Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте с использованием презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия по подготовке к обучению грамоте | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционного логопедического занятия
в старшей группе
разработано учителем-логопедом МБДОУ «ДС №6 КВ» г. Пикалево Токаревой Ольгой Геннадьевной
Тема: «По дороге к Азбуке. Звуки Ф - Фь».
Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР
Оборудование:
-для детей: звуковые линейки по числу детей, кружки синего цвета, синий и зеленый фонарики по числу детей.
-для учителя - логопеда: ноутбук, презентация, проектор, экран, магнитная доска с набором магнитов (кружки красного, синего и зеленого цветов), картинки-символы звуков, магнитные буквы, массажный мяч.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие
Цели: развивать фонематические представления детей на примере звуков Ф, Фь, познавательную сферу деятельности и мыслительные способности дошкольников.
Задачи: Обучающие:
- Уточнить уклад артикуляционных органов при произнесении звуков Ф, Фь, характеристику этих звуков.
- Совершенствовать умение определять наличие звука в слове, его местоположение (начало, середина, конец слова), дифференцировать звуки по твердости – мягкости.
- Упражнять в анализе и синтезе слова, умении составлять схему слова и анализировать ее.
- Закреплять зрительный образ букв, навык чтения прямых и обратных слогов, слов.
- Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее.
Развивающие:
- Развивать просодические компоненты речи: ритм, темп, длительность и силу выдоха, четкость дикции.
- Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.
- Развивать слуховое внимание, память, творческое воображение, логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость, целеустремленность, внимание друг к другу, умение работать в группе и доводить начатое дело до конца.
Планируемые результаты: имеет представление об укладе артикуляционных органов при произнесении звуков Ф, Фь, дает их характеристику; определяет наличие заданного звука в слове и его местоположение; подбирает слова на заданный звук, составляет схему слова, умеет соотносить слово с его звуковой схемой; знает буквы, дифференцирует правильное и неправильное начертание печатных букв, составляет из них слово, читает открытые и закрытые слоги; умеет работать в группе.
Ход занятия:
- Организационный момент
Слайд 1. Заставка
Дети стоят в центре зала.
Ребята, сегодня мы с вами вновь встречаемся с Ежиком, Лисенком и Мудрой Совой и продолжаем путешествие в страну… (Азбуку).
Слайд 2. Игрушки. Паровозик.
Вот наши игрушки уже на экране, а вот и их паровозик. Игрушки сели, и вы занимайте места в нашем паровозике.
Встаем паровозиком, едем на места. Садятся на стулья.
- Чем буквы отличаются от звуков? С каким звуком мы познакомились в прошлый раз? (Ф). Где остановились наши игрушки? (В кафе). А с кем они познакомились? (С котом Фокой). Как они помогли коту?
Слайд 3. Кафе.
Не успели игрушки доесть свое угощение, как в кафе пришел мальчик. Он сел за соседний столик и заказал себе кефир и конфеты. Но едва попробовав угощение, сразу скривился: «Фи! Разве это кефир? Фи! Разве это конфеты? Вот у меня дома настоящий кефир и конфеты». «Чем тебе не нравится угощение?» - поинтересовался Ёжик. Вместо ответа мальчик повернулся и спросил: «А вы кто такие?» «Мы – игрушки». «Фи! Разве это игрушки? Вот у меня дома настоящие игрушки» - сморщил нос мальчик. «А ты кто?»- поинтересовались друзья. «А я Филя», - ответил мальчик. И тогда Ёжик сказал: «Фи! Разве это Филя? Вот на другом конце города мы видели настоящего Филю!» «Сейчас я с ним разберусь!» - закричал мальчик и побежал в конец города. «Беги, беги отсюда, - пробубнил Ёжик. – А то твое фификанье аппетит портит».
- С какого звука начинаются слова Филя, филин? (Фь). Сегодня мы поговорим о звуке Фь. Картинка, где изображено, как Филя фификает, будет обозначать звук Фь.
- Основная часть
- Артикуляция звука К, характеристика, обозначение.
- Произнесите звук Фь. Что делают губы, зубы, язычок? Найдите на экране звук Фь. Расскажите, какой он. (Согласный, мягкий.) Посмотрите, какие башмачки у звука Фь? Что это обозначает?
- «Выкладывание слогов».
Лисенок предлагает вам подружить звук Фь с гласными звуками.
Дети по одному на магнитной доске картинками-символами выкладывают слоги по заданию логопеда: АФЬ – ФЯ – ФЁ – ОФЬ – УФЬ – ФЮ – ФЕ – ЭФЬ – ИФЬ – ФИ.
- «Добавь ФИ или ФЕ. Назови слово». Игра с массажным мячом, сидя в кругу на ковре.
- Скажите со слогом Фи- или ФЕ- в начале слова: _(ля), _(шка), _(лин), _(я), _(н), _(льм), _(ник).
- «Фонарики»
- Ребята, а чем отличаются звуки Ф и Фь? Как они обозначаются?
Мудрая Сова тоже приготовила вам задание. Она будет показывать вам картинки, а вы поднимайте фонарики. Если в слове звук Ф – синий, звук Фь – зеленый.
Слайд 4. Рамка.
Садятся на стульчики перед экраном. Берут в руки фонарики
Картинки на экране. По очереди их называем и определяем какой звук находится в слове.
- Умницы! Вы справились с заданием. Сова довольна.
- Физминутка.
А сейчас встанем и немного отдохнем.
Физкультпривет
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
Дети выполняют движения, о которых говорится в стихотворении.
Садятся на стулья.
- Игра «Подбери картинки к схеме»
Ежик придумал игру.
Слайд 5. Игра.
Он нарисовал картинки к схемам и перепутал их. Но если вы правильно укажете схему, то каждая картинка встанет на свое место.
- Молодцы! Посмотрите, как Ежик радуется вашим успехам.
- Игра «Разгадай слово».
Слайд 6. Лисенок.
Лисенок тоже без дела не сидит. Посмотрите, какой он хитрющий, потому что взял и перепутал все слоги в словах. Попробуем разгадать? Я назову слоги, а кто догадается, что это за слово, поднимает руку.
Слайд 7. Картинки.
ТА – ФАН, ТИК – ФАН, ФЕ – КОН – ТА
- Молодцы, ребятки! Разгадали загадки Лисенка.
- Знакомство с буквой.
Слайд 8. Буква.
- В стране Азбуке все звуки обозначаются буквами. Звуки Ф и ФЬ обозначаются буквой Ф. Каким цветом вы ее раскрасите дома? Почему? На что похожа буква Ф?
Послушайте стишок: Всем известно без подсказки:
Буква Ф – как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
- Ребята, найдите на картинке слова со звуками Ф или ФЬ.
- Заколдованный круг.
И снова Мудрая Сова вам задачу приготовила. Да сложную-то какую! Нужно прочитать слово с буквой Ф, придуманное Совой. Справитесь?
Слайд 9. Заколдованный круг.
Посмотрите, она нарисовала заколдованный круг. А что в нем написано? (буквы). Но они какие-то не обычные. Посмотрите, все буквы написаны верно? Давайте разберемся.
Дети по очереди называют буквы в круге и говорят, правильно или нет они написаны. Неправильные буквы исчезают.
Читая по часовой стрелке правильно написанные буквы, дети узнают слово – ФАНТИК.
- Звукобуквенный анализ слова. Схема слова.
Слайд 13. Фантик.
Составим схему слова ФАНТИК.
Дети по одному дают характеристику каждого звука в слове и ставят магниты на доску, затем сравнивают со схемой Совы. Потом под схемой выкладывают буквы. Читают слово.
- Рефлексия.
Итак, с какими звуками мы сегодня познакомились? Какие это звуки?
Вам понравилось путешествие?
А что больше всего понравилось?
Что было сложным?
Вы сегодня очень постарались и все получаете «5» -наклейки в тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе « Звук Ш»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе« Звук Ш»...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «По страничкам азбуки»
Занятие по подготовке к обучению грамоте "По страничке азбуки" направлено на закрепление знания об изученных звуках, о правилах составления звуковых моделей слов, умение состав...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет.Тема «Звук и буква Ж».(первое занятие по теме)
Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М)
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М) Цели: закреплять изученные звуки и буквы; вырабатывать навык че...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Э] и буква Э»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе " Звук [э] и буква Э"...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуки [А], [О], [У]» (закрепление пройденного материала)
Данный материал будет полезен для воспитателей детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Э] и буква «Э»
Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. Обогащение, уточнение, активизация лексического запаса. Совершенствование грамматического строя и навыков связной речи у детей....