, 21 | «Звук [ш]» | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. | Знакомство со звуком [ш] | Предметные картинки по количеству детей: шапка, шар, мишка, кошка, шкаф, машина, мышка (можно и другие со звуком |ш]). |
Март, 22 | «Этот жужжащий звук [ж]» | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. | Знакомство со звуком [ж] | Кукла Буратино; фланелеграф с картинками: жираф, жук, ежик, лыжи, флажок, ножик, комар, белка, конь, журавли; шапочки-маски жука и жабы. |
Апрель, 23 | «Звуки [ш] и [ж]» | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. | Дифференциация [ш] и [ж]. | Жук, ежик (игрушки); карточки с жуком и буквой ж (на каждого ребенка); чудесный мешочек с предметными картинками: шапка, жаба, шуба, лошадь, жеребенок, ежик, мишка, жираф, кошка. |
Апрель, 24 | «Свистящий и шипящий звуки» | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. | Дифференциация [с] и [ш]. | Кружки с буквами с и ш на каждого ребенка; игрушки: стол стул; лиса; санки; самолет; шкаф; шар; кошка; чашка; машина, |
Апрель, 25 | «Звенящий и жужжащий звуки» | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. | Дифференциация [з] и [ж]. | Конверты с предметными картинками и буквами з и ж (на каждого ребенка). |
Апрель, 26 | «Этот чудо-звук» | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. | Знакомство со звуком [ч]. | Игрушечный паровоз; кукла Чебурашка; игрушки, в названиях которых есть звук [ч]; стол со стульчиком; кукольная посуда. |
Апрель, 27 | «Звук [щ]» | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. | Знакомство со звуком [щ]. | Буква ч на каждого ребенка; на ширме Емеля на печке; картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [щ]. |
Май, 28 | «Звуки [ч] и [щ]» | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. | Дифференциация [ч] и [щ]. | ИИгрушка — щенок; кукла Чебурашка; чемодан с игрушками. |
Май, 29 | «Звуки [л] и [л']» | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. | Знакомство со звуками [л] и [л']. | Картина или игрушки, в названиях которых встречаются звуки [л] и [л']; настольно-печатная игра «Зоопарк». |
Май, 30 | «Кто у нас рычит» | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. | Знакомство со звуками [р] и [р']. | Синий и зеленый кружки (на каждого ребенка); игрушка — Каркуша; «фотографии» (рисунки) Каркуши и Рябы (курицы); картинки; предметы, в названиях которых есть звуки [р] и [р']. |
Май, 31 | «Такие разные звуки» | Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества. | Закрепление пройденного материала за учебный год. | ККукла Юля; умывальные принадлежности; бутафорский сыр и цыпленок; тарелка; чайник; чашка; бумажные прямоугольники и карандаши по количеству детей. |
- Диагностический инструментарий (тесты, проверочные задания, диагностическая карта).
В начале учебного года необходимо провести обследование речи детей, в частности, звукопроизношения и фонематического слуха. Целесообразнее при этом использовать методику, предложенную Т.Н. Гризики , Л.Е. Тимошук. (Обследование звукопроизношения детей 4 лет приведено в табл. 1.)
Методика обследования: на каждый проверяемый звук ребенку предлагается по три предметные картинки, в названии которых звук М> [б], [д], [з] находится в начале, середине и конце слова (в конце слов этот звук оглушается).
Таблица 1.
№п/п | Фамилия и имя | С | С | 3 | 3' | Ц | ш | Ж | щ | Ч | Р | Р' | Л | Л' | Й | К-К' | Г-Г' | Х-Х' | Б-Б' | Д-Д' | А-Е-Ю-Ё |
1 | Иванов Саша | + | + | + | + | Ш-С (суба) | ж—з (зук) | + | - | - | |||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||
3 |
Условные обозначения:
(+) — произносит правильно;
(—) — не произносит, т.е. звук отсутствует;
( ) — неустойчивое звукопроизношение (в одних случаях произносит звук, в датах нет).
Обследование фонематического слуха:
- узнавание слова со звуком во фразе (даются фразы к двум-трем предложенным картинкам);
- узнавание в слове (какой звук слышится в начале, середине, конце слова);
- самостоятельный отбор ребенком предметов (картинок) на определенный звук;
- выбор из двух предметов того, в названии которого есть заданный звук.
Обследование фонематического слуха у детей 4 лет дано в табл. 2.
Таблица 2
№ п/п | Фамилия и имя | Узнавание звука в слове | Узнавание слова . со звуком во фразе | Самостоятельный выбор предмета на определенный звук | Выбор одного предмета из двух, в названии которого есть заданный звук |
1 | Петров Женя | + | — | ||
Условные обозначения:
(+) — правильное выполнение задания;
(—) — задание выполнено неверно;
( ) — неустойчивое выполнение задания.
4. Список используемой литературы.
- Баренцева Н. С, Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М, 1995.
- Генинг М.Г., Герман НА. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1980.
3. Гризик Т.Н., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4—5 лет. М., 1999.
4. ЕфименковаЛ.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
5. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М., 1988.
6. Маханева М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ. М., 2005.
7. Маханева М.Д. Театрализованные занятии в детском саду. М., 2001.
8. Маханева М.Д., Рещикова СВ. Игровые занятия с детьми от 1 года до 3
лет. М., 2005.
9. Маханева М.Д. Подготовка к обучению грамоте детей 4—5 лет. — М.:
ТЦ Сфера, 2007.
10. От звуков к культуре родного языка. Ч. 1, 2. Запорожье, 1993.
11. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М.,
1979.
12. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом / Под ред. Ф.А. Сохина, М., 1991.
13. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1977.
14. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.,
1997.
15. Internet-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Рабочая программа педагога ДОУ". (Учебный план). 1 младшая группа. 2018-2019 учебный год.
Учебный план для детей 2-3 лет на 2018-2019 учебный год....
Рабочая программа педагога ДОУ (учебный план). 1 младшая группа. 2018-2019 учебный год.
Учебный план для детей 2-3 лет на 2018-2019 учебный год....
Учебный план МБДОУ №131 на 2018-2019 учебный год
Учебный план составлен в соответствии с программой "От рождения до школы" и включает сведения о количестве ООД в группах раннего возраста, дошкольного возраста и групп компенсирующей напрвле...
План работы вокального кружка "Куорэгэй" на 2018-2019 учебный год
Пение не только развивает эстетическое восприятие, эстетические чувства, художественно-музыкальный вкус и весь комплекс музыкальных и музыкально-сенсорных способностей, особенно музыкально-слуховые пр...
План по самообразованию на 2018-2019 учебный год (начинается с декабря 2018 г.)
План по самообразованию составлен с декабря, так как я начала работать в первой младшей группе с данного месяца....
Отчет о работе кружка "Здоровячок" за 2018-2019 учебный год
Кружок «Здоровячок» физкультурно-оздоровительной направленности по профилактике плоскостопия и нарушения осанки у детей 6-7 лет....
Программа кружка «Игровичок» на 2018-2019 учебный год.
Программа кружка "Игровичок" на 2018-2019 учебный год....