Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звук [ш] и буква Ш
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме
Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Ш. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Профилактика нарушений письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_sh_i_bukva_sh.docx | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук ш и буква Ш.
Образовательные задачи. Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Ш. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Профилактика нарушений письменной речи.
Развивающие задачи. Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, фонематического восприятия, мышления, общей и тонкой моторики.
Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Оборудование. Наборное полотно, презентация, магнитная доска, предметные картинки, буквари и тетради по числу детей, контейнер с цветными карандашами, синие сигналы.
Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Веснянка».
Ход занятия.
- Организационный момент. Развитие фонематического восприятия, навыков звуко-буквенного анализа слов. Объявление темы занятия.
Логопед встречает детей и организует приветствие с ними, предлагает детям занять места за столиками. На доске презентация с картинками: солнце, замок, зонт, сундук, самолёт, зубочистки, забор, сыр.
Логопед. Сегодня мы познакомимся с новой буквой, почитаем, поиграем. А для начала рассмотрите на картинки. Определите первый звук в названии каждой картинки.
1-й ребенок. Солнце. Первый звук [с].
2-й ребенок. Замок. Первый звук [з].
3-й ребенок. Зонт. Первый звук [з].
4-й ребенок. Сундук. Первый звук [с].
1-й ребенок. Самолёт. Первый звук [с].
2-й ребенок. Зубочистки. Первый звук [с].
3-й ребенок. Забор. Первый звук [з].
4-й ребенок. Сыр. Первый звук [с].
Логопед. Отлично. Вы справились с заданием.
- Игра «Подними семафор». [Развитие фонематического восприятия.]
Логопед раздает детям семафоры.
Логопед. Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.
Шура шубку надевала,
Шарф и шапку потеряла.
Дети. Звук [ш].
Логопед. Давайте произнесем звук [ш] все вместе.
Дети вместе с логопедом произносят звук [ш].
Логопед. Почувствуйте: когда мы произносим этот звук, язык стоит «чашечкой» за верхними зубами, а зубы сближены, губы округлены. Значит, во рту есть преграда. Как вы думаете, звук [ш] — гласный или согласный?
Дети. Согласный.
Логопед. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким цветом мы будем обозначать этот звук?
Дети. Синим.
Логопед. Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, звонкий он или глухой.
Дети. Он глухой.
Логопед. Твердый или мягкий?
Дети. Твердый.
Логопед. Верно. Это согласный твердый глухой звук. Причём он всегда твёрдый. Давайте поиграем с новым звуком. Вы будете поднимать семафоры, как только услышите звук [ш].
Ш, с, ш, з, д, ж, ш, с, т, ш;
Ша, жу, шо, су, за, ши, зо;
Санки, шарик, коса, жара, шишка, шить, стоять, широкий, пустой.
Дети слушают и поднимают семафоры, услышав звук [ш].
Логопед. Молодцы! Вы были внимательными и не допускали ошибок.
- Упражнение «Кто слушает внимательно?» Развитие фонематического восприятия.
Логопед ставит на стол контейнер с фишками.
Логопед. Давайте проведем соревнование. Я прочитаю вам стихотворение, вы слушаете его внимательно и возьмёте по столько фишек, сколько слов со звуком [ш] услышите. Победит тот, кто будет слушать внимательно.
Логопед выразительно читает стихотворение.
Кошка за мышкой вприпрыжку бежала.
Кошка устала, и мышка устала.
Рядышком тихо сели зверушки —
Острые ушки и круглые ушки.
Н. Нищева
Дети берут из контейнера фишки. Логопед проверяет, по сколько фишек у каждого из детей.
Логопед. Давайте определим, кто же стал победителем. Сколько фишек нужно было взять? Перечислите и сосчитайте слова со звуком [ш].
Дети. Кошка, мышкой, вприпрыжку, кошка, мышка, рядышком, зверушки, ушки, ушки. Девять слов. Нужно было взять девять фишек.
Логопед. У кого девять фишек? Кто стал победителем?
Дети. У Вани девять фишек. Он и стал победителем.
Дети складывают фишки в контейнер.
4. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового анализа и синтеза.]
Логопед. А сейчас игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Ш, а. Что получилось?
1-йребенок. Ша.
Логопед. Верно. Ш, о. Что получилось?
2-й ребенок. Шо.
Логопед. Правильно.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: шу, ши, душ, шар.
- Работа по книге «Мой букварь». [Знакомство с буквой Шш. Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи.]
Логопед раздает детям буквари, открытые на стр. 55.
Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.
Шура шубку надевала,
Шарф и шапку потеряла.
В каких словах этого стихотворения есть звук [ш]?
Дети. Шура, шубку, шарф, шапку.
Логопед. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Шш. Под ними вы видите один синий кружок. Что это значит?
Дети. Значит, буква Шш обозначает только звук [ш].
Логопед. Верно, в русском языке есть такие согласные буквы, которые обозначают только один звук. Буква Ш обозначает только твердый согласный звук [ш]. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы все предметы, в названиях которых есть звук [ш]. Сначала назовите предметы или объекты, названия которых начинаются с этого звука.
Дети. Шиповник, шмель.
Логопед. Теперь найдите предметы, в середине которых есть этот звук.
Дети. Каштан, ромашки.
Логопед. И наконец, найдите предметы или объекты, названия которых заканчиваются звуком [ш].
Дети. Камыш, ерш.
Логопед. А теперь давайте почитаем.
1-йребенок. Ша.
2-й ре бе но к. Шу.
3-й ребенок. Шо.
4-йребенок. Ши.
1-йребенок. Шаг.
2-й ребенок. Уши.
3-й ребенок. Даша.
4-й ребенок. Маша.
1-йребенок. Паша.
2-й ребенок. Саша.
3-й ребенок. Наш.
4-й ребенок. Шуба.
1-й ребенок. Шапка.
2-й ребенок. Мишка.
3-й ребенок. Каша.
4-й ребенок. Шкаф.
1-йребенок. Камыш.
2-й ребенок. Шашки.
Логопед. Теперь рассмотрите картинки и прочитайте подписи под ними.
3-й ребенок. Уши.
4-й ребенок. Душ.
1-йребенок. Шут.
Логопед. Теперь прочитайте предложения.
2-й ребенок. Кошка на шкафу.
3-й ребенок. У шкафа мышка.
4-й ребенок. У Маши шапка.
1 -й р е б е н о к. У Даши шубка.
Л о г о п е д. Вы сегодня очень хорошо читаете. Молодцы!
Дети закрывают буквари. Логопед убирает их.
- Упражнение «Веснянка». [Координация речи с движением.] Логопед предлагает детям сделать уже знакомое упражнение.
«Веснянка»
Солнышко, солнышко, Идут на месте.
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, Бегут на месте.
Прилетели сто грачей, «Летят» на месте.
А сугробы тают, тают, Медленно приседают.
А цветочки подрастают. Тянутся на носках, руки вверх.
Н. Нищева
7. Игра «Парочки». [Развитие фонематических представлений.]
Логопед. А давайте-ка сыграем еще в одну игру. Я буду произносить слог со звуком [с], а вы будете произносить слог уже со звуком [ш], не меняя гласного звука. Са.
1-йребенок. Ша.
Логопед. Су.
2-й ре бен ок. Шу.
Логопед. Сы.
3-й ребенок. Ши.
Логопед. Со. 4-йребенок. Шо.
Логопед. Отлично. Теперь поиграем со словами. Меняйте в моих словах звук [с] на звук [ш]. Каска.
1-йребенок. Кашка.
Логопед. Маска.
2-й ребенок. Машка.
Логопед. Миска.
3-й ребенок. Мишка.
Л о г о п е д. Ириска.
4-й ребенок. Иришка.
Логопед. Великолепно! Это было непростое задание!
8. Пальчиковая гимнастика
«Весна»
К нам весна пришла, ребята, Ритмичные хлопки в ладоши.
Хоть ещё и рановато. Ритмичные удары кулаками.
По ночам мороз трескучий, Загибают большие пальцы на обеих руках.
По утрам на небе тучи. Загибают указательные пальцы.
Только днём тепло на солнце, Загибают средние пальцы.
И сосульки над оконцем Загибают безымянные пальцы.
Слёзы светлые роняют,
В небе воробьи гоняют, Загибают мизинцы.
И такой воздушно – нежный Медленно раскрывают сжатые кулаки.
Распускается подснежник.
Н. Нищева
9. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики] Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в ее верхней части?
Дети. Шапку, шары, большую и маленькую буквы Шш.
Логопед. Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?
Дети. Синий, потому что буква III — согласная.
Дети раскрашивают буквы.
Логопед. А теперь подумайте, как правильно раскрасить шапку и шары. Выполняйте задание.
Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает помощь, если это необходимо.
Логопед. Теперь положите цветные карандаши и возьмите простые, давайте напишем букву Шш. Посмотрите, как я делаю это на доске. Я пишу сверху вниз три вертикальных палочки, а потом слева направо внизу — горизонтальную палочку-основу. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам.
Слова и предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради.
Логопед собирает тетради, убирает со стола контейнер с карандашами.
10. Организация окончания занятия [Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, какие задания выполняли, что они узнали нового и интересного. Обязательно положительно оценивается работа каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и...
Конспект интегрированного познавательно – игрового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада № 45 по теме: « Звук и буква «к» на лексическом материале «домашние животные».
ЗАДАЧИ:- уточнение артикуляции звука К, акустических признаков;- развитие слухо-речевой памяти, фонематического восприятия, интонационной выразительности;- уточнение и расширение лексического запаса, ...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звук и буква Фф"
Образовательные задачи. Знакомство со звуками [ф] и [ф’], буквой Фф. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов...
Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звук [ы] и буква Ы"
Знакомство со звуком [ы] и буквой Ы. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков чтения и печатания слогов, слов и предложений с ново...
Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звук и буква Зз"
Знакомство со звуками [з] и [з’] и буквой Зз. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Зз. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук ж. Буква Ж»
Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж. Коррекционно-образовательные задачи:-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;-упражнять в опред...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»...