Конспект НОД по обучению грамоте "Звуки С, Сь. Буква С"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
В данном материале представлены приёмы ознакомления дошкольников со звуками и буквами, которые их обозначают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 429»
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: «Звуки С, Сь. Буква С»
Разработала
воспитатель
Метелькова М.Н.
город Нижний Новгород
2017 г.
Цель: формирование фонетически чистой, грамматически правильной, лексически развитой речи.
Задачи:
1. Дать представление о звуке [С] и [С’]. Познакомить с буквой С.
2. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
3. Развивать внимание, воображение, слуховую и зрительную, двигательную память; логическое мышление, делать умозаключения и выводы,
4. Развивать мелкую моторику и координацию движений.
5.Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность, доброжелательность.
Методические приёмы: сюрпризный момент, совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, художественное слово, физкультурная минутка, наглядный материал, Д/и «Звуковая мозаика», «Теремок».
Развивающая среда: Игрушка Буратино; предметные картинки на звуки [С], [С’], фишки для звукового анализа, изображение буквы, поля для игры «Звуковая мозаика»
ХОД НОД
Воспитатель входит в группу с игрушкой Буратино в руках
Воспитатель: ребята сегодня к нам в гости снова пришел Буратино и принес задания от мудрого сверчка. Буратино говорит, что задания очень трудные и одному ему с ними не справиться. Поможем буратино. Но сначала сделаем гимнастику для языка.
Четко звук произносить.
Громко, внятно говорить.
Нам поможет, наверняка,
Гимнастика для язычка.
1.Повторение пройденного
Первое задание: «Разделить звуки на гласные и согласные».
Воспитатель достает из портфеля Буратино буквы и раскладывает их на стульчики проводится игра «Теремок». В теремок попадает тот, кто охарактеризует звук (гласный он или согласный и почему), обозначенный буквой.
- Затруднения в ситуации.
Второе задание «Найди лишнее слово».
Воспитатель демонстрирует детям четыре предметные картинки, среди которых нужно найти лишнюю. В первой группе лишнее слово «стол» во второй «синица»
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие же слова были лишние? - Подумайте, что общего между этими словами?
Дети: В этих словах есть звуки С и Сь.
Воспитатель: Чем эти звуки похожи? (эти звуки согласные, глухие) Почему?
- Чем эти звуки отличаются? (звук С – твердый, а звук Сь – мягкий. Обозначать мы из будем фишками разного цвета).
- А еще чем похожи эти звуки? Какой буквой мы будем обозначать их на письме? (Буквой С)
3. Открытие нового знания.
Воспитатель: А как же нам узнать, как выглядит эта буква?
− Может кто-то из вас уже знает букву С?
− Как и где мы можем в этом убедиться? (Спросить у взрослых, посмотреть информацию в интернете, обратиться к азбуке, в алфавите найти.).
− Посмотрите! У нас есть алфавит, и сколько здесь букв! Какая из них буква С?
− Как вы догадались, что это буква С? (Нарисован самолет, первый звук в слове самолет - С, поэтому рядом нарисована буква С.)
Буратино: У меня есть увеличенное изображение буквы С.
− Скажите, на что она похожа? (На кренделёк, месяц, полукруг.)
Нарисуем полукруг
Буква С (эс) возникла вдруг
Что за буква светится
Ясным полумесяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Игровое упражнение «Составь букву».
− Сможете ли вы составить букву С из различных материалов? (Да, сможем.).
Дети выполняют задание индивидуально, стоя, около столов, на индивидуальном подносе. Предлагаемые материалы: фасоль, проволока, счетные палочки, шерстяная нить.
- Включение нового знания в систему знаний.
Воспитатель: Ребята Буратино очень понравилась наша игра «Звуковая мозаика» я предлагаю вам присесть за столы и поиграть.
Проводится Д/и «Звуковая мозаика»
Третье задание мудрого сверчка «Подбери схему к слову».
Детям раздаются картинки со звуками С и Сь в разных позициях. И схемы слов
- Посмотрите, что нарисовано на картинках. Определите, где находится звук С или Сь в словах и подберите схемы к словам.
Дети делятся на три команды и подбирают схемы к словам стоя у столов.
Четвертое задание «Расшифруй слово»
Детям предлагается «расшифровать» слово по первым звукам каждого слова. - Как же нам расшифровать это слово? Ведь здесь только картинки. (Прочитать)
- Прочитать? А где здесь буквы?
- Кто сможет прочитать?
При затруднении педагог помогает.
- Называйте. Что нарисовано на первой картинке?
- Какой первый звук в слове «сок»? (С). и т.д.
- Смогли мы расшифровать слово?
- Какое слово у нас получилось? (Санки)
- Все знают, что такое санки? Для чего нужны санки? (Картинка.) (Чтобы кататься зимой с горки.)
- Сделайте звуковой анализ этого слова! (Индивидуальная помощь.)
Дети за партами выкладывают слово «санки» из фишек и проверяют правильность выполнения задания в парах.
Воспитатель: вот мы и выполнили все задания мудрого сверчка давайте вспомним чему мы сегодня научились. Буратино благодарит детей.
5.Рефлексия.
Воспитатель задает вопросы каждой паре, подставляя ладошку. Дети отвечают и хлопают воспитателю по ладошке.
Вопросы:
1.Скакой буквой мы сегодня познакомились?
2.Какие звуки она обозначает?
3.Чем звуки С и Сь отличаются друг от друга?
4. Какие это звуки гласные или согласные?
5. Какими фишками мы их будем обозначать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте « Знакомство с буквой «С»
Предложенный конспект занятия способствует закреплению знаний об изученных буквах; формировать грамматически граматную речь детей; воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь друг друг...
Непосредственная образовательная деятельность.Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буква Е" (подготовительная группа)
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буква Е"...
Конспект НОД по обучению грамоте "Звук и буква Ц" в подготовительной группе.
Конспект занятия по уточнению и расширению знаний детей по теме "Звук и буква Ц"....
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"
Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....
Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К"
Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К" для детей подготовительной к школе группы с использование учебно-методического комплекта "Ступеньки детства" (авт.О.И.Бадулина, Н.М.Конышев...
Конспект НОД по обучению грамоте: «Звук А, буква А.»
Программное содержание: уточнение артикуляции звука; закрепление навыков четкого произношения звука [а]; ознакомление с буквой «А»; развитие речевого дыхания, внимания, фонематического слуха и фонемат...
Конспект ООД по обучению грамоте "Звук и буква О"
Занятие по обучению грамоте....