Конспект НОД. Звуки З, Зь.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Лукманова Яна Фанильевна

          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_z_z.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФФСР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Учитель - логопед МБДОУ "Д/с № 28": Лукманова Я.Ф.

Тема «Звуки [З], [З’]. Буква Зз»

Лексическая тема «Дикие животные и их детеныши»

Тип занятия: подгрупповое логопедическое занятие (22 минуты).

Цель: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить произношение гласных звуков, понятие «согласный звук»
  • учить детей правильно произносить звуки «з» и «зь», выделять нужный согласный звук в слогах, словах
  • учить различать твердые и мягкие согласные звуки
  • учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова
  • закрепить навыки звукового анализа, чтения обратных слогов
  • познакомить с буквой Зз

Коррекционно-развивающие задачи: 

  • развивать психологическую базу речи (внимание, память, мышление, воображение)
  • способствовать развитию звукобуквенного анализа
  • развивать фонематическое восприятие
  • развивать зрительное восприятие, память
  • развивать общую и мелкую моторику

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Словарь:  звук, буква, согласный, твердый, мягкий, звонкий.

Оборудование: картинки по теме, кассы букв, простые карандаши, индивидуальные тетради, карточки «Звуковые дорожки»

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Давайте с вами поприветствуем друг друга.

Поднимите правую руку.

Кто это?

Это мой друг.

Поднимите левую руку.

Кто это?

Это мой друг.

Здравствуй друг.

Дети входят в кабинет, здороваются.

2. Артикуляционная и дыхательная

гимнастика

- Сейчас мы разомнем наш язычок (см. карточку)

Дидактическая игра «Ветерок»

Цель: направить воздушную струю через «желобок», («трубочку»), укрепление и развитие мышц речевого аппарата.

- Представьте, что дует холодный ветер. Давайте повторим за ним!

Дидактическая игра «Ладошки замерзли»

Цель: направить тёплую воздушную струю на ладошки, укрепление и развитие мышц речевого аппарата.

- Согреем ладошки дыханием.

Дети, сидя на местах, сопряжено выполняют артикуляционные и пальчиковые упражнения.

3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

Игра «Звуковые дорожки»

- Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришла девочка Звенелочка! И у нее такое хорошее настроение, что ей хочется петь! Давайте споем вместе с ней (см.карточку)

- Что мы пели? (звуки)

- Какие бывают звуки? (гласные, согласные и т.д.)

Работа всей подгруппой. Сидя на местах, дети отвечают на вопросы.

4. Характеристика звука

Работа  с  профилем  звука  З.

- Посмотрите  внимательно  на  профиль  звука

- Губы открыты  или  сомкнуты?

- Зубы  плотно стиснуты  или  между  ними есть  небольшое расстояние?

- Где находится  кончик  языка за  нижними  или за  верхними зубами?

- Язык  лежит  во рту  плоско или  приподнят  горочкой?

Артикуляция звука «З».

Язычок широкий ниже,

Кончик к нижним зубкам ближе!

И со звонким ветерком

Звонко «З-З-З» произнесем.

- Дайте характеристику звуку З (затем Зь).

Звук З – согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом.

Звук Зь – согласный, звонкий, мягкий, обозначаем зеленым цветом.

Работа всей подгруппой. Дети, сидя на местах, уточняют артикуляцию звуков и дают характеристику звуков.

5. Работа над фонематическим восприятием

Игра «Ловишки»

- Звенелочка предлагает стать ловишками! Мы будем ловить звуки. Если вы поймаете звук З – поднимаете какую фишку? А если звук Зь?

Игра «Комарики звенят»

Большой комар звенит очень сердито, зло – ззззззз. А маленький комарик звенит  ласково мягко зьзьзьзьзь.

Игра «Услышишь-выполняй»

- Я буду говорить разные слова-действия. Если вы услышите слово, в котором есть звук З или Зь, то выполняете это действие.

Злиться, бежать, звенеть, ходить, прыгать, зевать.

Игра «Угадайка»

- Ребята, Звенелочка спрашивает, какое время года наступило? (зима)

Обозначим слово зима – полоской.

- Сколько слогов в слове зима? Слоги обозначим короткими полосочками.

- Сколько звуков в слове «зима»?

- Обозначим каждый звук квадратиком.

- Дадим характеристику каждому звуку.

- А теперь выложим слово «зима» буквами из разрезной азбуки.

- Какая буква первая (в начале), вторая, третья, четвертая (в конце).

- Ставим пальчик на первую букву, читаем.

- Убираем слоговую схему, звуковую, буквы.

Выполняют задание.

6. Физминутка

- Сейчас мы превратимся с вами в зайчиков.

«Зайка»

Зайка серенький сидит

 И ушами шевелит.

 Зайке холодно сидеть

 Нужно лапочки погреть

 Лапки вверх – лапки вниз

 На носочки поднимись

 Лапки ставим на бочок

 На носочках скок-скок-скок

 Топай правою ногой

 Топай левою ногой

 Снова правою ногой

 Снова левою ногой

 А теперь вприсядку, чтобы не мерзли лапки.

Дети выходят на ковер и выполняют движения в соответствие с текстом.

7. Работа с буквой

- Ребята, скажите, чем мы обозначаем звуки? (буквами)

- Вспомните правило о звуках/буквах.

- Ребята, звуки З и Зь обозначаются буквой З.

- Правильно. Из каких элементов состоит эта буква?

- На что похожа эта буква?

Пальчиковая  гимнастика.

 «Пальчики  здороваются»

- Давайте напечатаем в воздухе букву З.

- А теперь я раздам вам палочки, из них мы составим букву З.

Работа с кассами

- Откройте кассы. Найдите в кассах букву З. Поставьте ее в щиток.

- Найдите букву А. Поставьте букву А перед буквой З.

- Какая буква стоит на первом месте? Какая буква стоит перед буквой З?

- Прочитайте, что получилось (аналогично со звуками У, О, И)

Ответы детей.

Печатают в воздухе букву З, составляют букву З из палочек.

Работа всей подгруппой.

Выполняют задание.

8. Психогимнастика

- Встаем в круг. Поднимаем две руки. Кладем товарищу на плечо. Кто это? Это мой друг. Мы друзья. Мы команда.

Дети встают в круг. Выполняют действия по тексту.

9.Рефлексия деятельности

- Передайте мимикой свое настроение, после наших игр.

приятно — неприятно

доволен — недоволен

счастлив — несчастен

смел — труслив

спокоен — озабочен

сердит — добр

весел — печален

уверен — робок

болен — здоров

измучен — бодр

послушен — непослушен

- Ребята, вы большие молодцы. Спасибо вам за интересные ответы. Можете идти в группу.

Стоя в кругу, дети показывают мимикой свое настроение.

Дети возвращаются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспект занятия "Звук и буква У"

Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...

Конспект занятия "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...

Конспект занятия "Звуки вокруг нас"для детей 6-7 лет

На данном занятии дети знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками....

Конспект НОД "Звук и буква З"

Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия: Звук «Х». Части тела.

Фронтальное логопедическое занятие (для детей старшей группы) с элементами фольклора.   Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые ...