Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Юные знатоки»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Милентенкова Галина Николаевна
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте   в подготовительной  группе на тему:
«Юные знатоки»
Цель: закрепить полученные детьми знания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitelyam.docx33.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте   в подготовительной  группе на тему:

«Юные знатоки»

Воспитатель: Милентенкова Г.Н.

 

Цель: закрепить полученные детьми знания.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать умение детей в дифференциации гласных и согласных звуков;
  • Формировать умение выполнять звуковой анализ звуковых слов, различать гласные и согласные;
  • Упражнять в делении слов на слоги;
  • Учить детей отгадывать загадки по серии сюжетных картинок, отвечать

на вопросы;

  • Упражнять в определении места звука в словах, в определении

количества слогов в слове;

  • Закрепить умение составлять предложения, рассказ по картине;
  • Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.
  • Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10;
  • упражнять в счёте в пределах 20;
  • уметь называть соседей числа; ставить знаки между числами;
  •  уметь ориентироваться на листе бумаги;

Развивающие:

  • Развивать связную речь;
  • Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность;
  • Развивать грамматический строй речи.
  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности,  внимания;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение;
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к образовательной деятельности;
  • Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.
  • Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оздоровительные:

  • создание эмоционального благополучного климата в группе;
  •  развивать координацию движения с речью;
  •  речевое дыхание.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Методические приемы:

Словесные: беседа о гласных и согласных звуках, загадывание загадок о сказках;

Наглядные: игра «Лишняя буква»

Игровые: дидактическая игра «Назови первый звук в слове», «Лишняя буква», «Назови одним словом»

Материал (оборудование):

Демонстрационный: экран, проектор, слайды с заданиями, посылка с монетками, письмо от мудрой Совы.

Раздаточный: карточки для звукового анализа слов, кружки красного, синего и зеленого цвета; белый лист бумаги, геометрические фигуры.

Предварительная работа: чтение сказок, беседа о звуках, слогах, слове; счёт, решение задач.

Индивидуальная работа:

- четко и ясно проговаривать слова

-правильно проводить звуковой анализ слов

-считать в пределах 10, 20

-решать задачи на сложение и вычитание

Словарная работа: гласные и согласные звуки, слог, звуковой анализ слова.

Ход НОД:

I. Организационный момент

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

- Ребята, сегодня у нас необычный день и необычное занятие.

(Дети заходят в группу и садятся на стулья, поставленные полукругом.)

Артикуляционная гимнастика

Толстые внуки приехали в гости (дети надули щечки)

С ними худые – лишь кожа да кости (втянули щеки , не открывая

 рот)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка)

Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя)

Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между

верхней губой и зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения языка)

С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка

II. Основная часть

1. Проблемная ситуация

- Ребята, нам письмо! Посмотрите от кого оно? Правильно, от тётушки Совы. А давайте вскроем этот конверт и узнаем, что же в нём, наверно мы получили от неё письмо не просто так.

«Дорогие ребята!

     Я давно за вами наблюдаю, и вы мне очень нравитесь. Вы такие дружные, находчивые ребята и я решила пригласить вас в свою школу, но сначала вы должны пройти испытание. Я для вас приготовила интересные, но сложные задания. (Ребята, мы справимся, как вы думаете?) А за каждое выполненное задание вы будете получать одну букву и в конце игры сможете прочитать получившееся слово.              

  Мудрая Сова.»

  1. РАЗМИНКА «НА ВОДОПОЙ»:

Жарким днем лесной тропой звери шли на водопой. За мамой лосихой топал лосенок. За мамой лисицей крался лисенок. За мамой ежихой катился ежонок. За мамой медведицей шел медвежонок. За мамою белкой скакали бельчата. За мамой зайчихой косые зайчата. Волчица вела за собою волчат. Все мамы и звери напиться хотят.

2.Задание здесь о звуках, словах, слогах и предложении.

-Когда мы общаемся друг с другом. Это наша речь.

- Наша речь состоит из…..

- Предложения состоят из …..

- Слова из …..

- Какие бывают звуки? (гласные и согласные).

- Почему они называются «гласные»? (их можно петь)

Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным) (картинка на экране)

- Давайте назовем гласные звуки.

- Почему не поются согласные звуки? Что мешает? (губы, зубы, язычок). Каким цветом обозначаются согласные звуки? (синим) (картинка на экране)

- Давайте назовем согласные звуки.

- Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).

Молодцы! Пока справляетесь и за это получаете первую букву! М

3 задание.

Дидактическая игра «Назови первый звук в слове».

Дети называют слово, а затем первый звук в этом слове (картинки на экране).

(Слова: жук, сок, лев, ваза, облако, маска, зебра, хлеб, апельсин и т.д.)

4 задание.

Игра «Лишняя буква»

Детям предлагаются карточки с буквами. Найти и зачеркнуть лишнюю букву (гласный или согласный).

Например: АОИКУ, БТАК, УИЖАО

Получаете вторую букву О

Физминутка для глаз «Горячие ладошки»

Руки потереть, сделать горячими, сложить лодочкой, закрыть глаза ладошками, оставив открытым нос. Представить черный цвет. Тепло, идущее от рук, успокаивает глаза.

5 задание.

Ребята, какое сейчас время года?

Назовите весенние месяцы.

Придумайте предложения о весне по мнемотаблице.

Наступила зима. Выпал пушистый снег. Дети взяли санки, лыжи и вышли гулять на улицу. Мальчики строят снежную крепость. Девочки лепят снеговика. Всем весело!

Получаете третью букву Л

Физминутка

Раз-два - все вставайте,

Три, четыре - приседайте,

Пять, шесть - повернись,

Семь, восемь - улыбнись,

Девять, десять - не зевайте,

Свое место занимайте!

Фонетическая зарядка:

В лесу волки воют у-у-у,

Шелестят листья ш-ш-ш,

Ползают и свистят змеи с-с-с.

Что мы произнесли? (звуки)

6 задание.

«Звуковой анализ слова»  вода

- Сколько слогов в слове  вода?

Получаете четвёртую букву О

7 задание.

Ребята, мудрая Сова приготовила ещё непростое задание.

Счёт: прямой и обратный

Назовите соседей числа  3, 6, 8, 2, 12

Из каких двух чисел состоит число  5? (1и4, 2и3, 3и2, 4и1)

- Чтобы получить ещё букву, нужно выполнить такое задание.

Давайте вспомним, из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)

1.На ветке сидело 3 птицы. Прилетели еще две. Сколько стало птичек?

2.6-1=5 –придумайте сами условие задачи.

Получаете пятую букву Д

8 задание.

Ориентировка на листе бумаги.

Задание: 1. В середине листа нарисовать  круг.

2. В правом  верхнем углу  нарисуйте квадрат.

3. В левом нижнем  углу - овал.

4. В правом нижнем  углу - прямоугольник.

5. В левом верхнем углу – треугольник

Молодцы с заданием справились и получаете следующую букву Ц

9 задание.

Д/И«Назови одним словом»

(на экране картинки, дети должны назвать эти картинки одним словом)

Например: мебель, профессии, времена года, транспорт, музыкальные инструменты, ягоды, цветы, посуда, насекомые, инструменты

10 задание.

Д/И«В мире сказок».

( воспитатель читает загадки про сказки, а дети угадывают, на экране появляются картинки из сказок).

  1. Не послушал он сестрицу,

Грязную попил водицу.

Из нормального ребёнка

Превратился он в козлёнка. (сестрица Аленушка и братец Иванушка)

 2.Мальчишка деревянный,

    Непоседа и проказник,

    Карабаса наказал

    И устроил куклам праздник. (Буратино)

  1. Бабушка девочку очень любила,

           Шапочку красную ей подарила.

          Девочка имя забыла своё.

         А ну, подскажите имя её. (Красная шапочка)

  1. Так быстро от принца девица бежала,

          Что туфельку даже свою потеряла. (Золушка)

  1. Ждали маму с молоком,
    А пустили волка в дом…
    Кем же были эти
    Маленькие дети? (Волк и семеро козлят)
  2. И зайчонок, и волчица -
    Все бегут к нему лечиться… (Айболит)
  3. Три братца дружно строят дом,

           Тепло, уютно будет в нем.

           В работе братцы знают толк,

           Не сможет в дом пробраться волк. (Три поросенка)

Молодцы ребята, вы справились и с этим  испытанием и получаете последнюю букву «Ы».  А теперь давайте попробуем составить из этих букв слово, что же получилось?

Дети: -Слово – МОЛОДЦЫ!

  Итог занятия

Ребята, вот мы и выполнили все задания Мудрой Совы, я не думала, что мы так легко справимся с заданиями.

Рефлексия:

- Скажите, пожалуйста, чем вы занимались?

- Справились ли вы с заданиями?

- Трудно ли было вам выполнять задания?

(улыбнитесь, кому было легко и поднимите руку, кому было трудно)

М

О

Л

О

Д

Ц

Ы

Самоанализ  воспитателя МДОУ  

НОД на тему

«Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение»

 

В НОД основная образовательная область – речевое развитие (Обучение грамоте).

 Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

При планировании НОД были учтены возрастные особенности детей.

Цель: закрепить полученные детьми знания.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать умение детей в дифференциации гласных и согласных звуков;
  • Формировать умение выполнять звуковой анализ звуковых слов, различать гласные и согласные;
  • Упражнять в делении слов на слоги;
  • Учить детей отгадывать загадки по серии сюжетных картинок, отвечать

на вопросы;

  • Упражнять в определении места звука в словах, в определении

количества слогов в слове;

  • Закрепить умение составлять предложения, рассказ по картине;
  • Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.

Развивающие:

  • Развивать связную речь;
  • Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность;
  • Развивать грамматический строй речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к образовательной деятельности;
  • Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.
  • Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оздоровительные:

  • создание эмоционального благополучного климата в группе;
  •  развивать координацию движения с речью;
  •  речевое дыхание.

Методические приемы:

Словесные: беседа о гласных и согласных звуках, загадывание загадок о сказках;

Наглядные: игра «Лишняя буква»

Игровые: дидактическая игра «Назови первый звук в слове», «Лишняя буква», «Назови одним словом»

Материал (оборудование):

Демонстрационный: экран, проектор, слайды с заданиями, посылка с монетками, письмо от пирата.

Раздаточный: карточки для звукового анализа слов, кружки красного, синего и зеленого цвета.

Предварительная работа: чтение сказок, беседа о звуках, слогах, слове.

Индивидуальная работа:

— четко и ясно проговаривать слова

— правильно проводить звуковой анализ слов

Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе.

Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно и с побуждения воспитателя находить решение.

Структура занятия  

- Вводная часть: (организация детей) – 3 минуты

- Основная часть: (практическая деятельность) - 24 минуты

- Заключительная часть- рефлексия (подведение итогов) 3 минуты

Каждая часть  НОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор разнообразных  методов и приемов. Структура НОД – от простого к сложному.

Вводная часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) предполагала  организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность. Это было  сделано с помощью  письма и героя на мультимедиа.

Для повышения мотивации к участию в  предстоящей деятельности, на каждый момент занятия были подобраны наглядные пособия, мультимедийная установка, динамическая пауза, артикуляционная гимнастика, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности.

 Основная часть  НОД - это самостоятельная   умственная и практическая деятельность детей, направленная на выполнение всех поставленных  задач.

В основную часть НОД были включены задания на повторение пройденного.

В середине НОД с целью снятия статического напряжения, повышения  умственной работоспособности, снижения утомления была проведена  физкультминутка.

 Во время НОД старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу в позиции «рядом».

 В заключительной части НОД  (рефлексии) подводился итог  деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий.

Длительность НОД соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 30 минут. НОД динамичная, она включает приемы, которые предусматривают смену деятельности и позволили избежать утомляемости детей. Использование мультимедийной установки соответствует  рекомендациям СанПинов. Обращала внимание на осанку детей. На рефлексии от детей  получена обратная связь о проведении занятия.  Считаю, что с поставленными мною задачами, дети  справились. В ходе всего занятия у детей была заинтересованность и эмоциональный настрой.      НОД получилась насыщенной, интересной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: « Путешествие по морскому дну»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамотев подготовительной к школе группеТема: « Путешествие по морскому дну»Цель:  Познакомить детей с новой буквой «В, в» и зву...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы. Тема: "Путешествие в зимний лес".

Закреплять навык дифференцирования звуков, умение оперировать понятиями « буква», «слог», « слово», знание букв, их графических образов.Совершенствовать навык слогового и звукового анализа слов,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте Тема: "Сопоставление звуков Ч и Ц".

Коонспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте Тема: "Сопоставление звуков Ч и Ц"....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте на тему "Звук У"

Это занятие можно проводить как по развитию речи, так и по закрепления цветов на сенсорном развитии. Наглядный материал необходим яркий и красочный для более эмоционального отклика и сосредоточенности...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте на тему: «Космические приключения». Подготовительная к школе группа.

Данный конспект является одним из итоговых, по теме космос. Разработан и составлен на онове знаний и умений детей....

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте на тему "Звук и буква Э" с использованием мультимедийной презентации

Представлен краткий план-конспект НОД по обучению грамоте на тему "Звук и буква Э" детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимедийной презентации....