Подготовка к обучению грамоте "Путешествие в город звуков"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Белоусова Марианна Михайловна

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в поготовительной группе "Путешествие в город звуков"

Скачать:


Предварительный просмотр:

занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

МКДОУ «Детский сад №16 г.Беслана»

Воспитатель: Белоусова М.М.

Задачи:

  1. Закрепить у детей представления о звуках.
  2. Познакомить с новым гласным звуком – И. Упражнять в правильной артикуляции звука. Учить выявлять акустическую характеристику данного звука.
  3. Выделять звук в звуковом ряду, в слогах и словах.
  4. Учить подбирать слова на заданный звук.
  5. Определять положение звука в слове.
  6. Упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе.
  7. Развивать слуховое внимание и память.
  8. Развивать фонематический слух.
  9. Воспитывать дружеские отношения в коллективе.

Ход занятия.

Воспитатель:

К нам в гости пришёл Буратино. Он  слышал, что ребята в нашей группе умные, смелые, много знают,  изучают звуки и буквы. Буратино хочет, чтобы вы поделились с ним своими знаниями.

  • Расскажите нашему гостю, что такое звуки? (То, что мы слышим и произносим).
  • Какие бывают звуки? (Шумовые и речевые)
  • Какие речевые звуки вы уже знаете? (А,У,О).  
  • Как называются эти звуки? (Гласные).
  • Как вы думаете, почему их так называют? (Они произносятся легко, без препятствий, их можно петь).

Буратино благодарит детей.

Воспитатель: Буратино, мы с ребятами отправляемся в путешествие в город Звуков и приглашаем тебя поехать с нами.

Буратино: Поеду с удовольствием.

Воспитатель: Занимайте места в вагонах.

Звучит музыка. Дети «едут» на поезде, садятся за столы.

Воспитатель: Кто живёт в домике? Отгадайте загадку:

Маленький рост, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки.

                        (мышка)

Появляется мышка Иришка: «Здравствуйте, ребята. Меня зовут Иришка. Я рада вас видеть. Послушайте мою любимую песенку: «И-И-И».

Воспитатель: Спойте песенку мышки Иришки. Возьмите зеркало и посмотрите на свой рот: губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы. Воздух выдыхается свободно, горлышко дрожит.

Вывод:  звук И – гласный, т. к. произносится без препятствий.

Мышка предлагает поиграть со звуками: «Если услышите И, то хлопните в ладоши: а-у-о-и, а-о-и-у, и-а-у-и, с-з-и, м-и-н-п-и, да-ду-ди, мо-ми-ма, книга, игра, зима, ветер, сито, рис, качели, цветы, мишка. Молодцы».

Мышка Иришка приготовила загадки.

Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.         

                              (иголка)

Есть ли в этом слове звук И? Где он слышится: в начале, в середине или в конце?

(Ответы детей)

Послушайте следующую загадку.

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.

                             (кисточка)

Определите место звука И в этом слове.

Вот ещё одна загадка:

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?

                          (коньки)

Дети определяют место звука И в слове.

Физминутка.

Собираем детвору поиграть в одну игру.

Покажите мне, ребята, как в лесу живут зверята.

Как лисёнок просыпается, как бельчонок умывается.

Как зайчонок поскакал, как волчонок пробежал.

Как ежонок и ежиха собирают ежевику.

Только медвежонок спит, просыпаться не спешит.

 

Игра «Кто больше придумает слов?» (Дети придумывают слова со звуком И. Оценка деятельности).

Работа с раздаточным материалом.

Назовите картинки и выложите столько кружочков, сколько звуков И в слове.

Предлагаются картинки: кит, нитки, сапоги, книга.

Оценка выполненного задания.

Работа с буквой.

Воспитатель показывает букву И: «На что похожа буква И?»

На калитку посмотри

Чем она не буква И?

Между  двух прямых досок

Одна легла наискосок.

Найдите букву И, раскрасьте её (Дети выполняют задание на листочках или в тетрадях)

Воспитатель: У мыши Иришки есть друг: вы узнаете, кто он, если прочитаете слово. Дети читают.

Воспитатель: Что получилось?

Дети: Иа.

Воспитатель: Кто так кричит?

Дети: Так кричит ослик.

Воспитатель: Кто друг мышки?

Дети: Друг мышки Иришки – Ослик.

Воспитатель: Какой первый звук в слове «ИА»? (гласный звук И).Назовите второй звук(гласный звук А). Составьте схему этого слова. Дети выкладывают 2 кружка красного цвета.

Мышка Иришка: Молодцы, ребята. Я приготовила для вас сюрприз. Разгадайте ребус и узнаете – какой подарок я вам принесла.

Демонстрируется рисунок: буква И и мешок с рисом.

Воспитатель: В мешке лежит то, что я больше всего люблю есть: это белые зернышки, в названии которых всего 3 звука, в середине слова звук И. Из этих зёрен вам готовят кашу или плов, добавляют их в суп.

Дети: Это ирис – вкусные конфеты.

Спасибо, мышка Иришка.

Воспитатель: Пора нам возвращаться в детский сад.

Дети прощаются с героями, «садятся в поезд» и «возвращаются» в детский сад.

Проводится итоговая беседа, даётся оценка деятельности детей на занятии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Тема. Гласные звуки А-У-И-О-Э-Ы

Данный материал предназначен учителям-логопедам ДОУ как итоговое занятие по гласным звукам. Это занятие формирует умение чётко артикулировать гласные звуки, способствует развитию умений определять гла...

Занятие по подготовке к обучению грамоте "Учись, играя. Звуки "б", "бь"

в конспекте использованы игровые упражнения для закрепления умение различать звуки гласные и согласные, определять "твердость-мягкость" согласных, называть слова с определеным звуком, определять место...

Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»

Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...

Конспект открытого фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звук [щ]" буква Щ» Лексическая тема: «Весна»

Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [щ], букве Щ.Задачи: Образовательные: учить узнавать графический образ буквы;Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восприятия, развитие ...

Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звук [ц]" буква Ц» Лексическая тема: «Весна»

Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [ц], букве Ц.Задачи: Образовательные: учить узнавать графический образ буквы;Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восприятия, развитие ...

рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».

Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте " Буква п, звуки п,пь"

Конспект занятия по подготовка к обучению грамоте....