По дороге к Азбуке. Звук Й.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему
Конспект коррекционного занятия по подготовке детей к обучсению грамоте и развитию фонематических представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия по подготовке к обучению грамоте | 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 комбинированного вида» города Пикалево
Конспект
логопедического занятия
с использованием ИКТ
по подготовке к обучению грамоте
детей подготовительной к школе группы
Тема: «По дороге к Азбуке. Звук Й»
Разработала:
Учитель – логопед
Токарева Ольга Геннадьевна
2016 год
Группа детей по структуре речевого нарушения: фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие
Цель: развивать фонематические представления детей на примере звука Й
Планируемые результаты развития интегрированных качеств дошкольника: имеет представление об укладе артикуляционных органов при произнесении звука Й, дает его характеристику, определяет наличие заданного звука в слове и его местоположение, подбирает слова на заданный звук, составляет схему слова, делит слово на слоги, определяет их количество, знает буквы, составляет из них слово, читает открытые и закрытые слоги; умеет работать в группе.
Задачи.
Обучающие:
- Уточнить уклад артикуляционных органов при произнесении звука Й, характеристику этого звука.
- Совершенствовать умение определять наличие звука в слове, его местоположение (начало, середина, конец слова), навык словоизменения существительных в дательном падеже. суффиксальным способом.
- Упражнять в анализе и синтезе слова, умении составлять схему слова и анализировать ее.
- Закреплять зрительный образ букв, навык чтения прямых и обратных слогов, слов.
- Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее.
Развивающие:
- Развивать просодические компоненты речи: ритм, темп, длительность и силу выдоха, четкость дикции.
- Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.
- Развивать слуховое внимание, память, воображение, логическое мышление.
- Продолжать учить координировать речь с движениями.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость, целеустремленность, внимание друг к другу, умение работать в группе и доводить начатое дело до конца.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, презентация к занятию, индивидуальные зеркала, магнитная доска, магнитные буквы, кружки-магниты красного, синего и зеленого цветов, фонарики зеленого цвета (по количеству детей), игра «Тучка» (по количеству детей), настольная игра «Первые буквы» (буква Й).
Ход занятия:
- Создание мотивационного поля. Организационный момент.
Ребята, сегодня мы снова встречаемся с Ёжиком, Лисенком и Мудрой Совой и продолжаем путешествие в страну Азбуку.
- Актуализация знаний.
С какой буквой мы познакомились на прошлом занятии? Чем отличаются звуки Ф и Фь?
- Изучение нового материала
Слайд 3
- Вступительная беседа. Выйдя из кафе, игрушки отправились гулять дальше. Дорога их привела к широкой реке, посреди которой на островке стоял домик. От обоих берегов реки к островку тянулся мостик, по которому и пошли наши путешественники.
Слайд 4
Они постучали в дверь домика, но им никто не ответил. Они уже хотели уходить, но вдруг раздался странный звук: Й-Й-Й. И, откуда не возьмись, перед ними появился зайчик.
Слайд: зайчик
«Ты откуда взялся?» - удивился Ежик. «Я перепрыгнул с другого берега» - ответил зайчик. Он рассказал, что зовут его Айк, и он готовится к соревнованию прыгунов. Лисенку так понравилось, как прыгает зайчик, что он тоже решил попробовать.
- Уклад артикуляционных органов. Характеристика звука.
- Ребята, с каким звуком прыгает зайчик Айк? (Й)
Слайд звук Й
Произнесите звук Й и скажите, как движется язычок? Какой это звук? Как мы его обозначаем? Картинка, где изображено, как прыгает Айк, будет обозначать звук Й.
- Самостоятельное применение знаний на практике.
- Речевые игры.
Игра «Подружи звуки»
Выкладывание на магнитной доске слогов с помощью гласных букв и звукового обозначения звука Й: АЙ – ОЙ – УЙ – ЭЙ – ЫЙ – ИЙ.
Игра «Отвечай-ка»
Ежик приготовил вам вопросы. Если вы подберете правильный ответ, то в ваших словах будет звук Й.
- Крошечная девочка, живущая в цветке (Дюймовочка)
- Похититель Царевны-лягушки (Кощей Бессмертный)
- Имя мальчика, который ничего не знает (Незнайка)
- Птица, умеющая говорить (попугай)
- Морская белая птица (чайка)
- Городской транспорт (троллейбус, трамвай)
Слайд Звуковая линейка
Игра «Тучка»
И мудрая сова уже придумала игру. На экране вы видите картинки, а у вас есть звуковые линейки. По очереди будем называть слова и определять, в каком месте стоит звук Й.
Слайд Физминутка
Физминутка
Игрушки хотят с вами поиграть. Дети имитируют движения зайчика.
Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,
Лапкой, лапкой постучи, постучи,
Ты на травку упади, упади,
Посиди и отдохни, отдохни.
Отдохнул? Теперь вставай,
Прыгать снова начинай!
Быстро к елочке скачи
И скорей назад беги!
Игра «Фонарики»
слайд с картинками
Лисенок придумал новую игру. Он очень любит все красивое, и часто засматривается и любуется чем-нибудь. Посмотрите на экран. Это предметы, которыми любуется Лисенок.
Сейчас по очереди будем называть предметы и говорить Лисенок любуется … . Если в слове появляется звук Й, поднимаем фонарик вверх.
- Уточнение зрительного образа буквы Й.
В стране Азбуке все звуки обозначаются буквами. Звук Й обозначается буквой Й. Она на экране.
Слайд: буква Й
На какие буквы она похожа? Каким цветом вы будете ее закрашивать в тетрадях? Почему?
Найдите на картинке все слова со звуком Й.
А теперь Ёжик предлагает вам собрать эту букву из пазлов.
- Чтение слогов
Лисенок еще не очень хорошо читает. Помогите прочитать ему слоги.
Чтение слогов на магнитной доске
- Звукобуквенный анализ слова
Мудрая Сова приготовила для вас сложное, но интересное задание. Сначала надо выложить схему слова «манка» на магнитной доске.
Дети по очереди дают характеристику звуков в слове МАНКА и выкладывают схему слова на магнитной доске
Игра Превращения слов
А теперь замените 3 букву в этом слове на букву Й. Какое слово получилось? А как изменится схема?
А теперь подумайте, как сделать из слова МАЙКА слово МАЙ? Как изменить схему слова?
Дети по очереди отвечают и выполняют задания на доске.
Игра Шифровка
Слайд Шифровка
И последнее задание от Ежика. Он зашифровал какое-то слово. Вы увидите отгадку, если назовете первые звуки каждого названия картинки и сложите из них слово.
Дети по очереди называют первые звуки каждого слова и составляют слово МАЙКА.
Слайд майка
- Молодцы, ребята. Игрушки отправились дальше. А куда, мы узнаем в следующий раз.
Слайд
- Рефлексия.
Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы про него узнали? Какой буквой обозначается звук Й?
Вам понравилось занятие? Что больше всего понравилось? Что было трудным? Какие картинки со звуком Й вы сможете нарисовать в тетради?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД в подготовительной группе "По дороге к Азбуке. Звуки Ч и Щ"
Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога, детей и родителей в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «По дороге к Азбуке. Дифференциация звуков Ч ...
По дороге к Азбуке. Звуки К-Кь.
Конспект коррекционного занятия по формированию у детей фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте. Звуки К - Кь. Буква К....
По дороге к Азбуке. Звуки М - Мь.
Конспект логопедического занятия по формированию у детей фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте....
По дороге к Азбуке. Звук Ц.
Конспект коррекционного занятия по формированию фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте с использованием презентации....
Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"
Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"...
Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звук Й"
Данная презентация является дополнением к конспекту занятия "Звук Й" по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте из цикла "По дороге к Азбуке"....