Использование творческого проекта «ОТ ЗВУКА К СЛОВУ» для развития фонематических представлений детей с ОНР.
проект на тему
Важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух – способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки в их последовательности в словах и близкие по звучанию звуки. Развитый фонематический слух – важная предпосылка успешного освоения детьми грамоты, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ot_zvuka_k_slovu.doc | 44.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 8 «Солнышко»
Барабинского района Новосибирской области
Использование творческого проекта «ОТ ЗВУКА К СЛОВУ» для развития фонематических представлений детей с ОНР.
Учитель-логопед
Агапова Ольга Владимировна,
Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации всех фонем родного языка. Д.Б. Эльконин фонематическое восприятие определяет как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем проговаривании».
Важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух – способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки в их последовательности в словах и близкие по звучанию звуки.
Развитый фонематический слух – важная предпосылка успешного освоения детьми грамоты, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы.
Значимость исследования фонематического восприятия связана с тем, что на сегодняшний день большая часть детей с ОНР имеет задержку речевого развития в звене звукоразличия, которое отрицательно влияет не только на устную, но и письменную речь.
У детей с ОНР отмечается нарушение фонематического восприятия. Недостаточность фонематического восприятия обнаруживается при выполнении заданий на повторение пар слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам, а также слов сложной слоговой структуры и скороговорок. При выполнении звукового анализа, также были выявлены отчётливые затруднения – назвать первый и последний согласный звук в словах. Ребёнок с ОНР, как правило, выделяет слог. Отмечаются реверсы (перевороты) слов (в слове ШАР первый звук Р). Затрудняются также в сравнении слов по звуковому составу – определение количества звуков в слове и нахождение 2,3,4-го звука.
Значительные трудности у детей вызвали задания на перестановку звуков в слове, синтез слов из звуков и слогов.
Частая встречаемость реверсов слов указывает на нарушение не только фонематического восприятия, но и пространственные нарушения, влияющие на правильность выполнения заданий.
Таким образом, дети с общим недоразвитием речи нуждаются в коррекционной работе в плане развития фонематического восприятия.
В ходе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста возникло немало вопросов:
- как повысить уровень фонематического восприятия;
- как помочь ребёнку с ОНР овладеть фонематическим анализом, необходимым для овладения чтения и письма;
- как привлечь родителей к работе.
К сожалению, родители недостаточно общаются с детьми, мало им читают, не всегда хорошо представляют конечную цель коррекционной работы и недостаточно в ней участвуют.
Большую роль в коррекции и развитии фонематического восприятия сыграл творческий проект «От звука к слову».
Детско-родительский проект «От звука к слову»
Вид проекта: творческий, игровой.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники: логопед, воспитатели, дети подготовительной логопедической группы, родители.
Актуальность: воспитание правильной и чистой речи – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма. Наша речь существует в устном и письменном виде, но поскольку речь сначала звучит и воспринимается слухом, то развитый фонематический слух – это база, на которой впоследствии формируется умение читать. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предпочитает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи. Но, к сожалению, в настоящее время отмечается значительный рост детей с недостаточно развитым фонематическим слухом, что отрицательно влияет не только на устную, но и письменную речь. Кроме того, количество детей, имеющих речевые трудности, продолжает неуклонно расти, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности всё меньше уделяют внимание развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад. В связи с этим возникла идея создания творческого проекта «От звука к слову». Цель которого – создать условия для развития фонематического восприятия детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями.
Основополагающий вопрос:
- Какие методы и приёмы слухового восприятия использовать в работе с дошкольниками?
Проблемные вопросы:
- Как помочь воспитателям в организации игровой деятельности с детьми?
- Как правильно использовать методы и приёмы звукового содержания в развитии своего ребёнка?
Гипотеза: Мы предположили, что если организовать целенаправленную работу по развитию у детей старшего дошкольного возраста слухового восприятия, это будет способствовать:
- у детей - развитию слухового восприятия и фонематического слуха, что в свою очередь, окажет существенное влияние на формирование правильного звукопроизношения, развитие связной грамматически правильно оформленной речи, которые необходимы для успешного обучения в школе;
- у родителей – обогащению приёмов взаимодействия с детьми при организации совместной деятельности, формированию детско-родительских отношений.
Дидактические задачи:
- развивать творческое воображение, память, мышление;
- развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова;
- активизировать и обогащать словарный запас дошкольников;
- формировать и совершенствовать звуковую культуру речи;
- повысить мотивацию детей к занятиям, творческое самовыражение воспитанников в продуктивной деятельности;
- закреплять знания о буквах в жизненных ситуациях;
- использовать различные виды игр и упражнений;
- воспитывать бережное отношение детей и их родителей к органам слухового и голосового аппарата ребёнка;
- установить тесную взаимосвязь с родителями для достижения единомыслия по данной проблеме.
Методические задачи:
- разработать диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности слухового восприятия у дошкольников;
- подобрать речевой материал для коррекции недостатков фонематического восприятия;
- создать информационную среду в приёмных комнатах для просвещения родителей по теме проекта;
- разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей;
- подготовить просветительные консультации для родителей в средствах массовой информации с целью профилактики фонетико-фонематических нарушений в дошкольном возрасте.
Основные ожидаемые результаты:
- активное, заинтересованное, творческое участие семей в реализации проекта;
- психологическую готовность родителей в понимании своего ребёнка, заботы о нём, видение его талантов, возможностей;
- развитие педагогической компетентности родителей;
- расширение словарного запаса детей;
- развитие мышления, памяти, воображения, креативности;
- закрепление знаний о буквах;
- формирование и совершенствование звуковой стороны речи.
Продукт проектной деятельности: в игре «Волшебный цветок», которая позволит ребёнку стать настоящим волшебником и хорошо подготовиться к школе, необходимо создать город Звуков с жителями этого города – звуковичками и украсить клумбы возле их звуковых домиков волшебными цветами, которые предполагается сделать вместе с родителями дома, оригинально украсив их соответствующими словами – картинками с изученной буквой, презентация самого «волшебного цветка» на «волшебной клумбе»; награждение победителей проекта.
Я считаю, что такая совместная работа создаст благоприятные условия для успешной подготовки детей к обучению в школе и их полноценного личностного развития.
Мною был составлен план работы на 2013 -2014учебные годы.
План работы творческого проекта на 2013 -2014 учебные годы.
Мероприятия | Цели | Сроки, ответственные |
I этап - подготовительный | ||
Анкетирование родителей | Выяснить, обращают ли внимание родители на роль слуха в развитии речи ребёнка, как они помогают ребёнку овладеть правильным звукопроизношением, следят ли взрослые в разговоре с ребёнком за своим произношением, говорят ли с ним не торопясь, чётко произнося все звуки и слова, читают ли детям книги, предлагают ли пересказывать сказки, рассказы | 3-4-я недели сентября Воспитатели, логопед |
Круглый стол для родителей | Обсудить результаты анкетирования, сформировать у родителей интерес к проекту, обсудить его важность, цели и задачи | 1-я неделя октября Воспитатели, родители, логопед |
Оформление родительского уголка по теме проекта | Просвещать родителей | Сентябрь Воспитатели, логопед |
Подбор наглядных пособий, демонстрационного материала | Создавать развивающую среду | Сентябрь логопед |
II этап – основной | ||
Фронтальные занятия по обучению грамоте, погрупповые и индивидуальные занятия (в течение года) | Формировать звукобуквенный анализ и синтез слов, закреплять навыки послогового чтения слов, развивать зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, воображение, внимание, память, воспитывать чувство взаимопомощи, доброты | Сентябрь – май , Сентябрь-ноябрь Воспитатели, логопед |
Оформление «волшебных» цветов – букв (дома с родителями) | Развивать творческие способности | Октябрь-ноябрь |
III этап - заключительный | ||
Презентация самого «волшебного» цветка (Праздник цветов) и чаепитие с родителями | Побуждать и поддерживать интерес к звуку, букве, слову, чтению, развивая наглядно-образное мышление детей, формировать связную выразительную речь детей, стимулировать познавательную активность, развивая театральные способности. Повышать степень участия родителей в коррекционной работе. | 11 ноябрь, Воспитатели, родители, логопед |
Коррекционная работа по развитию фонематического восприятия построена в соответствии с тремя периодами обучения:
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь);
II период (декабрь, январь, февраль);
III период ( март, апрель, май).
Мной были систематизированы коррекционо-развивающие игры и упражнения, направленные как на выявление имеющихся у детей слабых звеньев в развитии фонематического восприятия, так их коррекцию.
(см. Приложение)
Игры и упражнения, соответствующие возрастным и индивидуально-психологическим особенностям детей, подобраны мной и выстроены последовательно, с постепенным усложнением от простого к более сложному.
Коррекционные игры учат дошкольников с нарушениями речи хорошо и быстро запоминать, размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим содержанием слова, учат различать фонемы (звуки речи) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это и есть главное условие успешного обучения чтению и письму дошкольников с ОНР.
Игры, которые используются как на занятиях по обучению грамоте и развитию речи, так и на подгрупповых и индивидуальных занятиях, вносят в учебную работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный, эмоциональный оттенок. На каждом занятии детям предлагается такая игра, в результате которой у них формируются новые понятия, перестраивается представление о слове, задаётся воображаемая игровая ситуация (страна живых слов, звуковой лес, город Звуков и т.д.)
В играх используются условные персонажи (ТИМ и ТОМ), которые прекрасно воплощают различение твёрдости и мягкости согласных, колокольчик КОЛЯ рассказывает детям о звонких и глухих согласных, а смысл жизни ЗВУКОВИЧКОВ – заботиться о звуках, заниматься строительством звуковых домиков для слов, украшать город клумбами из цветов.
Ко многим предлагаемым на занятиях по обучению грамоте играм подготовлен наглядный и словесный материал (загадки, стихи, скороговорки, отрывки из сказок). (см. Приложение)
Кроме того, работа по формированию фонематических процессов детей проводилась совместно с воспитателями (логочасы, занятия, индивидуальная работа в свободное от занятий время).
Таким образом, данный подход, построение педагогического процесса дало положительные результаты, которые можно проследить в результате повторного диагностирования. Оно показало, что к концу учебного года дети научились различать особенности и порядок звуков в слове, дифференцировать слова – квазиомонимы (различающиеся одной фонемой), исправлять ошибки в деформированных фразах, научились воспроизводить ряды из 3-4 слогов, слов, определять последовательность звуков в слове, место звука в слове, определять количество звуков в слове, составлять слова из звуков, данные как в правильной, так и в нарушенной последовательности и мн.др.
Работу по формированию фонематических представлений детей логопедической группы проводила в тесном контакте с родителями, так как эффективность коррекционно-развивающего процесса в ДОУ зависит от совместной деятельности логопеда и родителей и позволит родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей.
Работа с родителями включает в себя: анкетирование, родительские собрания, индивидуальные беседы, информационные листы в родительском уголке, домашнее задание, презентации, совместный праздник - чаепитие для детей.
Я считаю, что целенаправленная работа в содружестве с семьёй способствует более углубленной и всесторонней подготовке детей к обучению к школе.
Кроме этого, велась работа по педагогической пропаганде среди родителей внутри детского сада и среди населения города.
Система коррекционно-развивающих игр и упражнений на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста III уровня речевого развития.
Месяцы | Название дидактической игры | Цель исследования | Автор пособия |
сентябрь | Игры «Солнце или дождик?», «Угадай, кто как кричит?», «Будь внимательным!» | Учить выполнять действия согласно различному звучанию инструмента, определять на слух звуки окружающих предметов. | А.И. Максаков, Е.В.Кирилова |
октябрь | «Где позвонили?», «Угадай, на чём играю?», «Угадай, что делаю?», «Угадай, что делать?», «Запомни звуки» | Учить определять направление звука, определять предмет на слух по его звучанию, действие по звуку, учить соотносить характер своих действий со звучанием инструмента. | Г. А. Туманова, А.И. Максаков Е.В.Кирилова |
ноябрь | «Угадай, близко или далеко поезд, электричка?, «Угадай, кто сказал?», «Угадай, как надо делать?», «Кто внимательный?», «Быстро – медленно» | Учить правильно определять силу звука, на слух различать низкий, средний и высокий голос, учить на слух определять изменение темпа речи, развивать умение выделять звук из слова. | Е.В.Кирилова А.И. Максаков |
декабрь | «Что неверно?», «Как можно назвать животных?», «Может так быть или нет?», «Это правда или нет?», «Кулак – ладонь» | Развивать внимание детей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учётом содержания текста. Развитие речеслухового, двигательного и зрительного анализаторов | Г. А. Туманова, А.И. Максаков Е.В.Кирилова |
январь | «Найди и назови нужное слово», «Какой звук есть во всех словах?», «Назови первый звук в слове», «Назови последний звук в слове», «Баран и козочка» | Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие, учить слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков, развивать элементы звукового анализа, умение выделять на слух первый и последний звуки. | Т.А.Ткаченко, Н.М. Миронова, Е.В.Кирилова |
февраль | «Телеграф», «Закончи слово», «Эхо», «Звуковые часы», «Имена» | Учить детей делить слова на слоги и составлять из частей слова (слоговой анализ и синтез слов), развивать умение выделять звук из слова, самостоятельно находить слова сходные и разные по звучанию. | Г. А. Туманова, А.И. Максаков, Е.В.Кирилова |
март | «Волшебный замок», «Цепочка слов», «В каких словах звук лишний?», «Чем отличаются слова?». «Угадай, какой слог» | Упражнять в чётком произношении изолированных звуков, развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа, учить различать на слух и в произношении звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие звуки. | Г. А. Туманова, А.И. Максаков, Н.И.Дьякова, Е.В.Кирилова |
апрель | «Звуковой тир», «Буквы заблудились», «Превращение слов», «Путаница». «Угадай слово» | Продолжать развивать фонематический слух, память, обучать звукобуквенному анализу и синтезу слов, учить контролировать содержание услышанного или прочитанного. | Г. А. Туманова, А.И. Максаков, Н.И.Дьякова, Е.В.Кирилова |
май | «Подскажи Незнайке звук», «Какое слово задумано?», «Какой звук потерялся?» «Подскажи словечко», «Пирамидки» | Учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого. Закрепить понятие о том, что слова звучат потому, что они состоят из звуков. | Г. А. Туманова, А.И. Максаков, Н.И.Дьякова, Е.В.Кирилова |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование кругов Эйлера в развитии фонематических представлений дошкольников с нарушениями речи
В коррекционной работе по развитию фонематических представлений мною активно используется метод наглядного моделирования. Одним из средств повышения ум...
Исследовательско-творческий проект на тему: «Индивидуальный подход в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе их общения со сверстниками»
Изучение форм и методов развития связной речи старших дошкольников в процессе общения со сверстниками"....
Развитие фонематических представлений, знакомство со звуком «К». Непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе
Развитие фонематических представлений, знакомство со звуком «К». Непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе ...
Конспект логопедического занятия по развитию фонематических представлений в средней группе "Потерянные звуки"
Конспект логопедического занятия по развитию фонематических представлений в средней группе "Потерянные звуки"...
Конспект занятия в группе НПОЗ по развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза, фонематических представлений. Тема: «Дифференциация звуков [с]- [ш],[з]- [ж]в слогах, словах, текстах»
Конспект занятия в группе НПОЗ по развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза, фонематических представлений.Тема: «Дифференциация звуков [с]- [ш],[з]- [ж]в слогах,словах, текстах&ra...
Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на ГМО: "Картотека игр и упражнений со звуками и словами для развития фонематического слуха и восприятия у ребёнка старшего дошкольного возраста"
Игры и упражнения со звуками и словами для развития фонематического слуха и восприятия у ребёнка старшего дошкольного возраста....
Методические разработки «Система работы с детьми 5-7 лет с диагнозом «Общее недоразвитие речи» по развитию фонематических представлений как средство предупреждения дисграфии с использованием современных технологий и методик
Развитие фонематических представлений как средство предупреждения дисграфии с использованием современных технологий и методик...