Использование творческого проекта «ОТ ЗВУКА К СЛОВУ» для развития фонематических представлений детей с ОНР.
проект на тему

Агапова Ольга Владимировна

 

Важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух – способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки в их последовательности в словах и близкие по звучанию звуки. Развитый фонематический слух – важная предпосылка успешного освоения детьми грамоты, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ot_zvuka_k_slovu.doc44.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида  № 8 «Солнышко»

Барабинского района Новосибирской области

Использование творческого проекта «ОТ ЗВУКА К СЛОВУ» для развития фонематических представлений детей с ОНР. 

Учитель-логопед

Агапова Ольга Владимировна,

Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации всех фонем родного языка. Д.Б. Эльконин фонематическое восприятие определяет как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем проговаривании».

Важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух – способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки в их последовательности в словах и близкие по звучанию звуки.

Развитый фонематический слух – важная предпосылка успешного освоения детьми грамоты, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы.

Значимость исследования фонематического восприятия связана с тем, что на сегодняшний день большая часть детей с ОНР имеет задержку речевого развития в звене звукоразличия, которое отрицательно влияет не только на устную, но и  письменную речь.  

У детей с ОНР отмечается нарушение фонематического восприятия. Недостаточность фонематического восприятия обнаруживается при выполнении заданий на повторение пар слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам, а также слов сложной слоговой структуры и скороговорок. При выполнении звукового анализа, также были выявлены отчётливые затруднения – назвать первый и последний согласный звук в словах. Ребёнок с ОНР, как правило, выделяет слог. Отмечаются реверсы (перевороты) слов (в слове ШАР первый звук Р). Затрудняются также в сравнении слов по звуковому составу – определение количества звуков в слове и нахождение 2,3,4-го звука.

Значительные трудности у детей вызвали задания на перестановку звуков в слове, синтез слов из звуков и слогов.

Частая встречаемость реверсов слов указывает на нарушение не только фонематического восприятия, но и пространственные нарушения, влияющие на правильность выполнения заданий.

Таким образом, дети с общим недоразвитием речи нуждаются в коррекционной работе в плане развития фонематического восприятия.

В ходе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста возникло немало вопросов:

- как повысить уровень фонематического восприятия;

- как помочь ребёнку с ОНР овладеть фонематическим анализом, необходимым для овладения чтения и письма;

-  как привлечь родителей к работе.

К сожалению, родители недостаточно общаются с детьми, мало им читают, не всегда хорошо представляют конечную цель коррекционной работы и недостаточно в ней участвуют.

Большую роль в коррекции и развитии фонематического восприятия сыграл творческий проект «От звука к слову».

Детско-родительский проект «От звука к слову»

Вид проекта:  творческий, игровой.

Продолжительность:  долгосрочный.

Участники: логопед, воспитатели, дети подготовительной логопедической группы, родители.

Актуальность:  воспитание правильной и чистой речи – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма. Наша речь существует в устном и письменном виде, но поскольку речь сначала звучит и воспринимается слухом, то развитый фонематический слух – это база, на которой впоследствии формируется умение читать. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предпочитает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи. Но, к сожалению, в настоящее время отмечается значительный рост детей с недостаточно развитым фонематическим слухом, что отрицательно влияет не только на устную, но и письменную речь. Кроме того, количество детей, имеющих речевые трудности, продолжает неуклонно расти, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности всё меньше уделяют внимание развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад. В связи с этим  возникла идея создания творческого проекта «От звука к слову».  Цель которого – создать условия для развития фонематического восприятия детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями.

Основополагающий вопрос:

- Какие методы и приёмы слухового восприятия использовать в работе с дошкольниками?

Проблемные вопросы:

- Как помочь воспитателям в организации игровой деятельности с детьми?

- Как правильно использовать методы и приёмы звукового содержания в развитии своего ребёнка?

Гипотеза:  Мы предположили, что если организовать целенаправленную работу по развитию у детей старшего дошкольного возраста слухового восприятия, это будет способствовать:

- у детей -  развитию слухового восприятия и фонематического слуха, что в свою очередь, окажет существенное влияние на формирование правильного звукопроизношения, развитие связной грамматически правильно оформленной речи, которые необходимы для успешного обучения в школе;

- у родителей – обогащению приёмов взаимодействия с детьми при организации совместной деятельности, формированию детско-родительских отношений.

Дидактические задачи:

- развивать творческое воображение, память, мышление;

- развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова;

- активизировать и обогащать словарный запас дошкольников;

- формировать и совершенствовать звуковую культуру речи;

- повысить мотивацию детей к занятиям, творческое самовыражение воспитанников в продуктивной деятельности;

- закреплять знания о буквах в жизненных ситуациях;

- использовать различные виды игр и упражнений;

- воспитывать бережное отношение детей и их родителей к органам слухового и голосового аппарата ребёнка;

- установить тесную взаимосвязь с родителями для достижения единомыслия по данной проблеме.

Методические задачи:

- разработать диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности слухового восприятия у дошкольников;

- подобрать речевой материал для коррекции недостатков фонематического восприятия;

- создать информационную среду в приёмных комнатах для просвещения родителей по теме проекта;

- разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей;

- подготовить просветительные консультации для родителей в средствах массовой информации с целью профилактики фонетико-фонематических нарушений в дошкольном возрасте.

Основные ожидаемые результаты:

- активное, заинтересованное, творческое участие семей в реализации проекта;

- психологическую готовность родителей в понимании своего ребёнка, заботы о нём, видение его талантов, возможностей;

- развитие педагогической компетентности родителей;

- расширение словарного запаса детей;

- развитие мышления, памяти, воображения, креативности;

- закрепление знаний о буквах;

- формирование и совершенствование звуковой стороны речи.

Продукт проектной деятельности: в игре «Волшебный цветок», которая позволит ребёнку стать настоящим волшебником и хорошо подготовиться к школе, необходимо  создать город Звуков с жителями этого города – звуковичками и украсить клумбы возле их звуковых домиков волшебными цветами, которые предполагается сделать вместе с родителями дома, оригинально украсив их соответствующими словами – картинками с изученной буквой, презентация  самого «волшебного цветка» на «волшебной клумбе»; награждение победителей проекта.

Я считаю, что такая совместная работа создаст благоприятные условия для успешной подготовки детей к обучению в школе и их полноценного личностного развития.

Мною был составлен план работы на 2013 -2014учебные годы.

План работы творческого проекта на 2013 -2014 учебные годы.

Мероприятия

Цели

Сроки, ответственные

I этап - подготовительный

Анкетирование родителей

Выяснить, обращают ли внимание  родители на роль слуха в развитии речи ребёнка,

как они помогают ребёнку овладеть правильным звукопроизношением,

следят ли взрослые в разговоре с ребёнком за своим произношением, говорят ли с ним не торопясь, чётко произнося все звуки и слова,

читают ли детям книги, предлагают ли пересказывать сказки, рассказы

3-4-я недели сентября

Воспитатели, логопед

Круглый стол для родителей

Обсудить результаты анкетирования, сформировать у родителей интерес к проекту, обсудить его важность, цели и задачи

1-я неделя октября

Воспитатели, родители, логопед

Оформление родительского

 уголка по теме проекта

Просвещать родителей

Сентябрь

Воспитатели, логопед

Подбор наглядных пособий,

демонстрационного материала

Создавать развивающую среду

Сентябрь

логопед

II этап – основной

Фронтальные занятия по обучению грамоте,

погрупповые и индивидуальные

занятия (в течение года)

Формировать звукобуквенный анализ и синтез слов, закреплять навыки послогового чтения слов, развивать зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, воображение, внимание, память, воспитывать чувство взаимопомощи, доброты

Сентябрь – май ,

Сентябрь-ноябрь

Воспитатели,

логопед

Оформление «волшебных» цветов –

букв (дома с родителями)

Развивать творческие способности

Октябрь-ноябрь

III этап - заключительный

Презентация самого «волшебного»

цветка (Праздник цветов) и чаепитие с родителями

Побуждать и поддерживать интерес к звуку, букве, слову, чтению, развивая наглядно-образное мышление детей,

формировать связную выразительную речь детей,

стимулировать познавательную активность, развивая театральные способности.

Повышать степень участия родителей в коррекционной работе.

11 ноябрь,

Воспитатели, родители, логопед

Коррекционная работа по развитию фонематического восприятия построена в соответствии с тремя периодами обучения:

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь);

II период (декабрь, январь, февраль);

III период ( март, апрель, май).

Мной были систематизированы коррекционо-развивающие игры и упражнения, направленные как на выявление имеющихся у детей слабых звеньев в развитии фонематического восприятия, так их коррекцию.

 (см. Приложение)

Игры и упражнения, соответствующие возрастным и индивидуально-психологическим особенностям детей, подобраны мной и выстроены последовательно, с постепенным усложнением от простого к более сложному.

Коррекционные игры учат дошкольников с нарушениями речи хорошо и быстро запоминать, размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим содержанием слова, учат различать фонемы (звуки речи) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это и есть главное условие успешного обучения чтению и письму дошкольников с ОНР.

Игры, которые используются как на занятиях по обучению грамоте и развитию речи, так и на подгрупповых и индивидуальных занятиях, вносят в учебную работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный, эмоциональный оттенок. На каждом занятии детям предлагается такая игра, в результате которой у них формируются новые понятия, перестраивается представление о слове, задаётся воображаемая игровая ситуация (страна живых слов, звуковой лес, город  Звуков и т.д.)

В играх используются условные персонажи (ТИМ и ТОМ), которые прекрасно воплощают различение твёрдости и мягкости согласных, колокольчик КОЛЯ рассказывает детям о звонких и глухих согласных, а смысл жизни ЗВУКОВИЧКОВ – заботиться о звуках, заниматься строительством звуковых домиков для слов, украшать город клумбами из цветов.

Ко многим предлагаемым на занятиях по обучению грамоте играм подготовлен наглядный и словесный материал (загадки, стихи, скороговорки, отрывки из сказок). (см. Приложение)

Кроме того, работа по формированию фонематических процессов детей  проводилась совместно с воспитателями (логочасы, занятия, индивидуальная работа в свободное от занятий время).

Таким образом, данный подход, построение педагогического процесса дало положительные результаты, которые можно проследить в результате повторного диагностирования. Оно показало, что к концу учебного года дети научились различать особенности и порядок звуков в слове, дифференцировать слова – квазиомонимы (различающиеся одной фонемой), исправлять ошибки в деформированных фразах, научились воспроизводить ряды из 3-4 слогов, слов, определять последовательность звуков в слове, место звука в слове, определять количество звуков в слове, составлять слова из звуков, данные как в правильной, так и в нарушенной последовательности и мн.др.

Работу по формированию фонематических представлений детей логопедической группы проводила в тесном контакте с родителями, так как эффективность коррекционно-развивающего процесса в ДОУ зависит от совместной деятельности логопеда и родителей и позволит родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей.

Работа с родителями включает в себя: анкетирование, родительские собрания, индивидуальные беседы, информационные листы в родительском уголке, домашнее задание, презентации, совместный праздник - чаепитие для детей.  

Я считаю, что целенаправленная работа в содружестве с семьёй способствует более углубленной и всесторонней подготовке детей к обучению к школе.

Кроме этого, велась работа по педагогической пропаганде среди родителей внутри детского сада и среди населения города.

Система коррекционно-развивающих игр и упражнений на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста III уровня речевого развития.

Месяцы

Название дидактической игры

Цель исследования

Автор пособия

сентябрь

Игры «Солнце или дождик?»,

«Угадай, кто как кричит?»,

«Будь внимательным!»

Учить выполнять действия согласно различному звучанию инструмента,

определять на слух звуки окружающих предметов.

А.И. Максаков,

Е.В.Кирилова

октябрь

«Где позвонили?»,

«Угадай, на чём играю?»,

«Угадай, что делаю?»,

«Угадай, что делать?»,

«Запомни звуки»

Учить определять направление звука, определять предмет на слух по его звучанию, действие по звуку, учить соотносить характер своих действий со звучанием инструмента.

Г. А. Туманова,

А.И. Максаков

Е.В.Кирилова

ноябрь

«Угадай, близко или далеко поезд, электричка?,

«Угадай, кто сказал?»,

«Угадай, как надо делать?»,

«Кто внимательный?»,

«Быстро – медленно»

Учить правильно определять силу звука, на слух различать низкий, средний и высокий голос, учить на слух определять изменение темпа речи, развивать умение выделять звук из слова.

Е.В.Кирилова А.И. Максаков

декабрь

«Что неверно?»,

«Как можно назвать животных?»,

«Может так быть или нет?»,

«Это правда или нет?»,

«Кулак – ладонь»

Развивать внимание детей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учётом содержания текста.

Развитие речеслухового, двигательного и зрительного анализаторов

Г. А. Туманова,

А.И. Максаков

Е.В.Кирилова

январь

«Найди и назови нужное слово»,

«Какой звук есть во всех словах?»,

«Назови первый звук в слове»,

«Назови последний звук в слове»,

«Баран и козочка»

Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие, учить слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков,

развивать элементы звукового анализа, умение выделять на слух первый и последний звуки.

Т.А.Ткаченко, Н.М. Миронова,

Е.В.Кирилова

февраль

«Телеграф»,

«Закончи слово»,

«Эхо»,

«Звуковые часы»,

«Имена»

Учить детей делить слова на слоги и составлять из частей слова (слоговой анализ и синтез слов), развивать умение выделять звук из слова, самостоятельно находить слова сходные и разные по звучанию.

Г. А. Туманова,

А.И. Максаков,

Е.В.Кирилова

март

«Волшебный замок»,

«Цепочка слов»,

«В каких словах звук лишний?»,

«Чем отличаются слова?».

«Угадай, какой слог»

Упражнять в чётком произношении изолированных звуков, развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа, учить различать на слух и в произношении звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие звуки.

Г. А. Туманова,

А.И. Максаков,

Н.И.Дьякова,

Е.В.Кирилова

апрель

«Звуковой тир»,

«Буквы заблудились»,

«Превращение слов»,

«Путаница».

«Угадай слово»

Продолжать развивать фонематический слух, память, обучать звукобуквенному анализу и синтезу слов, учить контролировать содержание услышанного или прочитанного.

Г. А. Туманова,

А.И. Максаков,

Н.И.Дьякова,

Е.В.Кирилова

май

«Подскажи Незнайке звук»,

«Какое слово задумано?»,

«Какой звук потерялся?»

«Подскажи словечко»,

«Пирамидки»

Учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого. Закрепить понятие о том, что слова звучат потому, что они состоят из звуков.

Г. А. Туманова,

А.И. Максаков,

Н.И.Дьякова,

Е.В.Кирилова



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кругов Эйлера в развитии фонематических представлений дошкольников с нарушениями речи

В коррекционной работе по развитию фонематических представлений мною активно используется метод  наглядного моделирования. Одним из  средств повышения ум...

Развитие фонематических представлений, знакомство со звуком «К». Непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе

Развитие фонематических представлений, знакомство со звуком «К». Непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе ...

Конспект логопедического занятия по развитию фонематических представлений в средней группе "Потерянные звуки"

Конспект логопедического занятия по развитию фонематических представлений в средней группе "Потерянные звуки"...

Конспект занятия в группе НПОЗ по развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза, фонематических представлений. Тема: «Дифференциация звуков [с]- [ш],[з]- [ж]в слогах, словах, текстах»

Конспект  занятия в группе НПОЗ по развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза, фонематических представлений.Тема: «Дифференциация звуков [с]- [ш],[з]- [ж]в слогах,словах, текстах&ra...