Рабочая программа по Развитию речи. Образовательная область «Речевое развитие» Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" (дети 3-4 года)
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Федоренчик Марина Вячеславовна
Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Развитие речи»

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №17 «КОЛОСОК»

238350, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Шоссейное,

ул. Калининградское шоссе,8, тел/факс 8 (40151) 3-64-19 е-mail: kolosok2011.17@mail.ru

ПРИНЯТА

решением педагогического совета

МАДОУ «Детский сад № 17 «Колосок»

Протокол № 1 от 30.08.2019 года

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МАДОУ

«Детский сад № 17 «Колосок»

Марчихина О.И.

Приказ от 30.08.2019 года № 2П

МП

сайт: kolosok.klgd.prosadiki.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

Развитию речи

образовательная область «Речевое развитие»

2 год обучения (дети 3-4 года)

(составлена на основе основной

 образовательной программы дошкольного образования

МАДОУ «Детский сад № 17 «Колосок»)

                                                           Разработчик: Федоренчик М.В., воспитатель

                                 

пос. Шоссейное

2019

  1. Пояснительная записка.

       Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Развитие речи», который входит в состав образовательной области «Речевое развитие» (раздел: «Развитие речи») для детей 2 года обучения (группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет).

       Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 17 «Колосок», в соответствии с ФГОС ДО (разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. (Москва – Мозаика-Синтез, 2015 г.).        

Содержание предполагаемой программы способствует как развитию личности ребенка в целом, так и способствует формированию коммуникативных навыков детей и овладению нормами речи.

Основная форма реализации данной программы – 15 минут в процессе образовательной деятельности 1 раз в неделю, в совместной деятельности, в режимных моментах.

        

Основные цели и задачи:  

Цель: способствовать развитию речи и коммуникативных способностей детей. 

Задачи:

Развивающая речевая среда.

  1. Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.).
  2. Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста“», «Предложите: „Хотите посмотреть…“», «Спросите: „Понравились ли наши   рисунки?“»).
  3. В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой“»).
  4. В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.
  5. Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни.

Формирование словаря.

  1. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
  2. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).
  3. Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка—блюдце, стул—табурет—скамеечка, шуба—пальто—дубленка).
  4. Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Звуковая культура речи.

  1. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф— в; т — с— з — ц.
  2. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.
  3. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
  4. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Грамматический строй речи.

  1. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).
  2. Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив).
  3. Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
  4. Помогать получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).

Связная речь.

  1. Развивать диалогическую форму речи.
  2. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
  3. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
  4. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).
  5. Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
  6. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

2. Планируемые результаты освоения программы

  • Ребенок с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения.
  • Проявляет речевую активность в общении со сверстником; здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, выражает просьбу.
  • По вопросам составляет по картинке рассказ из 3—4 простых предложений.
  • Называет предметы и объекты ближайшего окружения.
  • Речь эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием.
  • Ребенок узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликается на него.
  • Совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи. 

Система оценки результатов освоения программы

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

  • педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой   эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
  • индивидуальные карты развития ребенка, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;
  • выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка.

Педагогическая диагностика

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей (в рамках педагогической диагностики – оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдения за активностью детей в режимных моментах, непосредственно – образовательной деятельности, специально организованной и игровой деятельности.

3. Содержание программы

Тематическое планирование

п/п

Тема

Задачи

Средства реализации

К-во ОД

Месяц

1.

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий.
Чтение стихотворения С. Черного «Приставалка»

Стр.28 [2]

Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя (игры); помочь малышам поверить в то, что каждый из них — замечательный ребенок, и взрослые их любят.

Игровая ситуация,

использование малых форм устного народного творчества, рассказ, чтение стихотворения

1

сентябрь

2.

Чтение русской народной сказки
«Кот, петух и лиса»

Стр.31 [2]

Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса» (обраб. М. Боголюбской).

Чтение.

Игровая ситуация.

1

сентябрь

3.

Звуковая культура речи: звуки а, у.
Дидактическая игра «Не ошибись»

Стр.32 [2]

Упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звуков (изолированных, в звукосочетаниях, словах). Активизировать в речи детей обобщающие слова.

Игровая ситуация.

Показ.

Зуковые упражнения.

Дидактическая игра.

1

сентябрь

4.

Звуковая культура речи: звук у

Стр.33 [2]

Упражнять детей в четкой артикуляции звука (изолированного, в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью (по подражанию).

Показ.

Демонстрация натуральных объектов.

Звуковые упражнения.

1

сентябрь

5.

Дидактическая игра «Чья вещь?».
Рассматривание сюжетных картин
(по выбору педагога)

Стр.36 [2]

Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами.

Демонстрация натуральных объектов.

Демонстрация изображений объектов.

1

октябрь

6.

Чтение русской народной сказки «Колобок».
Дидактическое упражнение «Играем в слова»

Стр.38 [2]

Познакомить со сказкой «Колобок» (обраб. К. Ушинского). Упражнять детей в образовании слов по аналогии.

Беседа.

Чтение.

Игровая ситуация.

1

октябрь

7.

Звуковая культура речи: звук о.
Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»

Стр.39 [2]

Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать четкое произношение звука о.

Игровая ситуация.

Показ.

Звуковые упражнения.

1

октябрь

8.

Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик».
Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила...»

Стр.40 [2]

Помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила». При восприятии стихотворения А. Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору.

Чтение стихотворения.

Беседа.

1

октябрь

9.

Чтение стихотворений об осени.
Дидактическое упражнение «Что из чего получается»

Стр.41 [2]

Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии.

Беседа с детьми.

Чтение стихотворения.

Дидактическая игра.

1

ноябрь

10.

Звуковая культура речи: звук и

Стр. 42 [2]

Упражнять детей в четком и правильном произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах).

Демонстрация натуральных объектов.

Игровая ситуация.

Звуковые упражнения.

1

ноябрь

11.

Рассматривание сюжетных картин
(по выбору педагога)

Стр.43 [2]

Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных,

правильно и четко проговаривать слова со звуками к, т.

Демонстрация изображений объектов.

Беседа с детьми.

1

ноябрь

12.

Чтение стихотворений
из цикла С. Маршака «Детки в клетке»

Стр.46 [2]

Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С. Маршака.

Беседа с детьми.

Игровая ситуация.

1

ноябрь

13.

Чтение сказки «Снегурушка и лиса»

Стр.50 [2]

Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса» (обраб. М. Булатова), с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка — причитания Снегурушки.

Беседа с детьми.

Чтение сказки.

1

декабрь

14.

Повторение сказки «Снегурушка и лиса».
Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек»

Стр.51 [2]

Помочь детям вспомнить сказку «Снегурушка и лиса». Упражнять в произношении слов со звуком э (игра «Эхо»), в определении качеств предметов на ощупь (игра «Чудесный мешочек»).

Беседа с детьми.

Игровая ситуация.

Дидактическая игра.

1

декабрь

15.

Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет», стихотворения А. Босева «Трое»

Стр.52 [2]

Познакомить детей с рассказом Л. Воронковой «Снег идет», оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение

А. Босева «Трое» (пер. с болг. В. Викторова).

Беседа с детьми.

Чтение произведений.

1

декабрь

16.

Игра-инсценировка
«У матрешки — новоселье»

Стр.53 [2]

Способствовать формированию диалогической речи; учить правильно называть строительные детали и их цвета.

Игра-инсценировка

1

декабрь

17.

Рассматривание иллюстраций к сказке
«Гуси-лебеди» и сюжетных картин

Стр.55 [2]

Продолжать объяснять детям, как много интересного можно узнать, если внимательно рассматривать рисунки в книгах. Учить детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения.

Демонстрация иллюстраций. Чтение произведения.

1

январь

18.

Звуковая культура речи: звуки м, мь.
Дидактическое упражнение «Вставь словечко»

Стр.57 [2]

Упражнять детей в четком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Продолжать учить образовывать слова по аналогии.

Игровая ситуация.

Звуковые упражнения.

1

январь

19.

Звуковая культура речи: звуки п, пь.
Дидактическая игра «Ярмарка»

Стр.58 [2]

Упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков п, пь. С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками п, пь.

Игровая ситуация.

Звуковые упражнения.

1

январь

20.

Чтение русской народной сказки
«Лиса и заяц»

Стр.59 [2]

Познакомить детей со сказкой «Лиса и заяц» (обраб. В Даля), помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец).

Игровая ситуация.

Чтение произведения.

1

февраль

21.

Звуковая культура речи: звуки б, бь

Стр.60 [2]

Упражнять детей в правильном произношении звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах).

Игровая ситуация.

Звуковые упражнения.

Дидактическая игра.

1

февраль

22.

Заучивание стихотворения
В. Берестова «Петушки распетушились»

Стр.62 [2]

Помочь детям запомнить стихотворение В. Берестова «Петушки распетушились», учить выразительно читать его.

Игровая ситуация.

Чтение произведения.

1

февраль

23.

Беседа на тему
«Что такое хорошо и что такое плохо»

Стр.63 [2]

Беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать в речи свои впечатления).

Игровая ситуация.

Чтение произведения.

Беседа.

1

февраль

24.

Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Дидактическое упражнение
«Очень мамочку люблю, потому, что...»

Стр.64 [2]

Познакомить детей со стихотворением И. Косякова «Все она».

Совершенствовать диалогическую речь малышей.

Игровая ситуация.

Чтение произведения.

Беседа.

1

март

25.

Звуковая культура речи: звуки т, п, к

Стр.66 [2]

Закреплять произношение звука т в словах и фразовой речи; учить детей отчетливо произносить звукоподражания со звуками т, п, к; упражнять в произнесении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью.

Игровая ситуация.

Звуковые упражнения.

Дидактическая игра.

1

март

26.

Чтение русской народной сказки
«У страха глаза велики»

Стр.68 [2]

Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики» (обраб. М. Серовой). Помочь детям правильно воспроизвести начало и конец сказки.

Напоминание отрывка. Демонстрация иллюстрации.

Чтение произведения.

Беседа.

1

март

27.

Рассматривание сюжетных картин
(по выбору педагога).
Дидактическое упражнение на звукопроизношение
(дидактическая игра «Что изменилось»)

Стр.69 [2]

Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение предметов).

Демонстрация иллюстрации.

Дидактическая игра.

1

март

28.

Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».
Дидактическое упражнение «Когда это бывает?»

Стр.71 [2]

Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Учить называть признаки времен года.

Беседа.

Чтение произведения.

Дидактическая игра.

1

апрель

29.

Звуковая культура речи: звук ф

Стр.72 [2]

Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком.

Игровая ситуация.

Звуковые упражнения.

Дидактическая игра.

1

апрель

30.

Чтение и драматизация русской
народной песенки «Курочка-рябушечка».
Рассматривание сюжетных картин
(по выбору педагога)

Стр.73 [2]

Познакомить детей с русской народной песенкой «Курочка-рябушечка». Продолжать учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено.

Демонстрация иллюстрации.

Чтение произведения.

Драматизация.

Беседа.

1

апрель

31.

Звуковая культура речи: звук с

Стр.75 [2]

Отрабатывать четкое произношение звука с. Упражнять детей в умении вести диалог.

Игровая ситуация.

Звуковые упражнения.

Дидактическая игра.

1

апрель

32.

Чтение русской народной сказки
«Бычок — черный бочок, белые копытца».
Литературная викторина

Стр.76 [2]

Познакомить с русской народной сказкой «Бычок — черный бочок, белые копытца» (обр. М. Булатова). Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях.

Игровая ситуация.

Чтение произведения.

Беседа.

1

май

33.

Звуковая культура речи: звук з

Стр.77 [2]

Упражнять детей в четком произношении звука з.

Игровая ситуация.

Звуковые упражнения.

Дидактическая игра.

1

май

34.

Звуковая культура речи: звук ц

Стр.80 [2]

Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи.

Игровая ситуация.

Звуковые упражнения.

Дидактическая игра.

1

май

ИТОГО ОД: 34

4. Список литературы.

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  2. В.В. Гербова. ФГОС Развитие речи в детском саду. (Для занятий с детьми 3-4 лет). Младшая группа. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программатной деятельности педагога с детьми 4-5 лет (составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования "Тропинка к успеху" срок реализации программы 2015-2016 учебный год)

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет составлена на основе общеобразовательной программы дошкольного образования "Тропинка к успеху" срок реализации программы 2015-2016 у...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми подготовит. группы составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьмиподготовительной группы составлена на основе основной образовательной программы дошкольногообразования «От рождения до школы&raqu...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми старшей группы составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьмистаршей группы составлена на основе основной образовательной программы дошкольногообразования «От рождения до школы» под ред...