"Буква и звук [У]" ООД для детей старшей группы
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

САФРОНОВА ЕЛЕНА ВАЛЕНТИНОВНА

Конспект по обучению грамоте для детей старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей группы

Тема: «Буква и звук [У]»

Задачи: познакомить детей с буквой, которая обозначает гласный звук [У];

        - учить правильно произносить этот звук; выделять в начале, середине и конце слова;

        - воспитывать усидчивость при штриховке буквы У.

Ход образовательной деятельности

Восп. Ребята, мы с вами продолжаем изучать буквы. Скажите, чем отличаются буква от звука.

Дети. Буквы мы видим и пишем, а звуки – слышим и говорим.

Восп. Правильно. А сейчас давайте вспомним, какие бывают звуки?

Дети. Гласные и согласные (для ответа используется картинка с домиком, в котором живут гласные и согласны).

Восп. На прошлой неделе мы с вами познакомились с одним звуком, назовите его. ([А]) Какой это звук? (Гласный). Назовите слова на этот звук.

Игра с мячом. Кто больше назовет слов.

Восп. Молодцы. А сейчас послушайте загадки от Любопытного.

        1. Как называется суп из рыбы? (Уха) Показать картинку.

        2. Дома стоят, друг на друга глядят.

        Пешеходы идут, сумки несут.

        И автомобили куда-то покатили…. (улица) Показать картинку.

        3.Он плывет по простыне,

        Как кораблик по волне.        

Он хозяйкам – добрый друг-

        Электрический….(утюг).        Показать картинку.

Ребята посмотрите внимательно на картинки, давайте попробуем определить, из скольких частей состоят названия этих предметов.

Дети делят слова на слоги.

А теперь придумайте предложения с этими словами.

Дети придумывают предложения.

А теперь, ребята, скажите, на какой звук начинаются все эти слова?

Дети. На звук [у].

Восп. Правильно. А определите, какой это звук: гласный или согласный?

Дети. Гласный.

Восп. Правильно, а как вы догадались?

Дети. Потому что его можно петь.

Восп. Гласные тянутся в песенке звонкой,

        Могут заплакать и закричать.

        Могут в кроватке баюкать ребенка,

        Но не желают свистеть и ворчать.

Давать попробуем все действия из стихотворения проделать со звуком [у].

(Расселить карточку с буквой У в пособии «домик для букв»)

Восп. Послушайте стихотворения про букву У.

        Буква У живет в ухе,

        Улице и утюге.

А сейчас я просчитаю еще одно четверостишие, а вы посчитайте, сколько слов на звук [у].

        Улитка просит уточку:

        -Закинь-ка в речку удочку.

        Уточка закинула-

        Уклейку-рыбку вынула

Сколько слов на звук [у]? (пять слов). Давайте назовем их.

Дети. Улитка, уточка, удочка, уклейка.

Восп. Молодцы. Все эти слова начинаются на звук [у]. Но есть слова, ребята, где звук [у] встречается в середине слова или в конце. Я вам предлагаю  поиграть в игру. Я буду называть слова, если звук [у] встречается в начале слова - вы хлопаете в ладоши, если в конце – вы топаете ножками, а если в середине - то вы киваете головой.

Утка, улитка, дуб, утюг, тумбочка, лук, кенгуру.

А сейчас, давайте рассмотрим букву, которая обозначает звук [у]. Рассмотрите ее, на что она похожа? (ответы детей) Из каких деталей она состоит? (из двух палочек, одна длинная, другая короткая). Найдите в группе предметы, которые похожи на эту букву.

А сейчас предлагаю вам сесть за столы, для того, чтобы рассмотреть букварь.

Работа с букварем.

Откройте букварь и найдите страничку с буквой У. Рассмотрите, на что похожа эта буква, какие предметы на звук [у] изображены в букваре.

А теперь давайте разукрасим букву в нашей тетради, оденем ее в красный  кафтан.

Работа в тетради. В середине работы физминутка.

        Ветер дует нам в лицо,

        Закачалось деревцо.

Ветер тише-тише-тише,

Деревцо все выше-выше-выше.

Посмотрите, какая красивая буква у нас получилась.

Итог. Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? (У). Запомните букву, которая обозначает этот звук. А кто вспомнит слова, которые начинаются на звук [у]. Домашнее задание: придумать слова, которые начинаются на звук [у].


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Волшебные звуки (ж), (з)"для детей старшей группы.

В конспекте непосредственно образовательной деятельности по теме: "Волшебные звуки (ж), (з)" представлена работа с детьми старшего дошкольного возраста по отработке умения различать на слух знакомые з...

Викторина “Чудесные превращения звуков в слова” (для детей старшей группы ДОУ)

Викторина “Чудесные превращения звуков в слова” (для детей старшей группы ДОУ)...

"Буква и звук [И]" ООД для детей старшей группы

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшей группы...

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы...

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ».

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ»....

Занятие по развитию речи (звуковая культура речи) "Звуки «Л» - «Р»" для детей старшей группе

В данном документе представлена технологическая карта и  задание-карточка к нему. Представленное занятие проводилось с 1 ребенком страршего дошкольного возраста в дистанционном режиме....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения) «Путешествие в страну буквы О» (звук и буква О)

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения)  «Путешествие в страну букв...