Звук и буква Е
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Конспект по обучению грамоте по знакомству со звуком и буквой е в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_bukva_e.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Берёзка»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
«Речевое развитие»
Тема «Звук Е»
в подготовительной группе
Подготовила воспитатель
Дмитренко Елена Борисовна
г. Когалым
2018 года
Цель:познакомить детей с новым гласным звуком Е.
Программные задачи:
- Закрепление понятия «гласный звук».
- Знакомство со звуком И.
- Развивать у детей умение выделять заданный гласный звук из потока гласных звуков.
- Учить определять положение звука в начале, в середине и в конце слова.
- Учить детей делить слова на слоги.
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.
- Упражнять в употреблении существительных—названий детенышей животных в единственном и множественном числе.
- Упражнять в употреблениисуществительных в родительном падеже множественного числа.
- Развивать зрительное восприятие.
- Воспитывать у детей умение внимательно слушать друг друга.
Предварительная работа:выполнение графических диктантов, определение положения звука А и У в словах.
Словарная работа:активизировать в словаре детей слова – гласный звук.
Материал и оборудование:предметные картинки; карточки для обозначения звуков и составления схем, индивидуальные зеркала, «ягоды», разрезная рыбка для определения положения звука в словах.
Методы и приемы: игра «У кого – кто?», отгадывание загадки, игра «Поймай звук», игра на развитие общей моторики «На водопой», игра «Назови слова», массаж лица, игра «Где услышали звук Е?», упражнение для глаз, упражнение в произнесении чистоговорки, игра на развитие мелкой моторики «Собери ежевику».
Содержание НОД:
I часть.
Дети стоят вокруг педагога.
Воспитатель: Ребята, вспомните, какие звуки мы учили на прошлом занятии?
Дети: Звуки а, у.
Воспитатель: Вы помните, какие это звуки?
Дети: Гласные.
Воспитатель: Почему они называются гласные звуки?
Дети: Потому что их можно пропеть голосом.
Воспитатель: У меня для вас есть очень интересная игра.
Игра «У кого—кто?
Выставляются картинки животных и их детенышей.
Воспитатель: Посмотри на картинку и скажи, у кого кто?
У зайчихи—… (зайчонок) . А это ? (Зайчата.)
У волчицы—… (волчонок) . А это ? (Волчата.)
У лосихи—… (лосенок). А это ? (Лосята.)
У медведицы—… (медвежонок). А это ? (Медвежата.)
У ежихи—… (ежонок). А это ? (Ежата.)
У волчицы—… (волчонок). А это ? (Волчата.)
У лисицы—… (лисенок). А это ? (Лисята.)
II часть.
Воспитатель: К нам в гости пришел зверек, а какой, вы сами угадаете.
Немытое в рот ни за что не возьмёт,
И ты будь таким, как чистюля…
Дети:Енот.
Воспитатель: Правильно, Енот.Разделите слово ЕНОТ на слоги. Назовите первый слог.
Дети называют.
Воспитатель: Назовите второй слог.
Дети называют.
Воспитатель: Рассмотрите схему. Прочитайте первый и второй слог.Воспитатель: Давайте пропоём песенку звука «Е».
Буква Е поднимается и опускается по ступенькам.
Воспитатель: Когда вы пели песенку «Е», какие звуки вы произносили?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, Е состоит из двух звуков [й] и [э]. Если букваЕ стоит в начале слова или после гласной, мы будем обозначать ее прямоугольником зелено-красного цвета.Зеленый цвет обозначает всегда мягкий согласный звук [й], а красный цвет—гласный звук [э].
к з |
Воспитатель: А сейчас я прочитаю сказку. Слушайте внимательно и запоминайте слова со звуком Е.
Воспитатель читает сказку из книги Волина «Учимся играя».
Дети называют слова на заданный звук, которые встречаются в сказке.
Игра «Поймай звук».
Воспитатель: А сейчас мы с вами будем ловить звук и ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук Е.
И-а-е-у-а-и-е-о-у-е-а-и-е-ы…
Игра на развитие общей моторики «На водопой».
Координация речи с движением, развитие творческого воображения и подражательности, закрепление в речи существительных с суффиксами –онок, -ёнок.
Жарким днем, лесной тропой Звери шли на водопой | Дети идут друг за другом |
За мамой - слонихой топал слонёнок | Топают |
За мамой - лисицей крался лисёнок | Идут тихо крадучись |
За мамой - ежихой катился ежонок | Присели на четвереньки |
За мамой - медведицей шел медвежонок | Идут вперевалочку |
За мамою - белкой скакали бельчата | Скачут вприсядку |
За мамой зайчихой - косые зайчата | Скачут на прямых ногах |
Волчица вела за собою волчат | Ползут на четвереньках |
Все мамы и дети напиться хотят. | Имитируют лакание |
Массаж лица.
Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с воспитателем. Сначала воспитатель проводит поглаживание, а затем знакомит детей с зигзагообразными движениями:
Ходит пальчик по дорожке: | От середины лба к вискам. |
Вверх — вниз, вверх — вниз, | Вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам). |
Будут розовыми щечки: | По мышцам щек (от крыльев носа к вискам). |
Вверх — вниз, вверх — вниз. Т. Куликовская | От середины подбородка к ушам. |
Массаж заканчивается поглаживанием.
Воспитатель: А сейчас игра «Где услышали звук Е?»
Игра «Где услышали звук Е?»
Воспитатель называют слова, дети показывают одну из частей разрезной рыбки.
Игра «Эхо».
Воспитатель: Я называю слово или букву, а вы повторяете только последний звук.
При произношении воспитатель утрированно выделяет последний звук.
Е…(Э-э-э)
Я…(А-а-а)
Ю…(У-у-у)
Ё…(О-о-о)
Новые (Э-э-э)
Моя (А-а-а)
Качаю…( У-у-у)
Твоё (О-о-о)
Упражнение для глаз.
Воспитатель: Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком?
Дети:Сова.
Сова летит, | Поморгать глазами. |
Глазами вертит, | Обвести глазами круг. |
К нам подлетает | Посмотреть на нос. |
Наших деток пугает. | Зажмурить, а потом широко открыть глаза. |
Упражнение в произнесении чистоговорки.
Воспитатель: Произнесите чистоговорку о енотах.
Ежевику мирно ели
Два енотика под елью.
Игра на развитие мелкой моторики «Собери ежевику».
Перед детьми рассыпаны «ягоды». Нужно собрать «ягоды» в лукошко беря их большим и указательным пальцами, затем большим и средним пальцами и т.д. сначала правой, затем левой рукой.
III часть.
Итог и анализ НОД.
Воспитатель: Какие задания выполняли?
Воспитатель: С каким звуком сегодня познакомились?
Воспитатель: В какие игры играли?
Воспитатель: Какое задание понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....