Конспект занятия на тему "Знакомимся с буквой Ш вместе с песиком Шариком"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Низамова Зиля Семигулловна

На занятии дети закрепляют понятие о расположении кончика языка, губ при произнесении звука ш, совершенствуют умение пробзносит звук в слогах и словах, учатся определять место звука в слове. Дети знакомятся с буквой Ш (фотографией звука Ш), упражняются в составлении слов из слогов с использованием буквы Ш

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zvuk_i_bukva_sh.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия: уточнение произношения звука Ш в слогах и  словах, знакомство с буквой Ш

Задачи: 1) развивать звуковую культуру речи;

               2) развивать фонематический слух: упражнять в умении выделять звук ш в слове

               3) совершенствовать умение употреблять звук Ш в слогах и словах;

               4) продолжать развивать умение  определять  место  звука Ш в слове (начало, середина, конец);

               5) развивать слоговой анализ и синтез слов: упражнять в составлении слов из 3-х слогов.

               6) воспитывать культуру речевого общения -  умение не перебивать друг друга, отвечать, дожидаясь  своей очереди;

 Материал: мягкая игрушка собачки, картинки с изображение шарика, вишни, душа (под картинками закрашен один из 3-х квадратов), карточка, разделенная на 3 квадрата  и кружок, плакат со слогами, расположенными  змейкой,   методическое пособие в виде часов, по краям которого расположены слоги со звуком Ш, посередине -  слог ША и  две стрелки.                                                    

Ход занятия

Орг. момент.  Здравствуйте, ребята! Сегодня к Вам в гости пришел песик Шарик. Он предлагает Вам поиграть со звуком Ш. Поиграем? (Да).

Уточнение артикуляционного уклада

 - Ребята, давайте все вместе поиграем со звуком Ш. Как Вы думаете, где находится кончик языка, при произнесении звука Ш, наверху или внизу? Почувствуйте свой язычок! (Наверху) Верно!

 - А какой воздух выходит при произнесении звука Ш, холодный или теплый? Приложите свою ладошку ко рту! (Теплый) Верно!

 - А какими становятся губки? Совершенно верно, они округляются.

 - Итак, давайте закрепим. При произнесении звука Ш кончик языка приподнят, язык образует форму чашечки, струя воздуха теплая, губы округлены.

Ребята, а что вам напоминает звук Ш? (ветер шумит, вода льется, змея шипит)

Игра «Поймай звук Ш»

 - Шарик, предлагает Вам сыграть в игру. Я буду называть различные звуки. Если Вы услышите звук Ш, Вы хлопните в ладоши. Слушайте внимательно, а Шарик будет наблюдать, кто же из Вас самый внимательный. Молодцы, ребята!

Задание «Назови слова со звуком Ш»

 - Ребята, как Вы думаете, наш Звук Ш может жить в слова (Да). Конечно же да! Есть очень много слов, в которых живет звук Ш. Давайте вспомним их (Ответы детей, взрослый помогает, подсказывает)

Рассматривание картинок  с разной позицией звука Ш в слове

  - Вы, наверное, заметили, что звук Ш в словах может встречаться в разных местах: либо в начале, либо в середине, либо в конце слова. Посмотрите на картинку (Предъявляется картинка  ШАРИК, под картинкой 3 квадрата, закрашен 1-ый квадрат) . Как вы думаете, где находится звук Ш в слове ШАРИК , в начале, середине или конце слова ? (В начале) Верно, в начале, поэтому закрашен 1-ый квадрат. (Предъявляется картинка  ВИШНЯ, закрашен 2-ой квадрат). Как вы думаете, где находится звук Ш в слове ВИШНЯ , в начале, середине или конце слова ? ( В середине). Верно, поэтому закрашен 2-ой квадрат. (Предъявляется картинка  ДУШ). Как вы думаете, где находится звук Ш в слове ДУШ? (В конце) Верно!

Игра с картинками   (Детям  раздаются картинки со звуком Ш: шарф, кошка, шоколад, мышь, ландыш и т.д . На  доске вывешивается карточка с тремя окошечками)

  -Ребята, определите место звука Ш в своих картинках. А теперь каждый из вас подойдет к карточке и поместит  кружочек в нужное окошко. Если звук слышится в начале как в слове шарик, то поместите кружочек в 1-ое окошко, в середине, как в слове вишня – во 2-ое, если в в конце как в слове душ – в 3-е окошечко.

Игра «Подними нужную картинку» (Детям  раздаются картинки  с изображением шарика, вишни, душа)

  - Я буду произносить слова со звуком Ш, а вы ребята будете определять место звука в слове и  поднимать нужную картинку. Будьте внимательными!

Физкультминутка

По ровненькой дорожке,

( наклон туловища влево)

По ровненькой дорожке

(Наклон вправо)

Шагают наши ножки

(шаг на месте)

Шагают наши ножки

По пням, по кочкам,

(Руки на поясе, прыжки в стороны)

Шагают наши ножки по камушкам,

(Руки на поясе, прыжки вперед-назад)

По камушкам, в ямку – бух!

(Присесть)

Задание «Пройди по дорожке»

 - Ребята, звук Ш сфотографировался и превратился в букву Ш. Шарик приготовил для вас задание (Перед  детьми вывешивается  дорожка из слогов: ША-ШО-ШУ-ШЫ-ШЕ-ШУ…)  Давайте вспомним, какие гласные звуки мы знаем. (А,О, У, Ы, И, Э) Подружим букву Ш  с гласными буквами и пройдем по дорожке,  прочтем слоги. Молодцы!

Задание «Собери слово»

 - Шарик приготовил для Вас ещё одно задание.  (Перед детьми вывешивается круг из картона. По краям круга расположены различные слоги. В центре  круга  слог Ша и вращающиеся стрелки. дети составляют трехсложные слова). Посмотрите, ребята, это необычные часы. С помощью них мы будем собирать слова.  Большая стрелка указывает на 1 слог, далее идет слог ША и короткая стрелка указывает на 3 слог.

 - Молодцы, ребята!

Подведение итога

 - С каким звуком мы сегодня познакомились? (со звуком Ш) Где может находиться звук Ш в слове? (В начале, середине, конце) С какими гласными буквами может дружить буква Ш? Какие задания и игры Вам понравились? Какое задание показалась сложным? (Ответы детей)   Песик Шарик говорит, что Вы все сегодня были умниками. Он прощается с вами!

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Центр диагностики и консультирования» Комсомольского района Чувашской республики

КОНСПЕКТ

фронтального занятия

на тему:

«Звук и буква Ш»

                                                                                                       Разработала:

                                                                                                       учитель-логопед первой

                                                                                                       квалификационной категории

                                                                                                       Низамова Зиля Семигулловна

с. Комсомольское, 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия во 2 младшей группе по рисованию. Тема: «Воздушный шарик»

Занятие по рисованию гуашью во 2 младшей группе. Тема: «Воздушный шарик». Тема недели "Игрушки"Программные задачи: Учить детей изображать предметы округлой формы (шар); различать цвета, правильно назы...

Конспект занятия в подготовительной группе с применением ИКТ. Рисование воздушными шариками.

Конспект занятия по  нетрадиционному рисованию для подготовительной группы Тема: «Пейзаж»Рисование воздушными шариками....

Конспект занятия с детьми со сложной структурой дефекта на тему: «Шарики, большой и маленький»

Коспект занятия для работы с детьми со сложной структурой дефекта....

Конспект занятия с детьми средней группы "Занимательные опыты с воздушным шариком"

Опытно-экспериментальная  деятельность с детьми средней группы...

Конспект занятия с детьми средней группы «Занимательные опыты с воздушным шариком».

Цель: Опытным путем исследовать свойства и качества резины. Задачи: учить делать выводы и умозаключения по результатам проведенного опыта и обследования предмета;закрепить умение классифицировать...

Конспект занятия "От звука к букве" в старшей группе на тему: "Буква Е"

Конспект занятия в старшей группе «От звука к букве»Воспитатель: Меньшова Н.О.ТЕМА: « БУКВА Е.ЧТЕНИЕ СЛОГОВ, СЛОВ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»...