НОД в подготовительной группе "По дороге к Азбуке. Звуки Ч и Щ"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога, детей и родителей в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «По дороге к Азбуке. Дифференциация звуков Ч и Щ."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект по подготовке к обучению грамоте | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«По дороге к Азбуке».
Обучающее логопедическое занятие для детей и родителей в подготовительной группе для детей с ТНР.
Конспект совместной образовательной деятельности педагога, детей и родителей в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «По дороге к Азбуке. Дифференциация звуков Ч и Щ».
Цель: обобщить фонематические представления детей, полученные за учебный период на примере звуков Ч и Щ, привлекая к сотрудничеству родителей; наглядно показать родителям приемы формирования фонематических представлений через игровые упражнения.
Задачи. Обучающие: Уточнить уклад артикуляционных органов при произнесении звуков Ч и Щ, характеристику этих звуков. Совершенствовать умение определять наличие звука в слове, его местоположение (начало, середина, конец слова), навык словообразования при помощи суффиксов -чик-, -ищ-. Упражнять в анализе и синтезе слова, умении составлять схему слова и анализировать ее. Закреплять зрительный образ букв, навык чтения прямых и обратных слогов. Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее.
Развивающие: Развивать просодические компоненты речи: ритм, темп, длительность и силу выдоха, четкость дикции; связную речь детей, слуховое внимание, память, воображение, логическое мышление; продолжать учить координировать речь с движениями.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, целеустремленность, внимание друг к другу, умение работать в группе и доводить дело до конца.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, подготовка к овладению первоначальными навыками чтения и письма).
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Материалы и оборудование: проектор, экран, презентация «По дороге к Азбуке», письмо, ноутбук, индивидуальные зеркала, магнитная доска, магнитные буквы (все гласные и согласные Ч и Щ), кружки-магниты красного, синего и зеленого цветов, настольная игра «Пять щенков», массажный мяч, настольная игра «Первые буквы» (буквы Ч и Щ), указка, коробка с угощением и запиской.
Актуальность: занятия по подготовке к овладению начальными навыками чтения и письма в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи являются очень важными как для дошкольников, так и для их родителей. Детям с ТНР для успешного усвоения требуется неоднократное повторение и закрепление материала, в том числе и в домашних условиях с родителями. И если в детском саду логопед работает в тесном контакте с воспитателем, то дома родители не всегда могут грамотно объяснить ребенку задание, сами путают обозначения звуков и т.д. С целью помощи родителям в закреплении полученных знаний их детьми и было проведено это занятие.
Содержание организованной деятельности детей.
Организационный момент.
Слайд. Заставка – обложка рабочей тетради «По дороге к азбуке»
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие в страну Азбуку.
Слайды. Полет совы, сова с письмом.
-Ребята, посмотрите на экран. Кто это к нам летит? (Сова). Это Мудрая Сова. Наверное, она нам хочет что-то сказать. Действительно, какое-то письмо принесла. Откроем?
Открываем и читаем письмо:
Дорогие ребята! Вы уже давно путешествуете с нами, и мы хотим наградить вас за старания. Но, чтобы получить этот приз, вам нужно показать свои знания и умения. Мы надеемся, что вы справитесь. Удачи! До скорой встречи! Ёжик, Лисенок и Мудрая Сова.
- Ну, что? Покажем, чему мы научились? Заработаем приз?
Уточнение артикуляции звуков.
- Итак, мы познакомились со звуками Ч и Щ. Сядьте на коврик и возьмите зеркала.
Обсуждаем уклад артикуляционных органов, характер воздушной струи. Даем характеристику звуков Ч и Щ.
Речевые игры.
Игра с массажным мячом «Добавь звук, назови слово»
Слайд. Шум ветра.
-Вы слышите шум? Что это? (это ветер шумит). Да, налетел сильный ветер, и случилась беда. Ёжик собирал слова со звуками Ч и Щ, но ветер оборвал у них окончания, и теперь он не может узнать ни одного слова.
Слайд. Грустный ежик.
- Надо ему помочь: добавить в конец слов звук Ч или Щ и назвать слово. (Дети по очереди ловят мяч и возвращают его логопеду, добавляя звук и называя слово).
Мя., ово., лу., но., ле., обру., ве., ди., пе., тка., бор., пла., ме., до., помо., кирпи. .
- Молодцы! Помогли ежику! Он остался доволен. Но Лисенок тоже приготовил вам испытание. Посмотрите на экран.
Игра «Маленький – огромный»
Слайд. Гном и великан.
Кого мы там видим? ( В левом нижнем углу гномик, а в правом верхнем – великан).
И следующее задание: нужно изменить слова – картинки. Например, шкаф. У гномика – шкафчик, а у великана – шкафище.
На экране появляются картинки. Дети изменяют слова по образцу.
-Хорошо! И с этим заданием вы справились.
Физминутка
- А сейчас немного отдохнем и поиграем. Я буду начинать, а вы мне помогайте.
Дети проговаривают стихотворение, отвечая на вопросы и изображая то, о чем в нем говорится.
Лев рычит, рычит, рычит. Лев какой? (рычащий).
Пес ворчит, ворчит, ворчит. Пес какой? (ворчащий).
Бык мычит, мычит, мычит. Бык какой? (мычащий).
А петух кричит, кричит. Он какой? (кричащий).
Молоток стучит, стучит. Молоток какой? (стучащий).
Колокол звучит, звучит. Колокол какой? (звучащий).
- Молодцы! Садитесь.
Настольная игра – лото «5 щенков»
Слайд. 2 щенка.
- А кто же нас встречает? (маленькие щенята). Их зовут Чимка и Щимка. Они собираются на дачу и укладывают вещи. Чимка все собирает в чемодан, а Щимка – в ящик. Поможем им?
Дифференциация звуков Ч и Щ. Каждый ребенок кладет свою картинку на соответствующую карту: «в чемодан» или «в ящик» по наличию звука Ч или Щ в слове.
- Умницы! Собрали Чимку и Щимку на дачу.
Игра «Подбери картинку к схеме»
- А Сова предлагает из этих картинок выбрать те, которые подойдут к звуковым линейкам.
Слайд. Звуковые линейки.
Дети разбирают схемы и подбирают к ним картинки по местоположению звука в слове..
- Молодцы! Вы справились с заданием Совы.
Уточнение зрительного образа буквы.
-Мы знаем, что в стране Азбуке все звуки обозначаются буквами. Звук Ч обозначается буквой …, а звук Щ – буквой … .
Слайд. Лисенок с пазлами.
- Лисенок просит вас собрать эти буквы из пазлов.
Дети делятся на две группы и собирают буквы из пазлов.
- Хорошо! Теперь мы вспомнили, как пишутся буквы Ч и Щ.
Звуко - буквенный анализ слова.
- Посмотрите, и снова Ежик просит нас о помощи: ему надо выложить схему слова. Кого мы видим на картинке? (щуку). А как щуку назвать ласково? (щучка). Надо составить схему слова «щучка» на магнитной доске.
Дети по одному дают характеристику звукам и выкладывают соответствующие кружки на доске.
- А теперь проверьте, правильно ли составил схему Ежик.
На слайде появляется схема слова.
- Правильно! (Анализ схемы).
-Теперь мы можем внизу выложить знакомые буквы.
Дети по очереди выходят к доске и выкладывают буквы под кружочками.
- Прочитаем, что у нас получилось. (Дети читают слово).
Чтение слогов.
Слайд. Азбука. Сова.
- Мудрая Сова просит вас прочитать слоги со знакомыми буквами.
Дети читают слоги, выложенные на магнитной доске.
Итог занятия.
- Ну, что же наше путешествие на сегодня подошло к концу. Какие звуки вы учились различать? Что вам запомнилось из занятия? А что больше всего понравилось?
Вы прекрасно справились с заданиями игрушек, а они, как и обещали, приготовили вам сюрприз. Вот он.
Дети открывают подарок, читают записку.
МОЛОДЦЫ! УГОЩАЙТЕСЬ! ДО ВСТРЕЧИ!
Логопед раздает детям угощение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
По дороге к Азбуке. Звуки К-Кь.
Конспект коррекционного занятия по формированию у детей фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте. Звуки К - Кь. Буква К....
По дороге к Азбуке. Звуки М - Мь.
Конспект логопедического занятия по формированию у детей фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте....
По дороге к Азбуке. Звук Й.
Конспект коррекционного занятия по подготовке детей к обучсению грамоте и развитию фонематических представлений....
По дороге к Азбуке. Звук Ц.
Конспект коррекционного занятия по формированию фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте с использованием презентации....
Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"
Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"...
Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звук Й"
Данная презентация является дополнением к конспекту занятия "Звук Й" по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте из цикла "По дороге к Азбуке"....