"Дифференциация звуков З,С"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
В содержание конспекта занятия входят упражнения на дифференциацию звуков З,С с использованием интерактивных технологий Всё занятие -это сказка о двух неразлучных друзьях Зайчие и Собаке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_nastoyashchie_druzya.docx | 27.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог. Здравствуйте, ребята! Вы любите слушать сказки?
Дети: Да, очень!
Педагог: Садитесь поудобнее и послушайте сказку. Жили- были Зайка и Собачка. Вот они (слайд 1) У каждого был свой домик (слайд 2). Жили они дружно, часто ходили в гости друг к другу и играли в свою любимую игру «Цап-царап». Вот сейчас друзья приглашают нас вместе с ними поиграть. Согласны?
Описание игры: Дети становятся хороводом по кругу, в центре –водящий с мячом. Водящий бросает мяч одному из детей. Если он при этом кричит «Цап!», то ловящий мяч ребёнок называет имя своего соседа слева. Если же при броске прозвучало слово « Царап!», нужно назвать имя соседа справа. Кто ошибается, сменяет водящего. Когда кому –либо надоест бросать мяч, то можно положить мяч на ковёр и сказать: «Цап-Царап». Тогда все играющие тотчас меняются местами, а водящий в это время быстро занимает освободившееся место.
Дети : Да! ( дети играют)
Педагог: Однажды заигрались наши друзья и не заметили, как стало темнеть. Быстро побежали они домой, да вот беда домики свои перепутали. Что делать? (слайд 3) Прибежала Собачка к домику и сразу поняла, что этот домик не её. (слайд4) Скажите, как догадалась Собачка, что это не её домик?
(ответы детей)
Педагог: Правильно, ребята! Возле домика лежала морковка. « Эге, -думает Собачка,- да здесь же Зайчик, живёт! Что же получается, Зайчик тоже не в свой домик попал. Надо ему помочь, он же мой друг!» И побежала она к Зайчику. Прибежала, смотрит, а Зайчик сидит и плачет ( слайд 5). Увидел Зайчик собачку и сразу перестал плакать. Ведь теперь они вместе! Наступило утро, выглянуло солнышко. Решили наши друзья погулять по лесу (слайд 6) Сказано-сделано. Идут они по лесу, пение птиц слушают. А Собачка и говорит Зайчику: «Давай в слова играть!» Зайчик отвечает: « Давай! Ты на какую букву слова будешь придумывать? -спрашивает он Собачку. « Я буду называть слова, в которых слышится звук С. А ты слова, в которых слышится звук З». Давайте поможем нашим друзьям.
Педагог: За, за, за уходи домой… (коза)
Со,со,со у Алёши… ( колесо)
Зу,зу,зу моем зайку мы в…(тазу)
Су, су,су грибы выросли в …(лесу)
Зы,зы,зы дали к празднику …(призы)
Сы,сы, сы на стене висят …(часы)
Зя,зя,зя на красный свет идти …(нельзя)
Педагог: Ребята, скажите, а почему Зайка придумывает слова, в которых слышится звук З, а собачка со звуком С? (ответы детей)
Дети: Заяц придумывал слова со звуком З потому, что его имя начинается с этого звука, а Собачка – потому, что её имя начинается со звука С.
Педагог: Правильно. Слова «заяц и собака» начинаются с этих звуков. Кто хочет играть с Зайкой, сядьте кружочком с одной стороны.
А кто хочет подружиться с Собачкой - с другой.
Дети усаживаются на заранее приготовленные коврики.
Педагог: Ребятки, Зайка просит вас рассказать всё о звуке З.
Дети, которые «играют с зайкой», сначала общаясь, вспоминают всё о звуке З, а потом один ребёнок рассказывает.
Ребёнок: Это согласный звонкий звук. Его нельзя петь. Язычок упирается в зубы, это препятствие. Включен голос. Он звонкий: горлышко дрожит при произнесении З.
При произнесении звука дотрагиваются рукой до шеи.
Педагог: А теперь друзья Собачки расскажите всё, что знаете о звуке С.
Дети, которые «дружат с собачкой», сначала общаясь, вспоминают всё о звуке с, а потом один ребёнок рассказывает.
Ребёнок: Звук С согласный глухой: горлышко не дрожит. Звук С – «тихий», глухой звук, произносится без голоса.
Педагог: Давайте попробуем вместе: С-С-С-С. Теперь «включаем» голос: З-З-З-З. Звонкие звуки отличаются от глухих дрожанием горлышка, работой голосовых связок.
Педагог: Хорошо, молодцы! Наш язычок тоже может произносить эти звуки.
У детей на столах разложены следующие одинаковые карточки –картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки С и З. Педагог обращает внимание ребят на дерево, изображённое на фланелеграфе.
Педагог: Ребята, посмотрите на это дерево. Вместо листочков у него карточки с буквами С - З. Собачка и Заяц всегда путают свои вещи. Раздадим им предметы: Собаке – со звуком С в названии, Зайцу – со звуком З.
Дети, сначала пообщаясь, находят нужную карточку, выходят и прикрепляют картинки на дерево.
Педагог. Молодцы , ребята! Посмотрите, как обрадовались Собачка и Зайка. Ведь вы сделали всё правильно, молодцы!
Скажу вам по секрету, что у зайчика и собачки есть свои любимые буквы. Сейчас мы узнаем, какие это буквы!
Педагог: Возьмите листочки с волшебными буквами, зачеркните повторяющиеся буквы.
И С О Г Р С А С С
И З У Г З З Р А З
Дети выполняют работу
Педагог: Давайте проверим ( правильные ответы на слайде) Ребята, которые дружат с Собачкой у вас должно быть так: С С С С. Ребята, которые с Зайчиком- З З З З. Ребятки, а из оставшихся букв нужно прочитать слово. Кто может прочитать?
Дети проверяют, а потом читают слово ИГРА
Педагог: Всё правильно! Вы прочитали слово ИГРА. Предлагаю поиграть в любимую игру Собачки и Зайчика « Иголка и нитка»
Описание игры: По считалке выбираем водящего, он - « иголка», затем тот ребёнок, который правильно назвал слово со звуком (С) (З)встаёт за «иголкой»
Педагог: Как хорошо мы поиграли! Предлагаю ещё поиграть «Подбери рифму»
Игра проводится сидя на ковре.
Условие: подбирать к последнему слову первой строчки рифму.
Педагог.
- Какой вкусный этот суп,
Только разболелся … (зуб).
- Погоди, постой-ка, зайка.
Ты куда бежишь, косой?
- Уж, конечно, не за волком,
А за серою … (козой).
- На дне лежит ракушек слой,
Вот нам бы их достать!
Но царь морской уж очень … (злой),
Ему нас не понять.
4.Сейчас на поле мы пойдем,
Бери свою косу.
Ведь надо травки накосить.
Чтоб покормить … (козу).
Педагог: Назовите все слова из этих стихов, в названии которых есть звук С или З.
Дети: Суп-зуб, косой –козой, слой- злой, косу-козу.
Педагог: Возьмите карандаши, те ребята, которые дружат с собачкой срисуйте слово с буквой С, а кто играет с зайкой –слово с буквой З. Зажгите фонарики.
Ребята делают схему звукового анализа слова.
Педагог: Проверьте (схемы на магнитной доске), у вас должно быть так!
Дети проверяют
Педагог: Зайка и собачка хотят поиграть с нами в догонялки. Хотите?
Дети: Да!
Динамическая разминка
Разминка проводится 2 – 3 раза подряд в ускоренном темпе: нормально – быстро – очень быстро.
За собакой мы бежали, мы бежали, мы бежали.
Бегом на месте, по кругу.
И за зайцем мы скакали, мы скакали, мы скакали.
Подпрыгивания.
Через реку проплывали, проплывали, проплывали.
Показ руками «движений пловца».
Через камни мы шагали, мы шагали, мы шагали.
Высокий подъем бедра.
Тут мы волка увидали
Наклон чуть-чуть вперед, руки подносятся к глазам в виде «бинокля»
Испугались, побежали.
Бег на месте.
Педагог. А теперь, друзья собачки, я вам даю микрофон, вы задайте слог ребятам , которые дружат с зайчиком, они добавят этот слог до слова
СА… (самокат, самовар, сани).
СЫ… (сынок, сыпать, сыр).
СУ…(суп, сук)
СИ…(сила, Сима)
СО…(сок, сон)
Педагог: А теперь наоборот, те, кто, дружат с Зайчиком задают слог друзьям собачки
ЗА… (заяц, запасать, закаливание).
ЗУ… (зубы, зубр).
ЗИ…(Зина,зима)
ЗУ…(зуб,зубр)
ЗО…(Зоя)
Педагог: Умницы! Ребята, вы любите получать подарки? А уж как наши друзья Собачка и Зайчик очень любят их получать! Особенно, когда эти подарки –игрушки!
ИГРА «ПОДАРКИ»
Педагог. Зайчонок и собачка
Не знают, как им быть.
Как правильно и без обид
Посылку разделить.
Им кошечка прислала
Подарки к дню рожденья.
Там всяких вкусностей
Не счесть: печенье и варенья.
Там всяких вкусностей
Не счесть: печенье и варенья.
Для зайки ты подарки
Со звуком З ищи,
А для собачки маленькой –
Со звуком С бери.
Каждая команда берет свою игрушку, а затем выбирает среди называемых взрослым слов «подарок» для своего «питомца» с заданным звуком.
Слова: роза – василек, сарафан – блуза, полоса – полозья, алмазы – серебро, колбаса – арбузы, зонт – слива, ваза – стакан.
Педагог: Наши друзья Зайка и Собачка хотят поблагодарить вас за то, что им было очень весело и интересно с нами. Они очень рады, что побывали в гостях у ребят, и узнали, что вы очень внимательные дети, любознательные, трудолюбивые, умеете дружно работать, помогаете своим друзьям, а эти качества помогут им хорошо учиться в школе. Они говорят вам «Молодцы!»
Ну, что понравилась вам сказка? И я хочу взять у вас интервью.
У кого мы побывали в гостях?
Понравилось вам быть в гостях у наших друзей?
Как мы узнали, в каком домике живут наши друзья?
Назовите любимую игру Зайчика и Собачки.
Какие подарки мы выбирали для Собачки? А для Зайчика? Почему?
Какие игры вам ещё запомнились?
Какая любимая буква Собачки? А любимая у Зайчика? Почему?
Педагог подходит к каждой из команд и задаёт вопросы, дети отвечают на них полными ответами.
Ниязова О.М, педагог дополнительного образования, 2022
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.
Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».
Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...
Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]
Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...