Программа работы кружка «Школа правильной речи» в старшей группе общеразвивающей направленности
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
В программе определены цели и задачи работы, а также выделены следующие направления работы:
- развитие сенсо-моторных функций;
- формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
- развитие психических процессов;
- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_kruzhka_shkola_pravilnoy_rechi_dlya_detey_starshego_vozrasta.docx | 31.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ «Детский сад № »
____________Ф.И.О.
Программа работы кружка «Школа правильной речи»
в старшей группе общеразвивающей направленности
МБДОУ «Детский сад № »
Учитель-логопед:
Ф.И.О.
2017-2018 уч. год
- Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Направления деятельности кружка.
Цели и задачи логопедического кружка.
Структура кружковой деятельности.
Планируемые результаты освоения программы кружка.
- Содержательный раздел.
Тематическое планирование занятий по кружковой деятельности.
- Организационный раздел.
Перспективный план занятий на год.
- Информационно-методическое обеспечение.
- Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Нарушения речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия) и в меньшей степени – функциональные (дислалия). На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т.д. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития « Ребенок - подросток - взрослый», т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные и интеллектуальные возможности.
Многолетняя практика показывает, что ребенка с нарушениями речи при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния.
Коррекционная работа с детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений. В предлагаемой программе реализуется основной принцип специального образования - принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.
Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
• Развитие сенсорных моторных функций;
• Формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
• Развитие мимической мускулатуры
• Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятии, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);
• Развитие эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности;
• Формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки др.).
Цель: всестороннее развитие личности ребенка, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Задачи:
• Формировать мотивацию и интереса к процессу обучения.
• Развивать наглядно-образное мышление и формировать словесно-логическое мышление и умение делать выводы, обосновывать свои суждения
• Формировать приемы умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, исключение, моделирование, конструирование.
• Развивать внимание, память, творческие способности, воображение, вариативность мышления.
• Развивать общеучебные умения: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.
• Развивать умение общения со взрослым, со сверстниками.
• Развивать умения говорения, слушания, чтения.
• Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих.
• Обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь; развивать грамматический строй речи, связную речь
• Развивать умение оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением
• Расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
Структура кружковой деятельности:
Программа рассчитана на детей 5-6 лет на один год обучения.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня, всего 30 занятий (с середины сентября по апрель включительно).
Продолжительность занятия: 20 минут.
Форма организации детей: подгрупповая.
Планируемый результат освоения программы кружка:
• Делить на слоги слова любой слоговой структуры во внутреннем плане, составлять из слогов слова.
• Производит анализ слов из 7-8 звуков.
• Находить место определенного звука в слове, называть « соседей» этого звука.
• Четко дифференцировать гласные от согласных звуков, согласные звуки по твердости - мягкости, звонкости – глухости.
• Уметь самостоятельно давать характеристику звука по звучанию и артикуляционному укладу.
• Владеть схематическим звуковым разбором слова.
• Определять количество и последовательность слов в предложении, выделять предлоги, союзы и местоимения как самостоятельные слова.
• Составлять предложения, изменять количество слов в предложении в сторону увеличения и уменьшения.
• Владеть достаточным лексическим запасом.
• Иметь достаточное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, зрительного и слухового восприятия и внимания.
• Овладеть развитием различных форм познавательной деятельности: логического и ассоциативного мышления, воображения, памяти, мотивации к обучению.
- Содержательный раздел:
Лексическая работа:
- наблюдение над лексическим значением слов - названий предметов, признаков, действий; над многозначными словами, словами с противоположным значением в речи;
- обогащение словарного запаса детей словами тематических групп;
- развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу;
-создание условий для употребления новых слов в собственной речи;
Развитие грамматического строя речи:
- наблюдение над образование слов приставочным и суффиксальным способами по определенным моделям, образование слов по образцу;
- наблюдение над однокоренными словами, выделение их из группы слов, подбор однокоренных слов;
- формирование навыка образования и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;- практическое знакомство со словосочетанием и предложением;
- знакомство с предлогами; развитие умения выделять предлоги из словосочетания и предложения, подбор предлогов к словам; исправление ошибок в употреблении предлогов.
Развитие связной устной речи:
- обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
- обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;
- бучение подробному пересказу тексту;
- обучению составлению устной загадки - описания, рассказа – описания по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам;
- обучение умелой, искусной речи, т.е. эффективной речи.
Развитие звуко - слогового анализа:
Звуки:
- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
-акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
-звуковой анализ состава слогов и слов;
Слоги:
- понятие «слог», слоговой анализ слов;
- подбор слов на заданное количество слогов;
- выделение в словах первого и последнего слогов;
- подбор слов на заданный слог;
- составление прямых и обратных слогов.
Слова:
- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
- изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;
- выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;
- восстановление нарушений последовательности звуков или слогов в структуре слова;
- последовательнее преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
Буквы:
- знакомство с буквами;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- согласные и гласные буквы;
- соотнесение букв и звуков.
На занятиях ведется целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания на
- выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
- выделение одинаковых предметов из группы предметов;
- выделение лишнего предмета;
- объединение различных предметов в группы;
- выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи.
Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
Все занятия ориентированы на психическую защищенности ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом Предлагается разнообразное построение занятий: в одном случае - это игра, в другом – занятие – спектакль, где дети – участники спектакля, и зрители. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении занятия.
Разнообразие в преподнесении учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит лучшей результативности в усвоении знаний.
Тематическое планирование
Обследование речи детей.
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия..
Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков.
Звуки вокруг нас. Зачем они нужны.
Слово. Слово как часть предложения.
Предложение. Ознакомление со словарным составом предложения. Знакомство с графическим изображением предложения. Составление предложений с заданными словами.
Гласные звуки. Их изображение на письме. Гласные звуки и буквы, выделение заданных звуков в потоке.
Гласные и согласные звуки. Выделение заданных звуков в начале слов. Анализ звуковых сочетаний.
Слог. Господин слогораздел.
Ударение.
Для чего нужна речь.
Общение и его формы.
В стране зеркал. Буква и её отражение. Профилактика дисграфии и дислексии.
Развитие связной речи.
Устное общение.
Родственные слова.
В мире слов. Слова похожие и разные.
Несклоняемые существительные.
Категории до, после.
Имена собственные .
Местоимения.
Неповторимая окраска голоса.
Речевой этикет.
- Организационный раздел.
Перспективный план занятий на год.
СЕНТЯБРЬ 1-2 неделя Обследование звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи и определение готовности детей к школе. 3 неделя Тема: Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Цель: развивать фонематическое восприятие и слуховое внимание на материале внеречевых звуков и слов, близких по звуковому составу. 4 неделя Тема: Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Цель: познакомить детей с понятием «звук», «речевые», «неречевые» звуки, учить определять направление звука, развивать фонематический слух. Тема: Звуки вокруг нас. Цель: погрузить детей в мир звуков, развить интерес к ним; привлечь их внимание к звуковой (внешней) сторона речи; учить передавать звуки природы фонетическими средствами языка. Познакомить с приемами звукоподражания в художественной речи. ОКТЯБРЬ 1 неделя Тема: Для чего нужна речь. Цель: познакомить детей с тем, какую роль играет язык (речь) в нашей жизни. Тема: Большой секрет для маленькой компании. Цель: помочь детям понять, что речь - важное средство общения, обмена мыслями и чувствами между людьми. 2 неделя Тема: Слово утешает, слово огорчает. Цель: познакомить детей с тем, что речь влияет на чувства и поведение людей. Тема: Повелось так с давних лет. Цель: научить детей уместно употреблять различные слова приветствия. 3 неделя Тема: Слово. Цель: помочь осознать, что слово звучит, т.е. состоит из звуков; его можно слушать и произносить; слово может быть коротким и длинным; в слове есть начало и конец; в слове звуки стоят в определенном порядке; познакомить со звуковой схемой слов (звуковыми бусами); учить определять количество звуков в звукоподражательных и односложных словах. Тема: Слово, как часть предложения. Цель: усвоить понятие слово, как части предложения, его лексическое значение. 4 неделя Тема: Предложение. Цель: дать понятие о предложении, деление речи на предложения. Тема: Предложение. Цель: продолжать знакомить с предложением; выделять на слух предложения из высказывания; учить членить предложения на слова; развивать фонематическое восприятие. НОЯБРЬ 1 неделя Тема: Знакомство с графическим изображением предложения. Цель: учить придумывать рассказы по картинке, изображать предложения графически. Тема: Ознакомление со словарным составом предложения. Цель: закрепить знания о том, что мысль выражается предложением, которое состоит слов. 2 неделя Тема: Составление предложений с заданными словами. Цель: обучить составлению разнообразных предложений по заданию Тема: Правила приличия. Цель: познакомить детей с некоторыми правилами поведения во время разговора 3 неделя Тема: У меня зазвонил телефон. Цель: познакомить детей с тем, как нужно вежливо разговаривать по телефону. Тема: Мы живем среди людей. Общение, его формы (словесные и несловесные) Цель: познакомить детей с понятием «устная» речь», «письменная» речь, «жестовая» речь; познакомить с особенностями несловесных средств общения. 4 неделя Тема: Звуки. Зачем они нужны? Цель: дать понятие «звук», упражнять в выделении заданного звука из потока звуков. Тема: Гласные звуки Цель: закрепить понятие «звук», дать понятие «гласный звук». ДЕКАБРЬ 1 неделя Тема: Гласные звуки. Изображение их на письме. Цель: закрепить понятие «гласный звук», дать понятие «буква», учить дифференцировать эти понятия. Тема: Гласные звуки и буквы. Выделение заданных звуков из потока звуков. Цель: закрепить понятие о гласных звуках, выделять заданный звук из потока звуков. 2 неделя Тема: Снеговик. Цель: развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, зрительную память, общую и мелкую моторику рук, воображение. Расширять лексический запас. Тема: Звуки гласные и согласные, выделение заданного звука в начале слова. Цель: познакомить с понятием «согласный звук», учить сравнивать с гласным, познакомить со схематичным обозначением гласных и согласных звуков. 3 неделя Тема: Город красивой речи. Цель: формировать временную (возрастную) и пространственную ориентацию и координацию движений, развивать диалогическую речь, составлять предложения с предлогами на, над; 4 неделя Тема: Новая сказка. Цель: учить детей сочинять сказки по опорным словам, развивать творческое воображение. ЯНВАРЬ 1 -2 неделя Каникулы 3 неделя Тема: Звуки гласные и согласные, анализ звуковых сочетаний типа СГС. Цель: закрепить понятие о гласных и согласных звуках, учить давать их характеристику, составлять схему звуковых сочетаний. Тема: Слог. Цель: познакомить детей со слогообразующей ролью гласных; дать представление о слоге; упражнять в выделении ударного слога и ударной гласной на схемах слов. 4 неделя Тема: Господин Слогораздел. Цель: закрепить понятие о слове и слоге, как его части, делить слова на слоги, составлять схемы слов. ФЕВРАЛЬ 1 неделя Тема: Ударение. Цель: знакомить детей с ударением, учить разбивать слова на слоги, выделять ударный слог, обозначать знак ударения на схеме; проводить слого-звуковой анализ простейших слов. 2 неделя Тема: Виды работ по профилактике дисграфии и дислексии у детей. Цель: заинтересовать детей играми, связанными с родным языком, воспитывать языковое чутье, прививать интерес к нормам литературного произношения. Тема: Виды работ по предупреждению ошибок чтения и письма у дошкольников. Цель: развивать пространственные ориентировки, используя зеркальные буквы, развивать зрительные внимание и память, тактильные ощущения. 3 неделя Тема: Пересказ произведения В. Осеевой « Просто старушка». Цель: продолжать учить детей пересказывать литературное произведение близко к тексту, передавая диалог действующих лиц, отвечать на вопросы распространенными предложениями, развивать слуховую память. Воспитывать сочувствие и уважение к людям. Тема: Звуки глухие и звонкие. Цель: познакомить с понятием « глухой - звонкий звук», схематическим изображением этих звуков, учить давать характеристику звуков. 4 неделя Тема: Говорящий мир вещей. «Общение» с предметами окружающего мира. Мир игр и игрушек. Цель: учить детей описывать предметы, опираясь на картинный план, составлять рассказ о своей любимой игрушке. Тема: Составление рассказа о весне по опорным картинкам. Цель: дать представление о характерных признаках весны, продолжить работу над слоговой структурой слова, высотой и силой голоса. МАРТ 1 неделя Тема: В стране зеркал. Буква и ее отражение. Цель: развивать внимание, учить находить правильно написанные буквы и сравнивать с « отражением». Тема: Составление рассказа с помощью опорных сигналов. Цель: учить последовательно передавать содержание, использую в качестве плана - опорные сигналы. 2 неделя Тема: Составление творческих рассказов по пословицам. Цель: упражнять в составлении творческих рассказов по пословицам с использованием графических схем. 3 неделя Тема: Сочиняем сказку. Цель: стимулировать детское воображение при сочинении сказок. 4 неделя Тема: Родственные слова. Цель: познакомить с понятием «родственные слова», учить составлять цепочку родственных слов, находить родственные слова в тексте. Тема: В стране родственных слов. Цель: учить образовывать родственные слова. Упражнять в выделении главного и «лишнего» слов в группе родственных. АПРЕЛЬ 1 неделя Тема: Составление рассказа по сюжетной картине и запись в тетрадь с помощью опорных сигналов. Цель: продолжать учить передавать содержание рассказа, используя в качестве наглядного плана – опорные сигналы и записывать рассказ с помощью схем. 2 неделя Тема: Звуко - буквенный анализ слов. Цель: учить проводить звуко-буквенный анализ слов и составлять схемы слов. 3 неделя Тема: В мире слов. Слова похожие и разные. Цель: познакомить детей со словами близкими по звучанию, но разными по значению (омонимы), со словами синонимами, антонимами. 4 неделя Тема: Несклоняемые существительные. Цель: упражнять детей в употреблении несклоняемых существительных в различных падежных конструкциях, учить составлять предложения с этими существительными и разными предлогами. МАЙ 1 неделя Тема: Категории «до, после, потом, сейчас». Цель: учить преобразовывать фразы, слова, предложения, используя данные категории. Тема: Повторение пройденных звуков и букв. Цель: повторить пройденные звуки и их обозначение на письме, учить детей печатать под диктовку заданные буквы. 2 неделя Тема: Закрепление полученных навыков. Печатание диктантов. Цель: продолжать учить детей печатать под диктовку. Тема: Придумывание сказки «День рождения лягушонка» Цель: учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, диалог; при оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности; упражнять в назывании последнего звука в слове, развивать логическое мышление, творческое воображение. 3 неделя Тема: Имена собственные. Цель: познакомить с именами собственными, учить выделять имена собственные; развивать фонематический слух, воспитывать интерес к изучению языка. Тема: Пересказ произведения Э. Шима « Жук на ниточке». Цель: совершенствовать умение детей эмоционально, с различной интонацией пересказывать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, пересказывать самостоятельно без помощи вопросов педагога, развивать связную и интонационную речь детей, воспитывать доброту, любовь к окружающей природе. 4 неделя Тема: Местоимение. Цель: учить детей правильно употреблять в речи местоимения и предлоги, упражнять в согласовании местоимения с глаголами, придумывать предложения с определенным количеством слов и типом высказывания. Тема: Контрольно - закрепляющее занятие. Речевой этикет - что это? Цель: закрепить полученные знания у детей по пройденным темам, познакомить с понятием «речевой этикет» и его значением в речи людей. |
4. Информационно-методическое обеспечение.
1. Программа курса «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала».- Санкт-Петербург, 1997.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Кислова Т. Р. Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте. – М.: «Баласс», 1999.
3. БондареваЛ, Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников.- Ярославль: Академия развития, 2008.
4. Марцинкевич Г, Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста( планы занятий). –Волгоград: «Учитель»;2002.
5. ПожиленкоЕ,А. Волшебный мир звуков и слов( пособие для логопедов).- М.:ВЛАДОС,1999.
6. ГризикТ. И. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте: методическое пособие для педагогов.- М.: Просвещение, 2006.
7. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Книга для учителя/Т. А. Ладыженская, Г. И. Сорокина, Н.В. Ладыженская. – М.: Просвещение, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа образовательной деятельности для воспитанников старшей группы общеразвивающей направленности (с учетом примерной ООП ДО « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «ИЗДАТЕЛЬСТВО «МОЗАИКА-СИН
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для воспитанников старшей группыобщеразвивающей направленности(с учетом примерной ООП ДО « От рождения до школы» под редакцией...
Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности « ВЕСНОЙ»
Занятие-путешествиеДетям можно наглядно продемонстрировать бережное отношение к природе через личный пример Цель: систематизирование знанийОбразовательные:уточнение, расши...
«В поисках весны» Занятие по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности
Цель: закрепление и систематизирование представлений о весне и ее приметах.Задачи.Образовательные:уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»;совершенство...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности."Звук [у]" (ЗКР)
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности."Звук [у]" (ЗКР)...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности. Звук [и] (ЗКР)
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности. Звук [и] (ЗКР)...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности.
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности....