По дороге к Азбуке. Звук Ц.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему
Конспект коррекционного занятия по формированию фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия по подготовке к обучению грамоте | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной
деятельности педагога и детей
в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
«По дороге к Азбуке: звук Ц»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание» (формирование целостной картины мира, подготовка к овладению первоначальными навыками чтения и письма).
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Цель: развивать фонематические представления детей на примере звука Ц
Планируемые результаты развития интегрированных качеств дошкольника: имеет представление об укладе артикуляционных органов при произнесении звука Ц, дает его характеристику, определяет наличие заданного звука в слове и его местоположение, подбирает слова на заданный звук, составляет схему слова, делит слово на слоги, определяет их количество, знает буквы, составляет из них слово, читает открытые и закрытые слоги; умеет работать в группе.
Задачи. Обучающие:
- Уточнить уклад артикуляционных органов при произнесении звука Ц, характеристику этого звука.
- Совершенствовать умение определять наличие звука в слове, его местоположение (начало, середина, конец слова), навык словообразования суффиксальным способом.
- Упражнять в анализе и синтезе слова, умении составлять схему слова и анализировать ее.
- Закреплять зрительный образ букв, навык чтения прямых и обратных слогов.
- Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее.
Развивающие:
- Развивать просодические компоненты речи: ритм, темп, длительность и силу выдоха, четкость дикции.
- Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.
- Развивать слуховое внимание, память, воображение, логическое мышление.
- Продолжать учить координировать речь с движениями.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость, целеустремленность, внимание друг к другу, умение работать в группе и доводить начатое дело до конца.
Материалы и оборудование: проектор, экран, презентация к занятию, ноутбук, индивидуальные зеркала, магнитная доска, магнитные буквы, кружки-магниты красного, синего и зеленого цветов, фонарики синего цвета (по количеству детей), игра «Тучка» (по количеству детей), массажный мяч, настольная игра «Первые буквы» (буква Ц), указка.
Содержание организованной деятельности
- Организационный момент.
Ребята, сегодня мы снова встречаемся с Ёжиком, Лисенком и Мудрой Совой и продолжаем путешествие в страну Азбуку. С какой буквой мы познакомились на прошлом занятии? Как Ёжик починил карусель?
Слайд Карусель
- Вступительная беседа. Игрушки так веселились, катаясь на карусели, что не заметили, как к ним подошла Лошадка.
Слайды: Лошадка скачет - Разговор
«А вы почему не в цирке?» - спросила она. От неожиданности наши друзья растерялись и не знали, что ответить.
«Сегодня в цирке большое представление». И Лошадка рассказала, что она тоже работает в цирке, и зовут ее Царица.
«Ты разве жена царя?» - спросил Лисенок. «Нет, - рассмеялась Лошадка. – Мне дали такую кличку, потому что у меня на лбу маленькое пятнышко в виде короны». А еще Царица рассказала друзьям, что вместе с ней в цирке работают и другие звери. В этом году у многих появились детеныши и, пока они еще маленькие, для них открыли специальный цирковой детский сад.
«Ой! Что-то я совсем заболталась, - воскликнула Царица. – Садитесь на меня и держитесь покрепче. А то мы не успеем даже к концу представления».
- Поскакали вместе с Лошадкой.
Слайд Игрушки на Лошади
- Уклад артикуляционных органов. Характеристика звука.
- Ребята, какой звук слышится в начале слов: царица, цирк? (Ц)
Слайд звук Ц
Зеркала. Произнесите звук Ц и скажите, как движется язычок? Какой это звук? Как мы его обозначаем?
Ну, вот мы и добрались до цирка.
- Речевые игры.
Слайд Детеныши
Игра «Фонарики»
И Ёжик уже придумал игру. Сейчас вы по очереди будете называть детенышей циркового детского сада и его маму. Если в названии мамы услышите звук Ц, поднимаете фонарик.
Игра «Хлопни на Ц»
А сейчас посмотрим, хорошо ли вы слышите звук Ц. Я вам буду читать стихотворение, а вы хлопайте на каждый звук Ц.
Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву Ц:
- Подойди, цыпленок Цып.
Повторяй-ка: цып-цып-цып.
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок.
Игра с массажным мячом «Назови посуду»
слайд Продукты
Посмотрите на экран. Что вы там видите? Как это назвать одним словом? (продукты)
Лисенок просит помочь ему разобраться, в какой посуде подают на стол эти продукты.
Дети, сидя в кругу, ловят массажный мяч и, возвращая его, называют посуду. Определяют наличие в слове звука Ц.
Физминутка
А сейчас немного отдохнем.
Цок, цок, цок, цок,
Я – лошадка, серый бок!
Я копытами стучу,
Если хочешь – прокачу!
Мы поскачем по дорогам
То аллюром, то галопом,
Попасемся на лугу,
Отдохнем на берегу.
Игра «Тучка» Слайд Рамка.
А теперь Мудрая Сова приготовила для вас игру «Тучка». Смотрим на экран и отмечаем капелькой место звука Ц в словах.
- Уточнение зрительного образа буквы Ц.
В стране Азбуке все звуки обозначаются буквами. Звук Ц обозначается буквой Ц. Она на экране.
Слайд: буква Ц
На какие буквы она похожа? Каким цветом вы будете ее закрашивать в тетрадях? Почему?
Найдите на картинке все слова со звуком Ц.
А теперь Ёжик предлагает вам собрать эту букву из пазлов.
- Чтение слогов
Лисенок еще не очень хорошо читает. Помогите прочитать ему слоги.
- Звукобуквенный анализ слова
Мудрая Сова просит вас составить схему слова по картинке на экране.
Слайд: лицо
Дети по очереди дают характеристику звуков в слове ЛИЦО и выкладывают схему слова на магнитной доске
Слайд Схема слова - слово
- Рефлексия.
Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы про него узнали? Какой буквой обозначается звук Ц?
Вам понравилось занятие? Что больше всего понравилось? Какие картинки со звуком Ц вы сможете нарисовать в тетради?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД в подготовительной группе "По дороге к Азбуке. Звуки Ч и Щ"
Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога, детей и родителей в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «По дороге к Азбуке. Дифференциация звуков Ч ...
По дороге к Азбуке. Звуки К-Кь.
Конспект коррекционного занятия по формированию у детей фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте. Звуки К - Кь. Буква К....
По дороге к Азбуке. Звуки М - Мь.
Конспект логопедического занятия по формированию у детей фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте....
По дороге к Азбуке. Звук Й.
Конспект коррекционного занятия по подготовке детей к обучсению грамоте и развитию фонематических представлений....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте с использованием презентации....
Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"
Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"...
Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звук Й"
Данная презентация является дополнением к конспекту занятия "Звук Й" по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте из цикла "По дороге к Азбуке"....