Занятие по развитию речи (звуковая культура речи) "Звуки «Л» - «Р»" для детей старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
В данном документе представлена технологическая карта и задание-карточка к нему. Представленное занятие проводилось с 1 ребенком страршего дошкольного возраста в дистанционном режиме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 37.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Тема занятия: «Звуковая культура речи: звуки «Л» - «Р»»
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Возрастная группа: старшая группа
Цель занятия: развитие звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи занятия:
Образовательные:
- учить слышать звук в слове;
- совершенствовать умение различать звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук;
- упражнять детей в произношении звуков [л] —[ р] в слогах, словах;
Развивающие:
- развивать фонематический слух и связную речь;
- развивать умение различать на слух и называть слова на заданный звук.
Воспитательные:
- обогащать и активировать словарь;
- воспитывать познавательный интерес у дошкольников.
Словарная работа: пароход, таракан, рыба, лопата, пила, гора, рак, рука.
Планируемые результаты занятия: У детей развиты органы артикуляции, закрепили правильное произношение звуков «Л» и «Р».
Подготовительная работа: подготовка технологической карты, подбор заданий по теме, подготовка интерактивного сопровождения (презентация PowerPoint)
.Материалы и оборудование: презентация, распечатка с заданием, карандаши, рассказ Е.И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву».
.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты Формируемые целевые ориентиры |
1. | Организационно-мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия | Сегодня перед самой нашей встречей, нам пришло письмо. Написал его нам мальчик по имени Женя. Один раз с ним случилось интересный случай. Давай узнаем, что с ним произошло? | Словесные. Наглядный. | Заинтересованность, внимательно слушают педагога. | Активизация внимания. |
2. | Основной этап | |||||
2.1. | Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме | Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву» - Мальчик Женя не умел говорить букву "р". Ему говорят: - Ну-ка, Женя, скажи: "пароход". А он говорит: "палоход". - Скажи: "таракан". А Женя говорит: "талакан". - Скажи: "рыба". А он говорит: "лыба". Все ребята во дворе над ним смеялись. Вот Женя однажды играл с ребятами, сказал тоже что-то неправильное. И ребята стали его дразнить. Тогда Женя обиделся и залез на крышу. Там на дворе стоял маленький домик, невысокая баня. Лежит Женя на банной крыше и тихонько плачет. Вдруг на забор прилетела ворона и здорово так каркнула: - Крррааа. Женя тоже каркнул - только получилось: "клллааа". А ворона посмотрела на него, наклонила набок голову, прищёлкнула клювом и давай выговаривать на разные лады: - Каррр, краа, кррр, ррра, ррра. У Жени получается: "клавла, кллл, клклкл". Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил. У него и язык устал, и губы распухли. И вдруг так хорошо у него получилось. - Крррррррраааа! Так хорошо "ррр" получается, словно куча камней по камушкам в разные стороны раскатывается: "ррррр". Обрадовался Женя и полез с крыши. Торопится, лезет и всё время каркает, чтобы не забыть, как "р" выговаривается. Лез, лез и свалился с крыши, да крыша-то банная, баня невысокая, и в куст смородины он упал - не ушибся. Встал Женя, побежал к ребятам, смеётся, радуется и кричит: - Я "рры" научился говорить! - А ну, - говорят ребята, - скажи нам что-нибудь. Женя думал, думал и сказал: - Паверрррррр. Это Женя хотел сказать "Павел", да спутал. Вот как обрадовался! | Словесные Наглядный. Практический. | Решение проблемной ситуации. Внимательно слушает письмо от мальчика Жени, отвечает на вопросы педагога. | Дети нацелены на закреплении старого материала. |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о дифференциации звуков [Р] – [Л] | Беседа по вопросам. - А теперь ответьте мне на вопросы: -Какой звук не выговаривал мальчик Женя? -А какой звук он говорил вместо звука «Р»? - «Из всех звуков звук «р» – самый трудный и коварный. Он не получается у многих детей, в том числе и у многих детишек. Может ты даже это замечал у своих друзей. Поэтому наша общая задача – помочь друзьям „покорить“ этот звук, ну а после наше занятия ты сможешь поделиться со своими друзьями новыми знаниями. – Чаще всего вместо «р» выговаривается похожий на него звук «л». - Давайте поможем мальчику Жене правильно произносить звуки? - Что нам помогает правильно произносить звуки? - Да, все верно, нам помогают в этом язык, губы и зубы. Для того, чтобы приступить к выполнению задания, нам нужно с тобой размять наши губы, и в этом нам с тобой поможет артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5—7 с. Повторить 4-5 р. "Маленькая качель" - Рот открыт, как при звуке [а]. Движения языка - вверх, кончиком языка задеть бугорки за верхними зубами, вниз - кончиком языка задеть бугорки за нижними зубами. И снова вверх - вниз - .. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна На качелях я качаюсь: Вверх-вниз, вверх-вниз. Высоко я поднимаюсь, Опускаюсь снова вниз. Повторить 3—5 раз. «Лошадка» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить 6-7 р. "Грибок" Давай сделаем «грибок». Улыбнись, открой рот, «приклей» (присоси) язык к нёбу, удерживай язык в таком положении на счёт от 3 до пяти-десяти (рот всё время широко открыт). Если «грибок» не получается, щёлкай медленно язычком, как лошадка, почувствуй, как язычок «присасывается» к нёбу. Повтор 3 – 5 р. "Дятел" - Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять : «ДД-Д…». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать. Язык прыгает по бугоркам. Повторить 3—5 р. | Беседа. Словесный. Наглядный. Игровые. Практический. | Выполнение разминки, перед началом выполнения заданий Выполняет задание педагога. Предполагаемые ответы детей («Р».) («Л») (Да). (язык, губы, зубы) | Повторение старого материала. |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Овладение действиями, способами решения проблемы | - Теперь давайте приступим к выполнению заданий, которые так же могут помочь мальчику Жене снова выговаривать звуки «Р» и «Л». Повторение чистоговорок: Ла – ла – ла – лопата и пила, Ра – ра – ра – высокая гора, Ло – ло – ло – как на солнышке тепло, Ру – ру – ру – коза грызет кору, Ла – ла – ла – ласточка гнездо взвила, Ры – ры – ры – прилетели комары. Гимнастика для глаз "Отдыхалочка" Мы играли, рисовали) Выполняются действия, о которых идет речь Игра «Поменяй звуки» Заменить звук [Л] на звук [Р] в словах. Какие слова получились? Лак — рак, ложки —рожки , лама —рама, Лука —рука, бал-бар , дал —дар ,жал —жар , мил — мир ,игла — игра , блошка — брошка , ложь —рожь , жил —жир , свалка —сварка. лов — ров Физкультминутка «Для начала мы с тобой» Игра «Придумай предложения со словами» (по слайду 10) Белка, арбуз, пила, сыр, роза Определи какой звук (Р или Л) есть в слове. Соедини картинки с нужной буквой. (бутылочка, корова, ракета, морковка, лампа, лук, пенал, рогатка, стол, мухомор) "Отдыхалочка" Мы играли, рисовали) Выполняются действия, о которых идет речь | Словесный. Игровой. Практический. Наглядный. | Повторение чистоговорки, Выполнение заданий педагога. Успешно закрепляют пройденный материал для закрепления знаний. Расслабляются, поднимется настроение. Предполагаемые ответы: (в начале слова, в начале слова, в середине слова, в конце слова, в начале слова, в середине слова) | Совершенствование дифференциации Звуков [Р] – [Л] |
3 | Заключительный этап | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, самооценки | Сегодня все очень хорошо занимались. -Какие звуки мы сегодня проговаривали? - Скажи, а какое занятие было для тебя самым легким, а каким самым сложным? | Словесный. Беседа. | Отвечает на вопросы воспитателя, усвоение полученного материала. Подведение итогов | Подведение итогов. Анализ полученных знаний у ребенка. |
и в детском саду» (старшая группа)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".
Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....
Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук [Ф] во 2 младшей группе"
Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ " ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ : звуки С и СЬ"
Цель: Показать детям артикуляцию звука С и СЬ, отчетливое произношение звука в словах и фразовой речи.Задачи:Образовательные.- познакомить с произношением зву...
Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи:звук [Ц] загон для лошадок »
Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...
конспект к занятию по развитию речи. Звуковая культура речи. Звук {C} младшая группа
конспект к занятию по развитию речи. Звуковая культура речи. Звук {C} младшая группаПодготовила: воспитатель Манжикова Г.В....
Конспект занятия По Развитию речи «Звуковая культура речи: звук С» (вторая младшая группа)
Программное содержание:отрабатывать четкое произношение звука [с];упражнять в умении вести диалог;закреплять представление о знакомых предметах;понимать простые по форме и содержанию вопросы воспитате...
Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Звук [С]» в младшей группе
Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: знакомство со звуком С Задачи: Обучающие: • Познакомить с произношением звука «с»; • Учить правильному произношению ...
- Мне нравится (1)