Конспект НОД по обучению грамоте "Звуки С, Сь. Буква С"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
В данном материале представлены приёмы ознакомления дошкольников со звуками и буквами, которые их обозначают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 429»
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: «Звуки С, Сь. Буква С»
Разработала
воспитатель
Метелькова М.Н.
город Нижний Новгород
2017 г.
Цель: формирование фонетически чистой, грамматически правильной, лексически развитой речи.
Задачи:
1. Дать представление о звуке [С] и [С’]. Познакомить с буквой С.
2. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
3. Развивать внимание, воображение, слуховую и зрительную, двигательную память; логическое мышление, делать умозаключения и выводы,
4. Развивать мелкую моторику и координацию движений.
5.Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность, доброжелательность.
Методические приёмы: сюрпризный момент, совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, художественное слово, физкультурная минутка, наглядный материал, Д/и «Звуковая мозаика», «Теремок».
Развивающая среда: Игрушка Буратино; предметные картинки на звуки [С], [С’], фишки для звукового анализа, изображение буквы, поля для игры «Звуковая мозаика»
ХОД НОД
Воспитатель входит в группу с игрушкой Буратино в руках
Воспитатель: ребята сегодня к нам в гости снова пришел Буратино и принес задания от мудрого сверчка. Буратино говорит, что задания очень трудные и одному ему с ними не справиться. Поможем буратино. Но сначала сделаем гимнастику для языка.
Четко звук произносить.
Громко, внятно говорить.
Нам поможет, наверняка,
Гимнастика для язычка.
1.Повторение пройденного
Первое задание: «Разделить звуки на гласные и согласные».
Воспитатель достает из портфеля Буратино буквы и раскладывает их на стульчики проводится игра «Теремок». В теремок попадает тот, кто охарактеризует звук (гласный он или согласный и почему), обозначенный буквой.
- Затруднения в ситуации.
Второе задание «Найди лишнее слово».
Воспитатель демонстрирует детям четыре предметные картинки, среди которых нужно найти лишнюю. В первой группе лишнее слово «стол» во второй «синица»
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие же слова были лишние? - Подумайте, что общего между этими словами?
Дети: В этих словах есть звуки С и Сь.
Воспитатель: Чем эти звуки похожи? (эти звуки согласные, глухие) Почему?
- Чем эти звуки отличаются? (звук С – твердый, а звук Сь – мягкий. Обозначать мы из будем фишками разного цвета).
- А еще чем похожи эти звуки? Какой буквой мы будем обозначать их на письме? (Буквой С)
3. Открытие нового знания.
Воспитатель: А как же нам узнать, как выглядит эта буква?
− Может кто-то из вас уже знает букву С?
− Как и где мы можем в этом убедиться? (Спросить у взрослых, посмотреть информацию в интернете, обратиться к азбуке, в алфавите найти.).
− Посмотрите! У нас есть алфавит, и сколько здесь букв! Какая из них буква С?
− Как вы догадались, что это буква С? (Нарисован самолет, первый звук в слове самолет - С, поэтому рядом нарисована буква С.)
Буратино: У меня есть увеличенное изображение буквы С.
− Скажите, на что она похожа? (На кренделёк, месяц, полукруг.)
Нарисуем полукруг
Буква С (эс) возникла вдруг
Что за буква светится
Ясным полумесяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Игровое упражнение «Составь букву».
− Сможете ли вы составить букву С из различных материалов? (Да, сможем.).
Дети выполняют задание индивидуально, стоя, около столов, на индивидуальном подносе. Предлагаемые материалы: фасоль, проволока, счетные палочки, шерстяная нить.
- Включение нового знания в систему знаний.
Воспитатель: Ребята Буратино очень понравилась наша игра «Звуковая мозаика» я предлагаю вам присесть за столы и поиграть.
Проводится Д/и «Звуковая мозаика»
Третье задание мудрого сверчка «Подбери схему к слову».
Детям раздаются картинки со звуками С и Сь в разных позициях. И схемы слов
- Посмотрите, что нарисовано на картинках. Определите, где находится звук С или Сь в словах и подберите схемы к словам.
Дети делятся на три команды и подбирают схемы к словам стоя у столов.
Четвертое задание «Расшифруй слово»
Детям предлагается «расшифровать» слово по первым звукам каждого слова. - Как же нам расшифровать это слово? Ведь здесь только картинки. (Прочитать)
- Прочитать? А где здесь буквы?
- Кто сможет прочитать?
При затруднении педагог помогает.
- Называйте. Что нарисовано на первой картинке?
- Какой первый звук в слове «сок»? (С). и т.д.
- Смогли мы расшифровать слово?
- Какое слово у нас получилось? (Санки)
- Все знают, что такое санки? Для чего нужны санки? (Картинка.) (Чтобы кататься зимой с горки.)
- Сделайте звуковой анализ этого слова! (Индивидуальная помощь.)
Дети за партами выкладывают слово «санки» из фишек и проверяют правильность выполнения задания в парах.
Воспитатель: вот мы и выполнили все задания мудрого сверчка давайте вспомним чему мы сегодня научились. Буратино благодарит детей.
5.Рефлексия.
Воспитатель задает вопросы каждой паре, подставляя ладошку. Дети отвечают и хлопают воспитателю по ладошке.
Вопросы:
1.Скакой буквой мы сегодня познакомились?
2.Какие звуки она обозначает?
3.Чем звуки С и Сь отличаются друг от друга?
4. Какие это звуки гласные или согласные?
5. Какими фишками мы их будем обозначать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/09/picture-151901-1507563943.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте « Знакомство с буквой «С»
Предложенный конспект занятия способствует закреплению знаний об изученных буквах; формировать грамматически граматную речь детей; воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь друг друг...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/23/picture-298158-1379911458.jpg)
Непосредственная образовательная деятельность.Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буква Е" (подготовительная группа)
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буква Е"...
Конспект НОД по обучению грамоте "Звук и буква Ц" в подготовительной группе.
Конспект занятия по уточнению и расширению знаний детей по теме "Звук и буква Ц"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-482120-1410881721.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"
Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/18/picture-465315-1681836425.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К"
Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К" для детей подготовительной к школе группы с использование учебно-методического комплекта "Ступеньки детства" (авт.О.И.Бадулина, Н.М.Конышев...
Конспект НОД по обучению грамоте: «Звук А, буква А.»
Программное содержание: уточнение артикуляции звука; закрепление навыков четкого произношения звука [а]; ознакомление с буквой «А»; развитие речевого дыхания, внимания, фонематического слуха и фонемат...