Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Письмо от Деда-Буквоеда. Звук и буква Ч»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Письмо от Деда-Буквоеда. Звук и буква Ч» с технологической картой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 57 «Белочка» г. Улан-Удэ комбинированного вида
Конспект логопедического занятия
в подготовительной к школе группе на тему:
«Письмо от Деда-Буквоеда. Звук и буква Ч»
Учитель-логопед: Коробова Е.В.
Цели:
1. Коррекционно – образовательные:
- познакомить детей со звуком «Ч», дать акустическую характеристику звуку «Ч» (согласный, глухой, мягкий), показать, как работают органы артикуляционного аппарата при произношении звука «Ч»;
-познакомить с буквой Ч;
2. Коррекционно-развивающие:
-закрепить навыки различения и произношения звука «Ч» в слогах, словах, фразах;
- продолжать учить детей определять место звука в слове, делить слова на слоги;
- закреплять умение определять позицию звука в слове;
-развивать звуко - буквенный анализ и синтез;
-развивать лексико-грамматический строй речи;
-упражнять в составлении предложений по опорным словам;
- развивать фонематический слух, связную речь;
3. Коррекционно – воспитательные:
• учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, воспитывать интерес к грамоте, чтению, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
4. Оздоровительные:
• развитие переключаемости, снятие напряжения, стимуляция работоспособности и мышления.
• развитие мелкой и общей моторики.
Оборудование:
«Письмо» от Деда-Буквоеда, мяч, индивидуальные зеркала, изображения сказочных героев (Чебурашка, Дюймовочка, Чиполино), ромашка с предметными картинками на лепестках (со звуком «Ч», музыкальный молоточек, палочка- отвечалочка, схемы на определение места звука материал для звукового анализа и синтеза, схемы предложений, кассы букв и слогов, кукла «Чучелка», сундучок с буквой Ч.
Ход занятия
Этапы и виды работ на этапе | Деятельность педагога | Деятельность ребенка | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
1 | 2 | 3 | 4 |
1.Организационный момент. | Учитель-логопед: -Ребята, давайте возьмемся за руки и для создания хорошего настроения улыбнемся друг-другу. А чтобы настроение стало ещё замечательнее, мы позовём солнечного зайчика. | Выполняют гимнастику для глаз: «Солнечный зайчик» | Снятие напряжения, стимуляция работоспособности и мышления, настрой детей на занятие. |
2. Основной этап 2.1. Сообщение темы | -Прежде чем начать занятие, мы проверим наш почтовый ящик (находим письмо от Деда-Буквоеда). -Ребята, Дед Буквоед сообщает нам плохую весть. Чучелка похитила новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. А поможет нам игра «Назови ласково» (с мячом) | Дети слушают. Дети образовывают уменьшительно-ласкательную форму существительного: мяч-мячик, белка-белочка, чашка-чашечка, собака-собачка, вилка-вилочка и т.д. | Настрой на решение проблемной ситуации. Развитие лексико-грамматических категорий. Упражнение в образовании слов с суффиксами-уменьшительно-ласкательного значения; |
2.2 Артикуляция звука Ч 2.3. Характеристика звука Ч | -Вы догадались, какой один и тот же звук слышится во всех этих словах? Правильно, это звук Ч, который на письме обозначается буквой Ч. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся со звуком Ч. (объяснить правильную артикуляцию звука) | Дети отвечают: -звук Ч Дети садятся за столы, берут зеркала и произносят звук Ч, обращая внимание на артикуляцию.
Дети отвечают: согласный, глухой, всегда мягкий | Знакомство со звуком «Ч», развитие артикуляционной моторики. |
2.4. Дифференциация звука Ч от других звуков | -Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук Ч хлопните в ладоши. -А теперь речевая зарядка «Не зевай, лови мяч и повторяй» (проговаривание слоговых рядов). -А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком Ч назовёт | «Ловят» звук Ч. Повторяют: ач-оч-уч-ич, ча-чо-чу-чи, ача-очо-учу-ичи, чта-что-чту-чти и т.д. Дети придумывают слова с данным звуком. | Развитие фонематического слуха, внимания, автоматизация звука Ч в слогах, словах. |
2.5. Определение места звука в слове, звуковой анализ слов | -Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Ч. Дед Буквоед отправил нам помощников, и к нам спешит на помощь 1-ый помощник (иллюстрация Дюймовочки). Дюймовочка подскажет дорогу, если мы выполним её задание. На доске ромашка, на лепестках которой-картинки со звуком Ч. -Молодцы, справились с заданием. А следующее задание от Чебурашки. | -Дети выбирают по лепестку и определяют место звука Ч в слове, выкладывают звуковой анализ своего слова. | Определение места звука в слове, совершенствование навыков звукового анализа. |
2.6. Деление слов на слоги 2.7. Составление предложений | Чебурашка приготовил нам задание: «Простучи слово» -Молодцы и с этим заданием справились! Чебурашка говорит, что только один отважный герой знает, где Чучелка спрятала букву Ч. И это-Чиполлино. Он предлагает вам придумать весёлые предложения про наших помощников. -Чиполлино даёт подсказку: «Прочитай слово по первым звукам (картинки) и угадаете, где Чучелка спрятала букву Ч. -значит, буква в сундучке и нам надо её найти. -Нашелся сундучок и чучелка здесь. Ты зачем букву похитила? (Чучелка: Я хотела, чтобы у меняя была своя буква Ч, ведь в моём имени их целых две, а я даже писать её не умею). -но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать слова с буквой Ч. Ребята, скажите, как без буквы Ч вы напишите имя Чучелка. Чучелка: Ой, как некрасиво получилось. -Тебе не нравится?! Тогда попроси у ребят прощения и верни букву. Чучелка: - Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке (произносит слова) - Вот и молодец, пусть чучелка поучит вместе с нами букву Ч? | Дети делят слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка. Дети придумывают предложения, составляют схемы. Дети разгадывают слово «сундучок». Дети находят сундучок и спрятавшуюся Чучелку. Дети: «У елка», Дети помогают открыть сундучок, произносят сова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок», сундучок открывается, Чучелка достаёт букву и отдаёт её детям. -Да! | Развитие слоговой структуры слова, связной речи. Развитие мышления, звуковой синтез слова. Формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи. Совершенствование навыков четкого произношения. |
2.8. Физкультминутка | Дует ветер нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, деревцо все выше, выше. | Выполняют действия по тексту. | Общее расслабление. Развитие общей моторики. |
2.9. Знакомство с буквой Ч | -Ребята, кто расскажет чучелке, чем отличается звук от буквы? -Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа? (читает стишок) -Из каких элементов она состоит? | Дети садятся за столы. Дети отвечают: Звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем. Повторяют: Ч-вы правильно решили, пишут так же, как «4», только с цифрам, друзья, путать буквы нам нельзя! -Из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной. Дети пишут букву в воздухе, правой рукой на левой ладошке и наоборот, на спинках друг у друга, глазами прорисовывают букву от потолка до пола. Печатают в тетради. |
Знакомство с буквой, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика. |
3. Работа в кассах, преобразование слов. | -А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Ч. На верхнюю полоску выложите слово Чай, а как сделать, так, чтобы из слова чай получилось слово Чайка-Чашка. Молодцы, убираем кассы. | Дети находят букву Ч, печатают слово ЧАЙ. Преобразовывают в слова ЧАЙКА, ЧАШКА. | Печатание, чтение. |
3.1.Чтение предложений. | -И последнее задание от Чиполино, Чебурашки и Дюймовочки находится в конвертах (слова). Ваша задача составить из этих слов предложения и прочитать их.. | Составляют предложения из слов, читают их. | Чтение. |
4. Итог занятия | -Вот мы и познакомились со звуком и буквой Ч. Что вы можете сказать про этот звук? Назовите слова со звуком Ч. -Чучелка, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Ч, чтобы у тебя была своя буква. -Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы! | Ответы детей. | Решение проблемной ситуации. Оценка работы детей.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия (подготовительная к школе группа) "Секреты дружбы".
Конспект логопедического занятия для детей подготовтельной к школе группы по тем "Секреты дружбы"....
Конспект логопедического занятия подготовительной к школе группы по теме: «В огороде-осень» Остроуховой Татьяны Алексеевны учителя-логопеда высшей категории.
Конспект логопедического занятия подготовительной к школе группыпо теме: «В огороде-осень» Остроуховой Татьяны Алексеевныучителя-логопеда высшей категории. Интеграция образовательных областе...
Конспект логопедического занятия подготовительной к школе группы по теме: "Жизнь животных весной"
Конспект логопедического занятия подготовительной к школе группыпо теме: «Жизнь животных весной» Остроуховой Татьяны Алексеевныучителя-логопеда высшей категории.Интеграция образовательных областе...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему: "Письмо с фронта "
Программное содержание.Дать представление детям о письмах с фронта - солдатских треугольниках.Рассказать о чувствах и переживаниях людей во время войны.Научить детей складывать солдатский треугольник ...
Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Наш гость Фея Фая. Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»
Конспектподгруппового логопедического занятияпо обучению грамотес детьми подготовительной к школе группы по теме:«Наш гость Фея Фая. Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»...
«Волшебный мешок» Автоматизация звука Ш. Конспект подгруппового логопедического занятия, подготовительная к школе группа.
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы. Занятие по автоматизации звука Ш в словах, фразах и предложениях. В занятие включены задания на развитие фонематическо...
Конспект индивидуального логопедического занятия (подготовительная к школе группа) по теме: Автоматизация звука [р] в предложениях.
Конспект индивидуального логопедического занятия (подготовительная к школе группа) и рабочий лист по темеТема: Автоматизация звука [р] в предложениях....