Звук и буква Ж. Дифференциация Ж-Ш. Правописание ЖИ-ШИ.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Сергель Татьяна Николаевна

Данный конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детей с общим недороазвитием речи рекомендуется реализовать в несколько этапов. Материал занятия способствует формированию звукового анализа и синтеза,  правописания жи-ши, зрительно-пространственных ориентировок, общей, тонкой, аритикуляционной моторики и графомоторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhi-shi_konspekt.docx15.11 КБ

Предварительный просмотр:

Дата___________________ОБУЧЕНИЕ  ГРАМОТЕ

Зрительно-пространственные ориентировки. Общая, тонкая, артикуляционная моторика, графомоторика

Формирование звукового анализа и синтеза

 

На что похожа буква Ж?*

Буква Ж

Жужжит как жук,

На жука похожа –

У жука шесть лапок есть.

И у буквы тоже.

(См. Азбуковедение, буква Ж)

Физминутка. **

Потешки

Ш – шипит змея на деток:

Не шумите, глупыши!

В тишине закройте глазки,

Засыпайте, малыши.

Ж – там жаба пробежала!

Мальчик жалобно кричит.

Он жука боится тоже –

Очень громко жук жужжит.

Ш – шепчу, а Ж – кричу,

Путать их я не хочу.

Правописание Жи, Ши.

Чтение  с таблицы и печатание слов, предложений на правило.  

(См. «Конфетка», различаем звуки и буквы, с.12)

Работа в прописях*** Печатание буквы Ж, ж, жи, ши.  

Звук и буква Ж.   Дифференциация «Ж» - «Ш»   

1. Анализ, синтез, чтение слов с данным звуком (ЛУЖА, ЖУК, ЖАР…). Чтение коротких текстов, насыщенных данным звуком.

2. Сравнительный анализ, синтез, чтение слов (ЖАР - ШАР, УШИ – УЖИ, ЖИЛ – ШИЛ…)

Постановка цели. У этого звука и буквы есть друзья. Я назову их, а вы  догадайтесь, что за звук дружит с ними: жираф, жаба, верблюжонок, ежонок, медвежонок, жеребенок.

Характеристика звука «Ж» (согласный, звонкий, всегда твердый)

«Восстанови слово» (деформированное слово).

В слове перепутаны слоги, почини слово и назови его: ЖИ – Е (ЕЖИ), ЖА-ТА-Е (ЕЖАТА).

Определи слово по схеме (С Г С Г,  С Г С ) – ЖУК, ЖАБА.

Собери слово из первых звуков в словах: жилет, ужи, кожа, ива

(ЖУКИ)

Буква Ж, ж.

Найдите домик для звука «Ж». На что похожа буква?(*) (На жука, снежинку, сноп…)

Работа в кассах.

Выкладывание схем, чтение слов: ЛУЖА, ЖУК, ЖАР

Дифференциация «Ж» - «Ш»

«Имена для кукол» Придумайте куклам имена со звуком Ш в одном и звуком Ж в другом (Жанна и Даша)

Чем похожи и чем отличаются звуки Ш, Ж?  Проговаривание и заучивание потешек о звуках (*)

Физминутка.(**)

Вывод. Звуки «Ш» и «Ж» очень дружная пара. Эти звуки похожи, но звук Ш – тихий, робкий, его можно прошипеть, а Ж – звонкий, голосистый, шепота не любит.

«Повтори и посчитай» Повтори в том же порядке. Сколько было слов? Жаба, жало, жарко, жадный.

Сосчитай слова и повтори в том же порядке: Шнурки, шоколад, шторы, шутки, шмель

Интерактивная игра:  «Сыщик идет по следу» ( «Логомер» - Звукопроизношение)

«Доктор Айболит»

 Догадайтесь, кто пришел к нему лечиться? Мы_онок (мышонок),

е_онок (ежонок), марты_ка (мартышка), раф-жи (жираф).

Правописание.  Запомни! ЖИ, ШИ с буквой И всегда пиши

Правило: Звуки «Ж» и «Ш» всегда твердые согласные звуки, но в буквосочетаниях  ЖИ-ШИ пишется буква И.

Вставь пропущенную букву, слоги: мышка, снежинка, лыжи, рыба, шишка, пружина, тыква; стрижи, лужи, ежи, ерши, ужи,  ножи, мыши, крыши.

Работа в прописях *** 

ИТОГ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков и букв С-Ш.

Фронтальное занятие по обучению грамоте.Задачи: развивать фонематическое восприятие, учить выделять звуки , развивать слуховое восприятие, фонематический слух, развитие тактильных ощущений, чтение, на...

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе .Звук и буква Л. Дифференциация « Л -ЛЬ ».

Цель: Знакомство со звуком Л и символом Л.Уточнение артикуляции звука, формирование правильного произношения в слогах, словах и фразах.Формировать умение понимать учебную задачу и разрешать ее самосто...