По дороге к Азбуке. Звуки К-Кь.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) по теме

Токарева Ольга Геннадьевна

Конспект коррекционного занятия по формированию у детей фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте. Звуки К - Кь. Буква К.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного логопедического занятия

в подготовительной к школе группе

разработано учителем-логопедом МБДОУ «ДС №6 КВ» г. Пикалево Токаревой Ольгой Геннадьевной

Тема: «По дороге к Азбуке. Звуки К, Кь».

Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР

Оборудование:

-для детей: звуковые линейки по числу детей, кружки синего цвета, синий и зеленый фонарики по числу детей.

-для учителя - логопеда: ноутбук, презентация, проектор, экран, магнитная доска с набором магнитов (кружки красного, синего и зеленого цветов), магнитные буквы.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие

Цели:  развивать фонематические представления детей на примере звуков К, Кь,  познавательную сферу деятельности и мыслительные способности дошкольников.

Задачи: Обучающие:

  1. Уточнить уклад артикуляционных органов при произнесении звуков К, Кь,  характеристику этих звуков.
  2. Совершенствовать умение определять наличие звука в слове, его местоположение (начало, середина, конец слова), дифференцировать звуки по твердости – мягкости.
  3. Упражнять в анализе и синтезе слова, умении составлять схему слова и анализировать ее.
  4. Закреплять зрительный образ букв, навык чтения прямых и обратных слогов.
  5. Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее.

Развивающие:

  1. Развивать просодические компоненты речи: ритм, темп, длительность и силу выдоха, четкость дикции.
  2. Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.
  3. Развивать слуховое внимание, память, творческое воображение, логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, целеустремленность, внимание друг к другу, умение работать в группе и доводить начатое дело до конца.

Планируемые результаты: имеет представление об укладе артикуляционных органов при произнесении звуков К, Кь, дает их характеристику, определяет наличие заданного звука в слове и его местоположение, подбирает слова на заданный  звук, составляет схему слова, умеет соотносить слово с его звуковой схемой, знает буквы, составляет из них слово, читает открытые и закрытые слоги; умеет работать в группе.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Слайд 1. Заставка

Дети стоят в центре зала.

Ребята, сегодня мы с вами вновь встречаемся с Ежиком, Лисенком и Мудрой Совой и продолжаем путешествие в страну…  (Азбуку).

Слайд 2. Игрушки. Паровозик.

Вот наши игрушки уже на экране, а вот и их паровозик. Игрушки сели, и вы занимайте места в нашем паровозике.

Встаем паровозиком, едем на места. Садятся на стулья.

- Чем буквы отличаются от звуков? С какими звуками мы познакомились в прошлый раз? (Т, Ть).  Куда игрушки отправились со строителем дядей Колей? (На стройку).  А на чем? (На тракторе).

Слайд 3. Трактор.

И вот трактор с нашими друзьями подъехал к стройке. «Ну что, можно уже начинать работать?» - спросил дядю Колю Ежик. «Не спеши. Всему свое время, - сказал строитель. – Чтобы были силы для работы, надо сначала хорошо поесть».

«А что мы будем есть, если у нас, кроме кирпичей, ничего нет?» - озабоченно спросил Лисенок. «Иногда и кирпичи могут накормить», - ответил дядя Коля. Игрушкам стало очень любопытно, как он будет есть кирпичи. Но строитель их есть не стал, а положил на землю и развел между ними костер.

Слайд. Костер

«Вот теперь и кашу можно сварить», - сказал он. Из домика они принесли кастрюлю, молоко и крупу.

Слайд. Продукты

«А теперь сидите и ждите. Моя волшебная кастрюля сама вам даст знать, когда каша будет готова», - сказал дядя Коля. Глотая слюнки, игрушки стали смотреть на кастрюлю и ждать. Через некоторое время крышка кастрюли приоткрылась и требовательно застучала: к-к-к.

Слайд. Кастрюля

«Неси тарелки, Сова, пока каша не убежала. Будем обедать».

- Как стучала крышка кастрюли? Сегодня мы поговорим о звуке К.

Слайд 4. Звук.

  1. Основная часть
  1. Артикуляция звука К, характеристика, обозначение.

- Какая часть языка приподнимается при произнесении звука К? Какой это звук? Посмотрите, какие башмачки у звука К? Что это обозначает?

  1. «Найди слова со звуком К».

Пользуясь рисунком, найдите предметы со звуком К.

Мудрая Сова придумала вам небольшую викторину.

В названиях каких овощей есть звук К? (Игрушки, геометрические фигуры, домашние животные, мебель).

- Молодцы! Сова довольна.

  1. «Определи место звука в слове»

Ежик тоже приготовил вам задание.

Слайд 5. Картинки. Звуковые линейки.

Садятся на коврик перед экраном. Берут звуковые линейки и по 3 синих кружка.

Картинки на экране. По очереди их называем и определяем место звука К в слове. Сначала ставим сами, а потом смотрим ответ Ежика на экране.

Слайд 6. Ежик радуется.

- Умницы! Вы справились с заданием. Посмотрите, как радуется Ежик.

  1. Загадки. Пластические этюды (физминутка).

А сейчас встанем и немного отдохнем.

Слайд 7. Лисенок.

Посмотрите на экран. Какой лисенок хитрющий. Потому что он приготовил вам загадки. И нужно не просто найти слово-отгадку со звуком К, а еще и каждую отгадку изобразить.

В реках Африки живет

Злой зеленый пароход!

Кто б навстречу не поплыл,

Всех проглотит… (крокодил)

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? … (карандаш)

На овчарку он похож.

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.  (Волк)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус – как сахар, сладкая.

(морковка)

Прыгает пружинка-

Зеленая спинка –

С травы на былинку,

С ветки на тропинку. (кузнечик)

Вверх-вниз, вверх – вниз,

Качаться хочешь – на нас садись.

(качели)

На ромашку у ворот

Опустился вертолет.

Золотистые глаза.

Кто же это?... (Стрекоза)

Садятся на стулья.

  1. Звук Кь. Артикуляция, характеристика, обозначение.

Вспомните, чем строитель угостил своих гостей? (Кашей).

После вкусного обеда, немного отдохнув, дядя Коля и его помощники принялись за дело.

Слайд 8. Иллюстрация.

Для начала надо было разгрузить кирпичи из тележки и сложить их в кучу. Мудрая Сова переносила в лапках по одному кирпичику, а Ежик и Лисенок придумали себе такую забаву: они бросали кирпичи дяде Коле, а он их ловил на лету и складывал в кучу. «Кь-Кь-Кь», - постукивали кирпичи и куча становилась все больше и больше.

- Как стучали кирпичи? (кь-кь)

Какой это звук? Почему? Как мы его обозначим?

- Найдите на экране звук Кь. Какого цвета его башмачки?

  1. Игра «Подбери картинки к схеме»

Ежик придумал игру.

Слайд 9. Игра.

Он нарисовал картинки к схемам и перепутал их. Но если вы правильно укажете схему, то каждая картинка встанет на свое место.

 -Молодцы! Посмотрите, как Ежик гордится вашими успехами.

  1. Игра «Фонарики». Стоя.

Слайд 10. Рамка. Картинки.

Лисенок тоже без дела не сидит. Он покажет вам картинки, а вы берите фонарики. Если в слове звук К – поднимаем синий фонарик, Кь – зеленый.

Садятся на стулья.

  1. Игра «Шифровка».

А Мудрая Сова задала вам задачу посложнее.

Слайд 11. Шифровка.

На экране вы видите картинки. Нужно составить слово из первых звуков каждой картинки.

Пуговица, арбуз, утка, кран – паук.

Кисточка, индюк, туфли – кит.

  1.  Знакомство с буквой.

Слайд 12. Буква.

- В стране Азбуке все звуки обозначаются буквами. Звуки К и КЬ обозначаются буквой К. Каким цветом вы ее раскрасите дома? Почему? На что похожа буква К?

Послушайте стишок: Клюв раскрыла буква К,

                                        Хочет скушать паука.

  1.  Звукобуквенный анализ слова. Схема слова.

Отгадайте загадку.

Слайд 13. Кит

Составим схему слова КИТ.

Дети по одному дают характеристику каждого звука в слове и ставят магниты на доску, затем выкладывают буквы.

  1.  Превращения слов. На магнитной доске.

КИТ – КОТ – КОНЬ

  1. Рефлексия.

Итак, с какими звуками мы сегодня познакомились? Какие это звуки?

Вам понравилось путешествие?

А что больше всего понравилось?

Что было сложным?

Вы сегодня очень постарались и все получаете «5» -наклейки в тетрадь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в подготовительной группе "По дороге к Азбуке. Звуки Ч и Щ"

Конспект  непосредственно образовательной  деятельности педагога, детей и родителей в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «По дороге к Азбуке. Дифференциация звуков Ч ...

По дороге к Азбуке. Звуки М - Мь.

Конспект логопедического занятия по формированию у детей фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте....

По дороге к Азбуке. Звук Й.

Конспект коррекционного занятия по подготовке детей к обучсению грамоте и развитию фонематических представлений....

По дороге к Азбуке. Звук Ц.

Конспект коррекционного занятия по формированию фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте с использованием презентации....

Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"

Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"...

Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звук Й"

Данная презентация является дополнением к конспекту занятия "Звук Й" по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте из цикла "По дороге к Азбуке"....