НОД в подготовительной группе "По дороге к Азбуке. Звуки Ч и Щ"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Токарева Ольга Геннадьевна

Конспект  непосредственно образовательной  деятельности педагога, детей и родителей в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «По дороге к Азбуке. Дифференциация звуков Ч и Щ."

Скачать:


Предварительный просмотр:

«По дороге к Азбуке».

Обучающее логопедическое занятие для детей и родителей в подготовительной группе для детей с ТНР.

 

Конспект  совместной образовательной деятельности педагога, детей и родителей в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «По дороге к Азбуке. Дифференциация звуков Ч и Щ».

Цель: обобщить фонематические представления детей, полученные за учебный период на примере звуков Ч и Щ, привлекая к сотрудничеству родителей; наглядно показать родителям приемы формирования фонематических представлений через игровые упражнения.

Задачи. Обучающие: Уточнить уклад артикуляционных органов при произнесении звуков Ч и Щ, характеристику этих звуков. Совершенствовать умение определять наличие звука в слове, его местоположение (начало, середина, конец слова), навык словообразования при помощи суффиксов -чик-, -ищ-. Упражнять в анализе и синтезе слова, умении составлять схему слова и анализировать ее. Закреплять зрительный образ букв, навык чтения прямых и обратных слогов. Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее.

Развивающие: Развивать просодические компоненты речи: ритм, темп, длительность и силу выдоха, четкость дикции; связную речь детей, слуховое внимание, память, воображение, логическое мышление; продолжать учить координировать речь с движениями.

Воспитательные: воспитывать усидчивость, целеустремленность, внимание друг к другу, умение работать в группе и доводить дело до конца.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, подготовка к овладению первоначальными навыками чтения и письма).

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Материалы и оборудование: проектор, экран, презентация «По дороге к Азбуке», письмо, ноутбук, индивидуальные зеркала, магнитная доска, магнитные буквы (все гласные и согласные Ч и Щ), кружки-магниты красного, синего и зеленого цветов,  настольная игра «Пять щенков», массажный мяч, настольная игра «Первые буквы» (буквы Ч и Щ), указка, коробка с угощением и запиской.  

Актуальность: занятия по подготовке к овладению начальными навыками чтения и письма в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи являются очень важными как для дошкольников, так и для их родителей. Детям с ТНР для успешного усвоения требуется неоднократное повторение и закрепление материала, в том числе и в домашних условиях с родителями. И если в детском  саду логопед работает в тесном контакте с воспитателем, то дома родители не всегда могут грамотно  объяснить ребенку задание, сами путают обозначения звуков и т.д. С целью помощи родителям в закреплении полученных знаний их детьми и было проведено это занятие.

Содержание организованной деятельности детей.

Организационный момент.

Слайд. Заставка – обложка рабочей тетради «По дороге к азбуке»

- Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие в страну Азбуку.

Слайды. Полет совы, сова с письмом.

-Ребята, посмотрите на экран. Кто это к нам летит? (Сова). Это Мудрая Сова. Наверное, она нам хочет что-то сказать. Действительно, какое-то письмо принесла. Откроем?

Открываем и читаем письмо:

Дорогие ребята! Вы уже давно путешествуете с нами, и мы хотим наградить вас за старания. Но, чтобы получить этот приз, вам нужно показать свои знания и умения. Мы надеемся, что вы справитесь. Удачи! До скорой встречи! Ёжик, Лисенок и Мудрая Сова.

- Ну, что? Покажем, чему мы научились? Заработаем приз?

Уточнение артикуляции звуков.

- Итак, мы познакомились со звуками Ч и Щ. Сядьте на коврик и возьмите зеркала.

Обсуждаем уклад артикуляционных органов, характер воздушной струи. Даем характеристику звуков Ч и Щ.

Речевые игры.

Игра с массажным мячом «Добавь звук, назови слово»

Слайд. Шум ветра.

-Вы слышите шум? Что это? (это ветер шумит).  Да, налетел сильный ветер, и случилась беда. Ёжик собирал слова со звуками Ч и Щ, но ветер оборвал у них окончания, и теперь он не может узнать ни одного слова.

Слайд. Грустный ежик.

- Надо ему помочь: добавить в конец слов звук Ч или Щ и назвать слово. (Дети по очереди ловят мяч и возвращают его логопеду, добавляя звук и называя слово).

Мя., ово., лу., но., ле., обру., ве., ди., пе., тка., бор., пла., ме., до., помо., кирпи. .

- Молодцы! Помогли ежику! Он остался доволен. Но Лисенок тоже приготовил вам испытание. Посмотрите на экран.

Игра «Маленький – огромный»

Слайд. Гном и великан.

 Кого мы там видим? ( В левом нижнем углу гномик, а в правом верхнем – великан).

И следующее задание: нужно изменить слова – картинки. Например, шкаф. У гномика – шкафчик, а у великана – шкафище.

На экране появляются картинки. Дети изменяют слова по образцу.

-Хорошо! И с этим заданием вы справились.

Физминутка

- А сейчас немного отдохнем и поиграем. Я буду начинать, а вы мне помогайте.

Дети проговаривают стихотворение, отвечая на вопросы и изображая то, о чем в нем говорится.

Лев рычит, рычит, рычит. Лев какой? (рычащий).

Пес ворчит, ворчит, ворчит. Пес какой? (ворчащий).

Бык мычит, мычит, мычит. Бык какой? (мычащий).

А петух кричит, кричит. Он какой? (кричащий).

Молоток стучит, стучит. Молоток какой? (стучащий).

Колокол звучит, звучит. Колокол какой? (звучащий).

- Молодцы! Садитесь.

Настольная игра – лото «5 щенков»

 Слайд. 2 щенка.

- А кто же нас встречает? (маленькие щенята).  Их зовут Чимка и Щимка. Они собираются на дачу и укладывают вещи. Чимка все собирает в чемодан, а Щимка – в ящик. Поможем им?

Дифференциация звуков Ч и Щ. Каждый ребенок кладет свою картинку на соответствующую карту: «в чемодан» или «в ящик» по наличию звука Ч или Щ в слове.

- Умницы! Собрали Чимку и Щимку на дачу.

Игра «Подбери картинку к схеме»

- А Сова предлагает из этих картинок выбрать те, которые подойдут к звуковым линейкам.

Слайд. Звуковые линейки.

Дети разбирают схемы и подбирают к ним картинки по местоположению звука в слове..

- Молодцы! Вы справились с заданием Совы.

Уточнение зрительного образа буквы.

-Мы знаем, что в стране Азбуке все звуки обозначаются буквами. Звук Ч  обозначается буквой …, а звук Щ – буквой … .

Слайд. Лисенок с пазлами.

- Лисенок просит вас собрать эти буквы из пазлов.

Дети делятся на две группы и собирают буквы из пазлов.

- Хорошо! Теперь мы вспомнили, как пишутся буквы Ч и Щ.

Звуко - буквенный анализ  слова.

- Посмотрите, и снова Ежик просит нас о помощи: ему надо выложить схему слова. Кого мы видим на картинке? (щуку). А как щуку назвать ласково? (щучка). Надо составить схему слова «щучка» на магнитной доске.

Дети по одному дают характеристику звукам и выкладывают соответствующие кружки на доске.

- А теперь проверьте, правильно ли составил схему Ежик.

На слайде появляется схема слова.

- Правильно!  (Анализ схемы).

-Теперь мы можем внизу выложить знакомые буквы.

Дети по очереди выходят к доске и выкладывают буквы под кружочками.

- Прочитаем, что у нас получилось. (Дети читают слово).

Чтение слогов.

Слайд. Азбука. Сова.

- Мудрая Сова просит вас прочитать слоги со знакомыми буквами.

Дети читают слоги, выложенные на магнитной доске.

Итог занятия.

- Ну, что же наше путешествие на сегодня подошло к концу.  Какие звуки вы учились различать? Что вам запомнилось из занятия? А что больше всего понравилось?

Вы прекрасно справились с заданиями игрушек, а они, как и обещали, приготовили вам сюрприз. Вот он.

Дети открывают подарок, читают записку.

МОЛОДЦЫ! УГОЩАЙТЕСЬ! ДО ВСТРЕЧИ!

Логопед раздает детям угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По дороге к Азбуке. Звуки К-Кь.

Конспект коррекционного занятия по формированию у детей фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте. Звуки К - Кь. Буква К....

По дороге к Азбуке. Звуки М - Мь.

Конспект логопедического занятия по формированию у детей фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте....

По дороге к Азбуке. Звук Й.

Конспект коррекционного занятия по подготовке детей к обучсению грамоте и развитию фонематических представлений....

По дороге к Азбуке. Звук Ц.

Конспект коррекционного занятия по формированию фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте с использованием презентации....

Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"

Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"...

Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звук Й"

Данная презентация является дополнением к конспекту занятия "Звук Й" по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте из цикла "По дороге к Азбуке"....