План-конспект занятия по обучению грамоте по теме "Живые звуки".
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Конспект НОД по обучению грамоте детей с речевыми нарушениями в старшей группе.

Тема: "Живые звуки".

Цели: Развитие речевого внимания и фонематического восприятия на материале гласных звуков.

          Учить определять последовательность звуков в коротких словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_podgotovka_k_obucheniyu_gramote.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

                    КОНСПЕКТ НОД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

                     ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Тема: «Живые звуки».

Программное содержание:

   Познакомить детей с гласными звуками а, у; со звуковым составом слова «ау». Учить понимать термин «звук».

   Развивать артикуляционный аппарат; совершенствовать умение удерживать артикуляционную позу в течение некоторого времени.

   Формировать умение делать короткие вдохи носом и длительный целенаправленный фонационный (озвученный) ротовой выдох на материале гласных звуков а,у.  Воспитывать звуковую культуру речи: развивать силу и высоту голоса при пении гласных звуков, тренировать детей в произношении гласных звуков а, у длительно и плавно на одном выдохе.

   Учить регулировать длительность воздушной струи.

   Развивать фонематическое представление дошкольников (умение слышать и выделять определенные звуки в слове).

Воспитывать интерес к речевым занятиям.

   Развивать организационные умения: понимать цель задания и вопросов, предложенных педагогом; оценивать результат работы (получилось- не получилось), исправлять ошибки.

   Совершенствовать точность, координированность и переключаемость общей моторики; учить согласовывать движения с речью. Развивать память, внимание.

Материал: ширма, кукла Слыш, наглядное пособие кружки-звуки, декорация леса; стереозапись  ; зеркала по количеству детей; маски-короны для звуков а, у.

Содержание НОД:

1 часть. Знакомство со звуком а.

  1. Организационный момент.

Педагог обращается к детям:

- Все ребята по местам!

Отправляться нужно нам!

В страну знаний полетим!

Узнать многое хотим!

Дети садятся за столы. Звучит сказочная мелодия (запись).

- Закройте глазки и представьте, что вы оказались в одной сказочной стране. (Дети некоторое время сидят с закрытыми глазами, затем их вниманию предлагаю ширму кукольного театра).

2. Фонетическая сказка с показом кукольного театра.

- В одной стране жил-был Слыш. У Слыша были большие уши, потому что он любил слушать, как звучат разные звуки. А еще у Слыша был большой рот, потому что он больше всего на свете любил произносить понравившиеся звуки. А помогал ему веселый язычок, который жил в большом ротике у Слыша.

   Слыш любил гулять в своем сказочном городе и в сказочном лесу, расположенном неподалёку от города, он прислушивался к разным звукам, запоминал и играл сними.

Однажды утром Слыш тщательно вымыл лицо и свои большие уши, вышел из сказочного города погулять в лес.

   Вдруг он услышал, что кто-то жалобно плачет6 «а-а». Слыш огляделся и увидел на лужайке незнакомца, Слыш подошел и спросил:

-Привет! Ты кто? Почему ты плачешь? Тебя кто-нибудь обидел?

«Я не плачу,- ответил незнакомец,- Я- звук А. я очень люблю петь, широко открывая рот. Иногда я пою тихо: «А,А,А», иногда очень громко: «А,А,А».

   Когда мне грустно, то я пою тихую-тихую, протяжную песенку: -А-А-А-А-А-А.

   Бывают времена, когда я играю на барабане: -ААааа, ААааа.

   А еще я люблю петь детям колыбельные песенки. Мой голос звучит то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:

- А А А                                                              А А А

    \  \  \                                                                \  \  \

     А  А  А___А___                                                  А  А  А___А___

   Слышу очень понравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

Вопрос: Когда звук А пел, как он открывал рот? (Широко).

Работа с зеркальцем: Покажи, как звук А открывал рот.

  1. Дыхательная гимнастика.

Упражнение 1.

Исходное положение: сидя, подбородок слегка приподнят, руки лежат на столе, спина прямая.

Инструкция: воспитатель говорит: «Сейчас будем петь звук а. Нужно не кричать, а петь красиво, долго. Делаем два вдоха: «нюх-нюх» и поем: «А-а-а..». (Воспитатель делает пару быстрых вдохов и на мягком выдохе поет звук а. Теперь вы будете петь, а я слушаю, кто красиво и дольше всех пропоет. Следите за моими руками».

   Вначале рука воспитателя быстро поднимается вверх, что служит сигналом к выполнению пары быстрых вдохов, затем в процессе пения звуков рука медленно опускается.

(Горлышко гудит, а воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает).

  1. Вопросы и задания:

-Ребята, как умел петь звук А? (Тихо, громко)

Спойте тихо, спойте громко.

-Какую песнь пел звук А, когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную).

Спойте тихую протяжную песню звука А. (А-А-. А-А-. А-А-А.)

-На каком инструменте играл звук А? (На барабане).

Прохлопайте и спойте мелодию, которую звук А играл на барабане (А А а а а, А А а а а).

-Какие песни звук А пел детям? (Колыбельные).

Давайте споем колыбельную звука А.

- А А А                                                              А А А

    \  \  \                                                                \  \  \

     А  А  А___А___                                                  А  А  А___А___

-  За что всем нравится звук А? (Широко открывал рот и пел на разные голоса).

5. Физкультминутка.

На одного ребенка воспитатель надевает маску-корону (звук А) и предлагает с ним поиграть. Дети берутся за руки, делают большой круг и выполняют речь с движением: (звук А покатает нас на карусели) –Еле-еле-еле-еле Завертелись карусели….

2 часть. Знакомство со звуком у.

  1. Продолжение фонетической сказки.

Слыш и звук А подружились и пошли гулять, разговаривая обо всем на свете.

-Знаешь, Слыш, а почему у тебя такое интересное имя?- спросил звук А.

-Меня так назвали, потому что я очень люблю слушать и произносить разные звуки. А помогают мне большие уши и веселый язычок.- сказал Слыш.

Вдруг Слыш расправил свои большие уши и прислушался.

-Ты ничего не слышишь?- спросил он звука А.

-Нет,- ответил тот.

-Кто-то воет в лесу. (Раздается «у-у-у»). Это наверное волк.

Появляется звук У.

-Приветик! Это не волк. Это я-звук У. У меня есть одна удивительная особенность: когда я пою, то вытягиваю губы трубочкой, отчего все мои песни становятся похожи на вой волка, на гудок: «У,У,У».

Я умею гудеть, как пароход: «У-У-У_».

Умею гудеть как поезд: «УУ-УУ-УУ-«.

Я умею гудеть и тихо:-У-У-У-, и громко:-У-У-У-.

А больше всего я люблю играть на трубе: -У у У у у у у у У-, У у У у у у у у У-.

Заслушав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали: -У у У у у у у у У-, У у У у у у у у У-.

   Еселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда я трубил отбой:

-У-У-у у У-У_____, У-У-у у У-У_____.

   Все расходились , а песня звука У раздавалась все тише и тише. Так звук У помогал вставать , а вечером напоминал, что пора ложиться спать.

Вопросы:

Какой звук встретился нашим героям?

Отчего песни звука У были похожи на гудок? (Вытягивал губы трубочкой).

  1. Дыхательная гимнастика

Упражнение 2.

Исходное положение: сидя, подбородок слегка приподнят, руки лежат на столе, спина прямая.

Инструкция: воспитатель говорит: «Давайте и мы поучимся петь звук у. (Далее как в упражнении 1).

Работа с зеркальцем. Комментарий:

Горлышко гудит, а воздух легко проходит через рот.

Воздуху ничего не мешает. Губы сделали воротца для воздуха, стали похожи на маленький кружок. Нам легко петь, тянуть и говорить новый звук.

  1. Вопросы и задания:

- Как умел гудеть звук У? (Как пароход, как поезд; тихо, громко).

Спойте все песни звука У.

- На чем любит играть звук У? (На трубе).

- Заслышав какую мелодию, все хлопали и подпевали?

Спойте и прохлопайте. (У у У у у у у у У______)

  1. Физкультминутка.

На одного ребенка воспитатель надевает маску-корону звука У. Дети делают маленький круг, «звук» - в середине круга.

- Мы со звуком У играем: у-у-у- мы повторяем.

Ветер сильно налетел                                                  дети машут поднятыми

Лес тревожно зашумел.                                               руками вверх.

Зайцы быстро поскакали,                                            прыжки на месте

Птицы в страхе повзлетали,                                        взмахи руками

Белочки в дубло забились,                                          приседания

Мышки в норочки укрылись,                                      приседания

Закружился бедный мишка,                                        кружатся

На него свалилась шишка.                                           держатся руками за голову

Ветер начал затихать,                                                    останавливаются

Лес стал тихо засыпать.                                                 садятся за столы

3 часть. Сочетание «АУ».

  1. Продолжение фонетической сказки.

В лесу Слыш побежал по своей любимой дорожке из камешков. Камни весело стучали под его ногами. А звуки пошли по другой тропинке, которая была покрыта травой. (Звучит музыка, звуки исчезают).

   Сначала они видели друг друга среди деревьев, но потом дорожки разошлись в разные стороны и друзья потеряли друг друга из вида. Слыш не растерялся, он крикнул что есть силы: «АУ». И в ответ он услышал тихое «ау». Это звуки отвечали ему издалека. Они начали кричать друг другу : «АУ»- «ау», пока не встретились на лесной полянке.

- Как я рад, что мы снова встретились. Мы ведь почти заблудились в лесу,- воскликнул звук А.

-Хорошо, что я стал кричать «АУ». Я сначала долго тянул звук а-а-а, а потом звук у-у-у. получилась песенка-«искалочка»: «ау» из двух звуков.

2. Игра «Эхо».

Попросить детей вместе со Слышем повторить песенку-«искалочку»: а-а-а-у-у-у. Следить за слитным произношением звуков- между ними не должно быть паузы. Воспитатель кричит громко, ребенок- тихо. Затем меняются ролями.

3. Вопросы:

- Из каких звуков состоит песенка-«искалочка»?

- Какой первый (второй) звук?

4 часть. Итог занятия.

В лесу стало темнеть. И друзья поспешили домой. Вот и кончились веселые приключения Слыша, который познакомил нас со звуками речи.(Какими?)

На этом наше путешествие в страну звуков не заканчивается. Продолжение знакомства со звуками ждет вас в школе. Слыш желает вам  удачи!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе). Тема: «Звук и буква Ш»

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе).Тема: «Звук и буква Ш»...

План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: «Звук и буква «С»

План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: «Звук и буква «С»...

План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Буква Б, звуки [Б], [Б’].

План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Буква Б, звуки [Б], [Б’]....

План - конспект организации и проведения занятия по обучению грамоте Тема: "Все звуки"

Цель занятия: познакомить детей со звукамиЗадачи:1. Образовательные: закреплять умение произносить звуки А,О,У,Ы,Э. Учить выделять гласные звуки из ряда звуков, из слогов, в начале и в конце сло...

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте. (в подготовительной к школе группе) Тема: «Звук и буква Ж»

В плане-конспекте подробно отражается работа по закреплению буквы Ж в разных видах работы. Занятие ориентировано для работы с старшими доольниками с ОВЗ....