Конспект НОД. Звуки З, Зь.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
ПЛАН - КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФФСР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Учитель - логопед МБДОУ "Д/с № 28": Лукманова Я.Ф.
Тема «Звуки [З], [З’]. Буква Зз»
Лексическая тема «Дикие животные и их детеныши»
Тип занятия: подгрупповое логопедическое занятие (22 минуты).
Цель: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить произношение гласных звуков, понятие «согласный звук»
- учить детей правильно произносить звуки «з» и «зь», выделять нужный согласный звук в слогах, словах
- учить различать твердые и мягкие согласные звуки
- учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова
- закрепить навыки звукового анализа, чтения обратных слогов
- познакомить с буквой Зз
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать психологическую базу речи (внимание, память, мышление, воображение)
- способствовать развитию звукобуквенного анализа
- развивать фонематическое восприятие
- развивать зрительное восприятие, память
- развивать общую и мелкую моторику
Коррекционно-воспитательные задачи:
- развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Словарь: звук, буква, согласный, твердый, мягкий, звонкий.
Оборудование: картинки по теме, кассы букв, простые карандаши, индивидуальные тетради, карточки «Звуковые дорожки»
Ход занятия
Этап занятия | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей |
1. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята. Давайте с вами поприветствуем друг друга. Поднимите правую руку. Кто это? Это мой друг. Поднимите левую руку. Кто это? Это мой друг. Здравствуй друг. | Дети входят в кабинет, здороваются. |
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика | - Сейчас мы разомнем наш язычок (см. карточку) Дидактическая игра «Ветерок» Цель: направить воздушную струю через «желобок», («трубочку»), укрепление и развитие мышц речевого аппарата. - Представьте, что дует холодный ветер. Давайте повторим за ним! Дидактическая игра «Ладошки замерзли» Цель: направить тёплую воздушную струю на ладошки, укрепление и развитие мышц речевого аппарата. - Согреем ладошки дыханием. | Дети, сидя на местах, сопряжено выполняют артикуляционные и пальчиковые упражнения. |
3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи | Игра «Звуковые дорожки» - Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришла девочка Звенелочка! И у нее такое хорошее настроение, что ей хочется петь! Давайте споем вместе с ней (см.карточку) - Что мы пели? (звуки) - Какие бывают звуки? (гласные, согласные и т.д.) | Работа всей подгруппой. Сидя на местах, дети отвечают на вопросы. |
4. Характеристика звука | Работа с профилем звука З. - Посмотрите внимательно на профиль звука - Губы открыты или сомкнуты? - Зубы плотно стиснуты или между ними есть небольшое расстояние? - Где находится кончик языка за нижними или за верхними зубами? - Язык лежит во рту плоско или приподнят горочкой? Артикуляция звука «З». Язычок широкий ниже, Кончик к нижним зубкам ближе! И со звонким ветерком Звонко «З-З-З» произнесем. - Дайте характеристику звуку З (затем Зь). Звук З – согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом. Звук Зь – согласный, звонкий, мягкий, обозначаем зеленым цветом. | Работа всей подгруппой. Дети, сидя на местах, уточняют артикуляцию звуков и дают характеристику звуков. |
5. Работа над фонематическим восприятием | Игра «Ловишки» - Звенелочка предлагает стать ловишками! Мы будем ловить звуки. Если вы поймаете звук З – поднимаете какую фишку? А если звук Зь? Игра «Комарики звенят» Большой комар звенит очень сердито, зло – ззззззз. А маленький комарик звенит ласково мягко зьзьзьзьзь. Игра «Услышишь-выполняй» - Я буду говорить разные слова-действия. Если вы услышите слово, в котором есть звук З или Зь, то выполняете это действие. Злиться, бежать, звенеть, ходить, прыгать, зевать. Игра «Угадайка» - Ребята, Звенелочка спрашивает, какое время года наступило? (зима) Обозначим слово зима – полоской. - Сколько слогов в слове зима? Слоги обозначим короткими полосочками. - Сколько звуков в слове «зима»? - Обозначим каждый звук квадратиком. - Дадим характеристику каждому звуку. - А теперь выложим слово «зима» буквами из разрезной азбуки. - Какая буква первая (в начале), вторая, третья, четвертая (в конце). - Ставим пальчик на первую букву, читаем. - Убираем слоговую схему, звуковую, буквы. | Выполняют задание. |
6. Физминутка | - Сейчас мы превратимся с вами в зайчиков. «Зайка» Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть Нужно лапочки погреть Лапки вверх – лапки вниз На носочки поднимись Лапки ставим на бочок На носочках скок-скок-скок Топай правою ногой Топай левою ногой Снова правою ногой Снова левою ногой А теперь вприсядку, чтобы не мерзли лапки. | Дети выходят на ковер и выполняют движения в соответствие с текстом. |
7. Работа с буквой | - Ребята, скажите, чем мы обозначаем звуки? (буквами) - Вспомните правило о звуках/буквах. - Ребята, звуки З и Зь обозначаются буквой З. - Правильно. Из каких элементов состоит эта буква? - На что похожа эта буква? Пальчиковая гимнастика. «Пальчики здороваются» - Давайте напечатаем в воздухе букву З. - А теперь я раздам вам палочки, из них мы составим букву З. Работа с кассами - Откройте кассы. Найдите в кассах букву З. Поставьте ее в щиток. - Найдите букву А. Поставьте букву А перед буквой З. - Какая буква стоит на первом месте? Какая буква стоит перед буквой З? - Прочитайте, что получилось (аналогично со звуками У, О, И) | Ответы детей. Печатают в воздухе букву З, составляют букву З из палочек. Работа всей подгруппой. Выполняют задание. |
8. Психогимнастика | - Встаем в круг. Поднимаем две руки. Кладем товарищу на плечо. Кто это? Это мой друг. Мы друзья. Мы команда. | Дети встают в круг. Выполняют действия по тексту. |
9.Рефлексия деятельности | - Передайте мимикой свое настроение, после наших игр. приятно — неприятно доволен — недоволен счастлив — несчастен смел — труслив спокоен — озабочен сердит — добр весел — печален уверен — робок болен — здоров измучен — бодр послушен — непослушен - Ребята, вы большие молодцы. Спасибо вам за интересные ответы. Можете идти в группу. | Стоя в кругу, дети показывают мимикой свое настроение. Дети возвращаются в группу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспект занятия "Звук и буква У"
Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...
Конспект занятия "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...
Конспект занятия "Звуки вокруг нас"для детей 6-7 лет
На данном занятии дети знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками....
Конспект НОД "Звук и буква З"
Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект занятия: Звук «Х». Части тела.
Фронтальное логопедическое занятие (для детей старшей группы) с элементами фольклора. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые ...