Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Письмо от Деда-Буквоеда. Звук и буква Ч»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Коробова Елена Владимировна

   Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе   «Письмо от Деда-Буквоеда. Звук и буква Ч» с технологической картой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

              МБДОУ детский сад № 57 «Белочка» г. Улан-Удэ комбинированного вида

                     Конспект логопедического занятия

                 в подготовительной к школе группе на тему:

                   «Письмо от Деда-Буквоеда. Звук и буква Ч»

                     

                                                          Учитель-логопед: Коробова Е.В.

Цели:

1.        Коррекционно – образовательные:

- познакомить детей со звуком «Ч», дать акустическую характеристику звуку «Ч» (согласный, глухой, мягкий), показать, как работают органы артикуляционного аппарата при произношении звука «Ч»;

-познакомить с буквой Ч;

2.        Коррекционно-развивающие:

-закрепить навыки различения и произношения звука «Ч» в слогах, словах, фразах;

- продолжать учить детей определять место звука в слове, делить слова на слоги;

- закреплять умение определять позицию звука в слове;

-развивать звуко - буквенный анализ и синтез;

-развивать лексико-грамматический строй речи;

-упражнять в составлении предложений по опорным словам;

- развивать фонематический слух, связную речь;

3.        Коррекционно – воспитательные:

• учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, воспитывать интерес к грамоте, чтению, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

4.        Оздоровительные:

• развитие переключаемости, снятие напряжения, стимуляция работоспособности и мышления.

• развитие мелкой и общей моторики.

Оборудование:

 «Письмо» от Деда-Буквоеда, мяч, индивидуальные зеркала, изображения сказочных героев (Чебурашка, Дюймовочка, Чиполино), ромашка с предметными картинками на лепестках (со звуком «Ч», музыкальный молоточек, палочка- отвечалочка, схемы на определение места звука материал для звукового анализа и синтеза, схемы предложений,  кассы букв и слогов, кукла «Чучелка», сундучок с буквой Ч.

                                                              Ход занятия

Этапы и виды работ на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

           1

            2

          3

        4

1.Организационный момент.

Учитель-логопед:

-Ребята, давайте возьмемся за руки и для создания хорошего настроения улыбнемся друг-другу. А чтобы настроение стало ещё замечательнее, мы позовём солнечного зайчика.

Выполняют гимнастику для глаз: «Солнечный зайчик»

 Снятие напряжения, стимуляция работоспособности и мышления, настрой детей на занятие.

2. Основной этап

  2.1.  Сообщение темы

-Прежде чем начать занятие, мы проверим наш почтовый ящик (находим письмо от Деда-Буквоеда).

-Ребята, Дед Буквоед сообщает нам плохую весть. Чучелка похитила новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. А поможет нам игра «Назови ласково» (с мячом)

Дети слушают.

Дети образовывают уменьшительно-ласкательную форму существительного: мяч-мячик, белка-белочка, чашка-чашечка, собака-собачка, вилка-вилочка и т.д.

Настрой на решение проблемной ситуации.

Развитие лексико-грамматических категорий.

Упражнение в образовании слов с суффиксами-уменьшительно-ласкательного значения;

2.2   Артикуляция звука Ч

2.3. Характеристика звука Ч

-Вы догадались, какой один и тот же звук слышится во всех этих словах? Правильно, это звук Ч, который на письме обозначается буквой Ч. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся со звуком Ч. (объяснить правильную артикуляцию звука)

Дети отвечают:

-звук Ч

Дети садятся за столы, берут зеркала и произносят звук Ч, обращая внимание на артикуляцию.

 

Дети отвечают: согласный, глухой, всегда мягкий

 Знакомство со звуком «Ч», развитие артикуляционной моторики.

2.4. Дифференциация звука Ч от других звуков

-Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук Ч хлопните в ладоши.

-А теперь речевая зарядка «Не зевай, лови мяч и повторяй» (проговаривание слоговых рядов).

-А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком Ч назовёт

«Ловят» звук Ч.

Повторяют: ач-оч-уч-ич, ча-чо-чу-чи, ача-очо-учу-ичи, чта-что-чту-чти и т.д.

Дети придумывают слова с данным звуком.

Развитие фонематического слуха, внимания, автоматизация звука Ч в слогах, словах.

2.5. Определение места звука в слове, звуковой анализ слов

-Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Ч. Дед Буквоед отправил нам помощников, и к нам спешит на помощь 1-ый помощник (иллюстрация Дюймовочки). Дюймовочка подскажет дорогу, если мы выполним её задание. На доске ромашка, на лепестках которой-картинки со звуком Ч.

-Молодцы, справились с заданием. А следующее задание от Чебурашки.

-Дети выбирают по лепестку и определяют место звука Ч в слове, выкладывают звуковой анализ своего слова.

Определение места звука в слове, совершенствование навыков звукового анализа.

2.6. Деление слов на слоги

2.7. Составление предложений

Чебурашка приготовил нам задание: «Простучи слово»

-Молодцы и с этим заданием справились! Чебурашка говорит, что только один отважный герой знает, где Чучелка спрятала букву Ч. И это-Чиполлино. Он предлагает вам придумать весёлые предложения про наших помощников.

-Чиполлино даёт подсказку: «Прочитай слово по первым звукам (картинки) и угадаете, где Чучелка спрятала букву Ч.

-значит, буква в сундучке и нам надо её найти.

-Нашелся сундучок и чучелка здесь. Ты зачем букву похитила? (Чучелка: Я хотела, чтобы у меняя была своя буква Ч, ведь в моём имени их целых две, а я даже писать её не умею).

-но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать слова с буквой Ч. Ребята, скажите, как без буквы Ч вы напишите имя Чучелка. Чучелка: Ой, как некрасиво получилось.

-Тебе не нравится?! Тогда попроси  у ребят прощения и верни букву.

Чучелка: - Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке (произносит слова)

- Вот и молодец, пусть чучелка поучит вместе с нами букву Ч?

Дети делят слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка.

Дети придумывают предложения, составляют схемы.

Дети разгадывают слово «сундучок».

Дети находят сундучок и спрятавшуюся Чучелку.

Дети: «У елка»,

Дети помогают

 открыть сундучок, произносят сова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок», сундучок открывается, Чучелка достаёт букву и отдаёт её детям.

-Да!

Развитие слоговой структуры слова, связной речи.

Развитие мышления, звуковой синтез слова.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Совершенствование навыков четкого произношения.

2.8.  Физкультминутка

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише, деревцо все выше, выше.

Выполняют действия по тексту.

Общее расслабление. Развитие общей моторики.

2.9. Знакомство с буквой Ч

-Ребята, кто расскажет чучелке, чем отличается звук от буквы?

-Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа? (читает стишок)

-Из каких элементов она состоит?

Дети садятся за столы.

Дети отвечают: Звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем.

Повторяют: Ч-вы правильно решили, пишут так же, как «4», только с цифрам, друзья, путать буквы нам нельзя!

-Из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной.

Дети пишут букву в воздухе, правой рукой на левой ладошке и наоборот, на спинках друг у друга, глазами прорисовывают букву от потолка до пола. Печатают в тетради.

   

Знакомство с буквой,  пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика.

3. Работа в кассах, преобразование слов.

-А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Ч. На верхнюю полоску выложите слово Чай, а как сделать, так, чтобы из слова чай получилось слово Чайка-Чашка. Молодцы, убираем кассы.

Дети находят букву Ч, печатают слово ЧАЙ. Преобразовывают в слова ЧАЙКА, ЧАШКА.

Печатание, чтение.

3.1.Чтение предложений.

-И последнее задание от Чиполино, Чебурашки и Дюймовочки находится в конвертах (слова). Ваша задача составить из этих слов предложения и прочитать их..

Составляют предложения из слов, читают их.

 Чтение.

4. Итог занятия

-Вот мы и познакомились со звуком и буквой Ч. Что вы можете сказать про этот звук? Назовите слова со звуком Ч.

-Чучелка, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Ч, чтобы у тебя была своя буква.

-Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!

Ответы детей.

Решение проблемной ситуации.

Оценка работы детей.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия (подготовительная к школе группа) "Секреты дружбы".

Конспект логопедического занятия для детей подготовтельной к школе группы по тем "Секреты дружбы"....

Конспект логопедического занятия подготовительной к школе группы по теме: «В огороде-осень» Остроуховой Татьяны Алексеевны учителя-логопеда высшей категории.

Конспект логопедического занятия подготовительной к школе группыпо теме: «В огороде-осень» Остроуховой Татьяны Алексеевныучителя-логопеда высшей категории. Интеграция образовательных областе...

Конспект логопедического занятия подготовительной к школе группы по теме: "Жизнь животных весной"

Конспект логопедического занятия подготовительной к школе группыпо теме: «Жизнь животных весной» Остроуховой Татьяны Алексеевныучителя-логопеда высшей категории.Интеграция образовательных областе...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему: "Письмо с фронта "

Программное содержание.Дать представление детям о письмах с фронта - солдатских треугольниках.Рассказать о чувствах и переживаниях людей во время войны.Научить детей складывать солдатский треугольник ...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Наш гость Фея Фая. Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»

Конспектподгруппового логопедического занятияпо обучению грамотес детьми подготовительной к школе группы по теме:«Наш гость Фея Фая. Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»...

«Волшебный мешок» Автоматизация звука Ш. Конспект подгруппового логопедического занятия, подготовительная к школе группа.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы. Занятие по автоматизации звука Ш в словах, фразах и предложениях. В занятие включены задания на развитие фонематическо...

Конспект индивидуального логопедического занятия (подготовительная к школе группа) по теме: Автоматизация звука [р] в предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия (подготовительная к школе группа) и рабочий лист по темеТема: Автоматизация звука [р] в предложениях....