Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [ф], [ф']. Буква Ф"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Задачи:
· Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'].
· Продолжать учить выделять звуки [ф, ф'] на фоне слова.
· Развивать фонематическое восприятие: умение выделять звуки [ф, ф'] в ряду звуков, слогов, слов.
· Закреплять умение определять место звука в слове.
· Развивать навык звукового и слогового анализа и синтеза.
· Формировать представления о родственных словах.
· Знакомить с буквой Ф.
· Учить писать букву Ф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2
Конспект НОД по обучению грамоте
Тема: «Звуки ф, ф’. Буква Ф».
Воспитатель: Морозова Е.В.
Дата проведения: 04.04.18
Саров 2018
Задачи:
- Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'].
- Продолжать учить выделять звуки [ф, ф'] на фоне слова.
- Развивать фонематическое восприятие: умение выделять звуки [ф, ф'] в ряду звуков, слогов, слов.
- Закреплять умение определять место звука в слове.
- Развивать навык звукового и слогового анализа и синтеза.
- Формировать представления о родственных словах.
- Знакомить с буквой Ф.
- Учить писать букву Ф.
Материал:
- Две куклы: Фома и Филя.
- Картинки с изображением фотоаппарата, фотографа, фотоальбома, фотографий.
- Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [ф, ф'].
- Звуковые линейки.
- Картинки с изображением буквы Ф, филина, ключа.
- Тетради в клетку. Простые карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель:- Ребята, к нам в гости пришли два друга: Фома и Филя. Они принесли с собой фотоаппарат. Как называют человека, который фотографирует? Чем фотографирует фотограф? Что получается у фотографа, когда он фотографирует? Куда можно вставить фотографии? Как называется альбом с фотографиями? Где работает фотограф? (Ответы детей.)
2. Работа над родственными словами
Воспитатель: -Ребята, какая часть одинаковая, общая в словах фотограф, фотоаппарат, фотоальбом, фотография? (Ответы детей.) Да, эта часть – «фото». Если к этому слову присоединить другие слова, то получатся новые слова.
Эти слова называются – «родственные». У них есть одна общая часть (фото), как у дерева корень. Эти слова образуют одну семью, поэтому называются родственными.
3. Выделение первого звука в словах, характеристика звуков
Воспитатель: -Я сейчас еще раз назову эти слова, а вы скажите, какой первый звук в этих словах (фотограф, фотография, фотоальбом, фотоателье).
Какой он, звук [ф]? (Твердый, согласный.)
В слове Филя – первый звук …(фь). Расскажите о звуке [ф']. (Мягкий, согласный.)
Звуки [ф, ф'] звонкие или глухие? (Глухие.) Объясните, почему эти звуки глухие?
4. Сообщение темы
Воспитатель:- Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [ф, ф'].
5. Дифференциация звуков [ф, ф'] на слух
Воспитатель: -Сейчас я буду произносить звуки. А вы, если услышите твердый звук [ф] – поднимите синий кружок, а если мягкий звук [ф'] – поднимите зеленый кружок.
Воспитатель произносит звуки (ф, ф, фь, ф, фь,фь,ф…), а дети поднимают соответствующие кружки.
6. Дифференциация на слух звуков [ф, ф'] в ряду слогов
Детям предлагают встать на ковер.
Воспитатель:- Ребята, я буду называть слоги. Вы, если услышите в слове звук [ф], хлопните в ладоши, а если – звук [ф'], подпрыгните.
Воспитатель называет слоги (фа, фы, фи, фо, фё, фя, фе, фэ…).
7. Дифференциация на слух звуков [ф, ф'] в ряду слов
Воспитатель:- А сейчас я буду произносить слова. Если услышите звук [ф] в слове – хлопните в ладоши, а если – звук [ф'], подпрыгните.
Воспитатель называет слова (футбол, филин, Африка, туфли, шарф, кофе…).
8. Игровое упражнение «Найди нужную фотографию»
Воспитатель: -Фома и Филя сделали фотографии. Но перепутали их. Спорят, где чья фотография. Давайте им поможем, найдем авторов фотографий.
На фотографиях, которые делал Фома, изображены предметы, в названии которых есть твердый звук [ф], а на фотографиях, сделанных Филей, изображены предметы, в названии которых есть звук [ф'].
Раскладываются «фотографии», а дети по очереди берут картинки, определяют наличие в них звуков [ф, ф'] и отдают Филе или Фоме.
9. Физминутка
Воспитатель: -Филя и Фома, когда отдыхают, любят делать такую зарядку:
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали.
Спрятали за спину их и оглянулись
Через правое плечо, через левое еще.
Дружно присели, пяточки задели.
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
10. Определение места звуков [ф, ф'] в слове
Воспитатель: -А теперь друзья просят вас помочь узнать, где же в словах, которые им очень нравятся, находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце слова. Например, Филе очень нравится слово «флажок». Звук Ф в этом слове находится в начале. Сейчас Филя и Фома будут называть вам слова, а вы определите, где находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце слова.
(Дети выполняют задание при помощи специальных звуковых линеек.)
11. Игровое упражнение на развитие слогового синтеза
Воспитатель:- Наши гости благодарят вас за помощь и предлагают поиграть в игру, которую они очень любят и часто в нее играют.
Я буду бросать мяч и называть два звука. А вы поймаете мяч и составите из этих звуков слоги.
Воспитатель бросает мяч, называя пару звуков, а дети составляют слоги (ф…а – фа, фь…и – фи, о…ф – оф и т.д.)
Затем воспитатель предлагает придумать слова с этими слогами: Филя и Фома пробовали подбирать слова с этими слогами, но, к сожалению, у них не получилось. Ребята, пожалуйста, помогите им, назовите слова со слогами, которые вы сейчас составили.
(Дети называют слова: фата, фотография, фикус, фуражка …)
12. Знакомство с буквой Ф
Воспитатель:- Мы сегодня слушали и произносили звуки [ф, фь]. Эти звуки обозначают буквой Ф.
Воспитатель показывает картинку с изображением буквы Ф.
Воспитатель: -На что похожа буква Ф?
(Дети отвечают.)
После того, как дети выскажут свое мнение, воспитатель показывает картинки-символы и читает стихи:
– Филин, два огромных глаза,
Букву Ф напомнит сразу.
– Всем известно без подсказки:
Буква Ф – как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
– Филя ходит – руки в боки,
Значит, выучил уроки.
Воспитатель:- Встаньте и вы, поставьте руки на пояс. Посмотрите, вы стали похожи на букву Ф.
13. Печатание буквы Ф
Воспитатель: -Посмотрите, как надо правильно писать букву Ф.
Логопед показывает письмо буквы на доске. Затем дети пишут ее в тетради в клетку.
14. Запись слогов в тетради
Воспитатель:- Вы научились писать букву Ф.
Филя и Фома предлагают вам попробовать записать слоги. Филя просит написать слог АФ.
Какой первый звук в слоге АФ? Какой буквой мы обозначим звук А? Запишите ее. Какой второй звук в слоге АФ? Какой буквой он обозначается? Напишите букву Ф рядом с буквой А. Прочитайте, какой слог у вас получился?
Фома просит записать слог ФО. Какой первый звук в слоге ФО? А второй? Пропустите одну клетку и запишите слог ФО.
Ребята, вы помните, мы сегодня искали общую часть в словах: фотография, фотоаппарат, фотограф. Какая это часть? (Фото). Посчитайте, сколько слогов в слове фото. Назовите первый слог. Мы его уже записали. Какой слог надо дописать, чтобы получилось слово «фото»? (Слог «то».) Допишите его. Прочитайте, что у вас получилось. (Слово «фото».)
Филя и Фома благодарят вас за помощь!
15. Итог
Воспитатель:- Ребята, кто приходил к нам сегодня? Чему мы сегодня научились? Что узнали? С какой буквой познакомились?
Молодцы! Филя и Фома прощаются с вами и желают вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/09/picture-151901-1507563943.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте « Знакомство с буквой «С»
Предложенный конспект занятия способствует закреплению знаний об изученных буквах; формировать грамматически граматную речь детей; воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь друг друг...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/23/picture-298158-1379911458.jpg)
Непосредственная образовательная деятельность.Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буква Е" (подготовительная группа)
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буква Е"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-482120-1410881721.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"
Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/18/picture-465315-1681836425.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К"
Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К" для детей подготовительной к школе группы с использование учебно-методического комплекта "Ступеньки детства" (авт.О.И.Бадулина, Н.М.Конышев...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/05/picture-750370-1454688885.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте "В поисках буквы"
Занятие посвящено знакомству с буквой "эль". Использованны разные формы работы: звуковой анализ слова, работа со шнуровальным комплектом, буквенным конструктором, печатанье буквы, чтение слогов, логич...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/06/picture-913981-1491499928.jpg)
Конспект занятия по обучению детей грамоте «Звук, буква, слово» в подготовительной группе детского сада
На занятие по обучению детей грамоте учим делить слова на слоги, читать слоги с пройденными буквами. С помощью игры «Теремок» выясняем, что звуки мы слышим, а буквы – видим. Дальше с...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/10/picture-846092-1505042529.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук "Ж". Буква "Ж".
Познакомить с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж»; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи; ...