Рабочая программа по развитию речи детей 3-4 лет
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме
Рабочая программа разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса развития детей второй младшей группы, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rvbochaya_programma_dlya_detey_3-4_let.docx | 63.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «ЦРР – Пригородный детский сад»
Калачеевский район Воронежская область
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по реализации образовательной области «Речевое развитие»
Вид организованной образовательной деятельности: развитие речи детей 3 -4 лет.
Педагог дополнительного образования:
Горобцова Н.К.
г. Калач
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса развития детей второй младшей группы, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей (физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Содержание Программы соответствует основным положения возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Программа включает тематику всех видов организованной деятельности и содержание воспитательно-образовательного процесса, проводимого в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду.
Рабочая программа по развитию речи у детей второй младшей группы общеразвивающей направленности (от 3 до 4 лет) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой, согласно учебному плану МКДОУ «ЦРР – Пригородный детский сад» и с учётом парциальной программы М.Е. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми и разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ ст. 43.72
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
- Закон РФ "Об образовании"
- Сан Пин 2.4.1.3049-13
- Устав ДОУ
- ФГОС ДОУ
Возрастные особенности развития детей 3-4 лет (младший дошкольный возраст).
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребёнка гарантом психологического комфорта и защищённости. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребёнок берёт на себя определённые роли и подчиняет им своё поведение.
Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное.
Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).
В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.
Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
Достижения в психическом развитии ребёнка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определённого задания.
Основные задачи развития:
Развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены.
Обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности.
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.
Игровая деятельность.
В период с 3 до 6–7 лет он с помощью взрослого и самостоятельно осваивает разные виды индивидуальных и коллективных игр. Каждый вид игр вносит свой вклад в развитие познавательной и творческой активности, становление детской личности и её отношений с миром. Игра для детей четвёртого года жизни – своеобразная «экспериментальная площадка» для знакомства с предметным и социальным миром, опробования себя и определения границ своих возможностей, реализации индивидуальных потребностей и проявления задатков будущих способностей. Для того чтобы сообщество детей четвёртого года жизни стало играющим, требуется направленное педагогическое влияние.
Главными педагогическими задачами являются:
оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта;
расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня и др.
Под руководством взрослого и самостоятельно дети учатся отражать в играх несложный сюжет, представленный рядом последовательных действий. Постепенно игра становится не столько сюжетно - отобразительной, сколько сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевые игры помогают детям усвоить назначение и свойства предметов, понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, купаем медвежонка, идём в гости и т.д.). В таких играх ребёнок выражает свои эмоции и чувства, что в определённой мере позволяет ему в реальной жизни справляться с трудными ситуациями.
Воспитатель привлекает детей к участию в совместных с ним играх по сюжетам на темы окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте), а также по сюжетам литературных произведений (сказки «Теремок», «Репка», «Машенька обедает» С. Капутикян, «Мой Мишка» З. Александровой, «Айболит» К. Чуковского). Педагог формирует умения принимать игровую роль, выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью; поощряет игровую самостоятельность и инициативу.
Взрослый поощряет самостоятельные игры с элементарными правилами. Существенное значение в воспитании начальных волевых проявлений и навыков произвольного поведения приобретают подвижные игры. Они помогают дозировать двигательную активность детей в течение дня и включаются как в регламентированную (специально организованные занятия), так и свободную детскую деятельность (прогулки, развлечения и праздники, досуг). Такие игры носят несложный характер: дети пока ещё не обладают способностью удерживать «в уме» большое количество правил и последовательность их выполнения. Поэтому педагог организует игры на основе 1–2 правил, требующих одновременных и поочерёдных действий (по сигналу воспитателя): «Догоните меня», «Наседка и цыплята» и др. Предлагаются игры на выполнение разнообразных общих движений: ходьба, бег, подпрыгивание и т. д., а также игры для развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук (пальчиковый игротренинг). Общей целью подвижных игр является не только укрепление здоровья и правильное физическое развитие детей, но и развитие положительных эмоций, получаемых от выполнения различных движений, совместной игры со сверстниками.
Вторая половина дня пребывания ребёнка в детском саду наполняется досуговой деятельностью игрового характера – играми-забавами,
Играми - развлечениями и празднично-карнавальными играми.
Рациональная организация и динамичное изменение предметно - игровой среды в группе является основой для детского игрового творчества.
Воспитание и развитие личностных качеств.
Воспитание ребёнка, развитие его личностных качеств обеспечивается всей системой работы детского сада. В этом случае физическое и социально-личностное развитие, игровая и познавательная деятельность, организация всей жизни ребёнка являются средствами воспитания.
Полученные позитивные впечатления являются стимулом для самостоятельного воспроизведения малышом доброжелательного поведения, проявления гуманных чувств и внимания к окружающим его взрослым и сверстникам.
Большое внимание уделяется воспитанию навыков культуры поведения и положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми: воспитатель приучает детей здороваться и прощаться с воспитателями, нянями и другими сотрудниками детского сада, со сверстниками, одновременно со словами приветствия называть их по имени (и отчеству), благодарить взрослого или сверстника за оказанную помощь.
Важно замечать и поддерживать одобрительными словами попытки малышей оказать помощь, проявить внимание, поделиться игрушками.
В младшем дошкольном возрасте у детей формируются гуманные чувства и элементарные представления о доброте, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам.
Цель программы: формирование произносительной стороны речи (уточнение и закрепление правильного произношения звуков родного языка, чёткое артикулирование их в звукосочетаниях и словах).
Основные задачи работы по развитию речи детей второй младшей группы:
- способствовать формированию правильного звукопроизношения;
- работать над правильным произношением гласных звуков;
-способствовать формированию чёткой артикуляции всех остальных звуков, которые входят в звуковую систему родного языка;
- упражнять в чётком произношении твёрдых и мягких согласных звуков: м, б, п, т, д, н, к, г, х, ф, в, л, с, ц;
- подготовить органы артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков;
- воспитывать в детях интонационное чутьё, дикцию, темп речи;
- научить ребёнка отчётливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения;
- научить ребёнка регулировать темп речи в связном высказывании;
- накапливать и обогащать словарь на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребёнка жизни;
- способствовать активизации разных частей речи;
- научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: что это? кто это?, видеть их особенности, выделять характерные признаки и качества(какой?), а также действия, связанные с ними;
- познакомить детей с обобщающими понятиями («одежда», «посуда», «игрушки») и учить употреблять эти понятия в речи;
- учить различать слова с противоположным значением (большой – маленький, низкий – высокий), сравнивать предметы (игрушки, картинки);
- формировать грамматический строй речи;
- способствовать развитию связной речи;
-обогащать активный словарь;
-развивать речевое творчество;
-развивать звуковую и интонационную культуру речи;
-развивать художественное восприятие и эстетический вкус;
-учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения;
-стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений;
-развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию;
-развивать воображение и творческую активность;
- способствовать развитию детского общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
-способствовать приобретению опыта в двигательной деятельности (развитие физических качеств);
Тематический план.
Сентябрь
№ п/п | Программное содержание | Кол-во занятий |
1 | Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С.Чёрного «Приставалка». | 1 |
2 | Знакомство с органами артикуляционного аппарата. | 1 |
3 | Пересказ сказки «Курочка Ряба». Звук [a]. | 1 |
4 | Звук [а]. Рисование дорожек, заучивание потешек. | 1 |
5 | Рассматривание игрушек – поезда, коровы, кукушки, петуха. | 1 |
6 | Звуковая культура речи: звуки [a], [у]. Дидактическая игра «Не ошибись». | 1 |
7 | Звук [у], игра «Узнай, какой игрушки не стало», заучивание потешки. | 1 |
8 | Звуковая культура речи: звук у. | 1 |
Октябрь
№ п/п | Программное содержание | Кол-во занятий |
1 | Описание игрушек – котёнка, жеребёнка, мышонка. | 1 |
2 | Звук [и]. Обучение правильной и чёткой артикуляции. | 1 |
3 | Рассматривание картины «Мы играем в кубики». | 1 |
4 | Описание внешнего вида куклы Оли. | 1 |
5 | Звук [о]. Рисование дождика из тучки, заучивание потешки. | 1 |
6 | Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова». | 1 |
7 | Звуковая культура речи: звук [о]. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок». | 1 |
8 | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем. | 1 |
9 | Звук э, заучивание стихотворения, рисование дорожек. | 1 |
10 | Составление рассказа об игрушках – котёнке, зайчонке. Правильное произношение звука Ы. |
Ноябрь
№ п/п | Программное содержание | Кол-во занятий |
1 | Описание игрушек – козлика, ослика, парохода. Заучивание стихотворения, рисование дорожек. | 1 |
2 | Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила…» | 1 |
3 | Чтение стихотворения об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается». | 1 |
4 | Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса». | 1 |
5 | Пересказ сказки «Репка». Правильное произношение звука м. | 1 |
6 | Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко». | 1 |
7 | Рассматривание картины «Коза с козлятами». Дидактическая игра «Кто в теремочке живёт?» | 1 |
8 | Чтение стихотворений из Цикла С. Маршака «Детки в клетке». | 1 |
Декабрь
№ п/п | Программное содержание | Кол-во занятий |
1 | Описание предметов одежды куклы Оли. Правильное произношение звуков п, пь. | 1 |
2 | Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка». Рисование колёс с вагончиками, заучивание стихотворений. | 1 |
3 | Составление описательного рассказа об игрушках – мишке и мышке. | 1 |
4 | Звуковая культура речи: звуки б, бь, развитие моторики, заучивание потешки. | 1 |
5 | Составление описательного рассказа об игрушках – кошке, мишке, мышке. | 1 |
6 | Чтение сказки «Снегурушка и лиса». | 1 |
7 | Чтение рассказа Л.Воронковой «Снег идёт», стихотворения А.Босева «Трое». | 1 |
8 | Игра инсценировка «У матрёшки новоселье». Рисование шариков на ёлке, чтение новогодних стихотворений. | 1 |
Январь
№ п/п | Программное содержание | Кол-во занятий |
1 | Составление рассказа по картине «Катаемся на санках» | 1 |
2 | Звуковая культура речи: звуки т, п, к. | 1 |
3 | Звуки т, ть, Заучивание стихотворения. | 1 |
4 | Чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди». Рассматривание иллюстраций к сказке. | 1 |
5 | Описание кукол Даши и Димы. | 1 |
6 | Звуки д, дь, рисование домика, заучивание стихотворений. | 1 |
7 | Проведение игры «Что в мешке у Буратино». | 1 |
Февраль
№ п/п | Программное содержание | Кол-во занятий |
1 | Звуки н, нь, рисование ниточек к шарикам, заучивание стихотворений. | 1 |
2 | Составление описательного рассказа о животных по картине. | 1 |
3 | Пересказ сказки К.Чуковского «Цыплёнок». | 1 |
4 | Звук к, заучивание стихотворения. | 1 |
5 | Составление рассказа по картине «Троллейбус и игрушка». | 1 |
6 | Звук г, игра «Кто внимательный?», заучивание стихотворений. | 1 |
7 | Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц». | 1 |
8 | Заучивание стихотворения Л.Берестова «Петушки распетушились». | 1 |
Март
№ п/п | Программное содержание | Кол-во занятий |
1 | Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». | 1 |
2 | Чтение стихотворения И.Косякова «Всё она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому что…» | 1 |
3 | Составление описательного рассказа об игрушках – пароходе, лисе, петухе. | 1 |
4 | Звук х, рисование дорожек, заучивание стихотворения. | 1 |
5 | Проведение игры «У Кати день рождения». | 1 |
6 | Составление описательного рассказа об игрушках – лисёнке, медвежонке. | 1 |
7 | Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики». | 1 |
8 | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек. | 1 |
Апрель
№ п/п | Программное содержание | Кол-во занятий |
1 | Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает?» | 1 |
2 | Звуки ф, ф., заучивание стихотворения, закрашивание предметов одежды. | 1 |
3 | Описание овощей и фруктов. | 1 |
4 | Звуки в, вь, заучивание стихотворения, рисование ручек к ведёркам. | 1 |
5 | Составление сюжетного рассказа о куклах Фае и Феде. | 1 |
6 | Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка – рябушечка». Рассматривание сюжетных картин. | 1 |
7 | Пересказ сказки «Козлята и волк». | 1 |
8 | Описание предметов посуды. | 1 |
9 | Называние предметов мебели. Употребление пространственных предлогов. | 1 |
Май
№ п/п | Программное содержание | Кол-во занятий |
1 | Составление рассказа на тему из личного опыта. | 1 |
2 | Чтение русской народной сказки «Бычок – чёрный бочок, белые копытца». Литературная викторина. | 1 |
3 | Составление рассказа по картине «Кошка с котятами». | 1 |
4 | Составление рассказа по картине «Куры». | 1 |
5 | Составление описательного рассказа о животных по картинкам. | 1 |
6 | Повторение стихотворений. Заучивание стихотворения И.Белоусова «Весенняя гостья». | 1 |
7 | Составление описания по предметной картине. | 1 |
8 | Звуковая культура речи: звук ц, развитие моторики, заучивание стихотворения, рисование зёрнышек цыплятам. | 1 |
Календарно-тематическое планирование по развитию речи у детей 3-4 лет.
Сентябрь
№ | Дата | Тема | Программные задачи | Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности | Дополнительное методическое обеспечение |
1 | Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С.Чёрного «Приставалка». | Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя(игры); помочь малышам поверить в то, что каждый из них – замечательный ребёнок и взрослые их любят. | 2 – стр. 28-31 | ||
2 | Знакомство с органами артикуляционного аппарата. | Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, нёбом. Познакомить с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять язык к углам рта). | 5 – стр. 9-12; 3 – стр.1 | ||
3 | Пересказ сказки «Курочка Ряба». Звук [a]. | Учить пересказу знакомых им литературных произведений, составлению коротких рассказов с помощью взрослого; развивать умение ориентироваться на признаки объекта; уточнить и закрепить правильное произношение звука «А», учить чётко артикулировать этот звук в звукосочетаниях, словах; развивать речевое дыхание. | П/и «Курочка –хохлатка и цыплята» | 8 – стр. 16-18; 6 – стр.2-3 | |
4 | Звук [а]. Рисование дорожек, заучивание потешек. | Вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука «А». Учить внимательно слушать стихотворение, отвечать на вопросы строчками из данного стихотворения. Способствовать чёткому и правильному произношению звука «А» в словах и фразовой речи. Развивать графические навыки. | Д/и «Птица и птенчики», «Кто где живёт», «Подскажи словечко». П/и «Цапля». | 5 – стр. 13-16; 7 – стр.2 | |
5 | Рассматривание игрушек – поезда, коровы, кукушки, петуха. | Подвести к составлению короткого описательного рассказа об игрушке; учить правильно называть предметы, их отдельные части, качества; уточнить и закрепить правильное произношение звука «У»; учить долго и плавно на одном выдохе произносить слова с этим звуком; научить определять наличие звука «У» в словах. | П/и «Поезд». | 8 – стр. 18-204; | |
6 | Звуковая культура речи: звуки [a], [у]. Дидактическая игра «Не ошибись». | Упражнять детей в правильном и отчётливом произношении звуков. Активировать в речи детей обобщающие слова. | Д/и «Не ошибись» | 2 – стр.32-33; | |
7 | Звук [у], игра «Узнай, какой игрушки не стало», заучивание потешки. | Вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука «У»; способствовать чёткому и правильному произношению звука «У» в словах и фразовой речи; развивать слух, укреплять артикуляционный аппарат. | Д/и «Узнай, какой игрушки не стало» «Поезд и птицы», «Назови предметы», «Подскажи словечко». П/и «Поезд». | 5 – стр. 16-21; 6 – стр. 4-5 | |
8 | Звуковая культура речи: звук у. | Упражнять детей в чёткой артикуляции звука; отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью. | П/и «Поезд». | 2 – стр. 33-35; 3 – стр.3 |
Октябрь
№ | Дата | Тема | Программные задачи | Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности | Дополнительное методическое обеспечение |
1 | Описание игрушек – котёнка, жеребёнка, мышонка. | Учить составлять совместно с воспитателем небольшой рассказ об игрушке; учить образовывать наименования детёнышей животных; объяснить значения слов, образованных с помощью суффикса –онок; учить различать слова с противоположным значением (большой – маленький); уточнить и закрепить правильное произношение звука «И»; учить регулировать высоту голоса. | Д/и «Кто больше увидит». П/и «Автомобили». | 8 - стр. 20-23 | |
2 | Звук [и]. Обучение правильной и чёткой артикуляции. | Вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука «И»; способствовать чёткому и правильному произношению звука «И» в словах; приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; развивать общую моторику и двигательные функции рук; развивать простейшие графические навыки. | Д/и «Подскажи словечко», «Ответь правильно», «Покажи и назови». П/и «Лошадки», «Улыбнись». | 5 – стр. 31-35; 3 - стр. 4; 6 - стр.14-15. | |
3 | Рассматривание картины «Мы играем в кубики». | Учить рассматривать картину, формировать умение отвечать на вопросы по картине и составлять совместно с воспитателем короткий рассказ; учить правильному употреблению форм единственного и множественного числа существительных и личных окончаний глаголов; закрепить правильное произношение звуков «А», «У», «И», изолированных и в словах; учить различать звуки на слух, произносить слова, фразы чётко и громко; развивать речевой выдох. | П/и «Поезд». | 8 – стр.23-25 | |
4 | Описание внешнего вида куклы Оли. | Учить рассматривать предметы, сформировать умения отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью него короткий описательный рассказ; учить определять цвет предмета, использовать антонимы, согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе; уточнить и закрепить правильное произношение звука «О»; обратить внимание на наличие звука «О» в словах. | П/и «Ослики». | 8 – стр. 25-28 | |
5 | Звук [о]. Рисование дождика из тучки, заучивание потешки. | Вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука «О»; способствовать чёткому и правильному произношению звука «О» в словах и фразовой речи; развивать логическое мышление; уметь соотносить усвоенные знания и с изображением на картинке; понимать поэтическое сравнения, лежащие в основе загадки; развивать связную речь, её выразительность, произвольную память; учить произносить потешку правильно, не спеша, чётко выговаривая каждое слово. | Д/и «Загадки и отгадки», «Назови картинки», «Угадай, чего не хватает». П/и «Как у наших у ворот». | 5 – стр. 21-25 | |
6 | Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова». | Познакомить со сказкой «Колобок» (обраб. К. Ушинского); упражнять детей в образовании слов по аналогии. | Д/и «Играем в слова». П/и «Звери». | 2 – стр. 38-39 | |
7 | Звуковая культура речи: звук [о]. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок». | Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций, отрабатывать чёткое произношение звука «О». | 2 стр. 39-40; 3 – стр. 2; 6 – стр. 6-8 | ||
8 | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем. | Учить составлять совместно с воспитателем короткий повествовательный рассказ; учить правильно называть игрушки, их качества; формировать умение использовать слова с противоположным значением; согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе; уточнить и закрепить правильное произношение звука «Э»; обратить внимание на слова с этим звуком. | П/и «Медвежата». | 8 – стр.29-31; 6 – стр. 12-13. | |
9 | Звук э, заучивание стихотворения, рисование дорожек. | Вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука «Э»; способствовать чёткому и правильному произношению звука «Э» в словах и фразовой речи; учить произносить стихотворение не спеша, чётко выговаривая каждое слово; добиваться. Чтобы дети произносили текст стихотворения правильно. | Д/и «Назови предметы». П/и «Козлята». | 5 – стр.29-31 | |
10 | Составление рассказа об игрушках – котёнке, зайчонке. Правильное произношение звука Ы. | Учить составлять с помощью воспитателя короткие рассказы; учить образовывать уменьшительно – ласкательные названия детёнышей животных в единственном и множественном числе с изображениями на картинках; уточнить и закрепить правильное произношение «Ы», учить правильно произносить Ы в словах, чётко и достаточно громко произносить чистоговорку с этим звуком. | П/и «Лягушата» | 8 стр. 31-35 |
Ноябрь
№ | Дата | Тема | Программные задачи | Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности | Дополнительное методическое обеспечение |
1 | Описание игрушек – козлика, ослика, парохода. Заучивание стихотворения, рисование дорожек. | Учить составлять с помощью взрослого короткий рассказ об игрушке; показать образование формы повелительного наклонения глаголов: скакать, ехать (поскачи, поезжай), познакомить с антонимами; закрепить правильное произношение звуков; учить чётко произносить их в словах и различать на слух; различать слова, близкие по звучанию; вслушиваться в речь воспитателя; развивать речевое дыхание. | Д/и «Что напутал Буратино?» П/и «Листопад». | 8 – стр.35-39 | |
2 | Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила…» | Помочь детям запомнить стихотворение А.Плещеева «Осень наступила»; при восприятии стихотворения А.Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору. | П/и «Зайка серенький сидит» | 2 – стр.40- 41 | |
3 | Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается». | Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух; упражнять в образовании слов по аналогии. | Д/и «Что из чего получается». П/и «Листопад», «Собери листочки и грибочки». | 2 – стр. 41-42; 4. | |
4 | Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса». | Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса» (обраб. М.Боголюбской). | П/и «Мыши водят хоровод». | 2 – стр.31 -32 | |
5 | Пересказ сказки «Репка». Правильное произношение звука м. | Учить пересказу совместно со взрослым на примере сказки «Репка»; учить правильно по смыслу называть качества предметов, закреплять в активном словаре названия детёнышей животных; закреплять правильное произношение звука «М», учить дифференцировать на слух близкие по звучанию слова, менять высоту голоса; обратить внимание на наличие звука «М» в словах. | П/и «У медведя во бору». | 8 – стр.38-40 | |
6 | Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко». | Упражнять детей в чётком произношении звуков «М», «МЬ» в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи; продолжать учить образовывать слова по аналогии. | Д/и «Вставь словечко», «Подскажи словечко», «Загадки и отгадки». П/и «Мой весёлый звонкий мяч». | 2 – стр. 57-58; 6 – стр.18-19; 5 – стр.36-40 | |
7 | Рассматривание картины «Коза с козлятами». Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живёт?» | Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения; упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детёнышей животных, правильно и чётко проговаривать слова со звуками «К», «Т». | П/и ««Кто, кто в теремочке живёт?» П/и «Козлята». | 2 – стр.43-44 | |
8 | Чтение стихотворений из Цикла С. Маршака «Детки в клетке». | Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С.Я.Маршака. | П/и «Звери». | 2 – стр.46-47 |
Декабрь
№ | Дата | Тема | Программные задачи | Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности | Дополнительное методическое обеспечение |
1 | Описание предметов одежды куклы Оли. Правильное произношение звуков п, пь. | Учить составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ, отвечать на вопросы законченным предложением; учить правильно называть предметы одежды, действия, использовать прилагательные, обозначающие цвет; закрепить правильное произношение звуков «П», - «ПЬ»; учить отчётливо и достаточно громко произносить слова с этими звуками; обратить внимание на наличие «П» в словах. | П/и «Мы погреемся немножко», Д/и «Что это?» | 8 –стр.40-43. | |
2 | Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка». Рисование колёс с вагончиками, заучивание стихотворений. | Упражнять в отчётливом произношении звуков «П», «ПЬ»; побуждать детей вступать в диалог; употреблять слова со звуками «П», «ПЬ». | П/и «Мыши водят хоровод», Д/и «Ярмарка». | 2 –стр.58-59. | |
3 | Составление описательного рассказа об игрушках – мишке и мышке. | Учить составлять с помощью воспитателя короткий рассказ об игрушке; учить образовывать форму повелительного наклонения глаголов (поскачи, поезжай), использовать предлоги в, на, под, около, перед; закреплять правильное произношение «Б», «БЬ»; учить различать на слух звучание музыкальных инструментов: барабана, бубна, балалайки. | П/и «У медведя во бору», Д/и «Угадай по звуку». | 8 – стр.43-45 | |
4 | Звуковая культура речи: звуки б, бь, развитие моторики, заучивание потешки. | Упражнять детей в правильном произношении звуков «Б», «БЬ». | П/и «У крыльца лохматый пёс». | 3 – стр. 6; 2 – стр.60-62. | |
5 | Составление описательного рассказа об игрушках – кошке, мишке, мышке. | Учить составлять с помощью взрослого короткий рассказ; закреплять в речи названия известных им животных; учить использовать слова, обозначающие качества, действия; закреплять правильное произношение звуков «М» - «МЬ», «П» - «ПЬ», «Б» - «БЬ» в словах и фразах; учить различению на слух звукоподражаний; учить выражать просьбу вежливо, регулировать силу голоса. | П/и «Кот и мыши», Д/и «Магазин игрушек». | 8 стр.45-47 | |
6 | Чтение сказки «Снегурушка и лиса». | Познакомить с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса» (обраб. М. Булатова), с образом лисы (отличным от лисы из других сказок), упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки; упражнять в правильном произношении слов со звуком «Э»; в определении качеств предметов на ощупь. | П/и «Мы погреемся немножко», Д/и «Эхо», «Чудесный мешочек». | 2 – стр. 50-52 | |
7 | Чтение рассказа Л.Воронковой «Снег идёт», стихотворения А.Босева «Трое». | Познакомить с рассказом Л. Воронковой «Снег идёт», оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада; помочь запомнить стихотворение А. Босева Трое» (перевод с болгарского В. Викторова). | П/и «Снежиночки». | 2 – стр.52 | |
8 | Игра инсценировка «Матрёшка наряжает ёлку». Рисование шариков на ёлке, чтение новогодних стихотворений. | Способствовать формированию диалогической речи; учить правильно называть новогодние украшения и их цвета. | Хоровод «В лесу родилась ёлочка», П/и «Шёл Дед Мороз». |
Январь
№ | Дата | Тема | Программные задачи | Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности | Дополнительное методическое обеспечение |
1 | Составление рассказа по картине «Катаемся на санках» | Учить отвечать на вопросы по содержанию картины; составлять рассказ вместе с воспитателем; закреплять в активном словаре названия предметов одежды, качеств; учить использовать слова с противоположным значением; закреплять произношение звуков «Т», «ТЬ»; учить произносить звукосочетание топ – топ – топ в различном темпе, с различной громкостью. | П/и «Снеговик», «Снежки». | 8 – стр. 47 -49 | |
2 | Звуковая культура речи: звуки т, п, к. | Закреплять произношение звука «Т» в словах и фразовой речи; учить детей отчётливо произносить звукоподражания со звуками «Т», «П», «К»; упражнять в произнесении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью. | П/и «Все захлопали в ладоши» | 2 – стр.66-67. | |
3 | Звуки т, ть, Заучивание стихотворения. | Вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука «Т»; приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; развивать логическое мышление, учить соотносить усвоенные знания с изображением на картинке; понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; упражнять в рисовании коротких и длинных линий; учить закрашивать предметы, не выходя за контур. | П/и «Часы», «Поезд». Д/и «Подскажи словечко». | 5 – стр.54-57 | |
4 | Чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди». Рассматривание иллюстраций к сказке. | Познакомить с русской народной сказкой «Гуси – лебеди» (обр. М. Булатова), вызвать желание послушать её ещё раз, поиграть в сказку. | П/и «Снеговик», «Снежки». | 2 – стр.54 - 57 | |
5 | Описание кукол Даши и Димы. | Учить составлять рассказ по вопросам воспитателя; учить правильно называть предметы, их качества, действия; сравнивать предметы по величине, используя прилагательные большой, маленький; согласовывать существительные с прилагательными в роде; закреплять произношение звуков «Д», «ДЬ». | П/и «Мой весёлый, звонкий мяч», Д/и «Отгадай, какой игрушки не стало». | 8 – стр.49-52 | |
6 | Звуки д, дь, рисование домика, заучивание стихотворений. | Вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука «Д»; приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; учить произносить текст стихотворения правильно, не спеша, чётко выговаривая каждое слово; учить проводить фломастером по пунктирным линиям. | Д/и «Подскажи словечко» «Дятел». П/и «Солнышко и дождик». | 5 – стр.50-53 | |
7 | Проведение игры «Что в мешке у Буратино». | Учить правильно употреблять в речи названия качеств предметов; отвечать на вопросы воспитателя; составлять рассказ; упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных, в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе; закреплять правильное произношение звуков «Н», «НЬ». | Д/и «Что в мешке у Буратино». | 8 – стр. 52-55 |
Февраль
№ | Дата | Тема | Программные задачи | Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности | Дополнительное методическое обеспечение |
1 | Звуки н, нь, рисование ниточек к шарикам, заучивание стихотворений. | Вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука «Н»; приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; учить произносить текст стихотворения правильно, не спеша, чётко выговаривая каждое слово; учить рисовать фломастерами. | П/и «Лошадки». | ||
2 | Составление описательного рассказа о животных по картине. | Учить по картине составлять с помощью воспитателя рассказ из двух – трёх предложений; закреплять в речи названия знакомых животных, игрушек, их качеств; закреплять правильное произношение звуков «Т» «ТЬ», «Д» - «ДЬ», «Н» - «НЬ»; учить говорить с разной силой голоса; обратить внимание детей на вопросительную интонацию. | П/и «Лошадка». | 8 – стр.55-57 | |
3 | Пересказ сказки К. Чуковского «Цыплёнок». | Учить правильно отвечать на вопросы воспитателя; воспроизводить содержание сказки «Цыплёнок» К. Чуковского по вопросам; закреплять правильное произношение «К» - «КЬ»; учить отчётливо и внятно произносить слова и фразы с этими звуками. | П/и «Курочка Хохлатка и цыплята». | 8 – стр.57-58 | |
4 | Звук к, заучивание стихотворения. | Приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; способствовать правильному произношению звука «К» в словах; вырабатывать чёткие движения и правильное положение органов артикуляционного аппарата при произношении звука «К». | Д/и «Загадки и отгадки», «Подскажи словечко». П/и «Лошадки». | 5 – стр.63-66 | |
5 | Составление рассказа по картине «Троллейбус и игрушка». | Учить составлять рассказ по картине, ориентируясь на образец, предложенный воспитателем; учить правильно называть предметы, изображенные на картине, давать описания игрушек, называя их цвет; закреплять правильное произношение звуков «Г», «ГЬ». | П/и «Гуси». | 8 – стр.59-61 | |
6 | Звук г, игра «Кто внимательный?», заучивание стихотворений. | Вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука «Г»; приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; учить произносить текст стихотворения правильно, не спеша, чётко выговаривая каждое слово; добиваться, чтобы дети произносили текст стихотворения правильно; развивать умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание; развивать простейшие графические навыки. | Д/и «Подскажи слово и нарисуй предмет». П/и «Грибы». | 5 – стр.58-62 | |
7 | Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц». | Познакомить детей со сказкой «Лиса и заяц» в обработке В. Даля; помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец). | П/и «Зайка серенький сидит». | 2 – стр.59-60 | |
8 | Заучивание стихотворения Л.Берестова «Петушки распетушились». | Помочь детям запомнить стихотворение В. Берестова «Петушки распетушились»; учить выразительно его читать | П/и «Котята». | 2 – стр.62-63 |
Март
№ | Дата | Тема | Программные задачи | Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности | Дополнительное методическое обеспечение |
1 | Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». | Познакомить детей со стихотворением В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор, высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать в речи свои впечатления). | П/и «Солнышко и дождик». | 2 –стр.63-64 | |
2 | Чтение стихотворения И. Косякова «Всё она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому что…» | Познакомить детей со стихотворением И. Косяковва «Всё она»; совершенствовать диалогическую речь; воспитывать любовь и уважение к мамам, желание им помочь. | П /и «Прянички». Д/и «Очень мамочку люблю, потому, что…» | 2 – стр.64-66 | |
3 | Составление описательного рассказа об игрушках – пароходе, лисе, петухе. | Учить составлять совместно с воспитателем рассказ об игрушках; активизировать употребление прилагательных; закреплять умение образовывать формы родительного падежа единственного и множественного числа имён существительных; закреплять правильное произношение «Х», обращать внимание на наличие этого звука в словах. | Д/и «Чего не стало». П /и «Лиса и цыплята». | 5 – стр.61-63 | |
4 | Звук х, рисование дорожек, заучивание стихотворения. | Вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука «Х»; приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; учить произносить текст стихотворения правильно, не спеша, чётко выговаривая каждое слово; добиваться, чтобы дети произносили текст стихотворения правильно; развивать умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание; развивать простейшие графические навыки. | Д/и «Подскажи словечко». П /и «Хоровод». | ||
5 | Проведение игры «У Кати день рождения». | Учить составлять с помощью взрослого описательный рассказ об игрушке; учить пользоваться словами, обозначающими качества, действия, промежуточные признаки; обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу; закрепить правильное произношение звуков «К», «Г», «Х», «КЬ», «ГЬ», «ХЬ»; учить произносить слова громко и тихо, быстро и медленно. | Д/и «Чего не стало?» П/и «Солнышко и дождик» | 8 – стр.63-66 | |
6 | Составление описательного рассказа об игрушках – лисёнке, медвежонке. | Учить по вопросам составлять описание игрушки; объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ; активизировать в речи прилагательные, обозначающие свойства и качества предметов; учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки; закреплять правильное произношение слов со звуком «И», йотированными буквами е, ё, ю, я. | Д/и «Сравни разных зверят», «Кто лучше похвалит». П/и «Дровосек». | 8 – стр.66 -69 | |
7 | Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики». | Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики» (обраб. М. Серовой); помочь детям правильно воспроизвести начало и конец сказки. | П/и «Зайка серенький сидит». | 2 - стр.68 | |
8 | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек. | Учить составлять рассказ с помощью воспитателя; учить правильно называть предметы одежды, отдельные качества предметов; закреплять правильное произношение звуков «Ф» - «ФЬ», учить плавно, протяжно, на одном выдохе произносить этот звук. | П/и «Ветерок». | 8 – стр. 69-71. |
Апрель
№ | Дата | Тема | Программные задачи | Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности | Дополнительное методическое обеспечение |
1 | Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает?» | Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна»; учить называть признаки времён года. | Д/и «Когда это бывает?» П/и «Солнышко и дождик» | 2 – стр. 71-72 | |
2 | Звуки ф, ф., заучивание стихотворения, закрашивание предметов одежды. | Приучать внимательно слушать текст стихотворения; способствовать чёткому произношению звука «Ф» в словах. | П/и «Пузырь». Д/и «Отгадай и раскрась». | 5 – стр.70-73 | |
3 | Описание овощей и фруктов. | Учить составлять описание предмета; упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе; активизировать в речи прилагательные; закреплять правильное произношение звуков «В» - «ВЬ»; учить произносить этот звук длительно, на одном выдохе. | П/и «Зайчата и ветерок». | 8 – стр.72-74. | |
4 | Звуки в, вь, заучивание стихотворения, рисование ручек к ведёркам. | Вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука «В»; приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; учить произносить текст стихотворения правильно, не спеша, чётко выговаривая каждое слово; добиваться, чтобы дети произносили текст стихотворения правильно; развивать умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание; развивать простейшие графические навыки. | П/и «Воробышки и автомобили», «Что умеют ребятки». Д/и «Подскажи словечко». | 5 – стр.67-70 | |
5 | Составление сюжетного рассказа о куклах Фае и Феде. | Учить составлять рассказ с помощью воспитателя; учить использовать в речи слова с противоположным значением. Согласовывать прилагательные с существительными в роде; закреплять правильное произношение звуков «Ф» - «ФЬ», «В» - «ВЬ», учить слышать эти звуки; регулировать силу голоса. | Д/и «Назови одним словом». П/и «Дует ветер». | 8 – стр.74 - 77 | |
6 | Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка – рябушечка». Рассматривание сюжетных картин. | Познакомить детей с русской народной песенкой «Курочка – рябушечка»; продолжать учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том. Что на ней изображено. | П/и «Курочка Хохлатка и малые ребятки». | 2 – стр. 73-75 | |
7 | Пересказ сказки «Козлята и волк». | Учить пересказывать вместе с воспитателем сказку «Козлята и волк»; приучать отчётливо и правильно произносить звук «С», изолированный в словах. | П/и «Козлятки» | 8 – стр. 77-78 | |
8 | Описание предметов посуды. | Учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ; учить правильно называть отдельные предметы посуды; формировать представление об их функции; знакомить с производными словами; закреплять правильное произношение звука «С», учить определять на слух наличие и отсутствие данного звука в словах. | П/и «Воздушные шарики». Д/и «Кто назовёт больше действий?», «Где что можно делать», «Закончи предложение». | 8 – стр.78-81 | |
9 | Называние предметов мебели. Употребление пространственных предлогов. | Учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ; учить правильно называть отдельные предметы мебели; упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов в, на, за, около; учить правильно употреблять формы родительного падежа существительных; закреплять правильное произношение звуков «С» - «СЬ», учить чётко произносить слова и фразы с различной громкостью. | П/и «Мыши водят хоровод». | 8 – стр. 81-83 |
Май
№ | Дата | Тема | Программные задачи | Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности | Дополнительное методическое обеспечение |
1 | Составление рассказа на тему из личного опыта. | Учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ на тему из личного опыта детей; активизировать в речи прилагательные и глаголы; закреплять правильное произношение звуков «С» - «СЬ», учить слышать и выделять этот звук в словах, произносить фразы с различной громкостью. | П/и «Самолёты». | 8 – стр.83-85 | |
2 | Чтение русской народной сказки «Бычок – чёрный бочок, белые копытца». Литературная викторина. | Познакомить с русской народной сказкой «Бычок – чёрный бочок, белые копытца» (обраб. М. Булатова). Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях. | П/и «Воробышки и автомобили». Д/и «Подскажи словечко». | 2 – стр. 76-77 | |
3 | Составление рассказа по картине «Кошка с котятами». | Учить отвечать на вопросы воспитателя; описывать предмет; составлять с помощью воспитателя короткий рассказ по картине; активизировать в речи прилагательные и глаголы; воспитывать умение правильно произносить и отчётливо звук «З» в словах и предложениях. | П/и «Котята» | 8 – стр. 85-87 | |
4 | Составление рассказа по картине «Куры». | Учить составлять с помощью воспитателя короткий рассказ по картине; активизировать в речи прилагательные и глаголы; закреплять умение правильно произносить и отчётливо звуки «З» - «ЗЬ» в словах и предложениях. | П/и Кот и цыплята». Д/и «Расскажи о прогулке». | 8 – стр.87-89; 4 – стр.2 | |
5 | Составление описательного рассказа о животных по картинкам. | Учить составлять короткие рассказы по картинке; закрепить умение образовывать формы единственного и множественного числа существительных – названий детёнышей; закреплять умение правильно произносить и отчётливо звуки «З» - «ЗЬ» в словах и предложениях. | П/и «Покажи, как я» | 8 – стр.90-91; 4 – стр.5 | |
6 | Повторение стихотворений. Заучивание стихотворения И.Белоусова «Весенняя гостья». | Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течение года; запомнить новое стихотворение. | П/и «Солнышко и дождик» | 2 - стр. 79 | |
7 | Составление описания по предметной картине. | Учить составлять короткие рассказы по картинке; закрепить умение образовывать формы единственного и множественного числа существительных – названий детёнышей; закреплять умение правильно произносить и отчётливо звуки «З» - «ЗЬ» в словах и предложениях. | П/и «Покажи, о ком я рассказала», Д/и «Разложи картинки». | 8 – стр. 90-93; 4 – стр.9 | |
8 | Звуковая культура речи: звук ц, развитие моторики, заучивание стихотворения, рисование зёрнышек цыплятам. | Отрабатывать чёткое произношение звука «Ц», параллельно упражнять детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи. | П/и Лошадки». | 2 – стр.80-81; 3 – стр.6; |
Литература.
- Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. -3-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -336 с.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96 с.
- Денисова Д., Дорожин Ю. Уроки грамоты для малышей. Младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016г. -16 с.
- Денисова Д., Дорожин Ю. Развитие речи у малышей. Младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016г. -16 с.
- Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет Сценарии учебно -игровых занятий. – 2-е изд-е, испр., доп. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 80 с.
- Колесникова Е.В. Раз – словечко, два – словечко. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. – М.: Ювента, 2017. -64 с.
- Колесникова Е.В. От звука к букве. Программа. Обучение школьников элементам грамоты. - Изд. 2-е, доп. и перераб. /Е.В.Колесникова. – М.: Ювента. 2010. – 64с.
- Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-4 лет. – 3-е изд., дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2017. -192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста
"Рабочая программа" является программным документом коррекционно-развивающей работы для группы компенсирующей направленности детей старшего дошкольного возраста с третьим уровн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет
Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...
Рабочая программа по развитию речи детей с ОНР
планирование работы воспитателя на 3 учебных года (сред, старш, подготовитель)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с задержкой психического развития 5-7 лет (общим недоразвитием речи второго, третьего уровня)
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ЗПР 5-7 лет. Срок реализации программы рассчитан на 2 года....
Рабочая программа по Развитию речи. Образовательная область «Речевое развитие» Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" (дети 3-4 года)
Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Развитие речи»...