Дополнительная образовательная программа "АБВГдейка" для детей 5 - 7 лет.
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа) по теме
В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом, а также овладение чтением до поступления в школу.Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшей и подготовительных групп дошкольного учреждения (5 – 7 лет). Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения слогового чтения, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.Программа рассчитана на два года обучения, на каждый год свое календарно –тематическое планирование.Программа построена на методике Н.С.Жуковой и предназначена для развития детской речи и направлена на обучение дошкольников правильному чтению и обучению грамоте. В данной программе предложена система занятий с применением разнообразных речевых игр и материалов, в ходе которых ребенок овладевает различными лексико-грамматическими категориями, развивает связную речь, фонематические процессы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
abvgdeyka_5_-_7_let.docx | 55.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 1 города Тюмени
ПРОГРАММА
дополнительных образовательных услуг «АБВГДейка»
для детей 5-7
Составитель: Учитель –логопед
Переберина Е.Д.
Тюмень, 2018
Оглавление
Сроки реализации и продолжительность образовательного процесса. 5
Основные формы работы с детьми 5
Календарно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет). 6
Календарно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) 22
Ожидаемые результаты и мониторинг освоения образовательной программы. 28
Пояснительная записка
В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом, а также овладение чтением до поступления в школу.
Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в 5-7 летнем возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе. Кроме того, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.
Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшей и подготовительных групп дошкольного учреждения (5 – 7 лет). Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения слогового чтения, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Обучение чтению дошкольников и подготовка к обучению грамоте– это важный этап на пути подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений.
Рабочая программа (далее – Программа) является целевым ориентиром дополнительной платной образовательной услуги «АБВГДейка» (обучение чтению и письму), определяет содержание и объём образовательной деятельности. Программа рассчитана на два года обучения, на каждый год свое календарно –тематическое планирование.
Программа построена на методике Н.С.Жуковой и предназначена для развития детской речи и направлена на обучение дошкольников правильному чтению и обучению грамоте. В данной программе предложена система занятий с применением разнообразных речевых игр и материалов, в ходе которых ребенок овладевает различными лексико-грамматическими категориями, развивает связную речь, фонематические процессы.
Цель программы: обучению чтению, создание предпосылок для успешного обучения грамоте детей в школе.
Задачи:
- Развитие у детей фонематического и фонетического слуха, умения проводить звуковой анализ слов.
- Усвоение детьми графического образа буквы, овладению послоговым механизмом чтения.
- Развитие мелкой моторики, совершенствование у детей элементарных графических умений.
- Создание условий для накопления, обогащения и активизации словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи.
Необходимое оборудование и раздаточный материал для занятий:
- Доска для записи букв, слогов и слов.
- Маркеры для доски (красный, синий, зеленый, черный).
- Тетради в крупную клетку на каждого ребенка.
- Магнитный алфавит.
- Подставки для карандашей.
- Простые и цветные карандаши, ластик на каждого ребенка.
- Букварь Н.С, Жуковой.
- Кассы букв на каждого ребенка.
Сроки реализации и продолжительность образовательного процесса.
Программа рассчитана на 8 месяцев обучения дошкольников - с октября по май. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут для детей 5 – 6 лет и 30 минут для детей 6 – 7 лет. Всего 50 - 60 минут в неделю. В месяц – 8 занятий, 3 часа 20 минут и 4 часа. Полный курс 8 месяцев,64 занятия, 26 часов 40 мин и 32 часа для детей 6 – 7 лет.
Планируемое количество детей – 10-12 детей.
Формы работы: групповая.
Основные формы работы с детьми
Занятия строятся с учетом принципа развивающего обучения. В содержание занятий включены поисковые вопросы, приемы сравнения, различные способы работы с наглядностью, множество загадок. Эти приемы развивают воображение, активизируют словарный запас, формируют быструю реакцию на слово.
Для отдыха и снятия напряжения проводятся физкультминутки и пальчиковые игры. Они сопровождают каждое занятие и ни на одном не повторяются, при этом многие из них соответствуют теме занятия. На занятиях используются различные дидактические игры: «Назови картинку, выдели первый звук», «Подбери слово», «Хлопай, не зевай», «Покажи букву»,
«Выбери картинку», «Составь предложение», «Продолжи ряд» и другие.
Процесс обучения строится на следующих принципах:
- Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от простого к сложному»).
- Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников.
- Принцип доступности и посильности: предполагает деление изучаемого материала на этапы и преподнесение его детям последовательными блоками и частями; учет индивидуальных особенностей детей.
- Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
Календарно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Месяц | № занятия | Тема | Программные задачи | Методические приемы |
Октябрь | 1 | Звук и буква А. | Познакомить детей со звуком и буквой А и его характеристикой. Дать понятие о месте нахождения звука в слове. Закреплять понятие «звук», «гласный звук». Развивать умение выделять ударный гласный звук в начале слов. Деление слов на слоги. | 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2.Пальчиковая гимнастика. 3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Назови картинку, выдели первый звук». 2. «Подбери слово». 3. «Хлопай, не зевай». 4. «Поймай звук». 5. «Покажи букву» |
2 | Звук и буква У. | Познакомить детей со звуком и буквой у, с опорой на артикуляционные признаки. Закреплять понятия «звук», «буква». Развивать умение выделять гласный звук в начале слов. | 1. Выкладывание букв из различного материала. 2.Пальчиковая гимнастика. 3. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Выбери картинку». 2. «Составь предложение». 3. «Продолжи ряд». 4. «Выдели звук». 5. «Буквенные сказки». | |
3 | Звук и буквы О. | Познакомить детей со звуком и буквой О, с опорой на артикуляцию звука и понятием «гласный звук». Учить выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах. Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие. Деление слов на слоги. | 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2.Пальчиковая гимнастика. 3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Назови картинку, выдели первый звук». 2. «Телеграф». 3. «Запомни, повтори». 4. «Поймай звук». 5. «Буквенные сказки». | |
4 | Звук и буква М. | Познакомить детей со звуком и буквой М. Закреплять понятия «гласные звук», «согласный звук». Научить характеризовать звук М. Упражнять детей в делении слов на слоги, предложений на слова. Упражнять в звуковом анализе слогов АМ, ОМ, УМ, МА, МО, МУ. Чтение слов МА-МА, АУ. | 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2.Пальчиковая гимнастика. 3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Подбери картинки». 2. «Продолжи ряд». 3. «Составь схему». 4. «Капитаны». 5. «Рыбалка». | |
5 | Звук и буква С. | Познакомить со звуком и буквой С. Повторение изученных букв. Научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам. Познакомить с ударным гласным звуком. Упражнять в звуковом анализе слогов АС, ОС, УС, СА, СО, СУ. Определять место звука в слове. Чтение слов СА-МА, СОМ, О-СА. | 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Найди ошибку и исправь». 2. «Придумай рассказ». 3. «Вставь буквы». | |
6 | Звук и буква Х. | Познакомить детей со звуком Х и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Учить выделять звук в слогах и словах. Закреплять понятие: «согласный звук», «согласный твердый звук», «глухой звук». Упражнять в звуковом анализе слогов АХ, ОХ, УХ, ХА, ХО, ХУ. Чтение слов МУ-ХА, СУ-ХО, У-ХА, У-ХО. | 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2. Чтение слогов. 3. Работа с разрезными азбуками. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Хлопай, не зевай». 2. «Определи место звука в слове». 3. «Выдели звук». 4. «Буквенные сказки». | |
7 | Звук и буква Р. | Познакомить детей со звуком и буквой Р и научить характеризовать его. Упражнять в делении слов на слоги. Научить подбирать картинки на заданный звук. Составление предложений на заданную лексическую тему. Упражнять в звуковом анализе слогов АР, ОР, УР, РА, РО, РУ. Чтение слов РА-МА, РО-МА, РО-СА. | 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2. Чтение слогов. 3. Работа с разрезными азбуками. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Назови слова». 2. «Продолжи ряд». 3. «Подбери картинки». 4. «Хлопай, не зевай». 5. «Буквенные сказки». | |
8 | Звук и буква Ш. | Познакомить детей со звуком Ш и научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять в анализе слов и предложений. Упражнять в звуковом анализе слогов АШ, ОШ, УШ, ША, ШО, ШУ. Чтение слов МА-ША, ШАР, ШУМ | 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2.Пальчиковая гимнастика. 3. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Назови картинку, выдели первый звук». 2. «Подбери слово». 3. «Хлопай, не зевай». 4. «Поймай звук». 5. «Покажи букву» | |
Ноябрь | 9 | Дифференциация звуков С-Ш. | Научить детей различать звуки С и Ш на слух. Чтение слогов с данными буквами. Чтение слов СА-ША, СУ-ША Звукобуквенный анализ слогов и слов. | 1. Звуковой анализ слогов. 2. Работа с разрезными азбуками. 3. Чтение слогов. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Назови картинки». 2. «Отгадай загадку?». 3. «Буквы рассыпались». |
10 | Звук и буква Ы. | Познакомить детей со звуком и буквой Ы. Научить характеризовать звук Ы. Упражнять детей в делении слов на слоги, предложений на слова. Анализ и чтение слогов и слов СЫ, МЫ, РЫ О-СЫ, У-СЫ,МА-МЫ,РА-МЫ | 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2.Пальчиковая гимнастика. 3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Подбери картинки». 2. «Продолжи ряд». 3. «Составь схему». 4. «Капитаны». 5. «Рыбалка». | |
11 | Звук и буква Л. | Познакомить детей со звуком и буквой Л. Научить характеризовать звук Л по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять детей в звуковом анализе прямых и обратных слогов АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ, ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ и в делении слов на слоги. Чтение слов УШ-ЛА, СА-ЛО, МА-ЛО, МЫ-ЛО | 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2. Чтение слогов. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Назови слова». 2. «Придумай предложение с заданным словом». 3. «Что изменилось?». 4. «Цепочка слов». 5. «Большие - маленькие». | |
12 | Звук и буква Н. | Познакомить детей со звуком и буквой Н. Научить характеризовать звук Н по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять детей в делении слов на слоги, в определении места звука в слове. Учить детей составлять звуковые схемы слогов АН, ОН, УН, ЫН, НА, НО, НУ, НЫ и анализировать их. Чтение слов СОН, НОС, ЛУ-НА, РА-НО, НАШ | 1. Чтение слогов. 2. Выкладывание буквы из различного материала. 3. Работа с разрезными азбуками. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Загадки – шутки. 6. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Найди подходящее слово». 2. «Продолжи ряд». 3. «Составь схему». 4. «Кому это нужно?». | |
13 | Звук и буква К. | Познакомить детей со звуком и буквой К. Научить детей различать звук К по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять детей в делении слов на слоги. Развивать дыхание, голос и мимическую мускулатуру лица. Упражнять детей в звуковом анализе слов из трех звуков. Чтение слогов и слов АК, ОК,УК,ЫК, КА, КО, КУ,КЫ, МАК, СОК, ЛУК | 1. Загадки. 2. Чтение слоговой таблицы. 3. Работа с разрезными слогами. 4. Артикуляционная гимнастика. 5. Работа на доске в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Подбери картинку». 2. «Определи место звука в слове». 3. «Составь предложение». 4. «Перекличка». | |
14 | Звук и буква Т. | Познакомить детей со звуком и буквой Т. Научить характеризовать звук Т по акустическому и артикуляционному признаку. Научить различать на слух разные типы предложений (повествовательное, вопросительное, восклицательное) Чтение и анализ слогов АТ, ОТ, УТ, ЫТ, ТА, ТО, ТУ, ТЫ. Чтение слов УТ-РО, НО-ТЫ, ТУ-МАН. | 1. Чтение слоговой таблицы. 2. Загадки-шутки. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Домик». 2. «Продолжи ряд». 3. «Подбери картинку». 4. «Буквенные сказки». 5. «Собери слово». | |
15 | Дифференциация звуков К и Т. | Различать звуки К – Т по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять детей в делении слов на слоги. Развивать дыхание, голос и мимическую мускулатуру лица. Чтение слов КОТ, КО-ТЫ, УТ-КА, КРОТ. | 1. Загадки. 2. Чтение слоговой таблицы. 3. Работа с разрезными азбуками. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Подбери картинку». 2. «Определи место звука в слове». 3. «Составь предложение». 4. «Перекличка». | |
16 | Звук и буква И. | Познакомить детей со звуком и буквой И и его акустико-артикуляционной характеристикой. Закреплять понятия: «гласный звук», «слог», «слово», «согласный мягкий звук» Чтение и анализ слогов ИМ, ИН, ИР, ИШ, МИ, ШИ,ТИ,ЛИ Чтение слов И-РА, МИШ-КА | 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2. Чтение слоговой таблицы. 3. Работа с разрезными азбуками. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Слушай, повторяй». 2. «Назови слова». 3. «Составь предложение». 4. «Хлопай, не зевай». 5. «Буквенные сказки». | |
Декабрь | 17 | Звук и буква П. | Познакомить детей со звуком и буквой П и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Учить выделять звук в слогах и словах. Закреплять понятие: «звук», «буква». Чтение слогов с буквой П. Чтение слов ПА-ПА, ПА-ША,ПО-ЛЫ,ЛА-ПА | 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2. Чтение слогов. 3. Работа с разрезными азбуками. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Домик». 2. «Хлопай, не зевай». 3. «Определи место звука в слове». 4. «Выдели звук». 5. «Буквенные сказки». |
18 | Звук и буква З. | Познакомить детей со звуком и буквой З. Учить детей характеризовать звук З с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Упражнять детей в звуковом анализе слов из трех и более звуков. Развивать умение анализировать предложения. Чтение слогов с буквой З Чтение и анализ слов РО-ЗА, ЗИ-МА, КО-ЗЫ, ЗОНТ. | 1. Звуковой анализ слогов. 2. Чтение слоговой таблицы. 3. Работа с магнитным алфавитом. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Скажи быстро». 2. «Угадай, какой звук». 3. «Назови слово». 4. «Буквенные сказки». 5. «Собери слово». | |
19 | Звук и буква Й. | Познакомить со звуком и буквой Й. Упражнять детей в звуковом анализе слов из трех и более звуков. Чтение слогов со звуком Й – АЙ, ОЙ, ЫЙ, ИЙ. Чтение слов и анализ слов МАЙ, ПОЙ, РОЙ. | 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2. Чтение и сравнение на слух слогов. 3. Разучивание пословицы. 4. Чтение по слоговой таблице. 5. Работа с разрезными азбуками. 6. Пальчиковая гимнастика. Дидактические и речевые игры: 1. «Кто поедет в гости?». 2. «Четвертый лишний». 3. «Продолжи ряд». 4. «Что изменилось?». | |
20 | Звук и буква Г. | Познакомить детей со звуком и буквой Г. Развивать умение делить слова на слоги. Упражнять в звуковом анализе слогов. Учить детей характеризовать звук З с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Чтение слогов и слов на букву Г. Анализ слов ГУ-СИ, ОГ-НИ, НО-ГА, ГО-РА. | 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2. Звуковой анализ слогов. 3. Чтение слогов. 4. Работа с разрезными азбуками. 5. Пальчиковая гимнастика. 6. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Скажи наоборот». 2. «Найди пару». 3. «Подбери картинку». 4. «Разложи в два ряда». | |
21 | Звук и буква В. | Познакомить детей со звуком и буквой В. Учить детей характеризовать звук В (согласный, звонкий, твердый). Учить детей употреблять предлог В (в лесу, в машине) Чтение и анализ слогов ВА, ВО, ВУ. Чтение слов ВАШ, ВА-ТА,И-ВА,ВА-ЗА,СО-ВА. | 1.Звуковой анализ слогов. 2. Чтение слоговой таблицы. 3. Работа с магнитным алфавитом. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Звук заблудился». 2. «Угадай, какой звук». 3. «Назови слово». 4. «Буквенные сказки». 5. «Где спрятался?». | |
22 | Звук и буква Д. | Познакомить детей со звуком и буквой Д. Упражнять детей в определении места звука в словах. Упражнять в делении слов на слоги. Развивать умение анализировать слоги и выкладывать их графическую схему. Чтение слогов и слов на букву Д. Анализ слов ДОМ, ДЫМ, ВО-ДА. | 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2. Звуковой анализ слогов. 3. Чтение слогов. 4. Работа с разрезными азбуками. 5. Пальчиковая гимнастика. 6. Работа на доске в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Скажи наоборот». 2. «Четвертый лишний». 3. «Продолжи ряд». 4. «Буквенные сказки». | |
23 | Звук и буква Б. | Познакомить детей со звуком и буквой Б и научить характеризовать его с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Упражнять детей в определении места звука в словах. Чтение слогов с буквой Б. Анализ слов БУ-СЫ,ДУ-БЫ,ЗУ-БЫ,БА-ТОН | 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2. Чтение слогов. 3. Работа с разрезными азбуками. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Назови слова». 2. «Продолжи ряд». 3. «Подбери картинки». 4. «Хлопай, не зевай». | |
24 | Звук и буква Ж. | Познакомить детей со звуком и буквой Ж. Научить детей характеризовать звук Ж по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять детей в делении слов на слоги. Учить детей характеризовать звук Ж (согласный, звонкий, твердый). Чтение слогов и слов на букву Ж – ЖА-РА, ХО-ЖУ, ЛУ-ЖА. | 1. Звуковой анализ слогов. 2. Чтение по карточкам. 3. Работа с магнитным алфавитом. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Жуки». 2. «Подбери схему». 3. «Прибавляй слог». 4. «Скажи в рифму». | |
Январь | 25 | Дифференциация звуков Ж – З. | Научить детей различать звуки Ж и З на слух. Чтение слогов с данными буквами. Чтение слов КО-ЖА, КО-ЗА Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Закреплять понятия «звонкий звук», «глухой звук». | 1. Звуковой анализ слогов. 2. Работа с магнитным алфавитом. 3. Чтение слогов. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа на доске в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Назови картинки». 2. «Отгадай загадку?». 3. «Буквы рассыпались». |
26 | Звук и буква Е [ЙЭ]. | Познакомить со звуком [ЙЭ], буквой Е. Упражнять детей в определении места звука в словах. Упражнять в делении слов на слоги. Развивать умение анализировать слова и выкладывать их графическую схему. Чтение слогов ЕС, ЕТ, ЕМ, ЕЛ. Чтение и анализ слов Е-ЛИ, Е-ЖИ, ДЕ-ТИ, ПЕЙ. | 1. Чтение по таблице. 2. Работа с разрезными азбуками. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Загадки-складки». 2. «Выбери картинки». 3. «Продолжи ряд». | |
27 | Буква Ь. | Познакомить с буквой Ь. Объяснить, что Ь – показатель мягкости в конце слога или слова. Звука не обозначает, а показывает, что перед ней стоит мягкий знак. Закреплять понятие «мягкий согласный звук». Чтение слогов ОНЬ,ОСЬ,АТЬ, НЬ,ТЬ,ЛЬ,МЬ. | 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2. Чтение таблицы. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Кто что делает?». 2. «Продолжи ряд». 3. «Кто быстрее?». | |
28 | Звук [ЙА].Буква Я. | Познакомить со звуком [ЙА], буквой Я. Упражнять детей в определении места звука в словах. Чтение слогов с буквой Я. Чтение предложений (я иду, я бегу, я несу, я лежу). | 1. Чтение по таблице. 2. Работа с магнитным алфавитом. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Отгадай загадку». 2. «Найди знакомые слова». 3. «Прочитай с конца». | |
29 | Звук [ЙУ]. Буква Ю. | Познакомить со звуком [ЙУ], буквой Ю. Упражнять в делении слов на слоги. Развивать умение анализировать слова и выкладывать их графическую схему. Чтение слогов с буквой Ю. Чтение и анализ слов Ю-ЛЯ, Ю-ЛА, СЮ-ДА, ПОЮ, МОЮ. | 1. Чтение по таблице. 2.Артикуляционная гимнастика. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Выкладывание буквы из различного материала. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Слоги рассыпались». 2. «Скажи по-другому». 3. Кто знает, пусть продолжит». 4. «Полслова за вами». | |
30 | Звук [ЙО]. Буква Ё. | Познакомить со звуком [ЙО], буквой Ё. Упражнять детей в определении места звука в словах. Упражнять в делении слов на слоги. Развивать умение анализировать слова и выкладывать их графическую схему. Чтение слогов СЁ,ЛЁ,ВЁ,НЁ и т.д. Чтение и анализ слов Ё-ЖИК, ЁЛ-КА, И-ДЁТ, ПО-ЁТ | 1. Чтение по слоговой таблице. 2. Работа с магнитным алфавитом. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа на доске в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Загадки-складки». 2. «Выбери картинки». 3. «Продолжи ряд». | |
31 | Звук и буква Ч. | Познакомить детей со звуком и буквой Ч и научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять в анализе слов и предложений. Чтение слогов с буквой Ч. Чтение и анализ слов МЯЧ,ОЧ-КИ,КЛЮЧ,ГРАЧ, ЛУЧ. | 1. Чтение по таблице. 2. Выкладывание буквы из различного материала. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Раскрась предметы». 2. «Вставь пропущенную букву». 3. «Составь слово из слогов». 4. «Составь как можно больше слов». | |
32 | Звук и буква Э. | Познакомить детей со звуком и буквой Ч и научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять в делении слов на слоги. Развивать умение анализировать слова и выкладывать их графическую схему. Чтение и анализ слов Э-ТО, Э-ТАЖ, ЭК-РАН. | 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Найди ошибку и исправь». 2. «Придумай рассказ». 3. «Вставь буквы». | |
Февраль | 33 | Звук и буква Ц. | Познакомить детей со звуком и буквой Ц и научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять в делении слов на слоги. Учить выделять звук в слогах и словах. Закреплять понятия «звук», «слово», «предложение», «текст». Чтение слогов и слов с данной буквой. Анализ слов ЗА-ЯЦ, КО-НЕЦ, ПА-ЛЕЦ. | 1. Чтение по слоговой таблице. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. 5. Чтение текстов. Дидактические и речевые игры: 1. «Придумай и запиши по три слова». 2. «Расшифруй слово по первым звукам». 3. «Напечатай предложение». 4. «Разгадай ребус». |
34 | Звук и буква Ф. | Познакомить детей со звуком и буквой Ф и научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам. Научиться употреблять простые предлоги НА, ЗА, НАД, ПОД, С Чтение слогов и слов с буквой Ф. Анализ слов ФО-КУС, ФО-НАРЬ. | 1. Звуковой анализ слогов. 2. Работа с магнитной азбукой. 3. Чтение слогов. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Закончи вторую строчку». 2. «Начинай с буквы…». 3. «Разгадай ребус». | |
35 | Звук и буква Щ. | Познакомить детей со звуком и буквой Щ и научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам. Научиться произносить предложения с разной интонацией. Чтение слогов и слов с данной буквой. Анализ слов ПЛАЩ, ЩЁТКА, ЩЕНОК. | 1. Звуковой анализ слогов. 2. Артикуляционная гимнастика. 3. Чтение слогов и слов. 4. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Перепутались буквы». 2. «Запиши слова». 3. «Придумай предложение». | |
36 | Разделительный твердый знак – буква Ъ. | Познакомить с разделительным твердым знаком – буквой Ъ. Разделительный мягкий знак. Чтение и анализ слов СЪЕ-ЛА, СЪЕ-ЛИ, ВЪЕЗД, ОБЪ-ЕЛ-СЯ. | 1. Сравнение разделительных Ъ и Ь знаков. 2. Разучивание стиха про алфавит. 4. Чтение по карточкам. 5. Пальчиковая гимнастика. 6. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Собери слово». 2. «Вставь букву». 3. «Обведи карандашом». | |
37 | Звук Мь | Познакомить детей со звуком Мь. Закрепить понятие «мягкий согласный звук». Учить преобразованию слогов и слов (Ма-Мя, Мо-Мё и т.д.). Упражнять в делении слов на слоги, в составлении схем слогового состава слов. | 1. Чтение открытых слогов, образованных буквой М и буквами Я, Е, Ю, И, Е. 3. Работа с магнитным алфавитом. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Домик». 2. «Хлопай, не зевай». 3. «Определи место звука в слове». 4. «Выдели звук». | |
38 | Звук Пь | Познакомить детей со звуком Пь. Учить преобразованию слогов и слов. Упражнять в делении слов в составлении схем слогового состава слов. Развивать умение анализировать слова и выкладывать их графическую схему (ПЕНЬ, ПЕСНЯ, ПЕТУХ). | 1. Чтение открытых слогов, образованных буквой П и буквами Я, Е, Ю, И, Е. 2. Артикуляционная гимнастика. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Домик». 2. «Хлопай, не зевай». 3. «Определи место звука в слове». 4. «Составь схему слова». | |
39 | Звук Бь | Познакомить детей со звуком Бь. Учить преобразованию слогов и слов. Научиться употреблять сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, СО. Закрепить умение произносить предложения с разной интонацией. Упражнять в делении слов на слоги. Чтение слов БИ-ЛЕТ, БИ-ГУ-ДИ. | 1. Звуковой анализ слогов. 2. Составление схемы слогов. 3. Чтение открытых слогов, образованных буквой Б и буквами Я, Е, Ю, И, Е. 4. Работа с разрезными азбуками. 5. Пальчиковая гимнастика. 6. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Назови слова». 2. «Продолжи ряд». 3. «Подбери картинки». 4. «Хлопай, не зевай». | |
40 | Звук Ть | Познакомить детей со звуком Ть. Научить характеризовать звук Ть по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять в делении слов на слоги. Развивать умение анализировать слова и выкладывать их графическую схему (ТЕНЬ, У-ТЮГ, ТЕ-БЯ). | 1. Чтение открытых слогов, образованных буквой Т и буквами Я, Е, Ю, И, Е. 2. Работа с магнитным алфавитом. 3. Загадки-шутки. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Домик». 2. «Продолжи ряд». 3. «Подбери картинку». 4. «Составь схему». | |
Март | 41 | Звук Дь | Познакомить детей со звуком Дь. Научить характеризовать звук Дь по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять детей в определении места звука в словах. Упражнять в звуковом анализе слогов. Чтение слов –ДЕНЬ, ДЕ-ТИ, ДЕ-СЯ-ТЬ. | 1. Звуковой анализ слогов. 2. Чтение открытых слогов, образованных буквой Д и буквами Я, Е, Ю, И, Е. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Скажи наоборот». 2. «Четвертый лишний». 3. «Продолжи ряд». |
42 | Звук Кь | Познакомить детей со звуком Кь. Научить характеризовать звук Кь по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять детей в делении слов на слоги. Развивать дыхание, голос и мимическую мускулатуру лица. Упражнять в выделении звуков из слов. Чтение и анализ слов КИ-НО, КИТ. | 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Чтение открытых слогов, образованных буквой К и буквами Я, Е, Ю, Е, И. 3. Работа с магнитным алфавитом. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Подбери картинку». 2. «Определи место звука в слове». 3. «Составь предложение». | |
43 | Звук Гь | Познакомить детей со звуком Гь. Научить характеризовать звук Гь по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять детей в определении места звуков в словах. Развивать умение анализировать слова и выкладывать их графическую схему ГИ-РЯ, ГИ-ТА-РА. | 1. Звуковой анализ слов. 2. Чтение открытых слогов, образованных буквой Г и буквами Я, Е, Ю, И, Е. 3. Работа с разрезными азбуками. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Скажи наоборот». 2. «Найди пару». 3. «Подбери картинку». 4. «Разложи в два ряда». | |
44 | Звук Хь | Познакомить детей со звуком Хь. Учить преобразованию слогов и слов. Упражнять в делении слов на слоги. Чтение и анализ слов ХИ-ЖИ-НА, ДУ-ХИ. | 1. Выкладывание заданных букв из различного материала. 2. Чтение слогов. 3. Дыхательная гимнастика. 4. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Назови слова». 2. «Придумай предложение с заданным словом». 3. «Что изменилось?». 4. «Цепочка слов». | |
45 | Звук Вь | Познакомить детей со звуком Вь. Научить характеризовать звук Вь по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять детей в определении места звука в словах. Чтение и анализ слов ВИ-ТЯ, О-БУВЬ. | 1. Звуковой анализ слогов. 2. Работа с разрезными азбуками. 3. Чтение открытых слогов, образованных буквой В и буквами Я, Е, Ю, И, Е. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Закончи вторую строчку». 2. «Начинай с буквы…». | |
46 | Звук Фь | Познакомить детей со звуком Фь. Научить характеризовать звук Вь по акустическим и артикуляционным признакам. Развивать умение анализировать слова и выкладывать их графическую схему КЕ-ФИР, А-ФИ-ША | 1. Звуковой анализ слогов. 2. Работа с разрезными азбуками. 3. Чтение открытых слогов, образованных буквой Ф и буквами Я, Е, Ю, И, Е. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Закончи вторую строчку». 2. «Начинай с буквы…». | |
47 | Звук Нь | Познакомить детей со звуком Нь. Научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять в делении слов на слоги, предложений на слова. Упражнять в звуковом анализе слогов. Определять место звука в слове. | 1. Звуковой анализ слогов. 2. Чтение открытых слогов, образованных буквой Н и буквами Я, Е, Ю. И. Е. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа с разрезными азбуками. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Назови слова с заданным звуком». 2. «Найди и обведи». 3. «Составь схему предложения». 4. «Продолжи ряд». | |
48 | Звук Сь | Познакомить детей со звуком Сь. Учить преобразованию слогов и слов. Упражнять в делении слов в составлении схем слогового состава слов. Развивать умение анализировать слова и выкладывать их графическую схему (СЕМЬ, СЕ-НО, СИ-ТО, СИ-ЛА). | 1. Звуковой анализ слогов. 2. Чтение открытых слогов, образованных буквой С и буквами Я, Е, Ю, И, Е. 3. Работа с разрезными азбуками. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Скажи быстро». 2. «Угадай, какой звук». 3. «Назови слово». | |
Апрель | 49 | Звук Зь | Познакомить детей со звуком Зь. Учить преобразованию слогов и слов. Закреплять понятия «звонкий звук», «глухой звук». Развивать умение анализировать слова и выкладывать их графическую схему (ЗИ-МА, ЗИ-НА, И-ЗЮМ). | 1. Загадки. 2. Чтение открытых слогов, образованных буквой З и буквами Я, Е, Ю, Е, И. 3. Работа с разрезными азбуками. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Подбери картинку». 2. «Определи место звука в слове». 3. «Составь предложение». 4. «Перекличка». |
50 | Звук Ль | Познакомить детей со звуком Ль. Учить преобразованию слогов и слов. Упражнять детей в определении места звука в словах. Чтение и анализ слов ЛИ-МОН, ЛИ-ЗА, ЛЕ-ТО | 1. Выкладывание заданных букв из различного материала. 2. Чтение слоговой таблицы. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Слушай, повторяй». 2. «Назови слова». 3. «Составь предложение». 4. «Хлопай, не зевай». | |
51 | Звук Рь | Познакомить детей со звуком Рь. Научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять в делении слов на слоги, предложений на слова. Упражнять в звуковом анализе слогов. Чтение и анализ слов РЕ-ПА, РЕ-КА, РИС, ЗА-РЯ. | 1. Звуковой анализ слогов. 2. Работа с разрезными азбуками. 3. Чтение открытых слогов, образованных буквой Р и буквами Я, Е, Ю, И, Е. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Закончи вторую строчку». 2. «Начинай с буквы…». | |
52 | Дифференциация звуков С -Ц | Характеризовать звуки С – Ц по акустическим и артикуляционным признакам Чтение слогов с данными буквами. Чтение слов. Звукобуквенный анализ слогов и слов. | 1. Чтение слоговой таблицы. 2. Работа с магнитным алфавитом. 3. Загадки-шутки. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Домик». 2. «Продолжи ряд». 3. «Подбери картинку». | |
53 | Дифференциация звуков Ц-Ч | Характеризовать звуки Ц – Ч по акустическим и артикуляционным признакам Чтение слогов с данными буквами. Чтение слов. Упражнять детей в определении места звука в словах. | 1. Звуковой анализ слогов. 2. Чтение слогов. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа с разрезными азбуками. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Назови слова с заданным звуком». 2. «Найди и обведи». 3. «Составь схему предложения». | |
54 | Дифференциация звуков Ч-Ть | Характеризовать звуки Ч – Ть по акустическим и артикуляционным признакам Чтение слогов с данными буквами. Чтение слов. Развивать дыхание, голос и мимическую мускулатуру лица. | 1. Выкладывание заданных букв из различного материала. 2. Звуковой анализ слогов. 3. Чтение слогов. 4. Работа с магнитным алфавитом. 5. Пальчиковая гимнастика. 6. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Скажи наоборот». 2. «Найди пару». 3. «Подбери картинку». | |
55 | Дифференциация звуков Л - В | Характеризовать звуки Л – В по акустическим и артикуляционным признакам Чтение слогов с данными буквами. Чтение слов. Развивать умение анализировать слова и выкладывать их графическую схему (ЛА-ВА, ВОЛК, СЛО-ВО. | 1. Загадки. 2. Чтение слоговой таблицы. 3. Работа с магнитным алфавитом. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Подбери картинку». 2. «Определи место звука в слове». 3. «Составь предложение». | |
56 | Дифференциация звуков Л -Р | Характеризовать звуки Л – Р по акустическим и артикуляционным признакам Чтение слогов с данными буквами. Чтение слов. Упражнять в делении слов на слоги, предложений на слова. Определять место звука в слове. | 1. Выкладывание заданных букв из различного материала. 2. Звуковой анализ слогов. 3. Чтение слогов. 4. Работа с разрезными азбуками. 5. Пальчиковая гимнастика. 6. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Скажи наоборот». 2. «Найди пару». 3. «Подбери картинку». | |
Май | 57 | Закрепление пройденного материала | Повторить алфавит. Закрепить понятия «гласный звук». Повторить гласные звуки. Слова – предметы. Изменение существительного по падежам. | 1. Работа с алфавитом. 2. Чтение слогов. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Подчеркни буквы». 2. «Закончи предложение». 3. «Собери слово». |
58 | Закрепление пройденного материала | Повторить алфавит. Закрепить понятия «согласный звук», «буква». Повторить согласные звуки. Научить образовывать уменьшительно –ласкательные формы существительных. | 1. Чтение слогов. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Закончи предложение». 2. «Хлопни в ладоши». 3. «Соедини картинки». | |
59 | Закрепление пройденного материала | Повторить алфавит. Закрепить понятия «согласный звук», «твердый звук». Слова – действия. Образование глаголов повелительного наклонения | 1. Чтение слогов. 2. Артикуляционная гимнастика. 3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Собери слово». 2. «Прочитай предложение». 3. «Раздели слова на слоги». | |
60 | Закрепление пройденного материала | Повторить алфавит. Закрепить понятия «согласный звук», «звонкий звук». Научить согласовывать прилагательные с существительным в роде, числе и падеже. | 1. Чтение слогов. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Закончи предложение». 2. «Хлопни в ладоши». 3. «Соедини картинки». | |
61 | Закрепление пройденного материала | Повторить алфавит. Закрепить понятия «согласный звук», «глухой звук». Научить различать прилагательные мужского, женского и среднего рода. | 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2. Чтение слогов. 3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Назови слова». 2. «Придумай предложение с заданным словом». 3. «Что изменилось?». 4. «Цепочка слов». | |
62 | Закрепление пройденного материала | Повторить алфавит. Закрепить понятия «слово», «мягкий звук». Повторить согласные мягкие звуки. Употребление притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ. | 1. Чтение слогов. 2. Выкладывание буквы из различного материала. 5. Загадки – шутки. 6. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Найди подходящее слово». 2. «Продолжи ряд». 3. «Жадина». | |
63 | Закрепление пройденного материала | Повторить алфавит. Закрепить понятия «предложение», «мягкий звук». Повторить согласные мягкие звуки. Научить преобразованию деформированной фразы. | 1. Выкладывание букв из различного материала. 2.Пальчиковая гимнастика. 3. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму. 4. Чтение слов и предложений. Дидактические и речевые игры: 1. «Хлопай, не зевай». 2. «Рассели по домам». 3. «Исправь предложение». 4. «Продолжи ряд». | |
64 | Закрепление пройденного материала | Повторить алфавит. Закрепить понятия «текст», «мягкий звук». Закрепить умение давать характеристику звукам. Слова антонимы и синонимы. | 1. Звуковой анализ слогов. 2. Чтение слогов. 3. Работа с разрезными азбуками. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Звук заблудился». 2. «Угадай, какой звук». 3. «Назови слово». |
Календарно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет)
Месяц | № занятия | Тема | Программные задачи | Методические приемы |
Октябрь | 1, 2 | Гласные звуки. А,О,У,Ы,И,Э. | Учить детей читать трёхбуквенные слоги, односложные (СГС) и двусложные слов типа: УСЫ (ГСГ), МАКИ (СГСГ), БАТОН (СГСГС). Закреплять понятия «звук», «буква», «гласный звук». | 1. Чтение слогов и составление слов из данных букв. 2. Проведение звукового анализа слов. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму. 5. Игровая ситуация «Покажи букву». 6. «Хлопни в ладоши». |
3,4 | Гласные звуки. Я,Ё,Е,Ю. | Учить детей читать трёхбуквенные слоги, односложные и двусложные слов. Закреплять понятия «гласный звук», «слово». | 1. Чтение слов. 2. Проведение звукового анализа слов. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму. | |
5,6 | Буква М. Согласные звуки М и Мь. | Учить детей читать трёхбуквенные слоги, односложные и двусложные слов. Закреплять понятия «согласный звук», «слово». | 1. Чтение и сравнение слов. 2. Придумывание предложений с каждым словом. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. | |
7,8 | Буква П. Согласные звуки П и Пь. | Учить детей читать трёхбуквенные слоги, односложные и двусложные слов. Закреплять понятия «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук». | 1. Чтение слов, заменяя буквы. 2. Сравнение слов. 3. Придумывания предложений с каждой парой слов. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. | |
Ноябрь | 9,10 | Буква Б. Согласные звуки Б и Бь. | Учить детей читать односложные и двусложные слов. Учить определять ударную гласную букву в слове. | 1.Чтение и сравнение слов. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. |
11,12 | Буква Н. Согласные звуки Н и Нь. | Учить детей читать односложные и двусложные слов. Учить определять ударную гласную букву в слове. | 1. Чтение и сравнение слов. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. | |
13,14 | Буква Т. Согласные звуки Т и Ть. | Учить детей читать односложные и двусложные слов. Учить определять безударную гласную букву в слове. | 1. Чтение имён. Имена пишутся с большой (заглавной) буквы. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. | |
15,16 | Буква Д. Согласные звуки Д и Дь. | Учить детей читать односложные и двусложные слов. Учить определять безударную гласную букву в слове. | 1. Чтение слов. 2. Проведение звукового анализа слов. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. | |
Декабрь | 17,18 | Буква В. Согласные звуки В и Вь. | Учить детей читать слова из трех и более слогов. Развивать навык понимания прочитанного. Научить ставить ударение в слове, составлять схему предложения. Закреплять понятия «предложение», «звонкий звук». | 1. Чтение слов, заменяя буквы. 2. Сравнение слов. 3. Придумывание предложений с каждой парой слов. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. |
19,20 | Буква Ф. Согласные звуки Ф и Фь. | Учить детей читать слова из трех и более слогов. Научить ставить ударение в слове, составлять схему предложения. Закреплять понятия «предложение», «звонкий звук». | 1. Чтение и сравнение слов. 2. Проведение звукового анализа слов. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. | |
21,22 | Буква К. Согласные звуки К и Кь. | Учить детей читать слова из трех и более слогов. Научить ставить ударение в слове, составлять схему предложения. Закреплять понятия «предложение», «звонкий звук». | 1. Чтение и сравнение слов. 2. Проведение звукового анализа слов. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. | |
23,24 | Буква Г. Согласные звуки Г и Гь | Учить детей читать слова из трех и более слогов. Научить ставить ударение в слове, составлять схему предложения. Закреплять понятия «предложение», «глухой звук». | 1. Чтение и сравнение слов. 2. Проведение звукового анализа слов. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. | |
Январь | 25,26 | Буква С. Согласные звуки С и Сь. | Учить детей читать сложные слова и составлять из них предложения. Развивать интонационную сторону речи. Закреплять навык проговаривания предложений с разной интонацией. Закрепляем знаки препинания. | 1. Чтение и сравнение слов. 2. Проведение звукового анализа слов. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. |
27,28 | Буква З. Согласные звуки З и Зь. | Учить детей читать сложные слова и составлять из них предложения. Закреплять навык проговаривания предложений с разной интонацией. Закрепляем знаки препинания. | 1. Чтение и сравнение слов. 2. Проведение звукового анализа слов. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. | |
29,30 | Буква Ц. Согласные звук Ц. | Учить детей читать сложные слова и составлять из них предложения. Закреплять навык проговаривания предложений с разной интонацией. Закрепляем знаки препинания. | 1. Чтение и сравнение слов. 2. Проведение звукового анализа слов. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. | |
31,32 | Буква Ш. Согласный звук Ш. | Учить детей читать сложные слова и составлять из них предложения. Закреплять навык проговаривания предложений с разной интонацией. Закрепляем знаки препинания. | 1. Чтение слов. 2. Сравнения пар слов по звучанию. 3. Придумывания предложений с данными словами. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. | |
Февраль | 33,34 | Буква Ж. Согласный звук Ж. | Учить детей читать предложения их нескольких односложных слов. Развивать понимание прочитанного. Закреплять понятия «предложение», «текст», «рассказ». | 1. Чтение цепочки слов. 2. Звукобуквенный анализ слов. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. |
35,36 | Буква Ч. Согласный звук Ч | Учить детей читать предложения их нескольких односложных слов. Развивать понимание прочитанного. Закреплять понятия «предложение», «текст», «рассказ». | 1. Чтение цепочки слов. 2. Звукобуквенный анализ слов. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. | |
37,38 | Буква Щ. Согласный звук Щ. | Учить детей читать предложения их нескольких односложных слов. Развивать понимание прочитанного. Закреплять понятия «предложение», «текст», «рассказ». | 1. Чтение слов, подчеркнуть буквы, окружающие мягкий знак. 2. Чтение слогов и слов. Сравнение пар по написанию и звучанию. Объяснение значения слов. 3. Придумывание предложений с данными словами. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. | |
39,40 | Буква Л. Согласные звуки Л и Ль. | Учить детей читать предложения их нескольких односложных слов. Развивать понимание прочитанного. Закреплять понятия «предложение», «текст», «рассказ». | 1. Чтение слов, подчеркнуть буквы, окружающие мягкий знак. 2. Чтение слогов и слов. Сравнение пар по написанию и звучанию. Объяснение значения слов. 3. Придумывание предложений с данными словами. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. 6. Сравнение пар слогов по написанию и звучанию. | |
Март | 41,42 | Буква Р. Согласные звуки Р и Рь. | Учить детей читать предложения их нескольких односложных слов. Развивать понимание прочитанного. Закреплять понятия «предложение», «текст», «рассказ». | 1. Чтение слов и предложений. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. |
43,44 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | Познакомить детей с буквами Ь и Ъ и их разделительной ролью, учить обнаруживать мягкий и твёрдый знаки в середине слов, объяснить особенности произношения слов с этими знаками. | 1. Чтение слов, подчеркнуть буквы, окружающие твёрдый знак. 2. Чтение слогов и слов. Сравнение пар по написанию и звучанию. Объяснение значения слов. 3. Придумывание предложений с данными словами. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. | |
45,46 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | Закрепляем буквы Ь и Ъ. Учить обнаруживать мягкий и твёрдый знаки в середине слов, объяснить особенности произношения слов с этими знаками. | 1. Прочитать слова и выделить приставки. 2. Прочитать слова, объяснить, где какой знак стоит и какую «службу» он выполняет. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. | |
46,48 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | Закрепляем буквы Ь и Ъ. Учить обнаруживать мягкий и твёрдый знаки в середине слов, объяснить особенности произношения слов с этими знаками. | 1. Рассматривание буквы Й. 2. Чтение слогов (АИ, ОИ, ЭИ). 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. | |
Апрель | 49,50 | Дифференциация звуков и букв П и Б. | Вырабатывать у детей навык правильного чтения слов с согласными, противопоставленными по глухости – звонкости, твёрдости – мягкости. Совершенствовать навык чтения слов различной слоговой структуры, уточнять и обобщать словарь детей. | 1. Чтение слогов и слов. 2. Придумывание словосочетаний со словами. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. |
51,52 | Дифференциация звуков и букв Т и Д. | Вырабатывать у детей навык правильного чтения слов с согласными, противопоставленными по глухости – звонкости, твёрдости – мягкости. Совершенствовать навык чтения слов различной слоговой структуры, уточнять и обобщать словарь детей. | 1. Чтение слов и объяснение значения слов. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. | |
53,54 | Дифференциация звуков и букв С и З. | Вырабатывать у детей навык правильного чтения слов с согласными, противопоставленными по глухости – звонкости, твёрдости – мягкости. Совершенствовать навык чтения слов различной слоговой структуры, уточнять и обобщать словарь детей. | 1. Чтение пар слов, сравнение по написанию и звучанию. 2. Продумывание предложений со словами. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. | |
55,56 | Дифференциация звуков и букв К и Г. | Вырабатывать у детей навык правильного чтения слов с согласными, противопоставленными по глухости – звонкости, твёрдости – мягкости. Совершенствовать навык чтения слов различной слоговой структуры, уточнять и обобщать словарь детей. | 1. Чтение пар слов, сравнение по написанию и звучанию. 2. Продумывание предложений со словами. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. | |
Май | 57,58 | Дифференциация звуков и букв Ф и В. | Вырабатывать у детей навык правильного чтения слов с согласными, противопоставленными по глухости – звонкости, твёрдости – мягкости. Совершенствовать навык чтения слов различной слоговой структуры, уточнять и обобщать словарь детей. | 1. Чтение слов и коротких предложений. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. |
59,60 | Чтение предложений и коротких текстов. | Учить детей читать предложения и короткие тексты, закрепить правила оформления предложения. Развивать умение передавать в устной форме содержание небольшого прочитанного текста. | 1. Чтение предложений. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. | |
61,62 | Чтение предложений и коротких текстов. | Учить детей читать предложения и короткие тексты, закрепить правила оформления предложения. Развивать умение передавать в устной форме содержание небольшого прочитанного текста. | 1. Чтение предложений. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. | |
63,64 | Чтение предложений и коротких текстов. | Учить детей читать предложения и короткие тексты, закрепить правила оформления предложения. Развивать умение передавать в устной форме содержание небольшого прочитанного текста. | 1. Чтение цепочки слов. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. |
Ожидаемые результаты и мониторинг освоения образовательной программы.
Педагогический анализ освоения детьми программного материала проводится 1 раза в год– в мае.
Для оценки результативности работы используются элементы следующих диагностических методик - Н.Д. Трубниковой «Учебно-методическое пособие», Е.П. Кольцовой, О.А. Романович «Психоречевая диагностика детей 3-7 лет».
Показатели оценивания детей. Оценивание осуществляется по трем уровням: высокий, средний, низкий.
- Высокий уровень – самостоятельное выполнение задания.
- Средний уровень – выполнение задания с помощью педагога.
- Низкий уровень – задание не выполняет.
Ожидаемые результаты.
- К концу года дети могут читать целыми словами и предложениями из 2-3 слов.
- Достаточно отчетливо и ясно произносить звуки.
- Выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове.
- Владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение», «текст», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук».
- Составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.
- Ориентироваться на листе бумаги в клетку, правильно сидеть за партой и держать карандаш.
- Составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта.
- Правильно использовать предлоги, притяжательные местоимения, слова синонимы и антонимы.
- Правильно согласовывать слова в предложении.
Список литературы:
- Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках. Л.П. Савина, Т.В. Крылова. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2009г.
- Бортникова Е.Ф. Обучаем грамоте (для детей 4 – 6 лет). – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2017. - 80 с.
- Гоголева Н.А. Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет/ Под ред. М.Д. Маханёвой. – М.ТЦ Сфера, 2017. - 64 с.
- Гозмяк О.С. Говорим правильно: Учебно – методический комплект. О.С.Гомзяк -ММ.: Издательство ГНОМ, 2013 г.
- Жукова Н.С. Букварь: учебное пособие/ ил. В. Трубицына и Ю. Трубицыной – Москва: Эксмо, 2017. – 96с.
- Коноваленко В.В. Различаем парные твердые – мягкие согласные: пособие для логопедов/ В.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – М. Гном, 2017. -114с.
- Крупенчук О.И. игры со звуками и буквами для дошкольников. – Спб.: Издательский дом «Литера», 2016. – 64 с.
- Серия «Папка дошкольника» АБВГДЕ - йка знакомство с буквами (Солнечные ступеньки).
Приложение 1.
Конспект примерного занятия
Тема занятия: «Буква Ю. Звук [ЙУ]».
Цель: познакомить детей со звуком и с буквой Ю;
Задачи:
- Учить детей пересказывать связный текст (рассказ);
- Работать над составлением предложений с помощью предлогов;
- Развивать фонематические процессы;
- Развивать навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
- Развивать память, внимание, логическое мышление.
Оборудование: карточки с буквами, кассы букв на каждого ребенка, тетради в крупную клетку на каждого ребенка, доска и маркеры на водной основе, картинки на звук Ю.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Садится тот, кто назовет мягкий согласный звук в словах олень, пирог, носки, изюм, петух, ведро, пила, линейка, пень и др.
2. 1. Знакомство с буквой ю.
Чтобы о не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось?
Получилась буква ю.
3. Показ буквы.
«Из скольких элементов состоит?»
4.Нахождение в кассе букв.
5. Прописывание в воздухе.
6.Печатание в тетрадях.
7. Чтение слоговой таблицы с буквой ю.
8. Дети выкладывают слово лук. Уточняется значение слова. Дается характеристика звука л. Буква у заменяется на букву ю.
Дети читают слово и объясняют его значение.
Уточняется характеристика звука Ю.
Логопед объясняет, какую букву пишут после мягкого л’.
9. Игровое упражнение «Буквы рассыпались». Словарный материал:
а, л, ю — юла ю, с, а, л, т— салют и, ю, р, к, б — брюки
д, л, и, ю — люди з, м, ю, и — изюм и, к, л, ю, т — лютик
т, ю, р, а — юрта
10. «Слоговой аттракцион». («Кто больше назовет слов, которые заканчиваются слогом ют»).
Падают, бегают, летают, плавают, прыгают, шьют,
делают, моют, купают, читают и др.
11. Пересказ рассказа «В саду».
Наступила весна. Юра, Юля, Люся и Ванюша работают в саду. Они работают хорошо. Юра и Ванюша копают ямки, Юля и Люся высаживают саженцы малины. Тут будет малинник. Летом вырастет вкусная малина. Малину будут есть вместе.
Ответы на вопросы по тексту.
Чтение с установкой на запоминание.
Пересказ.
12. Физкультминутка.
13.Составление из букв слова парашютист новых слов и запись слов в тетрадь (пар, тир, старт, Саша, пир, тара, артист, шар и др.).
14. Печатание слов под диктовку:
юбка, салют, каюта, юноша, изюм, юмор.
15. Подведение итога занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Волшебная иголочка» (техника изонить)
Автор: Загреба Ираида ВикторовнаДолжность: воспитатель, первая квалификационная категорияУчреждение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Арх...
Дополнительная образовательная программа для детей 6-7 лет "Мастер Самоделкин"
Данная программа предназначена для дополнительного образования дошкольников в условиях ДОУ в рамках художественно-эстетического развития личности...
Рабочая программа «Занимательный английский» дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет
Содержание.1. Пояснительная записка.2. Требования к уровню образованности обучающихся.3. Учебно-тематический п...
Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»
Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с испол...
Дополнительная образовательная программа для детей 4-7 лет "Театр- творчество- дети"
Сегодня в области дошкольной педагогики наметились новые тенденции, связанные с реализацией требований к содержанию и методам воспитания и обучения в детском саду. В связи с этим, основополагающим при...
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 88» НМР РТ
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № ...
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет) (кружок «Умка») разработана с учётом Основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - д/с "Теремок"
Дополнительная образовательная программадля детей дошкольного возраста (с 6-7 лет)(кружок «Умка»)разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального автономного дошкольно...