Рабочая программа дополнительного образования «Эрудит» для подготовительной к школе группы
рабочая программа (подготовительная группа)
Таким образом, следует признать, что в настоящее время, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте. Предлагаемая программа кружка «Эрудит» рассчитана на работу с детьми 6-7 лет. Главное назначение программы состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие, интеллектуальные культурные способности, развить интерес и внимание к слову, углубить математические навыки, воспитать бережное отношение к природе, привить ответственное отношение к здоровью. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал. Важной частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. А так же формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_erudit.docx | 85.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
дополнительного образования
«Эрудит»
для подготовительной к школе группы
Содержание
1. Целевой раздел | |
1.1.Пояснительная записка | 3 |
1.2.Возрастные особенности развития детей 6-7 лет | 4 |
2. Содержательный раздел | |
2.1. Актуальность | 5 |
2.2. Методы, используемые на занятиях кружка | 5 |
2.3. Организационно – методическое обеспечение программы | 6 |
2.4. Прогнозируемый результат | 6 |
2.5. Развивающая среда в группе | 6 |
2.6. Средства, необходимые для реализации программы кружка | 6 |
3.Организационный раздел | |
3.1. Планирование работы с детьми | 7 |
3.2. Планирование работы с родителями | 16 |
3.3. Методическая литература | 20 |
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей, на современном этапе жизни общества, заставляют искать новые, более эффективные психолого - педагогические подходы и методы обучения.
От того, как ребенок подготовлен к школе, каково его психическое здоровье, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. В настоящее время на первый план выступает проблема своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на «паспортный» возраст и имеющиеся у них «школьные» навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы «психологически», то есть не готовы к школьному типу обучения.
Федеральные государственные образовательные стандарты четко определяют портрет современного выпускника детского сада. В рамках ФГОС готовность к школе определяется сформированностью «внутренней позиции школьника»: готовность принять на себя роль ученика, развитие мотивов учения, способность подчинить импульсивные желания сознательно поставленным целям, развитие моральных мотивов, способность критичной самооценки своих действий, предпочтение социальных способов оценки своих знаний. Всестороннее развитие личности и подготовка детей к школе в соответствии с этими требованиями – главная задача дошкольного образования.
Рабочая программа дополнительного образования «Эрудит» направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Как известно, ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Поэтому игровая деятельность пронизывает все разделы программы, что соответствует интересам ребенка и способствует сохранению специфики дошкольного детства.
Цель: всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
Задачи:
-обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием;
- углубление умений и навыков, необходимых для занятий в начальной школе;
- развитие у детей творческого воображения, памяти, речи, логического мышления;
- привитие навыков культуры общения.
Форма занятий: фронтальные (групповые), индивидуальные занятия.
Тип кружка: долгосрочный, познавательно-развивающий.
Направленность: социально-педагогическая.
Количество занятий.
В месяц: 4 занятия.
В год: 36 ч., 1 раз в неделю, продолжительность 30 минут.
Возрастная группа: дети от 6 до 7 лет (подготовительная группа).
1.2. Возрастные особенности детей 6-7 лет
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению. Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т.п. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. Познавательные процессы претерпевают качественные изменения, развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особый интерес к печатному слову, математически отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов. К концу дошкольного детства у ребенка появляется осознанная самостоятельность: от культуры самообслуживания до умения самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.
2. Содержательный раздел
2.1. Актуальность
Таким образом, следует признать, что в настоящее время, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте. Предлагаемая программа кружка «Эрудит» рассчитана на работу с детьми 6-7 лет. Главное назначение программы состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие, интеллектуальные культурные способности, развить интерес и внимание к слову, углубить математические навыки, воспитать бережное отношение к природе, привить ответственное отношение к здоровью. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал. Важной частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. А так же
формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению в школе.
2.2. Методы, используемые на занятиях кружка
Методы и формы работы с детьми:
- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);
- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);
-наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий);
- проблемный метод (постановка проблемы и поиск решения);
- показ мультимедийных материалов.
В процессе НОД используются различные формы:
- традиционные;
- комбинированные;
- практические;
- игры, конкурсы.
Методы и формы работы с родителями:
- индивидуальные консультации;
- наглядная информация о деятельности детей;
- открытый просмотр занятий;
- анкетирование и тестирование;
- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы
- образовательно - игровые тренинги и практикумы;
- оформление наглядной информации в виде ширм.
2.3. Организационно-методическое обеспечение программы
Программа кружка «Эрудит» рассчитана на один год. Для успешного освоения программы кружка численность детей в группе должна составлять 25 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц во второй половине дня, с сентября по май.
Возраст детей: дети от 6 до 7 лет (подготовительная группа).
Сроки реализации: сентябрь 2022 г. по май 2023 г.
Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность 30 минут.
Наполняемость групп: 25 человек.
2.4. Прогнозируемый результат
- личностное развитие ребенка;
- преодоление разноуровневой подготовки;
- активизация воображения;
- укрепление психического и физического здоровья;
- развитие у детей наблюдательности и коммуникативных способностей;
- развитие произвольного внимания, зрительной, слухоречевой памяти;
- развитие мелкой моторики;
- развитие способности логически мыслить;
- формирование пространственных представлений;
- формирование целостного восприятие картины окружающего мира;
- формирование умения адекватно оценивать свою деятельность.
- формирование социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению.
2.5. Предметно – развивающая среда в группе ДОУ
- уголок «На пороге школы»;
- атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Школа»;
- уголок познавательных книг (энциклопедии для детей);
- художественная литература о школе;
- конструкторы (для развития мелкой моторики руки, мышления);
- настольно – печатные игры: ребусы, домино, лото, картинки (для обучения составлению рассказов), игры с математическим содержанием, шашки, шахматы и др.
2.6. Средства, необходимые для реализации программы кружка
- дидактический материал (картинки, дидактические карточки, рабочие тетради, прописи, раздаточный и счётный материал, штриховки, раскраски, научная и специальная литература);
- наглядные пособия;
- предметные картинки для составления предложений и задач;
- предметные игрушки;
- магнитная доска; ИКТ; мультимедийные презентации.
3. Организационный раздел
3.1. Планирование работы с детьми
3.2 Планирование работы с родителями
Месяц | Формы и методы работы | Цель |
Сентябрь | Консультация «Первоклассник! Какой он?». | Познакомить родителей с особенностями психофизического развития детей седьмого года жизни. Дать представление о качествах характерных для будущего школьника, и требованиях современной школы к будущим первоклассникам. |
Папка передвижка «Что должен знать ребёнок, поступающий в школу?». | Ознакомление родителей с содержанием знаний и критериями готовности детей к школьному обучению. | |
Беседа «Режим дня и его значение в жизни ребенка». | Приобщать родителей к жизни детского сада, объяснить значение режима для развития и обучения детей. | |
Анкетирование «Готов ли ваш ребёнок к школе?». | Определение эмоциональной и интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Формирование педагогической компетентности родителей. | |
Октябрь | Консультация «Как превратить чтение в удовольствие». | Предложить рекомендации, способствующие развитию интереса к чтению. |
Папка-передвижка «Обучение дошкольников элементам грамоты». | Познакомить родителей с программными задачами по обучению грамоте, что должен знать ребёнок до школы. | |
Индивидуальная беседа «Агрессивность ребёнка и как с ней бороться». | Оказание теоретической помощи родителям в вопросах воспитания детей. | |
Родительское собрание «Готовимся в школу вместе». | Вовлечь родителей в диалог по вопросу подготовки к школе, создать обстановку общности интересов и эмоциональной взаимной поддержки. | |
Ноябрь | Индивидуальная консультация «Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе». | Повысить педагогическую культуру родителей. Распространение педагогических знаний среди родителей по вопросам воспитания самостоятельности у детей. |
Папка-передвижка «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников». | Познакомить родителей с программными задачами по математике, что должен знать ребёнок до школы. | |
Беседа «Обучение дошкольников дома». | Дать родителям представление об объёме знаний и навыков, которыми должны владеть их дети, о методах их домашнего обучения. | |
Анкетирование «Как вы готовите ребёнка к школе?». | Изучение опыта родителей по подготовке ребенка к школе в условиях семьи. | |
Декабрь | Консультация «Создание уголка первоклассника дома». | Оказание консультативной помощи родителям в определении основных форм и методов подготовки детей к школе в условиях семьи. |
Буклет «12 советов родителям будущих первоклассников». | Познакомить родителей с информацией касающихся готовности ребенка к школьному обучению. | |
Беседа «Как воспитывать усидчивость». | Дать рекомендации по организации игр с подвижными детьми. | |
Круглый стол «Организация графической деятельности и подготовки руки к письму» | Познакомить родителей с упражнениями и играми для развития мелкой моторики и развития координации пальцев рук, дать рекомендации по организации графической деятельности детей. | |
Январь | Консультация «Как развивать память у детей?». | Формирование единого подхода к развитию памяти детей в детском саду и дома. |
Памятка «Как научить ребенка дружить». | Формирование желания у родителей воспитывать у детей ценностного отношения к понятию «дружба». | |
Беседа «Обучение запоминанию». | Распространение педагогического опыта по обучению детей заучиванию стихов. | |
Деловая игра «Домашние занятия с радостью». | Предложить родителям различные виды дидактических игр, головоломок, логических задач, игровых упражнений, направленных на развитие ребенка. | |
Февраль | Консультация «В игре готовимся к школе». | Познакомить с играми, помогающими увидеть особенности проявления познавательной активности ребенка, его эмоциональной и социальной готовности. |
Памятка «Как преодолеть страх перед школой?». | Познакомить родителей с психолого-педагогическими рекомендациями по преодолению детских страхов перед школой. | |
Беседа «Плохие слова. Как отучить ребенка ругаться». | Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. | |
Семинар - практикум «Умеем ли мы слушать и слышать своих детей». | Способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, обозначив проблемы и способы содействия развитию личности детей. | |
Март | Консультация «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала». | Познакомить родителей с математическими играми, способствующими развитию творческого мышления, которые будут интересны не только детям, но и взрослым. |
Оформление информационного уголка «Читать или играть?». | Познакомить родителей с техниками обучения чтению детей, подбором художественной литературы для семейного чтения, необходимостью посещения библиотеки. | |
Индивидуальная беседа «Обучение дошкольников дома» | Дать родителям представление об объёме знаний и навыков, которыми должны владеть их дети, о методах их домашнего обучения. | |
Посещение родителей занятий детей по основным видам деятельности кружка. | Ознакомление родителей с основными методами и приемами развития ребенка при подготовке к обучению в школе. | |
Апрель | Консультация «Родителям будущих первоклассников о формировании учебной активности». | Дать представление родителям о способах формирования самоконтроля у детей. |
Буклет - памятка «Обучение грамоте по средствам игр и упражнений». | Познакомить родителей с информацией касающейся готовности ребенка к школьному обучению. | |
Консультация «Кризис семи лет: я и мир». | Повышение компетентности родителей в вопросе возрастных особенностей детей | |
Тренинговое занятие «Идём в школу с радостью». | Развитие коммуникативных умений родителей. Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником. Расширение возможностей понимания своего ребенка. Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны. Развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе. | |
Май | Консультация «Семья и ребенок: взаимоотношения и готовность к обучению в школе». | Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению. |
Папка-передвижка «Первые трудности, или как происходит адаптация детей к школе». | Повышение компетентности родителей в вопросах успешной адаптации детей к школе, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания. | |
Индивидуальные беседы. | Оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. | |
Игровой тренинг с родителями и детьми «На пороге школы» | Снижение уровня родительской тревожности, связанный с переходом ребенка из дошкольного учреждения в начальную школу; пополнение багажа педагогических знаний информацией об особенностях развития ребенка 6 – 7 лет |
3.3 Методическая литература
1. Дурова Н.В., Новикова В.П. «Развивающие упражнения для подготовки к школе» М.. Школьная Пресса. 2010;
2. Жукова Н.С. «Букварь».2012;
3. Колесникова Е.В. «Я считаю до 20» Изд-во «Ювента».2012;
4. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Волгоград: Учитель,2006;
5. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. Методическое пособие для подготовки к школе. Москва. Издательство Рост. 2011;
6. Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Детство-Пресс. Санкт-Петербург. 2015;
7. Сычева Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Москва. Национальный книжный центр. 2014;
8. Холодова О.А. «За 3 месяца до школы», 2011г.;
9. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать.
Москва. Издательство Гоном. 2011;
10. Чистякова О.В. Обучение грамоте. Учебное пособие для будущих первоклассников. Санкт-Петербург. Издательский дом «Литера». 2014;
11. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «1000 упражнений для подготовки к школе». ООО «Издательство АСТ», 2013;.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Родничок".Подготовительная к школе группа
Рабочая программа по патриотическому воспитанию "Родничок" предназначена для детей дошкольного возраста 6 - 7лет....
Рабочая программа воспитателя для подготовительной к школе группе, по фгос.
программа разработана на основе программы Вераксы "от рождения до школы"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...
Рабочая программа для детей подготовительной к школе группы с ТНР
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности ДОУ, возрастных особенностей детей подготовительной к школе гр...
ФГОС ДО. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА»ЗВЁЗДОЧКА» группа «Осьминожки» 2017г.-2018г.
Рабочая программа для подготовительной группы...
Рабочая программа учителя-логопеда (подготовительная к школе группа). Логопедическое сопровождение
Рабочая программа учителя-логопеда (подготовительная к школе группа)....