ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ОТ ЗВУКА К СЛОВУ»
рабочая программа по обучению грамоте на тему
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«ОТ ЗВУКА К СЛОВУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_obuch._gr.docx | 38.06 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №54 «Дружба» города Смоленска
МБДОУ «Детский сад» «54 «Дружба»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«ОТ ЗВУКА К СЛОВУ»
Разработан воспитателем
первой квалификационной категории
Афанасьевой З.С.
Актуальность
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Умение правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ. Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, не дописывание слов, то есть ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание. Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.
Цель проекта: формирование речевой готовности к школе посредством развития знаний о грамматических категориях (звуки, буквы, слоги, предложения)
Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:
- Формирование звуковой стороны речи - ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих, шипящих, аффриката, соноров;
- Формирование фонематических процессов - умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу - умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:
- Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
- Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
Проанализировав данные диагностики, выявилась проблема: у 100% детей недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте, воспитанники испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, неправильно называют символ на письме (букву). Из всего выше сказанного, возникло противоречие между тем, что дети должны знать и что они умеют.
Проект «От звука к слову» позволяет решить основные задачи обучения это сформировать и научить элементарным навыкам чтения и письма.
Задачи проекта:
Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов – первому действию по обучению собственно грамоте.
Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.
Начиная с марта по май в средней группе проводятся 10 занятий по подготовке к обучению грамоте. Длительностью 20 минут.
Дети получают знания об основных законах речи:
- речь состоит из слов;
- слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами;
- слова имеют протяженность (длинные и короткие);
- они звучат (состоят из звуков);
- слово линейно (звуки в нем идут друг за другом);
- из слов можно составлять предложения;
- звуки в словах произносятся по-разному (одни можно потянуть, а другие произносятся коротко).
мягких согласных.
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.
Обязательно следим за правильным употреблением терминов «гласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук».
В подготовительной группе решаются следующие задачи: дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучаются грамотно выкладывать слова и предложения из букв резной азбуки.
Предполагаемый результат проекта:
1. Правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
2. Четко дифференцировать звуки родного языка;
3. Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук» , «слог», «предложение» на практическом уровне;
4. Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
5. Выработка навыков составления и чтения слогов, слов.
6. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.
7. Сотрудничество педагогов ДОУ с семей при подготовке будущих первоклассников к обучению грамоте.
Перспективное планирование
(старшая группа)
2016-2017 уч г.
Месяц | Название мероприятия | Цель | Форма |
Сентябрь | Обсуждение вопроса на родительском собрание «Обучение грамоте» | Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте | Родительское собрание |
Октябрь | «Готовность детей к школе» | Узнать по анкетированию, в какой помощи нуждается ребенок | Анкетирование |
Ноябрь | Познавательная беседа с детьми «Зачем нам учиться?» | Вызвать у детей интерес к обучению | Беседа |
Декабрь | «Звук слог слово» | Познакомить детей со звукобуквенным анализом | Занимательная игра |
Январь | Игра «Подбери семейку слов» Игра «Лишнее слово» «Что такое предложение?» | 1.Учить подбирать однокоренные слова 2.Учить выделять однокоренные слова среди групп слов, сходных по звучанию 3.Познакомить детей с понятием «предложение» | Дидактические игры Игра |
Февраль | 1. Игра «Придумай название» 2. Игра сложим слово из частей 3. Игра «Исправь ошибки» 4. Игра «Что сначала, что потом?» | 1.Образование прилагательных от числительных 2.Употребление предлогов 3.Развитие понимания распространенных предложений
| Дидактические игры |
Март | «Звук и буква» Д/ и «Буква потерялась» | Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, звук слышим и произносим | Игровая деятельность |
Апрель | Сказка «гласные и согласные звуки» "Алфавит" | Познакомить детей с образованием звуков согласных и гласных | Непосредственно образовательная деятельность |
Май | Согласные звуки Д/и: «Слово на звук …» | Продолжить знакомство с согласными звуками, учить правильно произносить. | Игра Дидактические игры |
Июнь | «Сколько звуков в слове?» Д/и «Посчитай звуки» | Учить детей, на слух определять, сколько звуков в слове. | Игры на звуковой анализ и синтез используя цветовые круги
|
Перспективное планирование
(подготовительная группа)
2017-2016уч.г.
Месяц | Название мероприятия | Цель | Форма |
Сентябрь | "Готовимся к письму"
| Развитие мелкой моторики, глазомера, творчества, подготовки руки к письму Детям предоставлена возможность использовать по своему усмотрению различные предметы (обводки, штриховки, трафареты), материалы (карандаши, краски) обеспечивая их самостоятельный выбор и доступность. | Занимательные упражнения |
Октябрь
| «Какая буква заблудилась?» Д/и: «Слово на слог» «Составляем слова из слогов»
| Учить детей среди слогов находить слоги к заданному слову по картинке Учить детей самостоятельно из данных слогов слаживать слова | Занимательные упражнения
|
Ноябрь | «Читаем односложные слова» Д/и: «Цепочка слов» | Учить детей слаживать слоги в слова, писать печатными буквами | Занимательные упражнения |
Декабрь | «Читаем слова по слогам» «Прочитай по первым звукам» | Учить детей слаживать слоги в слова, писать печатными буквами | Занимательные упражнения Развивающая игра |
Январь | Д/И: "Продолжи слово" "Сплетем венок из предложений" (схема предложения) | Развивать умение детей делить слова на слоги. Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание. | Дидактические игры |
Февраль | Д/и «Волшебные кубики»
| Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие. | Дидактические игры |
Март | "Чтение слов по слогам" Д/и: "Угадай слово" | Учить детей слаживать слоги в слова, писать печатными буквами Развивать умение детей делить слова на слоги. | Занимательные упражнения Дидактические игры |
Апрель | "Согласные и гласные звуки" Д/и: "Веселый поезд" | Закрепить умение различать звуки согласные и гласные Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове. | Игры Беседа |
Май | Викторина «Игры со звуками и буквами» | Закрепление звуко-буквенного анализа. | Викторина |
Июнь | Диагностика | Проверить уровень практического осознания элементов навыков письма и чтения | Диагностика |
Контрольно-диагностический этап.
Диагностика А.М. Быховская, Н.А. Казова: Количественный мониторинг общего и речевого развития детей.
- Выявление уровня речевого развития детей.
- Анализ результатов работы по реализации проекта.
- Мониторинг, обработка результатов соотношение целей и результатов проекта.
- Итоговое обобщающее открытое занятие «От звука к слову».
Были созданы условия по реализации проекта.
1. Собрание «Ребенок на пороге школы»
2. Анкетирование для родителей по развитию речи воспитанника
3. Кадровые ресурсы: учитель – логопед, педагоги группы
4. Материально – технические ресурсы: ИКТ, фотоаппарат, магнитофон
5.Информационные ресурсы: памятки – рекомендации, буклеты для родителей, воспитателей по обучению грамоте, папки - передвижки, рассказы для детей о словах и буквах, просмотр видео о звуках и буквах, интернет ресурсы.
Критерии отслеживания результатов:
Критерии уровня развития подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы
Высокий уровень подготовки к обучению грамоте | Средний уровень подготовки к обучению грамоте | Низкий уровень подготовки к обучению грамоте |
Дети правильно выполняли задания, у них были достаточно сформированы графо-моторные функции, конструктивные, развита моторика руки, сукцессивные функции в норме. Развита экспрессивная и импрессивная стороны речи, развиты языковые средства (фонетика, лексика, грамматика). Звукопроизношение сформированно. Дети способны дифференцировать смыслоразличительные признаки близких фонем, выделять звуки на фоне слов, называть звуки по порядку. Речь грамматически правильная, используют морфологические элементы, служебные слова для построения грамматически правильных фраз. Пересказ прочитанного достаточно полон. Письмо: операции символизации и операции графического моделирования выполняются правильно и быстро. | Дети понимали задания, но выполняли не всегда правильно и быстро. Недостаточно полно сформированы графо-моторные функции, конструктивные тесты были выполнены на достаточном уровне. Общая моторика и ручной праксис заметно замедленны. Нарушено воспроизведение звуковых ритмов. Экспрессивная и импрессивная речь соответствует возрасту. Допускались ошибки в повторении фраз со сложной слоговой структурой. Фонематическое восприятие не полно. Допускались ошибки при выделении согласных в начале слова, безударных гласных в начале слова. Допускались ошибки при построении предложений. Допускаются ошибки при пересказе текста и в самостоятельном рассказывании. Задания выполняются крайне медленно, что свидетельствует об отсутствии автоматизации звукобуквенных связей. | У детей не сформировано внимание к заданиям, поэтому многие задания не были выполнены. Графо-моторные функции не сформированы, конструктивные функции сформированы на очень низком уровне. Воспроизведение звуковых ритмов сильно нарушено. Экспрессивная и ипрессивная речь отстает от показателей этого возраста. Допускались ошибки в употреблении основных языковых средств в частности грамматические окончания. Отсутствие дифференциации светящих - шипящих. Вызывали затруднения воспроизведение слов со сложной слоговой структурой. Звукобуквенный анализ характеризуется несформированностью. Допускались частые ошибки при построении предложений. Пересказ неточный, постоянно требуются наводящие вопросы взрослого. Далее мы провели диагностику уровня сформированности слухового внимания и фонематического восприятия, фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений. |
Заключение
Проект по обучению грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за звуком, словом, предложением. У детей развивается фонематическое восприятие и слух, что очень важно для полноценного усвоения звуковой стороны речи.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил: «Что есть талант писателя, а есть талант читателя». Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности.
Занятия в детском саду дарят воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений. Учатся слышать звуки и проводить элементарный звуковой анализ и синтез. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игры используемые в НОД и в индивидуальной работе с воспитанниками:
1.Выделение звука на фоне слова
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Где звук?» | Развитие умений определять, где находится звук. | Карточки, на которых написаны слова, где изучаемый звук стоит в разных позициях (начало, середина, конец слова). | Воспитатель называет слова, а дети должны определить, где находится данный звук. |
«Где спрятался звук?» | Развитие умения устанавливать место звука в слове. | У воспитателя — набор предметных картинок; а у детей – карточка, разделенная на три квадрата, в каждом квадрате изображено место звука в слове. | Воспитатель показывает картинку. Дети называют предмет, который изображен и с помощью карточки указывают место звука в словах. |
«Узнай звук» | Развитие умений находить слова с изучаемым звуком. | Карточки со словами для воспитателя. | Воспитатель называет слова, а дети хлопают в ладоши в том случае, если прозвучало слово с изучаемым звуком. |
«Выдели звук» | Развитие умений выделять первый звук в слове. | Карточка с загадкой, а на обратной стороне – отгадка. | Воспитатель загадывает загадку. Ребенок произносит слово и выделяет первый звук. Если ребенок затрудняется в отгадывании загадки, то воспитатель показывает отгадку. |
2. Постановка ударения.
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Исправь ошибку» | Развитие умения ставить в словах ударение. | Карточки со словами (для воспитателя). | Произносятся слова с неправильной и правильной постановкой ударения. Ребенок внимательно слушает и исправляет ошибку, если она есть. За правильный ответ – фишка. |
«Соберем урожай» | Развитие умения ставить в словах ударение. | Карточки с изображением овощей и фруктов; две корзины. | 2 команды. Каждая команда берет корзинку, в которую будут собирать урожай. 1-я команда выбирает карточки с изображением овощей, другая – фруктов. Дети называют овощ (фрукт) и ставят ударение. Если ударение поставлено, верно, то овощ (фрукт) кладут в корзину. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет свой урожай. |
3. Выделение ударного слога.
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Цветы» | Развитие умение определять количество слогов в слове. | Предметные картинки (цветы). | На столе воспитателя картинки, на которых изображены цветы. Детям нужно выбрать сначала те из них, на которых изображены цветы с односложными названиями, затем состоящие из двух, трех слогов. |
«Зоопарк» | Развитие умения подбирать с заданным количеством слогов. | Три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, вверху – слоговой состав слов; карточки с изображением животных. | Воспитатель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Детям предлагается определить, каких зверей, в какую клетку можно посадить. Дети по одному выходят к фланелеграфу, берут карточку с изображением животного, называют его, при помощи хлопков определяют количество слогов в слове. По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек. |
«Чудесный мешочек» | Развитие умений делить слова на слоги. | Мешочек из ткани с различными предметами, в названиях которых 1,2 ,3 слога. | Дети по порядку выходят, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам, и дети называют количество слогов в слове. Игра идет как соревнование. |
«Купи игрушку» | Развитие умения определять количество слогов в слове. | Игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, дудка, собака, кубики. | Воспитатель раскладывает на столе игрушки и предлагает детям «купить» те из них, в названиях которых 2 слога, 3 слога. Дети подходят к столу, выбирают игрушку, четко произносят по слогам слово. Если ответ правильный дети забирают игрушку. |
«Молчанка» | Развитие умения определять количество слогов в слове. | Карточки с цифрами 1, 2, 3 (у каждого ребенка). | Воспитатель называет слово, а дети поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове. |
«Слог – шаг» | Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. | Воспитатель дает каждому ребенку задание: «Сделай два шага вперед!», «Сделай три шага вперед!» Ребенок должен вспомнить слово из стольких слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога. | |
«Один – два – три» | Развитие умения слышать слог в слове. | Предметные картинки, в названиях которых первый, второй, третий слог ударный. | К Картинки выставляются на наборное полотно. Каждая команда получает одну из цифр 1,2 или 3 и соответственно ей подбирает картинки с первым. Вторым, третьим ударным слогом. Представители команд выходят, берут по одной картинке. Следующий ребенок из команды выходит тогда, когда предыдущий садится на место. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим числом ошибок закончит игру. |
«Ударный слог» | Закрепление умений выделять ударный слог. | Карточки со словами для воспитателя. | Воспитатель называет детям слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. Задача детей: Выделить и назвать ударный слог. |
«Загадка» | Закрепление умений выделять ударный слог. | У воспитателя карточки с загадками и отгадками. | Воспитатель загадывает загадку, а дети отгадывают и на наборном полотне находят отгадку. Затем детям дается задание: назвать только те отгадки, где второй, первый, третий слог |
4. Дифференциация гласных и согласных.
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Найди место» | Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. | Предметные картинки; два кружка: синего и красного цвета у каждого ребенка. | Дети раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того. С гласного или согласного звука начинается название картинки. |
«Кто больше» | Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. | Дети делятся на несколько групп. Каждой группе воспитатель предлагает выбрать один гласный или согласный звук. Когда звук выбран, дети вспоминают названия предметов, начинающиеся с данного звука. Выигрывает та группа, которая назвала большее число слов. | |
«Найди предмет» | Закрепление знаний о гласных звуках. | У воспитателя – предметные картинки. | У воспитателя на столе лежат предметные картинки, дети выходят по одному и выбирают картинку, в названии которой первый звук гласный. Ребенок показывает карточку остальным, выделяет первый звук, а остальные дети проверяют. |
«Лото» | Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. | Карточки лото, разделенные на три квадрата, в каждом квадрате картинка; синие и красные полоски, которыми надо будет закрывать предметные картинки. | Дети получают карточку и четыре полоски (2 синие и 2 красные). Дети называют картинку, выделяют первый звук, если он гласный – закрывают красной полоской, если согласный – синей. Кто быстрее и правильнее закроет все предметы, тот выигрывает. |
«Найди картинке место» | Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. | Домик с кармашками (синего и красного цвета); предметные картинки. | У воспитателя на столе лежат стопкой предметные картинки перевернутые. Дети по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют гласный он или согласный, после чего кладут картинку в нужный кармашек (синий, красный). Работа продолжается до тех пор. Пока все картинки не будут разложены по местам. |
«Поезд» | Развитие умения выделять гласные звуки. | Поезд с буквами, предметные картинки. | Воспитатель рассказывает, что однажды животные решили поехать в город, но они не знают, кому в каком вагоне ехать. Вы должны им помочь, выделите гласный звук и посадите животное в вагон с данной буквой. |
«Кто в домике живет» | Развитие умения определять наличие звука в слове. | Домик, набор предметных картинок. | В домике живут только те животные, в названиях которых есть звук «о». За ответ – фишка. |
5. Слог, как часть слова (для читающих детей).
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Перевертыши» | Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов. | Карточки со слогами у каждого ребенка. | Воспитатель по отдельности называет два слога. Дети берут карточки со слогами и составляют из них одно слово, а потом, переставив карточки, другое. Выигрывает тот, кто назовет, какие два слова получились. |
«Домино» | Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов. | У каждого ребенка по пластинке домино и одна у воспитателя. | Воспитатель выкладывает свою пластинку домино со слогом «тра» и предлагает детям подобрать пластинку так, чтобы получилось слово. Кто первым нашел пластинку, выставляет ее. Игра заканчивается пластинкой пусто. Выигрывает тот, у кого осталось меньше пластинок. |
«Часы» | Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов. | Круг с передвигающимися стрелками, набор слоговых структур. | Первый ребенок ставит часовую стрелку на любой слог, второй ребенок ставит минутную стрелку на другой слог так, чтобы получилось слово. Игра продолжается до тех пор, пока не используются все слоги. |
«Цепочка» | Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу. | Один ребенок называет слово, например: окно, и произносит его по слогам; другой ребенок подбирает слово, которое начинается на последний слог предыдущего слова и тоже образует слово и т. д. Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.
Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...
Использование творческого проекта «ОТ ЗВУКА К СЛОВУ» для развития фонематических представлений детей с ОНР.
Важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух – способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки в их последовательности в сло...
Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...
Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...
Познавательно-исследовательский проект "От звука к слову"
Проект по обучению грамоте ( старшая, подготовительная к школе группы)...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Познавательно-исследовательский детский проект «Волшебный звук»
Проектная деятельность...