План-конспект занятия по обучению грамоте по теме "Живые звуки".
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Конспект НОД по обучению грамоте детей с речевыми нарушениями в старшей группе.
Тема: "Живые звуки".
Цели: Развитие речевого внимания и фонематического восприятия на материале гласных звуков.
Учить определять последовательность звуков в коротких словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_podgotovka_k_obucheniyu_gramote.docx | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Тема: «Живые звуки».
Программное содержание:
Познакомить детей с гласными звуками а, у; со звуковым составом слова «ау». Учить понимать термин «звук».
Развивать артикуляционный аппарат; совершенствовать умение удерживать артикуляционную позу в течение некоторого времени.
Формировать умение делать короткие вдохи носом и длительный целенаправленный фонационный (озвученный) ротовой выдох на материале гласных звуков а,у. Воспитывать звуковую культуру речи: развивать силу и высоту голоса при пении гласных звуков, тренировать детей в произношении гласных звуков а, у длительно и плавно на одном выдохе.
Учить регулировать длительность воздушной струи.
Развивать фонематическое представление дошкольников (умение слышать и выделять определенные звуки в слове).
Воспитывать интерес к речевым занятиям.
Развивать организационные умения: понимать цель задания и вопросов, предложенных педагогом; оценивать результат работы (получилось- не получилось), исправлять ошибки.
Совершенствовать точность, координированность и переключаемость общей моторики; учить согласовывать движения с речью. Развивать память, внимание.
Материал: ширма, кукла Слыш, наглядное пособие кружки-звуки, декорация леса; стереозапись ; зеркала по количеству детей; маски-короны для звуков а, у.
Содержание НОД:
1 часть. Знакомство со звуком а.
- Организационный момент.
Педагог обращается к детям:
- Все ребята по местам!
Отправляться нужно нам!
В страну знаний полетим!
Узнать многое хотим!
Дети садятся за столы. Звучит сказочная мелодия (запись).
- Закройте глазки и представьте, что вы оказались в одной сказочной стране. (Дети некоторое время сидят с закрытыми глазами, затем их вниманию предлагаю ширму кукольного театра).
2. Фонетическая сказка с показом кукольного театра.
- В одной стране жил-был Слыш. У Слыша были большие уши, потому что он любил слушать, как звучат разные звуки. А еще у Слыша был большой рот, потому что он больше всего на свете любил произносить понравившиеся звуки. А помогал ему веселый язычок, который жил в большом ротике у Слыша.
Слыш любил гулять в своем сказочном городе и в сказочном лесу, расположенном неподалёку от города, он прислушивался к разным звукам, запоминал и играл сними.
Однажды утром Слыш тщательно вымыл лицо и свои большие уши, вышел из сказочного города погулять в лес.
Вдруг он услышал, что кто-то жалобно плачет6 «а-а». Слыш огляделся и увидел на лужайке незнакомца, Слыш подошел и спросил:
-Привет! Ты кто? Почему ты плачешь? Тебя кто-нибудь обидел?
«Я не плачу,- ответил незнакомец,- Я- звук А. я очень люблю петь, широко открывая рот. Иногда я пою тихо: «А,А,А», иногда очень громко: «А,А,А».
Когда мне грустно, то я пою тихую-тихую, протяжную песенку: -А-А-А-А-А-А.
Бывают времена, когда я играю на барабане: -ААааа, ААааа.
А еще я люблю петь детям колыбельные песенки. Мой голос звучит то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:
- А А А А А А
\ \ \ \ \ \
А А А___А___ А А А___А___
Слышу очень понравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.
Вопрос: Когда звук А пел, как он открывал рот? (Широко).
Работа с зеркальцем: Покажи, как звук А открывал рот.
- Дыхательная гимнастика.
Упражнение 1.
Исходное положение: сидя, подбородок слегка приподнят, руки лежат на столе, спина прямая.
Инструкция: воспитатель говорит: «Сейчас будем петь звук а. Нужно не кричать, а петь красиво, долго. Делаем два вдоха: «нюх-нюх» и поем: «А-а-а..». (Воспитатель делает пару быстрых вдохов и на мягком выдохе поет звук а. Теперь вы будете петь, а я слушаю, кто красиво и дольше всех пропоет. Следите за моими руками».
Вначале рука воспитателя быстро поднимается вверх, что служит сигналом к выполнению пары быстрых вдохов, затем в процессе пения звуков рука медленно опускается.
(Горлышко гудит, а воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает).
- Вопросы и задания:
-Ребята, как умел петь звук А? (Тихо, громко)
Спойте тихо, спойте громко.
-Какую песнь пел звук А, когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную).
Спойте тихую протяжную песню звука А. (А-А-. А-А-. А-А-А.)
-На каком инструменте играл звук А? (На барабане).
Прохлопайте и спойте мелодию, которую звук А играл на барабане (А А а а а, А А а а а).
-Какие песни звук А пел детям? (Колыбельные).
Давайте споем колыбельную звука А.
- А А А А А А
\ \ \ \ \ \
А А А___А___ А А А___А___
- За что всем нравится звук А? (Широко открывал рот и пел на разные голоса).
5. Физкультминутка.
На одного ребенка воспитатель надевает маску-корону (звук А) и предлагает с ним поиграть. Дети берутся за руки, делают большой круг и выполняют речь с движением: (звук А покатает нас на карусели) –Еле-еле-еле-еле Завертелись карусели….
2 часть. Знакомство со звуком у.
- Продолжение фонетической сказки.
Слыш и звук А подружились и пошли гулять, разговаривая обо всем на свете.
-Знаешь, Слыш, а почему у тебя такое интересное имя?- спросил звук А.
-Меня так назвали, потому что я очень люблю слушать и произносить разные звуки. А помогают мне большие уши и веселый язычок.- сказал Слыш.
Вдруг Слыш расправил свои большие уши и прислушался.
-Ты ничего не слышишь?- спросил он звука А.
-Нет,- ответил тот.
-Кто-то воет в лесу. (Раздается «у-у-у»). Это наверное волк.
Появляется звук У.
-Приветик! Это не волк. Это я-звук У. У меня есть одна удивительная особенность: когда я пою, то вытягиваю губы трубочкой, отчего все мои песни становятся похожи на вой волка, на гудок: «У,У,У».
Я умею гудеть, как пароход: «У-У-У_».
Умею гудеть как поезд: «УУ-УУ-УУ-«.
Я умею гудеть и тихо:-У-У-У-, и громко:-У-У-У-.
А больше всего я люблю играть на трубе: -У у У у у у у у У-, У у У у у у у у У-.
Заслушав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали: -У у У у у у у у У-, У у У у у у у у У-.
Еселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда я трубил отбой:
-У-У-у у У-У_____, У-У-у у У-У_____.
Все расходились , а песня звука У раздавалась все тише и тише. Так звук У помогал вставать , а вечером напоминал, что пора ложиться спать.
Вопросы:
Какой звук встретился нашим героям?
Отчего песни звука У были похожи на гудок? (Вытягивал губы трубочкой).
- Дыхательная гимнастика
Упражнение 2.
Исходное положение: сидя, подбородок слегка приподнят, руки лежат на столе, спина прямая.
Инструкция: воспитатель говорит: «Давайте и мы поучимся петь звук у. (Далее как в упражнении 1).
Работа с зеркальцем. Комментарий:
Горлышко гудит, а воздух легко проходит через рот.
Воздуху ничего не мешает. Губы сделали воротца для воздуха, стали похожи на маленький кружок. Нам легко петь, тянуть и говорить новый звук.
- Вопросы и задания:
- Как умел гудеть звук У? (Как пароход, как поезд; тихо, громко).
Спойте все песни звука У.
- На чем любит играть звук У? (На трубе).
- Заслышав какую мелодию, все хлопали и подпевали?
Спойте и прохлопайте. (У у У у у у у у У______)
- Физкультминутка.
На одного ребенка воспитатель надевает маску-корону звука У. Дети делают маленький круг, «звук» - в середине круга.
- Мы со звуком У играем: у-у-у- мы повторяем.
Ветер сильно налетел дети машут поднятыми
Лес тревожно зашумел. руками вверх.
Зайцы быстро поскакали, прыжки на месте
Птицы в страхе повзлетали, взмахи руками
Белочки в дубло забились, приседания
Мышки в норочки укрылись, приседания
Закружился бедный мишка, кружатся
На него свалилась шишка. держатся руками за голову
Ветер начал затихать, останавливаются
Лес стал тихо засыпать. садятся за столы
3 часть. Сочетание «АУ».
- Продолжение фонетической сказки.
В лесу Слыш побежал по своей любимой дорожке из камешков. Камни весело стучали под его ногами. А звуки пошли по другой тропинке, которая была покрыта травой. (Звучит музыка, звуки исчезают).
Сначала они видели друг друга среди деревьев, но потом дорожки разошлись в разные стороны и друзья потеряли друг друга из вида. Слыш не растерялся, он крикнул что есть силы: «АУ». И в ответ он услышал тихое «ау». Это звуки отвечали ему издалека. Они начали кричать друг другу : «АУ»- «ау», пока не встретились на лесной полянке.
- Как я рад, что мы снова встретились. Мы ведь почти заблудились в лесу,- воскликнул звук А.
-Хорошо, что я стал кричать «АУ». Я сначала долго тянул звук а-а-а, а потом звук у-у-у. получилась песенка-«искалочка»: «ау» из двух звуков.
2. Игра «Эхо».
Попросить детей вместе со Слышем повторить песенку-«искалочку»: а-а-а-у-у-у. Следить за слитным произношением звуков- между ними не должно быть паузы. Воспитатель кричит громко, ребенок- тихо. Затем меняются ролями.
3. Вопросы:
- Из каких звуков состоит песенка-«искалочка»?
- Какой первый (второй) звук?
4 часть. Итог занятия.
В лесу стало темнеть. И друзья поспешили домой. Вот и кончились веселые приключения Слыша, который познакомил нас со звуками речи.(Какими?)
На этом наше путешествие в страну звуков не заканчивается. Продолжение знакомства со звуками ждет вас в школе. Слыш желает вам удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе). Тема: «Звук и буква Ш»
План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе).Тема: «Звук и буква Ш»...
План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте. (в подготовительной к школе группе). Тема: «Звук и буква Р»
План-конспект по обучению грамоте "Звук и буква Р" (подгрупповое занятие....
План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: «Звук и буква «С»
План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: «Звук и буква «С»...
План-конспект по подготовке к обучению грамоте по теме: «Звук [С]. Буква С»
План-конспект по подготовке к обучению грамоте...
План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Буква Б, звуки [Б], [Б’].
План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Буква Б, звуки [Б], [Б’]....
План - конспект организации и проведения занятия по обучению грамоте Тема: "Все звуки"
Цель занятия: познакомить детей со звукамиЗадачи:1. Образовательные: закреплять умение произносить звуки А,О,У,Ы,Э. Учить выделять гласные звуки из ряда звуков, из слогов, в начале и в конце сло...
План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте. (в подготовительной к школе группе) Тема: «Звук и буква Ж»
В плане-конспекте подробно отражается работа по закреплению буквы Ж в разных видах работы. Занятие ориентировано для работы с старшими доольниками с ОВЗ....