Прикладная грамота
статья по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Панарина Ольга Ивановна

Статья Прикладная грамота программа "Вдохновение" в статье обобщен опыт коллег и мой собственный.с опорой на 1. Свирская Л.В. «Детский совет»Методические рекомендации для педагогов. – М.: Национальное образование, 2015 – 80с.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель :Панарина Ольга Ивановна.

МКОУ Толмачевская СОШ №61 дошкольное отделение «Сказка»

ПРИКЛАДНАЯ ГРАМОТА . Программа «Вдохновение»

Работая с детьми  дошкольного возраста , я убедилась, что знакомство детей с буквами и первые попытки научиться самостоятельно читать успешнее всего осуществляются именно через прикладную грамоту.
Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников. Несомненно, уровень знаний и усвоения материала у всех деток разный, кто-то уже умеет читать, а кому-то еще только предстоит познакомиться с буквами алфавита, и поэтому необходимо выстраивать свою работу с детьми так, чтобы каждому было интересно, и каждый открыл для себя что-то новое в мире грамоты. 
Вот тут-то и приходят на помощь всевозможные игры и игровые приёмы, включающие в себя прикладные методы обучения. Они будут интересны, функциональны и разнообразны, это возможность создать развивающую среду в группе. 
Для детей, которые только знакомятся с буквами (а буква - это комбинация графических элементов, вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий) и испытывают трудности в их запоминании и узнавании, целесообразно предложить игры, где ребенок рисует, лепит, выкладывает из конструктора или бросового материала, вырезает знакомую букву или даже слово. Такие игры любимы детьми и побуждают его не останавливаться на достигнутом, а двигаться дальше, и вот он уже пробует написать слово самостоятельно или выложить его из подручного материала. У детей, которые уже научились читать, появляется желание написать самостоятельно свое имя, подписать открытку маме, подписать свой рисунок,  и тут тоже важно поддержать его интерес и не дать ему угаснуть. Пуговицы, зерна бобов, гороха, фасоли, пластилин и манная крупа ,бусины не только помогают запомнить буквы, но и развить мелкую моторику. Так в ходе каждого проекта мы играем в игру «Собери словечко». Каждый ребёнок с большим удовольствием выводит на стикере слово, которое придумал сам, придерживаясь заданной темы (сказки, часы, дома и т. п.). И даже когда мы сочиняем сказки, стараемся всё записывать сами. Ведь это так интересно! Можно придумать секретный язык.
Все это не только тренировка в написании слов, но и активное обогащение словарного запаса детей. 
Предлагаем ребенку написать что-то посильное при составлении планов, карт, маршрутов, игр, сочинении сказок и т.п. и не стоит бояться, что он напишет с ошибками, правилам его обучат в школе, а наша задача – поддержать его интерес на данном этапе. 
Оказывается, узнавать буквы, учиться писать и читать может быть очень увлекательным и весёлым занятием! 
Играя, можно научить ребенка слышать звуки речи, выделять их из слов, узнавать облик букв, сравнивать буквы между собой по внешнему виду и звучанию. Чем увлекательнее будут занятия с буквами, тем быстрее сформируется у малыша интерес к обучению, тем значительнее будут его успехи в овладении чтением. 

Следует обратить внимание на очень важный аспект: для развития ребенка важно не овладение отдельными языковыми нормами, а их уверенное применение в различных социокультурных ситуациях; важны не буквы, слоги и слова сами по себе, а то, для чего они нужны в общечеловеческом понимании ― для обозначения и передачи информации. К этому подводит формулировка в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) ожидаемых результатов, которых может достигнуть ребенок к концу дошкольного детства с учетом индивидуальных возможностей. Овладение речью и основами грамотности интегрированы во все образовательные области, в жизнедеятельность и жизнетворчество в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Грамота. Декоративно-прикладное творчество

Грамота за участие в номинации Декоративно-прикладное творчество в 11 фестивале-конкурсе "Радуга"...

Консультация для педагогов. Тема: «Прикладное творчество» и «Народное декоративно- прикладное искусство в старшей и подготовительной к школе группе»

Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста....

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...

«Декоративно-прикладное искусство. Декупаж (декоративно-прикладное искусство)»

Задачи:Образовательные: - познакомить детей с техникой «декупаж», дать представление о последовательности изготовления поделок в этой технике;-  учить детей создавать аппликацию в тех...