Рабочая программа педагога "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с русским фольклором в условиях детского сада «Берёзка"
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Берёзка»
Утверждаю:
Зав. МКДОУ детский сад «Берёзка»
А.А. Халтурина
«___» ________ 2019г.
Рабочая программа
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с русским фольклором в условиях детского сада «Берёзка»
Выполнила:
Засядько Яна Валерьевна
с. Мамонтово 2019г.
Пояснительная записка.
Актуальность темы:
Младший возраст – период активного становления художественного восприятия. Дети широко знакомятся с малыми формами фольклора, начиная с загадок, пословиц, потешек, закличек, сказок, скороговорок и т.д. Они дают детям уроки на всю жизнь. Малые формы фольклора формируют у ребёнка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувству родного языка. Языком фольклора до сознания ребёнка можно донести самые сложные истины, фольклор не позволяет «скатиться к обыденности», не допускает обыденности восприятия, потому что всегда таит в себе подтекст, который открывается не каждому, а лишь тому, кто добрыми глазами смотрит на мир, кто щедр душой и чист совестью. Это, прежде всего, свойственно детям.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, скороговорки, поговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и вместе с тем обучают навыкам поведения. Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических жанров фольклора.
Цель: – Выявить влияние малых форм фольклора на становление речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить детей с жанрами устного народного творчества (считалки, стихи, потешки, пословицы, поговорки, загадки,сказки).
- Вызывать желание детей повторять, заучивать, обыгрывать.
- Развивать умение детей самостоятельно обыгрывать знакомые потешки, сказки перед сверстниками и родителями.
- Привлечь родителей в использование фольклорного материала в повседневной жизни ребёнка.
Данная рабочая программа опирается на содержание образовательной программы МКДОУ детский сад «Берёзка», которая разработана на основе:
- Закон РФ 273-ФЗ «Об образовании».
- Программа, реализуемые в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- Федеральные государственные образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- Устав МКДОУ детский сад «Берёзка» с. Мамонтова.
Принципы и подходы к формированию программы:
-Соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
-Сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости (соответствие содержания программы основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики)
-Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (программа должна позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму").
-Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
-Учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей (цели и задачи содержания каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других образовательных областей).
-Обеспечение целостности образовательного процесса (решение задач всех образовательных областей без исключения)
-Использование комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса;
-Использование всех компонентов модели образовательного процесса для реализации задач образовательных областей.
-Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
-Обеспечение взаимодействие с семьёй в целях осуществления полноценного развития
ребёнка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста.
-Обеспечение преемственности со следующей ступенью образования.
На основании положений культурно-исторической теории Л.С.Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте (о социальной ситуации развития, ведущей деятельности возраста, неравномерности психического развития, психологических новообразованиях, реактивно-спонтанном обучении, зоне ближайшего развития, амплификации развития, доминирования непосредственной мотивации, непроизвольности психических процессов и др.),
Программа разработана в соответствии с возрастным, личностным, деятельностным, культурно-историческим подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста.
Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста.
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника.
Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. В младшей группе особенно важно наладить разумный двигательный режим.
Младший дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.
Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий.
Основным видом деятельности детей младшего возраста является игра, а также появляются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование.
В сюжетных играх дети легко используют различные предметы-заместители (например, кубик в качестве мыла). Это развивает фантазию и воображение ребенка.
В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми, ребенок сам может выполнить ту или иную роль. В игре развивается умственная активность ребенка.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Дошкольник начинает учиться, играя - он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами.
В младшей группе отдается предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх.
Все виды занятий либо проходят в форме игры, либо содержат игровые ситуации и действия.
Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем. Дети стремятся к познавательному, интеллектуальному общению с взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?».
Способность детей устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.
Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим.
Дошкольник четвертого года жизни отличается высокой активностью. Это создаёт новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни.
Наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения.
Главное предвидеть поступки детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение.
Дети младшего возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства.
Воспитатель пробуждает эмоциональную отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь.
Развиваются эстетические чувства детей.
Они замечают красоту природы, звучание музыки. Ребенку в этом помогает взрослый. Внимательное, заботливое отношение к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей в младшей группе детского сада.
Воспитатель постепенно развивает игровой опыт каждого ребенка, помогает открывать новые возможности игрового отражения мира, пробуждает интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
Срок реализации данной программы один год.
Календарно-тематическое планирование
Сроки реализации | Тема | Содержание деятельности. | |
Сентябрь | Осень | Заучить считалки об осени. Прослушать стихотворения. Заучить потешки про осень. Обыграть потешку" Овощной спор". Прослушать пословицы и поговорки. | |
Октябрь | Домашние птицы. | Прослушать пословицы о домашних птицах. Стихи. Обыграть стихотворение « Гусь». | |
Ноябрь | Мое село. | Прослушать пословицы о селе. Поговорки заучить. | |
Животные | Заучить потешки о животных. Обыграть потешку «Козонька рогатая». | ||
Декабрь | Сказки | Прослушать сказки о зиме. Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка». | |
Январь | Одежда | Отгадывание загадок про одежду. Консультация для родителей «Для чего нужны загадки». | |
Февраль | 23 февраля | Прослушивание пословиц и заучивание поговорок к 23 февраля. Стихи. | |
Март | Птицы | Прослушивание и заучивание потешек про птиц. Стихи. Загадки. | |
Апрель | Космос | Прослушивание пословиц о космосе. Просмотр иилюстраций, разучивание поговорок. Прослушивание стихов о космосе | |
Май | Насекомые | Отгадывание загадок про насекомых. Стихи про насекомых. |
Планируемые результаты
После реализации данной программы дети будут знать:
- Жанры устного народного творчества, а именно считалки, поговорки, пословицы, загадки, потешки, сказки, стихи.
- Смогут их повторять, применять в быту и самостоятельно обыгрывать перед сверстниками и родителями.
- Родители смогут использовать фольклорный материал в повседневной жизни ребенка.
Приложения
Что же относится к малым формам фольклора?
Потешки – это игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге).
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки – весёлые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны по внешности ребёнка, в особенности его поведения.
Потешки – песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками («Ладушки» и «Сорока») в этих играх есть уже нередко «педагогическое наставление», «урок». В «Сороке» щедрая сорока - белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя самого маленького (мизинец), но лентяя.
Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке – золотом гребешке, о курочке – рябушечке, о зайчике – коротенькие ножки. Прибауткам свойственен сюжет. Движение – основа образной системы прибауток, дается резкая смена одной картины, другой из строки в строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток. Колокольным звоном: тили - бом, тили – бом. В прибаутках большая воспитательная ценность – ребёнок слушает, наблюдает, познает неведомые ему явления, через сюжеты песен, знакомится с окружающим миром, голосами птиц и животных, бытом и хозяйственными работами. Исполнение прибауток, концентрируя внимание ребёнка, отвлекает его от отрицательных эмоций, освобождает от депрессивных эмоциональных состояний.
Среди прибауток особое место занимают небылицы – перевертыши. Их установка - создать комические ситуации путем нарочитого смешения реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребёнка смех, значит он правильно понимает соотношение вещей и явлений. В основе небылицы- парадокс, ее мир вывернут наизнанку.
Список литературы:
1. Федоренко Л.Ф., Фомичёва Г.А. М.: Просвещение, 1984г. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»;
2. Тихеева Е.И. «Развитие речи детей»;
3. Логинова В.И., Максаков А.И., под редакцией Сохин Ф.А.. – 3 изд.М.: Просвещение, 1984г. «Развитие речи детей дошкольного возраста»;
4. Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки»;
5.Чуковский К.И. «От двух до пяти». / М.: 1980г.
6. Хрестоматия по детской литературе М.К.Боголюбская М.:
Просвещение, 1984г.
7. Электронные ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»
Интерес к данному направлению вызван исключительной актуальностью. Так с введением ФГТ особое место отведено здоровью дошкольн...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством....
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с произведениями художественной литературы о природе
-Описание природы и повадок животных в произведениях писателей и поэтов;-Педагогическая диагностика развития речи детей младшего возраста;-Использование художественной природоведческой литературы;-Обр...
Рабочая программа Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с русским фольклором в условиях детского сада «Берёзка»
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой
Брашюра для родителей...
Мастер класс для родителей «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека».
Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия. Дать понятие о том, что у человека, есть мозг, который получает информацию от «помощников» (анализаторов). Создать условие ...
«Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека».
Технологическая картанепрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраст...