Как знакомить дошкольника буквами
консультация на тему

Крнсультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_kak_znakomit_doshkolnika_s_bukvami.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления часто болеющих и аллергичных  детей №25 «Гнёздышко» города Новочебоксарска Чувашской Республики

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Как знакомить дошкольника с буквами»

                                                               

                                                              Подготовила и провела:

                                                           воспитатель МБДОУ

                                                                             «Детский сад №25 «Гнёздышко»

                                                                           Миронычева Вера Валентиновна

г. Новочебоксарск

октябрь 2014 г

КАК ЗНАКОМИТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ С БУКВАМИ.

На протяжении многих лет педагогов и родителей волнует вопрос: учить или не учить дошкольников грамоте? Уже в 2 с половиной — 3года дети начинают проявлять интерес к буквам. «Это какая буква? Что здесь написано?» — такие вопросы слышали все родители маленьких почемучек. Как же оставить такие вопросы без ответа? А можно ли использовать познавательный интерес малышей и начать раннее обучение грамоте? Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к 4 годам. Именно период с 4 до 5 лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи.

Реалии современной жизни таковы, что дошкольников не только можно, но и нужно учить грамоте. Только делать это следует правильно.

Во-первых, важно правильно подготовить детей к этому процессу. Подготовка детей к обучению грамоте проходит такие основные  этапы:

1. Развитие зрительного и слухового внимания, мышления, памяти, устной речи, пальцевой моторики.  Для развития зрительного внимания и пальцевой моторики хорошо подходят такие задания:

-- складывание из палочек или спичек по образцу и описанию несложные фигуры (стул, кровать, дерево, елочка, лесенка и т.д.);

--складывание из геометрических фигур разных предметов (домик, грузовик, кот, собака, мишка, снеговик и т.д.);

--складывание предметных картинок из разрезных частей, кубиков с сюжетными картинками, игр-пазлов, мозаик и т.д.;

2.Развитие фонематических процессов восприятия, представлений, анализа и синтеза. Работа проводится последовательно-параллельно над всеми фонематическими процессами.

Конечно, эту работу надо начинать с развития слухового внимания, то есть с упражнений в различении неречевых звуков (стук молотка и звон ложки в стакане, шуршание сминаемой бумаги от шума пересыпаемой из стакана крупы, погремушку от бубна и т.д.) Постепенно переходя на развитие фонематического восприятия, то есть умения различать слов близких по звуковому составу; выделять заданный звук в потоке звуков; определять наличие или отсутствие заданного звука в составе слова и т. д. Конечно всему этому детей нужно учить, чем мы вместе с вами и занимаемся.

Параллельно развиваем навык фонематического анализа. Эта работа проходит в такой последовательности:

  • упражняем детей в определении гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением;
  • упражняем в выделении согласных звуков, стоящих в конце слова;
  • упражняем в выделении гласного звука, стоящего в середине слова;
  • упражняем в выделении согласного звука в начале слова;
  • упражняем в определении места заданного звука в составе слова;
  • упражняем в определении количества гласных и согласных звуков в составе слова;
  • упражняем в определении количества и последовательности звуков в слове.

Также параллельно развиваем навыки   фонематического синтеза. Для этого используются:

  • упражнения в составлении слогов из последовательно названных гласных звуков;
  • упражнения в составлении слогов из изолированно названных гласного и согласного звуков;
  • упражнения в составлении односложных слов из изолированно названных: согласного, гласного, согласного звуков;
  • упражнения в составлении двусложных слов из изолированно названных согласного, гласного, согласного, гласного звуков.

Для развития фонематических представлений используются:

  • упражнения в подборе слов определенной тематики на заданный звук;
  • упражнения в подборе слов на любой заданный звук в начальной позиции;
  • упражнения в подборе слов на заданный звук в конце слова.

Во-вторых, обучение необходимо проводить только в игровой форме, так как именно игра является основным видом деятельности дошкольников, именно игра наиболее доступна и понятна детям.

В-третьих, обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка заниматься, выражать свое неудовольствие. Будьте терпеливы! Старайтесь заинтересовать ребенка!

В-четвертых, при обучении знакомим только с теми буквами, какие звуки правильно произносит ребенок. Разные звуки осваиваются в разные сроки. Есть «трудные» для детей звуки. Ни в коем случае не знакомим  со свистящими, шипящими и сонорными, если ребенок их ещё неправильно произносит.

Когда наши дети так хорошо ориентируются в звуковой стороне речи, можно начинать знакомить их с буквами.

Начнем с гласных букв, и прежде всего с буквы а. Предложите разобрать ребенку несколько слов: кран, лампа, марка. Все эти слова выложены перед ребенком на столе в виде разноцветных фишек. Попросите малыша найти в них одинаковые гласные звуки. Ребенок определяет, что это звук а. Тогда вы показываете приготовленную заранее букву а и, рассмотрев ее, просите ребенка заменить во всех словах звук а на букву а. Дальше ваш малыш при звуковом анализе слов ставит всегда букву а вместо соответствующей фишки.

Следующая буква, с которой мы предлагаем знакомить ребенка, — я. Почему такая странная последовательность? Ведь мы привыкли к тому, что ребенку показывают гласные буквы а, у, а затем сразу несколько согласных и он начинает читать: мама, папа, Шура, Мура. И читает эти слоги и слова ребенок довольно легко. Но вот ему показывают букву и или я — и так хорошо усвоенный навык чтения вдруг разваливается! Ребенок не может прочесть слогов с этими буквами, он как бы заново начинает учиться читать. Почему?

Потому что, читая слоги с буквами и, я, ю, е, ё, ребенок впервые начинает читать слоги с мягкими согласными, и оказывается, что их нужно читать совсем по-другому. Когда перед ребенком стоял слог, вы учили его: «Произноси м-м, потом переводи глазки на следующую букву а и говори дальше а-а. Получается мм-аа—ма». Но вот нужно прочесть слог с буквой и. Попробуйте произносить м, а затем перейти к и. У вас получится мьи, а не ми. Оказывается, для того чтобы знать, как прочесть согласную в слоге, надо видеть, какая за ней стоит гласная, и в зависимости от этого приготовиться к чтению согласной.
Это очень сложно, если ребенок должен сам до этого додуматься. Но ведь можно с самого начала учить его так, чтобы затем не возникло никаких осложнений. Научить его чтению тогда, когда он еще не читает, а продолжает заниматься уже хорошо знакомым ему делом — звуковым анализом слов. Вы предлагаете ребенку разобрать слово Надя. Это для него уже легкое занятие, и он быстро выкладывает: Нада. Да, на конце он ставит тоже букву а, потому что обозначает ею звук а — последний звук в слове Надя. И тут вы сообщаете малышу первое в его жизни правило русского языка: после мягкого согласного звук а обозначает буквой я: «Букву а после мягкого согласного ставить нельзя, слышишь ты звук а, а букву пишешь я» — и вы показываете букву я.

Конечно, ребенок не сразу это правило усвоит, он будет иногда ошибаться, забывая, где и когда какая из букв пишется. Не сердитесь и не огорчайтесь — это действительно не так-то легко запомнить. Терпеливо давайте ребенку выкладывать слова, в которых есть буква я после согласного, повторяйте с ним каждый раз это правило, спрашивайте: "А почему ты поставил букву я? Я слышу здесь звук а". Скоро подобные ошибки исчезнут, а важнейшее правило об обозначении мягкости согласных в русском языке будет навсегда усвоено ребенком.
Точно так же познакомьте ребенка и с остальными парами: о—ё, у—ю, ы—и, э—е. Правда, обратите внимание на то, что буква иобозначает звук и, но тоже всегда пишется после мягкого согласного.

Вот теперь можно начинать читать. Теперь наш малыш хорошо знает, что буквы я, е, ё, ю — это как бы сигналы того, что предшествующую им согласную нужно прочитать мягко. Правда, до сих пор он имел дело с цветными фишками, которые сами напоминали о качестве согласного звука — твердый он или мягкий. А когда мы заменим фишку буквой... Достаточно ли хорошо усвоил ребенок те знания, которые мы постарались ему дать?

Чтобы убедиться в том, что можно переходить к чтению, давайте снова поиграем. Достаньте наши старые белые фишки, а цветные уберите. Мы усложним игру, уберем те фишки, которые своим цветом подсказывают ребенку, с каким звуком он имеет дело. Пусть он в этой игре-загадке ориентируется только на буквы.
Предложите малышу сложить из белых фишек и гласных букв слово лук. Это, конечно, очень легко для него. А теперь, говорите вы, убери букву у, поставь вместо нее букву ю и угадай, какое получилось слово. Ребенок должен воссоздать слово, пока ему неизвестное. Ему известно все: первый звук, буква ю в середине слова и последний звук. Он должен фактически прочитать новое слово. Да, прочитать, хотя букв нет, стоят белые фишки. Но малыщ, поставив вместо буквы у букву ю, должен, помня усвоенные ранее правила, произнести первый звук в новом слове мягко — л' — и получить новое слово — люк.

Мы с вами разбираем подробно механизм этого процесса, механизм чтения — малыш же просто радостно отгадывает: люк. Ему и невдомек, что в этот самый момент он научился читать. Дайте ему несколько таких загадок: лук—люк—лак, бак—бок—бык, нос—нёс; их легко придумывать самим. Эти упражнения ценны тем, что, "отгадывая" предложенные загадки, ребенок учится ориентироваться на гласную букву, а в этом залог легкого перехода к чтению.
Как только вы убедитесь, что "загадки" отгадываются легко, покажите ребенку первую согласную букву м и предложите сложить слово мама, а потом прочитать его. Можно приготовить специальное пособие, которое очень облегчит обучение слоговому чтению.

Возьмите листок плотной бумаги, сделайте в нем две пары прорезей так, чтобы в них можно было бы протягивать полоски с написанными на них буквами. В первую пару прорезей вставьте полоску с согласными буквами — м, н, р, л. Во вторую — полоску, на которой написаны все гласные буквы в той последовательности, в какой вы знакомили с ними ребека, т. е. попарно: а—я, о—ё, у—ю, ы—и, э—е.

Установив в «окошечке» букву м, начинайте протягивать вторую полоску так, чтобы последовательно образовались слоги ма, мя, мо, мё и т. д. Делайте все это вместе с ребенком, предложите ему читать слоги. Поскольку согласная не меняется, а гласная каждый раз появляется новая, ребенок смотрит все время на гласную (а мы помним, что при чтении необходимо ориентироваться именно на нее!). Иногда малыш настолько увлекается этим чередованием гласных, что начинает читать так:а—ма, я—ма, о—мо и т. д. Это очень хорошо, не поправляйте его! Но если ребенок начинает называть согласную: м, а—ма, этого постарайтесь избежать, отучайте малыша от такого последовательного называния букв, оно тормозит овладение чтением.

Вот мы и научили читать ребенка. Овладев чтением слогов в "окошечках", ребенок перейдет к чтению самых простых текстов — "Азбуки", а затем и первых книжек.

В какой последовательности давать ребенку согласные буквы? Это не имеет принципиального значения. Если вы начнете с ним читать "Азбуку", знакомьте с согласными в той последовательности, какая предлагается в этой книге. Не нужно долго задерживаться на чтении с "окошками", прочтите так слоги только с четырьмя указанными согласными, иначе у ребенка надолго сохранится "рубленое" слоговое чтение.

Как видите, в ранее перечисленных советах по обучению малыша грамоте само обучение чтению занимает совсем немного места. Это не случайно. Если вы правильно введете своего ребенка в новый для него мир — мир языковой действительности, незаметно откроете для него законы русского языка и сделаете все это в увлекательной форме, то он начнет читать легко и безболезненно. И он полюбит этот новый, интересный мир, полюбит родной язык.
Но не забывайте, что ваш ребенок — еще ребенок, не требуйте от него больше, чем он может сделать. Очень часто родители думают, что, научившись читать, ребенок освободит их от обязанности читать ему книжки, будет читать сам. Это будет очень не скоро! На первых порах, когда ваш малыш только овладевает техникой чтения, он еще не может сам для себя читать книги — ему это неинтересно.

Но хотя он не хочет читать для себя, ему хочется почитать вам, показать вам, как он умеет читать. И вот это стремление ребенка показать свое умение нужно всячески поддерживать. Послушайте, как он читает, похвалите за успехи.
Такое доброе и благожелательное отношение взрослых будет способствовать тому, что чтение станет постепенно одним из самых любимых занятий вашего ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическое пособие" Знакомим малыша с цветом"

пособие подскажет как грамотно построить игровое занятие по ознакомлению с цветом малыша 2-х лет...

Для вас, родители! Знакомимся с буквами на прогулке, дома, в лесу, на море....

Знакомство с буквами можно превратить в веселое запоминающееся занятие, а совместная деятельность надолго запомнится и родителям, и ребенку. ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений и художественное творчество: ( аппликация) в старшей группе с использованием ИКТ – технологий. Тема: «Знакомая и не знакомая русская матрешка»

- Развивать мыслительные операции, самоконтроль,  классификацию, зрительное восприятие;- Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук- Воспитывать доброжелательность, выражать с...

Проект «КОСМОС знакомый и не знакомый».

Интерес детей к космосу, определил тему проекта «КОСМОС знакомый и не знакомый». Это одно из познавательных направлений, всегда интересных детям....

Самоанализ занятия "Знакомая и не знакомая соль"

Самоанализ занятия "Знакомая и не знакомая соль"...