"Знакомимся с буквами по методике Усенковой"
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
В данной статье педагогу предложено знакомство с буквами по блокам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usenkova.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Панаевский детский сад «Красная шапочка».
Знакомимся с буквами
по методике Е.В Усенковой
Подготовила педагог дополнительного
образования Ниязова О.М
Панаевск, 2015
Одной из главных задач, для учителя начальных классов, является
научить ребёнка читать.
Выражение «уметь читать», для ребёнка, должно включать не
только умение складывать слоги в слова, умение прочитывать
текст, но и умение осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него.
Но часто учителя начальных классов сталкиваются с проблемой низкой техники чтения у учащихся. А ведь чтение играет очень важную роль в образовании, воспитании и развитии ребёнка. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Но фактором номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов - это скорость чтения.
Изучая статью В. Н. Зайцева «Резервы обучения чтению» познакомилась с термином «оптимальное чтение». «Оптимальное чтение» - это чтение в темпе разговорной речи. Как показывают исследования, это темп чтения от 120 до 150 слов в минуту.
В. Н. Зайцев в своей статье описывает следующую закономерность: отличники в конце начального образования читали в среднем 150 слов в минуту, хорошисты – 120 слов в минуту, троечники – в среднем 80-90 слов.
Это можно записать так:
«5» - 150 слов
«4» - 120 слов
«3» - 90 слов
Не учитывать эту закономерность нельзя. И мы, учителя начальных классов, должны с стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имела с к оскорость чтения в среднем 120 слов в минуту.
Как же научить ребёнка читать? А тех, кто уже умеет - научить читать без ошибок.
На первом этапе своей работы, над совершенствованием техники чтения, в 1-ом классе, использовала методику Е. В. Усенковой (г. Ашхабад). Это обучение чтению по блокам. Работа по данной методике строится так: весь алфавит разбивается на 8 групп (блоков). Принцип объединения групп – по степени похожести или их
резком отличии.
Сами блоки выглядят вот так:
А а | У у | |
О о | И и | |
ы | Э э |
Г г | Га | |
П п | Го | |
Т т | Гы | |
Р р | Ги |
Л л | Ла | |
М м | Му | |
Н н | Но | |
К к | Ки |
Ж ж | Жи | |
Х х | Хо | |
С с | Са |
Я я | ян | |
Юю | юл | |
Е е | ел | |
Ё ё | ёж |
Д д | Дя | |
Б б | Бо | |
В в | Ви |
Шш | Ша | |
Щщ | Щу | |
Ц ц | Ца | |
й |
З з | За | |
Ф ф | Фи | |
Ч ч | Ча | |
Ъ ь |
|
Во второй столбик наклеиваются картинки, изображающее слово, начинающееся с данной буквы.
Время, отводимое на изучение блоков:
- 1 блок – 6 дней
- 2 блок – 2 дня
- 3 блок – 2 дня
- 4 блок – 2 дня
- 5 блок – 3 дня
- 6 блок – 2 дня
- 7 блок – 2 дня
- 8 блок – 2 дня
Первый блок вводится 2 сентября.
При работе с блоками дети учатся читать слоги, работают по правой стороне блоков.
Данная работа способствует лучшему запоминанию букв, более быстрому развитию навыка чтения.
2 этап работы:
Большую помощь в обучении чтению учащихся оказывают и таблицы слогов. Работа по таблице строится так:
1. Дети прочитывают слоги при изучении данной буквы.
- Далее можно усложнить задание, приставляя к таблице, справа или слева карточку с изученной согласной.
Например: или
- Если возможно проговорить слово до конца.
3 этап работы – устранение причин, которые затрудняют обучение чтению.
Первая причина – антиципация (предвосхищение).
Задания для предотвращения антиципации:
- Прочитай.
Малень---- пушис---- кроль-----.
Рыж---- хитр--- лиси---.
- Прочитай.
Бежа-- лиса, на –рон зазева-- и попа-- в коло--.
- Найди ошибку.
Мурзик умывается, рукою вытирается.
- Закончи пословицы.
Делу время - ___________.
Кончил дело - __________.
Вторая причина – недостаточная артикуляционная подвижность речевого аппарата.
Задания на развитие артикуляционной подвижности речевого аппарата.
Задания данной группы нужно выполнять поэтапно.
Этап 1
- Работа с отдельными звуками.
Сначала прочитать, а затем читать, обращая внимание на ударение.
Аоуи аоуиыэ
Аоуи аоуиыэ
Аоуи аоуиыэ
Аоуи аоуиыэ
Аоуи аоуиыэ
Аоуи аоуиыэ
- Начинать читать сначала с О, а затем с И.
а
у
О и И
ы
э
Этап 2 Чтение чистоговорок.
- Троекратное повторение слога в начале чистоговорок помогает правильно его произнести в конце фразы.
Шо –шо –шо
Всё будет хорошо. Ко – ко – ко
Прочитаем всё легко.
- Усложнённые задания.
Шпри –шпря –шпра – шпро – шпре- шпрю – шпру –
Начинаем мы игру.
Фоль – канифоль
Фаль – тефаль
Фель – портфель
Филь – профиль.
Этап 3. Чтение скороговорок.
- Прочитать цепочку слов.
Греч грач сургуч горяч
Гренка грелка гречка
Гречне гречнев ячнев
Еву вую юю
- Прочитать скороговорки.
Грек в грелке гречку ел.
Гречневую кашу грач Григорий съел.
Гений Гена генерал всю квартиру убирал.
Генеральною уборкой это дело называл.
Третья причина – малое поле зрения.
Задания на увеличение поля зрения.
1. Таблица 1 Таблица 2
М а а м
М о о м
М у у м
М и и м
М е е м
М ы ы м
При чтении слогов глаза смотрят в центр таблицы.
2.Прочитай слоги, глядя в центр таблицы, соедини их в слово.
Ми ша
Ти мур
Ро ман
Кос тя
- Прочитай слова.
Та паль ля
НА стя ло то ня
Чало реше ша
лим
- Словесная лесенка.
МА знать
Мал узнать
Мама познать
Марка опознать
Маркиз опознанный
- Прочитай цепочку. Зачеркни каждый второй слог. Оставшиеся слоги соедини дугами и прочитай что получилось.
Ми ва шут стра ка про
Четвёртая причина – недостаточное развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
Задания на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
- Сколько спряталось слов?
Волчишкоткрытолщенокночь
- Найди слова, которые спрятались.
Строжирафартликитромисбарашек
- Поставь слоги на место.
ра ко блик
ре мо
ро мат сы
- Сколько слов спряталось в словах.
Победа, кортик
Работая над текстом на уроках чтения, использую следующие упражнения:
- Чтение «Эхо»
- Чтение «Канон»
- Чтение «Спринт»
- Чтение «Разведка»
Чтение «Эхо» (проводится на первом этапе обучения грамоте): по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает следом это же слово.
Чтение «Канон»: один ученик начинает читать абзац текста, другой начинает читать этот же абзац вместе с первым, но опаздывая на 3-4 слова.
Чтение «Спринт»: небольшие отрывки текста несколько учащихся начинают читать одновременно – на скорость. Кроме быстроты чтения, им надо ещё следить за выразительностью, безошибочностью.
Чтение «Разведка»: заключается в том, что дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Это упражнение можно использовать на уроках русского языка. Например «разведчики» находят в тексте словарные слова или слова на какое-либо правило.
Чтение «Финиш»: проходит так же, как и при чтении «Спринт», только читают до указанного ранее слова или выражения.
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над её развитием ведётся с помощью зрительных диктантов.
В своей работе использовала зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т.Федоренко. Более подробная методика работы над зрительными диктантами описана в статье В. Н. Зайцева «Резервы обучения чтению», стр. 18.
Из системы И. Т. Федоренко использовала в работе три типа упражнения:
- Многократное чтение.
- Чтение в темпе скороговорки.
- Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Все перечисленные упражнения проводятся коллективно, т. е. читают одновременно все ученики вполголоса (каждый в своём темпе).
Многократное чтение. После того, как начало прочитано учителем, учитель предлагает начать чтение заново в течение 1 минуты. По истечении времени каждый из учеников отмечает, до какого слова успел прочитать.
Чтение в темпе скороговорки. Затем следует повторное чтение этого же отрывка в темпе скороговорки. (При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности) Чтение продолжается в течение 1 минуты, с последующей отметкой остановки.
Выразительное чтение. Далее детям предлагается начать читать текст снова, но чуть медленнее, выразительно. Дети прочитывают знакомую часть текста и не останавливаемые учителем переходят на незнакомую часть текста, сохраняя некоторое время повышенный темп чтения.
Выше перечисленные методики и упражнения позволили мне, как учителю, добиться стабильных результатов в обучении чтения у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для вас, родители! Знакомимся с буквами на прогулке, дома, в лесу, на море....
Знакомство с буквами можно превратить в веселое запоминающееся занятие, а совместная деятельность надолго запомнится и родителям, и ребенку. ...
Как знакомить дошкольника буквами
Крнсультация для родителей...
Методическая разработка "ЗНАКОМИМСЯ С БУКВАМИ"
На начальных этапах обучения грамоте ребенок знакомится со зрительным образом звука - буквой. Очень часто это понятие для него абстрактно. Буква - комбинация графических элементов (вертикальных, гориз...
Конспект занятия на тему "Знакомимся с буквой Ш вместе с песиком Шариком"
На занятии дети закрепляют понятие о расположении кончика языка, губ при произнесении звука ш, совершенствуют умение пробзносит звук в слогах и словах, учатся определять место звука в слове. Дети знак...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе комбинированной направленности Тема: «Знакомимся с буквой И»
Конспект непосредственной образовательнойдеятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группекомбинированной направленностиТема: «Знакомимся с буквой И»...
Статья "Как детей знакомить с буквами"
Развитие речи дошкольников....
Знакомимся с буквой "Б"
Изучение буквы "Б"...