Рабочая программа педагога "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с русским фольклором в условиях детского сада «Берёзка"
рабочая программа (младшая группа)

Засядько Яна Валерьевна

Рабочая программа педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_pedagoga_2.docx38.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка»

Утверждаю:

Зав. МКДОУ детский сад «Берёзка»

А.А. Халтурина

«___» ________ 2019г.

Рабочая программа

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с русским фольклором  в условиях детского сада «Берёзка»

Выполнила:

Засядько Яна Валерьевна

с. Мамонтово 2019г.

Пояснительная записка.

Актуальность темы:

Младший возраст – период активного становления художественного восприятия. Дети широко знакомятся с малыми формами фольклора, начиная с загадок, пословиц, потешек, закличек, сказок, скороговорок  и т.д. Они дают детям уроки на всю жизнь. Малые формы фольклора формируют у ребёнка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувству родного языка. Языком фольклора до сознания ребёнка можно донести самые сложные истины, фольклор не позволяет «скатиться к обыденности», не допускает обыденности восприятия, потому что всегда таит в себе подтекст, который открывается не каждому, а лишь тому, кто добрыми глазами смотрит на мир, кто щедр душой и чист совестью. Это, прежде всего, свойственно детям.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, скороговорки, поговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и вместе с тем обучают навыкам поведения. Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических жанров фольклора.

Цель: – Выявить влияние малых форм фольклора на становление речи детей младшего дошкольного возраста. 

Задачи:

  1. Познакомить детей с жанрами устного народного творчества (считалки, стихи, потешки, пословицы, поговорки, загадки,сказки).
  2. Вызывать желание детей повторять, заучивать, обыгрывать.
  3. Развивать умение детей самостоятельно обыгрывать знакомые потешки, сказки перед сверстниками и родителями.
  4. Привлечь родителей в использование фольклорного материала в повседневной жизни ребёнка.

Данная рабочая программа опирается на содержание образовательной программы МКДОУ детский сад «Берёзка», которая разработана на основе:

  • Закон РФ 273-ФЗ «Об образовании».
  • Программа, реализуемые в детском саду «От рождения до школы»  под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

  • Федеральные государственные образовательный стандарт к структуре основной    общеобразовательной    программы дошкольного образования;
  • Устав МКДОУ детский сад  «Берёзка» с. Мамонтова.

Принципы и подходы к формированию программы:


-Соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

-Сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости (соответствие содержания программы основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики)

-Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (программа должна позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму").

-Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

-Учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей (цели и задачи содержания каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других образовательных областей).

-Обеспечение целостности образовательного процесса (решение задач всех образовательных областей без исключения)

-Использование комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса;

-Использование всех компонентов модели образовательного процесса для реализации задач образовательных областей.

-Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

-Обеспечение взаимодействие с семьёй в целях осуществления полноценного развития

ребёнка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста.

-Обеспечение преемственности со следующей ступенью образования.

На основании положений культурно-исторической теории Л.С.Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте (о социальной ситуации развития, ведущей деятельности возраста, неравномерности психического развития, психологических новообразованиях, реактивно-спонтанном обучении, зоне ближайшего развития, амплификации развития, доминирования непосредственной мотивации, непроизвольности психических процессов и др.),

 Программа разработана в соответствии с возрастным, личностным, деятельностным, культурно-историческим подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста.

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста.

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника.

Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. В младшей группе особенно важно наладить разумный двигательный режим.

Младший дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.

Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий.

Основным видом деятельности детей младшего возраста является игра, а также появляются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование.

В сюжетных играх дети легко используют различные предметы-заместители (например, кубик в качестве мыла). Это развивает фантазию и воображение ребенка.

В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми, ребенок сам может выполнить ту или иную роль. В игре развивается умственная активность ребенка.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Дошкольник начинает учиться, играя - он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами.

В младшей группе отдается предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх.

Все виды занятий либо проходят в форме игры, либо содержат игровые ситуации и действия.

Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем. Дети стремятся к познавательному, интеллектуальному общению с взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?».

Способность детей устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.

Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим.

Дошкольник четвертого года жизни отличается высокой активностью. Это создаёт новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни.

Наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения.        

Главное предвидеть поступки детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение.

Дети младшего возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства.

Воспитатель пробуждает эмоциональную отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь.

Развиваются эстетические чувства детей.

Они замечают красоту природы, звучание музыки. Ребенку в этом помогает взрослый. Внимательное, заботливое отношение к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей в младшей группе детского сада.

Воспитатель постепенно развивает игровой опыт каждого ребенка, помогает открывать новые возможности игрового отражения мира, пробуждает интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

Срок реализации данной программы один год.

Календарно-тематическое планирование

Сроки реализации

Тема

Содержание деятельности.

Сентябрь

Осень

Заучить считалки об осени. Прослушать стихотворения.

Заучить потешки про осень. Обыграть потешку" Овощной спор".

Прослушать пословицы и поговорки.

Октябрь

Домашние птицы.

Прослушать пословицы о домашних птицах. Стихи. Обыграть стихотворение « Гусь».

Ноябрь

Мое село.

Прослушать пословицы о селе. Поговорки заучить.

Животные

Заучить потешки о животных. Обыграть потешку «Козонька рогатая».

Декабрь

Сказки

Прослушать сказки о зиме. Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка».

Январь

Одежда

Отгадывание загадок про одежду. Консультация для родителей «Для чего нужны загадки».

Февраль

23 февраля

Прослушивание пословиц и заучивание поговорок к 23 февраля. Стихи.

Март

Птицы

Прослушивание и заучивание потешек про птиц. Стихи. Загадки.

Апрель

Космос

Прослушивание пословиц о космосе. Просмотр иилюстраций, разучивание поговорок.

Прослушивание стихов о космосе

Май

Насекомые

Отгадывание загадок про насекомых. Стихи про насекомых.

Планируемые результаты

После реализации данной программы дети будут знать:

  1. Жанры устного народного творчества, а именно считалки, поговорки, пословицы, загадки, потешки, сказки, стихи.
  2. Смогут их повторять, применять в быту  и самостоятельно обыгрывать перед сверстниками и родителями.
  3. Родители смогут использовать фольклорный материал в повседневной жизни ребенка.

Приложения

Что же относится к малым формам фольклора?

Потешки – это игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).

 Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге).

 Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – весёлые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны по внешности ребёнка, в особенности его поведения.

Потешки – песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками («Ладушки» и «Сорока») в этих играх есть уже нередко «педагогическое наставление», «урок». В «Сороке» щедрая сорока - белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя самого маленького (мизинец), но лентяя.

Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке – золотом гребешке, о курочке – рябушечке, о зайчике – коротенькие ножки. Прибауткам свойственен сюжет. Движение – основа образной системы прибауток, дается резкая смена одной картины, другой из строки в строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток. Колокольным звоном: тили - бом, тили – бом. В прибаутках большая воспитательная ценность – ребёнок слушает, наблюдает, познает неведомые ему явления, через сюжеты песен, знакомится с окружающим миром, голосами птиц и животных, бытом и хозяйственными работами. Исполнение прибауток, концентрируя внимание ребёнка, отвлекает его от отрицательных эмоций, освобождает от депрессивных эмоциональных состояний.

Среди прибауток особое место занимают небылицы – перевертыши. Их установка - создать комические ситуации путем нарочитого смешения реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребёнка смех, значит он правильно понимает соотношение вещей и явлений. В основе небылицы- парадокс, ее мир вывернут наизнанку.

Список литературы:

1. Федоренко Л.Ф., Фомичёва Г.А. М.: Просвещение, 1984г. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»;

 2. Тихеева Е.И. «Развитие речи детей»;

3. Логинова В.И., Максаков А.И., под редакцией Сохин Ф.А.. – 3 изд.М.: Просвещение, 1984г. «Развитие речи детей дошкольного возраста»;

4. Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки»;

5.Чуковский К.И. «От двух до пяти». / М.: 1980г.

6. Хрестоматия по детской литературе М.К.Боголюбская М.:

    Просвещение, 1984г.

7. Электронные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»

         Интерес к данному направлению вызван исключительной актуальностью.  Так с введением  ФГТ  особое место отведено здоровью дошкольн...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством....

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с произведениями художественной литературы о природе

-Описание природы и повадок животных в произведениях писателей и поэтов;-Педагогическая диагностика развития речи детей младшего возраста;-Использование художественной природоведческой литературы;-Обр...

Рабочая программа Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с русским фольклором в условиях детского сада «Берёзка»

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются...

Мастер класс для родителей «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека».

Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия. Дать понятие о том, что у человека, есть мозг, который получает информацию от «помощников» (анализаторов). Создать условие ...

«Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека».

Технологическая картанепрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраст...