Конспект НОД. Звуки К, Кь.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Лукманова Яна Фанильевна

                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_k_k.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФФСР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Учитель - логопед МБДОУ "Д/с № 28": Лукманова Я.Ф.

Тема «Звуки [К], [К’]. Буква Кк»

Тип занятия: подгрупповое логопедическое занятие (22 минуты).

Цель: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить произношение гласных звуков, понятие «согласный звук»
  • учить детей правильно произносить звуки «к» и «кь», выделять нужный согласный звук в слогах, словах
  • учить различать твердые и мягкие согласные звуки
  • учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова
  • закрепить навыки звукового анализа, чтения обратных слогов
  • познакомить с буквой К

Коррекционно-развивающие задачи: 

  • развивать психологическую базу речи (внимание, память, мышление, воображение)
  • способствовать развитию звукобуквенного анализа
  • развивать фонематическое восприятие
  • развивать зрительное восприятие, память
  • развивать общую и мелкую моторику

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Словарь:  звук, буква, согласный, твердый, мягкий, звонкий.

Оборудование: картинки по теме, мяч, кассы букв

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.

- Назовите лишний звук, который не подходит к остальным звукам.

О, У, К        И, Х, Ы         П, Т, А        М, МЬ, Н
- Молодцы. Садитесь на места.

Дети входят в кабинет, здороваются и встают полукругом.

2. Артикуляционная и дыхательная

гимнастика

- А сейчас разбудим наш язычок!

«Улыбочка»,«Трубочка»,«Лопаточка», «Горка»Покусать язык»,«Наказать непослушный язычок»

Дети, сидя на местах, сопряжено выполняют артикуляционные и пальчиковые упражнения.

3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

- Жила-была девочка. Осталась та девочка сиротой. Звали девочку-сиротку Крошечка-Хаврошечка.

- Как её звали? (Её звали Крошечка-Хаврошечка)

 - Назовите первый звук в слове Крошечка?

Работа всей подгруппой. Сидя на местах, дети отвечают на вопросы.

4. Характеристика звука

- Правильно. Давайте произнесём звук [К].

- Что происходит с нашими губами? (Они приоткрыты) 

- Да, а воздух проходит свободно? (нет)

- Что ему мешает? (язычок)

- Звук [К] – согласный, глухой, твёрдый, обозначаем синим цветом.

- Символ звука: идет сильный дождик: Кккк…

- А теперь давайте произнесем мягкий звук Кь.

- Что происходит с нашими губами? (Они приоткрыты) 

- Да, а воздух проходит свободно? (нет)

- Что ему мешает? (язычок)

- Звук [К’] – согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом.

Символ звука: идет мелкий дождик: кькькь...

Работа всей подгруппой. Дети, сидя на местах, уточняют артикуляцию звуков и дают характеристику звуков.

5. Работа над фонематическим восприятием

- Решила Крошечка-Хаврошечка сходить в поле за колосками пшеницы. Буду муку делать да хлеб с пирожками печь. А дорога дальняя, чтобы ту дорогу быстрее пройти, нужно правильно слоги произнести:
Игра: «Запомни и повтори» (развитие фонематического восприятие, четкость артикуляции звуков).

Ко-ка-ко            Ке-ка-ки             Ак-ок-ук

Ки-ку-ко            Укь-окь-ик        Ки-ку-кы

Игра «Наоборот»

Идёт Крошечка — Хаврошечка, торопится. Перед ней встала стеной колючая крапива Говорит крапива: Замени звук к на звук кь. Скажи слог наоборот, и пропущу тебя вперёд.

ка — кя          ку — кю         ук — укь

ко — кё          кэ — кэ          кы — ки

- Расступилась крапива и пропустила Крошечку-Хаврошечку. Идёт крошечка-Хаврошечка, торопится, видит — растёт красный мак.

Пальчиковая гимнастика «Мак».

На пригорке вырос мак      

(пальцы левой руки собрать в щепоть)

Он склонил головку так    

(бутон наклонить)

Бабочка над ним порхает,  

(перекрестить руки, помахать)

Быстро крыльями мелькает.

Облетели лепестки,

(правой рукой отогнуть пальцы левой)

Высох домик от жары стал греметь как погремушка.         

(пальцы сложить в щепоть)
Вот  так славная игрушка.  

(пальцы левой руки сжать в кулак «погреметь», как погремушкой).

— «Какой красивый мак! Не сорвать ли мне его, сёстра подарить?» — подумала Крошечка — Хаврошечка. А мак ей в ответ: «Подбери к слову схему».

- Сколько звуков в слове «мак»? Назовите звуки по порядку. Почему первый и последний звуки обозначены синей фишкой, второй — красной фишкой? (в слове два согласных твердых звука и один — гласный)
- Дошла Крошечка-Хаврошечка до поля с колосками. Колоски какие?

- Сколько колосков сорвала Крошечка-Хаврошечка?

- Ребята, это необычные колоски — с картинками со звуками к и кь. Назовите картинки. Определите, какой звук слышится в слове: к или кь?

Дети, сидя на местах, по очереди, повторяют слоговые ряды за логопедом.

Педагог произносит слог со звуком к, а дети заменяют звук «к» на звук «кь».

Педагог выкладывает готовые схемы слов. Дети подбирают правильную схему, называют по порядку звуки в слове, характеризуют каждый звук.

6. Физминутка

- Ребята, давайте с Крошечкой-Хаврошечкой полетаем на самолете!

Мы с пилотом полетаем. 
Руки в стороны, в полет отправляем самолет.
Левое крыло вперед, правое крыло вперед,
Раз, два, три, четыре - полетел наш самолет.
На машине едем быстро, быстро, (руки держат руль, крутим руль)
Поезд мчится во весь дух (руки согнуты в локте, движение поезда)
Чух-чух-чух-чух!
Весла в руки мы берем, 
Быстро к берегу гребем. 
К берегу пристала лодка
Мы на берег спрыгнем ловко.
И поскачем по лужайке
Будто зайки, будто зайки.

Дети выходят на ковер и выполняют движения в соответствие с текстом.

7. Работа с буквой

- Ребята, скажите, чем мы обозначаем звуки? (буквами)

- Вспомните правило о звуках/буквах.

- Ребята, какой буквой обозначаются звуки К и Кь?

- Правильно. Из каких элементов состоит эта буква? (из 2 палочек, одна длинная, другая короткая)

- На что похожа эта буква?

Клюв раскрыла буква К —

Хочет скушать паука.

В. Ковшиков

- Покажите букву с помощью пальцев.

Зрительная гимнастика «Колосок»

Колосками чтобы стать,
Сперва нам нужно поморгать.
Ветер клонит тихо вправо,
Глазками посмотрим вправо
Ветер клонит тихо влево,
Глазками посмотрим влево.
Вверх потянем мы росточки
(Глазки и ручки вверх)
Дождь польет нам корешочки.
(глазки вниз)

Работа с кассами

- Набрала Крошечка-Хаврошечка яблок и отправилась в обратный путь. Солнце высоко, жар донимает, пот выступает. Слышит: течёт речка. Подошла к речке, попила воды студёной. Просит речка Крошечку-Хаврошечку: «Ещё потрудись – прочитай надписи на камнях, не ошибись»
- Откройте кассы. Найдите в кассах букву К. Поставьте ее в щиток.

- Найдите букву А. Поставьте букву А перед буквой К.

- Какая буква стоит на первом месте? Какая буква стоит перед буквой Т?

- Прочитайте, что получилось (аналогично со звуками У, О, И)

Ответы детей.

Сидя на местах, выполняют движения в соответствии с текстом.

 

8.Пальчиковая гимнастика

- Пришла Крошечка-Хаврошечка домой, сделала муку и испекла вкусные пирожки.

- А из чего Крошечка-Хаврошечка сделала муку? (из колосков)

- Правильно! Крошечка-Хаврошечка благодарит вас и зовет поиграть в последнюю игру! Выходите на ковер.

«Колоски» (рефлексия)

 - Давайте представим, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю. (дети присаживаются).

 - Теплое солнышко пригрело землю, дождик полил. Зернышки росли, росли и стали колосками. (дети встают, поднимают руки вверх) .

 -Колоски тянутся к солнышку. (дети протягивают руки вверх) .

 -Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски. (дети постепенно опускают сначала: руки, голову, плечи, туловище) .

 -И вот полил дождик, ожили колоски. Снова тянутся они к солнышку. В поле выросли замечательные колоски. Улыбнитесь друг другу.

Сидя на местах, выполняют движения по показу.

9.Рефлексия деятельности

- Ребята, с какими звуками мы сегодня играли? (со звуками [К], [К’])

- Какой буквой обозначаются звуки [К], [К’]? (звуки [К], [К’] обозначаются буквой К)

- Ребята, скажите, что вам понравилось больше всего?

- Молодцы, ребята. Вы очень старались и мы с Крошечкой-Хаврошечкой дарим вам медали с буквой К.

Ответы детей

Дети получают медали и уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспект занятия "Звук и буква У"

Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...

Конспект занятия "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...

Конспект занятия "Звуки вокруг нас"для детей 6-7 лет

На данном занятии дети знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками....

Конспект НОД "Звук и буква З"

Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия: Звук «Х». Части тела.

Фронтальное логопедическое занятие (для детей старшей группы) с элементами фольклора.   Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые ...