Конспект занятия «Буква Ё и её звуки»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16 «Золотой ключик» города Сафоново Смоленской области
Конспект НОД по обучению грамоте
«Буква Ё и её звуки».
Подготовила учитель-логопед:
Терехова Виктория Александровна
Цель: знакомство с буквой Ё и её звуками.
Задачи:
- научить детей различать понятия «звук» и «буква»;
- учить соотносить звук с буквой;
- находить звуки [йо] в словах, учиться отмечать его в схемах;
- развивать фонематический слух, анализ и синтез слов;
- конструировать букву Ё из предметов, учиться управлять движениями руки.
- развивать память и внимание;
- формировать положительное отношение к обучению.
Оборудование: картинка ёжика, буква Ё, звуковая схема, индивидуальные карточки буквы Ё, камешки.
Ход занятия.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Сейчас сядет тот, кто находится справа (имя ребёнка), слева (имя ребёнка), за (имя ребёнка) и т.д.
Логопед: Отгадайте загадку!
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной;
Иголок много – много
А ниток - ни одной.
- Кто же это? (Ёжик).
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ёж)
Логопед демонстрирует картинку ёжика.
Логопед: Давайте вспомним, какие бывают звуки? (гласные и согласные). Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем? Давайте посчитаем, сколько в слове ёжик слогов? (ё-жик)
Дети прохлопывают количество звуков. Ответы детей.
Логопед: Из каких звуков состоит первый слог? Второй слог? На какой слог падает ударение?
Ответы детей.
Логопед: Какие звуки слышатся вначале слова ёжик? Произнесите (йо)
Ребята, эти звуки живут в домике буквы Ё (демонстрация буквы).
Логопед: Давайте прочтём эту букву. Как она произносится? Мы можем её пропеть?
Ответы детей.
Логопед: Значит буква Ё – гласная. Если букву Ё мы повстречаем впереди слова, то в ней живёт два звука [Й] и [О] . А теперь давайте немного почитаем.
Дети читают обратные слоги со знакомыми согласными буквами.
ЁМ ЁН ЁТ ЁЛ ЁГ ЁК
Логопед: А ещё она обладает свойством: сделать предшествующую согласную мягкой!
Логопед демонстрирует звуковую схему. Это позволяет наглядно представить позицию звука в слове. Произнося слова со звуком Ё в разных позициях, логопед уточняет у детей местоположение звука и передвигает букву по карточке – в ее начало или конец. Слова: ёрш, лёд, копьё, ёлка, ёжик, мёд, ружьё, телёнок, пелёнка
Логопед: Давайте с Вами сыграем в игру «Узнай звук». Поднимите карточку с буквой Ё, если в слове услышите звучание [й’о] : слова ЁЛКА, ЕНОТ, ЁЖИК, ЮЛА, ЯБЛОКО, ЕРШИК, ЯША.
Дети выполняют игровое задание.
Логопед: Дети, будьте внимательны, соблюдайте условие: «Делай то, что слышишь, а не то, что видишь», на слово «Ёлки» - поднимаем руки вверх. На слово «Палки» - руки в стороны, на слово «Шишки» - присесть на корточки. Логопед, пытаясь запутать ребят, показывает то правильные, то неверные движения.
Логопед: Молодцы, ребята, не удалось мне Вас запутать. А теперь предлагаю Вам сыграть в игру «Добавь звук». Я буду называть части слов, а вы должны в них добавить Ё: …жик, бель…, тво…, …лка, мо…, е…, …рш, чь….
Логопед: Сейчас я Вам прочитаю историю про ёжика и ёршика. Ваша задача, запомнить как можно больше слов с Ё, которые встретятся в прочитанном.
Ёжик и ёршик.
Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится. — Мам! Что это мы всё спим да спим... Можно, я схожу к своему другу Ёршику? — Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи! Лежал-лежал ёжик, ёрзал-ёрзал, ёрзал-ёрзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!
Прибежал к реке, а вместо реки — один лёд, и прорубь посередине. — Ёрш, ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш! — Выплыл заспанный ёрш: — Ну чего кричишь, спать не даёшь? — А разве вы тоже спите? — Ещё как, до самой весны. Шёл бы и ты, а? — Затрусил ёжик домой, в тёплую нору. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть, и залёг спать до весны. (Г. Юдин.)
Логопед: Какие слова с Ё вы запомнили?
Ответы детей.
Логопед: У вас на столах лежат камешки. Изобразите с помощью них ту букву, с которой мы сегодня с Вами познакомились. (Имя ребёнка) какую букву ты изобразил? Прочти её.
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамота. Конспект занятия в подготовительной группе " Согласный звук "Ж" и буква "Ж"
Согласный звук"Ж" и буква "Ж". Цели: * актуализация знаний детей о звуке и букве "Ж"...
Конспект занятия по обучению грамоте. "Согласный звук "С", "СЬ", буква "С".
Знакомство детей с буквой "С". Чтение слогов и слов с заданной буквой....
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...
Конспект занятия "В гостях у гласных звуков. Звук и буква О"
занятие для детей старшей группы...
Конспект занятия в старшей группе Тема «Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки».
Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звуков к, къ; умение условно обозначать согласные звуки; последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой условно-...