По дороге к Азбуке. Звуки К-Кь.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) по теме
Конспект коррекционного занятия по формированию у детей фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте. Звуки К - Кь. Буква К.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия по подготовке к обучению грамоте | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционного логопедического занятия
в подготовительной к школе группе
разработано учителем-логопедом МБДОУ «ДС №6 КВ» г. Пикалево Токаревой Ольгой Геннадьевной
Тема: «По дороге к Азбуке. Звуки К, Кь».
Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР
Оборудование:
-для детей: звуковые линейки по числу детей, кружки синего цвета, синий и зеленый фонарики по числу детей.
-для учителя - логопеда: ноутбук, презентация, проектор, экран, магнитная доска с набором магнитов (кружки красного, синего и зеленого цветов), магнитные буквы.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие
Цели: развивать фонематические представления детей на примере звуков К, Кь, познавательную сферу деятельности и мыслительные способности дошкольников.
Задачи: Обучающие:
- Уточнить уклад артикуляционных органов при произнесении звуков К, Кь, характеристику этих звуков.
- Совершенствовать умение определять наличие звука в слове, его местоположение (начало, середина, конец слова), дифференцировать звуки по твердости – мягкости.
- Упражнять в анализе и синтезе слова, умении составлять схему слова и анализировать ее.
- Закреплять зрительный образ букв, навык чтения прямых и обратных слогов.
- Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее.
Развивающие:
- Развивать просодические компоненты речи: ритм, темп, длительность и силу выдоха, четкость дикции.
- Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.
- Развивать слуховое внимание, память, творческое воображение, логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость, целеустремленность, внимание друг к другу, умение работать в группе и доводить начатое дело до конца.
Планируемые результаты: имеет представление об укладе артикуляционных органов при произнесении звуков К, Кь, дает их характеристику, определяет наличие заданного звука в слове и его местоположение, подбирает слова на заданный звук, составляет схему слова, умеет соотносить слово с его звуковой схемой, знает буквы, составляет из них слово, читает открытые и закрытые слоги; умеет работать в группе.
Ход занятия:
- Организационный момент
Слайд 1. Заставка
Дети стоят в центре зала.
Ребята, сегодня мы с вами вновь встречаемся с Ежиком, Лисенком и Мудрой Совой и продолжаем путешествие в страну… (Азбуку).
Слайд 2. Игрушки. Паровозик.
Вот наши игрушки уже на экране, а вот и их паровозик. Игрушки сели, и вы занимайте места в нашем паровозике.
Встаем паровозиком, едем на места. Садятся на стулья.
- Чем буквы отличаются от звуков? С какими звуками мы познакомились в прошлый раз? (Т, Ть). Куда игрушки отправились со строителем дядей Колей? (На стройку). А на чем? (На тракторе).
Слайд 3. Трактор.
И вот трактор с нашими друзьями подъехал к стройке. «Ну что, можно уже начинать работать?» - спросил дядю Колю Ежик. «Не спеши. Всему свое время, - сказал строитель. – Чтобы были силы для работы, надо сначала хорошо поесть».
«А что мы будем есть, если у нас, кроме кирпичей, ничего нет?» - озабоченно спросил Лисенок. «Иногда и кирпичи могут накормить», - ответил дядя Коля. Игрушкам стало очень любопытно, как он будет есть кирпичи. Но строитель их есть не стал, а положил на землю и развел между ними костер.
Слайд. Костер
«Вот теперь и кашу можно сварить», - сказал он. Из домика они принесли кастрюлю, молоко и крупу.
Слайд. Продукты
«А теперь сидите и ждите. Моя волшебная кастрюля сама вам даст знать, когда каша будет готова», - сказал дядя Коля. Глотая слюнки, игрушки стали смотреть на кастрюлю и ждать. Через некоторое время крышка кастрюли приоткрылась и требовательно застучала: к-к-к.
Слайд. Кастрюля
«Неси тарелки, Сова, пока каша не убежала. Будем обедать».
- Как стучала крышка кастрюли? Сегодня мы поговорим о звуке К.
Слайд 4. Звук.
- Основная часть
- Артикуляция звука К, характеристика, обозначение.
- Какая часть языка приподнимается при произнесении звука К? Какой это звук? Посмотрите, какие башмачки у звука К? Что это обозначает?
- «Найди слова со звуком К».
Пользуясь рисунком, найдите предметы со звуком К.
Мудрая Сова придумала вам небольшую викторину.
В названиях каких овощей есть звук К? (Игрушки, геометрические фигуры, домашние животные, мебель).
- Молодцы! Сова довольна.
- «Определи место звука в слове»
Ежик тоже приготовил вам задание.
Слайд 5. Картинки. Звуковые линейки.
Садятся на коврик перед экраном. Берут звуковые линейки и по 3 синих кружка.
Картинки на экране. По очереди их называем и определяем место звука К в слове. Сначала ставим сами, а потом смотрим ответ Ежика на экране.
Слайд 6. Ежик радуется.
- Умницы! Вы справились с заданием. Посмотрите, как радуется Ежик.
- Загадки. Пластические этюды (физминутка).
А сейчас встанем и немного отдохнем.
Слайд 7. Лисенок.
Посмотрите на экран. Какой лисенок хитрющий. Потому что он приготовил вам загадки. И нужно не просто найти слово-отгадку со звуком К, а еще и каждую отгадку изобразить.
В реках Африки живет
Злой зеленый пароход!
Кто б навстречу не поплыл,
Всех проглотит… (крокодил)
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? … (карандаш)
На овчарку он похож.
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус – как сахар, сладкая.
(морковка)
Прыгает пружинка-
Зеленая спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (кузнечик)
Вверх-вниз, вверх – вниз,
Качаться хочешь – на нас садись.
(качели)
На ромашку у ворот
Опустился вертолет.
Золотистые глаза.
Кто же это?... (Стрекоза)
Садятся на стулья.
- Звук Кь. Артикуляция, характеристика, обозначение.
Вспомните, чем строитель угостил своих гостей? (Кашей).
После вкусного обеда, немного отдохнув, дядя Коля и его помощники принялись за дело.
Слайд 8. Иллюстрация.
Для начала надо было разгрузить кирпичи из тележки и сложить их в кучу. Мудрая Сова переносила в лапках по одному кирпичику, а Ежик и Лисенок придумали себе такую забаву: они бросали кирпичи дяде Коле, а он их ловил на лету и складывал в кучу. «Кь-Кь-Кь», - постукивали кирпичи и куча становилась все больше и больше.
- Как стучали кирпичи? (кь-кь)
Какой это звук? Почему? Как мы его обозначим?
- Найдите на экране звук Кь. Какого цвета его башмачки?
- Игра «Подбери картинки к схеме»
Ежик придумал игру.
Слайд 9. Игра.
Он нарисовал картинки к схемам и перепутал их. Но если вы правильно укажете схему, то каждая картинка встанет на свое место.
-Молодцы! Посмотрите, как Ежик гордится вашими успехами.
- Игра «Фонарики». Стоя.
Слайд 10. Рамка. Картинки.
Лисенок тоже без дела не сидит. Он покажет вам картинки, а вы берите фонарики. Если в слове звук К – поднимаем синий фонарик, Кь – зеленый.
Садятся на стулья.
- Игра «Шифровка».
А Мудрая Сова задала вам задачу посложнее.
Слайд 11. Шифровка.
На экране вы видите картинки. Нужно составить слово из первых звуков каждой картинки.
Пуговица, арбуз, утка, кран – паук.
Кисточка, индюк, туфли – кит.
- Знакомство с буквой.
Слайд 12. Буква.
- В стране Азбуке все звуки обозначаются буквами. Звуки К и КЬ обозначаются буквой К. Каким цветом вы ее раскрасите дома? Почему? На что похожа буква К?
Послушайте стишок: Клюв раскрыла буква К,
Хочет скушать паука.
- Звукобуквенный анализ слова. Схема слова.
Отгадайте загадку.
Слайд 13. Кит
Составим схему слова КИТ.
Дети по одному дают характеристику каждого звука в слове и ставят магниты на доску, затем выкладывают буквы.
- Превращения слов. На магнитной доске.
КИТ – КОТ – КОНЬ
- Рефлексия.
Итак, с какими звуками мы сегодня познакомились? Какие это звуки?
Вам понравилось путешествие?
А что больше всего понравилось?
Что было сложным?
Вы сегодня очень постарались и все получаете «5» -наклейки в тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД в подготовительной группе "По дороге к Азбуке. Звуки Ч и Щ"
Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога, детей и родителей в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «По дороге к Азбуке. Дифференциация звуков Ч ...
По дороге к Азбуке. Звуки М - Мь.
Конспект логопедического занятия по формированию у детей фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте....
По дороге к Азбуке. Звук Й.
Конспект коррекционного занятия по подготовке детей к обучсению грамоте и развитию фонематических представлений....
По дороге к Азбуке. Звук Ц.
Конспект коррекционного занятия по формированию фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте с использованием презентации....
Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"
Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"...
Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звук Й"
Данная презентация является дополнением к конспекту занятия "Звук Й" по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте из цикла "По дороге к Азбуке"....