Конспект занятия по обучению грамоте: Буква Ъ.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_.docx | 803.86 КБ |
Обучение грамоте. Составление предложений по схемам. | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - Д/С №27 «РОСИНКА»
городского округа СТУПИНО
КОНСПЕКТ
ООД по обучению грамоте
« Буква ъ»
Подготовила: учитель-логопед Новикова Ю.С.
Ступино
2018 год
Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Ъ. Формирование навыка чтения слов, предложений с новой буквой. Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа. совершенствование навыков конструирования и печатания.
Развивающие задачи. Развитие фонематических представлений. Развитие общей моторики, координации движений, ловкости и подвижности.
Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Интерактивная доска, магнитная доска, буквари и тетради по числу детей, пеналы с карандашами, контейнеры с палочками Кюизенера и шнурочками, контейнеры с буквами.
Ход занятия.
- Организационный момент. Упражнение «Подбери картинку»
Логопед обращает внимание детей на интерактивную доску, на которой изображена схема слова и предметные картинки.
Логопед. Выберите картинку, название которой подходит к схеме, объясните свой выбор.
Ребёнок. Слово лось подходит к этой схеме, потому что в этом слове три звука: первый звук – твердый согласный [л], второй – гласный [о], третий – мягкий согласный [с,].
Ребенок. Слово гусь подходит к этой схеме, потому что в этом слове три звука: первый звук – твердый согласный [л], второй – гласный [о], третий – мягкий согласный [с,].
Логопед. Молодцы! Вы дали хорошие пояснения к заданию. А теперь составьте слова-названия картинок.
Дети выполняют задание.
Логопед. Почему во всех ваших словах букв больше, чем звуков?
Дети. Ь не обозначает звука.
Логопед. Правильно. И сегодня мы познакомимся с еще одной буквой, которая тоже не обозначает звука.
- Работа с букварем. Знакомство с буквой Ъ.
Логопед. Откройте буквари там, где лежат закладки. В верхней части левой страницы вы видите букву ъ. Это новая буква, с которой вы сегодня познакомитесь. Она раскрашена в черный цвет, потому что не является ни гласной, ни согласной. А как вы думаете, почему под буквой нет ни одного кружка?
Дети. Значит, буква ъ не обозначает звуков.
Логопед. Посмотрите на картинку рядом с буквой и послушайте стихотворение к ней.
Запомни, твердый знак мы пишем,
Но никогда его не слышим.
В словах подъезд и объявление
Он есть, ребята, без сомнения.
Логопед. Возьмите простые карандаши. Подчеркните в стихотворении слова с твердым знаком.
Дети выполняют задание.
Логопед. Молодцы! Теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Прочитайте слова под картинкой и найдите предметы, названия которых вы прочитали. Помните, что твердый знак показывает нам, что нужно сделать маленькую остановку, запинку.
Дети читают слова и показывают предметы на картинке.
Дети. Подъезд, объявление, подъемный кран.
Логопед. Теперь прочитайте слова с новой буквой на следующей странице.
Дети читают слова.
Логопед. Теперь прочитайте предложения.
Дети читают предложения.
Логопед. Вы хорошо читали сегодня.
3. Упражнение «Угадай слова».
Логопед. Посмотрите на половинки слов в нижней части страницы. Можете угадать, что это за слова и прочитать их?
Дети. Съел, подъезд.
4. Пальчиковая гимнастика «На шоссе».
Посмотрите-ка, ребята! Ритмично хлопают в ладоши.
У зайчат два самоката. На каждое название животного загибают по
В джипе едут три медведя. одному пальчику сначала на правой, потом на
Мчится ёжик на мопеде. левой руке.
Вы поверите едва ли –
Катит волк на самосвале,
А лисица в лимузине
И цветы везет в корзине.
В синем вертолете – белка,
Волк в летающей тарелке.
У бобра – велосипед,
А у льва кабриолет.
Только серый бегемот
По шоссе пешком идет. Маршируют на месте.
5. Упражнение «Кто скорее?»
Логопед. Давайте проведем соревнование. Кто скорее сложит букву Ъ из палочек и шнурочка? Обратите внимание, что полукруг из шнурочка расположен справа от длинной вертикальной палочки внизу, а короткая горизонтальная палочка расположена слева от длинной палочки вверху.
Вы готовы? Раз, два, три, начали.
Дети выполняют задание.
Логопед. Замечательно. Вы одновременно закончили выполнение задания.!
6. Работа в тетрадях.
Логопед. Откройте тетради на странице 27. Что вы видите в верхней части страницы?
Дети. Твердый знак.
Логопед. Раскрасьте его черным карандашом.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.
Логопед. Теперь возьмите простые карандаши. Давайте напишем четыре твердых знака. Посмотрите, как я пишу твердый знак на доске. (Логопед пишет на доске твердый знак и комментирует свои действия). «Напишите» так же твердый знак в воздухе.
Дети выполняют задание.
Логопед. Обратите внимание, что Ъ никогда не стоит в начале слова, поэтому заглавной буквы ъ не бывает. Теперь можете написать буквы в тетради.
Дети выполняют задание.
Логопед. Вы очень старались и хорошо выполнили задание. А теперь прочитайте слова и напишите их самостоятельно. Будьте внимательными.
Дети выполняют задание.
7. Упражнение «Буква потерялась».
Логопед. И последнее задание сегодня. Посмотрите на слова в букваре в розовой рамочке. Какая буква потерялась?
Дети. Твердый знак.
Логопед. Возьмите карандаши и вставьте недостающую букву в слова.
Дети выполняют задание.
Логопед. Хорошо. Прочитайте слова.
Дети. Подъезд, подъем.
8. Окончание занятия.
Оценка работы детей. Логопед предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления от занятия и работы своих товарищей.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
г.о. Ступино
Конспект ООД
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
для детей с ТНР
«Обучение грамоте. Составление предложений по схемам.»
учитель-логопед: Новикова Ю.С
2022 г
Образовательные задачи: формирование навыка чтения слогов и слов с пройденными буквами, совершенствование навыков слогового анализа и синтеза, формирование навыка анализа предложения с предлогом.
Развивающие задачи: развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного гнозиса.
Воспитательные задачи: формирование взаимопонимания, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: магнитная доска, карточки с буквами, материалы для анализа предложения, буквари, карточки со слогами, карточки со словами.
Ход занятия.
- Организационный момент. Объявление темы занятия.
Логопед предлагает детям вспомнить и назвать буквы, которые изучили в подготовительной к школе группе. На магнитной доске карточки с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, предметные картинки.
Логопед. Рассмотрите и назовите картинки.
Дети: Юбка, ёжик, енот, яхта, йод.
Логопед. Мы с вами уже читали эти слова в букваре. Давайте вспомним, какая буква пишется в начале каждого слова, и поставьте каждую картинку к соответствующей букве.
Дети выполняют задание.
Логопед. Очень хорошо, а теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Логопед вешает на доску под картинки карточки со словами.
Дети читают слова.
- Работа по букварю. Профилактика нарушений письменной речи.
Логопед. Откройте буквари там, где лежат закладки. В нижней части страницы вы видите буквы. Правильно они написаны?
Дети. Нет. Правильно написана только буква М.
Логопед. Какие ошибки вы видите в написании других букв?
Дети. Буква Ю развернута влево, буква В написана лёжа, буква Б написана вверх ногами, буква Э повернута вправо.
Логопед. Молодцы. Всё правильно объяснили.
- Игровое упражнение «Собери слово». Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза, составления и чтения слов из данных слогов.
Логопед обращает внимание детей на карточки со слогами, размещенные на доске.
Логопед. Прочитайте слоги и попробуйте составить из них слова.
Дети выполняют задание.
Логопед. Назовите слова, которые у вас получились.
Дети. Я-го-ды. Я-ша. Ё-жик. У-тюг.
Логопед. Почему слово Яша написано с заглавной буквы?
Дети. Это имя мальчика. А имена людей пишутся с заглавной буквы.
Логопед. Молодцы.
- Работа по букварю. Совершенствование навыка анализа предложений с предлогами.
Логопед предлагает детям вернуться к букварям и рассмотреть сюжетные картинки на той же странице, где работали.
Логопед. Составьте предложения с предлогами по картинкам.
Дети. У Нюши утюг.
Дети. У Егора юла.
Логопед ставит у доски контейнер с материалами для анализа предложений.
Логопед. Сосчитайте слова в предложениях и выложите схемы на доске. Не забудьте про предлоги.
Дети выполняют задание и комментируют свои действия.
- Физминутка.
Логопед предлагает детям встать около столов и выполнить знакомое упражнение.
Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка, Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птица – злой орлан, Птички, птички, по домам! | Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название птицы. Машут скрещенными ладонями. Машут руками, как крыльями. |
- Упражнение «Составь предложение». Совершенствование навыков синтеза предложений и чтения.
Логопед размещает на доске карточки со словами.
Логопед. Прочитайте слова на карточках и попробуйте составить из них предложения. Не забудьте, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, а в конце предложения ставится точка.
Дети выполняют задание.
Логопед. Прочитайте предложения.
Дети. Юнга видит маяк. Под скамейкой сидит ёжик. Яна ест ежевику.
Логопед. Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
- Игровое упражнение «Прочитай слово». Профилактика нарушения письменной речи.
Логопед размещает на доске карточки с буквами.
Логопед. Назовите буквы, которые вы видите на доске.
Дети. Н, г, ю, а.
Логопед. Подумайте, какое слово можно составить из этих букв?
Дети. Юнга.
Логопед. Пройдите к доске и составьте это слово.
Дети составляют и читают слово.
- Окончание занятия. Оценка работы детей
Логопед подводит итог занятия. Дети рассказывают о том, что им было особенно интересно. Оценка деятельности каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...
Конспект занятия по обучению грамоте: Буква Г.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности, для детей с ТНР. Тема: Буква Гг....
Конспект занятия по обучению грамоте Логопедическая группа 2-ой год обучения Тема: Звуки [Л] [ЛЬ] буква Л
Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем...
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.
В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей фонематического слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...
Конспект занятия по обучению грамоте "Буква Б"
Тема: Звуки [б] и [бь]. Буква Б б.Цели:-Уточнить произношение звуков [б] и [бь].-Дифференцировать звуки [б] и [бь].-Упражнять детей в звуковом анализе слов.-Развитие фонематического восприятия.-Учить ...
конспект занятий по обучению грамоте " Буква и звук [Г] "
конспект занятий по обучению грамоте " Буква и звук [Г] "...
Конспект занятия по обучению грамоте "Буква Гг"
Конспект занятия по обучению грамоте "Буква Гг" в подготовительной группе по методике Машанёвой....