Конспект НОД по обучению грамоте "Звуки С, Сь. Буква С"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

В данном материале представлены приёмы ознакомления дошкольников со звуками и буквами, которые их обозначают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 429»

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: «Звуки С, Сь. Буква С»

           Разработала

        воспитатель

        Метелькова М.Н.

город Нижний Новгород

2017 г.

Цель: формирование фонетически чистой, грамматически правильной, лексически развитой речи.

Задачи:

1. Дать представление о звуке [С] и [С’]. Познакомить с буквой С.

2. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.

3. Развивать внимание, воображение, слуховую и зрительную, двигательную память; логическое мышление, делать умозаключения и выводы,

4. Развивать мелкую моторику и координацию движений.

5.Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность, доброжелательность.

Методические приёмы: сюрпризный момент, совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, художественное слово, физкультурная минутка, наглядный материал, Д/и «Звуковая мозаика», «Теремок».

Развивающая среда: Игрушка Буратино; предметные картинки на звуки [С], [С’], фишки для звукового анализа, изображение буквы, поля для игры «Звуковая мозаика»

ХОД НОД

Воспитатель входит в группу с игрушкой Буратино в руках

Воспитатель: ребята сегодня к нам в гости снова пришел Буратино и принес задания от мудрого сверчка. Буратино говорит, что задания очень трудные и одному ему с ними не справиться. Поможем буратино. Но сначала сделаем гимнастику для языка.

Четко звук произносить.

Громко, внятно говорить.

Нам поможет, наверняка,

Гимнастика для язычка.

   1.Повторение пройденного

Первое задание: «Разделить звуки на гласные и согласные».

Воспитатель достает из портфеля Буратино буквы и раскладывает их на стульчики проводится игра «Теремок». В теремок попадает тот, кто охарактеризует звук (гласный он или согласный и почему), обозначенный буквой.

  1. Затруднения в ситуации.

Второе задание «Найди лишнее слово».

Воспитатель демонстрирует детям четыре предметные картинки, среди которых нужно найти лишнюю. В первой группе лишнее слово «стол» во второй «синица»

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие же слова были лишние? - Подумайте, что общего между этими словами?

Дети: В этих словах есть звуки С и Сь.

Воспитатель: Чем эти звуки похожи? (эти звуки согласные, глухие) Почему?

- Чем эти звуки отличаются? (звук С – твердый, а звук Сь – мягкий. Обозначать мы из будем фишками разного цвета).

- А еще чем похожи эти звуки? Какой буквой мы будем обозначать их на письме? (Буквой С)

3. Открытие нового знания.

Воспитатель: А как же нам узнать, как выглядит эта буква?

 Может кто-то из вас уже знает букву С?

 Как и где мы можем в этом убедиться? (Спросить  у взрослых, посмотреть информацию в интернете, обратиться к азбуке, в алфавите найти.).

 Посмотрите! У нас есть алфавит, и сколько здесь букв! Какая из них буква С?

 Как вы догадались, что это буква С? (Нарисован самолет, первый звук в слове самолет - С, поэтому рядом нарисована буква С.)

Буратино: У меня есть увеличенное изображение буквы С.

 Скажите, на что она похожа?  (На кренделёк, месяц, полукруг.)

Нарисуем полукруг

Буква С (эс) возникла вдруг

Что за буква светится

 Ясным полумесяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

Игровое упражнение «Составь букву».

 Сможете ли вы составить букву С из различных материалов? (Да, сможем.).

Дети выполняют задание индивидуально, стоя, около столов, на индивидуальном подносе. Предлагаемые материалы: фасоль, проволока, счетные палочки, шерстяная нить.

  1. Включение нового знания в систему знаний.

Воспитатель: Ребята Буратино очень понравилась наша игра «Звуковая мозаика» я предлагаю вам присесть за столы и поиграть.

Проводится Д/и «Звуковая мозаика»

 Третье задание мудрого сверчка «Подбери схему к слову».

Детям раздаются картинки со звуками С и Сь в разных позициях.  И схемы слов

- Посмотрите, что нарисовано на картинках. Определите, где находится звук С или Сь в словах и подберите схемы к словам.

Дети делятся на три команды и подбирают схемы к словам стоя у столов.

Четвертое задание «Расшифруй слово»

Детям предлагается «расшифровать» слово по первым звукам каждого слова. - Как же нам расшифровать это слово? Ведь здесь только картинки. (Прочитать)

- Прочитать? А где здесь буквы?

- Кто сможет прочитать?

При затруднении педагог помогает.

- Называйте. Что нарисовано на первой картинке?

- Какой первый звук в слове «сок»? (С). и т.д.

- Смогли мы расшифровать слово?

- Какое слово у нас получилось? (Санки)

- Все знают, что такое санки? Для чего нужны санки? (Картинка.) (Чтобы кататься зимой с горки.) 
- Сделайте звуковой анализ этого слова! (Индивидуальная помощь.) 

Дети за партами выкладывают слово «санки» из фишек и проверяют правильность выполнения задания в парах.

Воспитатель: вот мы и выполнили все задания мудрого сверчка давайте вспомним чему мы сегодня научились. Буратино благодарит детей.

5.Рефлексия.

Воспитатель задает вопросы каждой паре, подставляя ладошку. Дети отвечают и хлопают воспитателю по ладошке.

Вопросы:

1.Скакой буквой мы сегодня познакомились?

2.Какие звуки она обозначает?

3.Чем звуки С и Сь отличаются друг от друга?

4. Какие это звуки гласные или согласные?

5. Какими фишками мы их будем обозначать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте « Знакомство с буквой «С»

Предложенный конспект занятия способствует закреплению знаний об изученных буквах; формировать грамматически граматную речь детей; воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь друг друг...

Конспект НОД по обучению грамоте "Звук и буква Ц" в подготовительной группе.

Конспект занятия по уточнению и расширению знаний детей по теме "Звук и буква Ц"....

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"

Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К"

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К" для детей подготовительной к школе группы с использование учебно-методического комплекта "Ступеньки детства" (авт.О.И.Бадулина, Н.М.Конышев...

Конспект НОД по обучению грамоте: «Звук А, буква А.»

Программное содержание: уточнение артикуляции звука; закрепление навыков четкого произношения звука [а]; ознакомление с буквой «А»; развитие речевого дыхания, внимания, фонематического слуха и фонемат...