Сценарий логотренинга по обучению грамоте с использованием ИКТ «Звук и буква Д»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Логотренинг для детей 5-6 лет с ТНР по обучению грамоте в рамках лексической темы "Одежда, головные уборы" с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_logotreninga_dlya_detey_s_tnr_gil_t.l.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

логотренинга по обучению грамоте с использованием ИКТ

«Звук и буква Д» для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи

Задачи:

Обучающие: различать на слух и правильно проговаривать звуки [д], [дь] в предложениях и словах; уметь давать характеристику звукам и знать их цветовые обозначения; закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

Познавательные: активизировать и обобщить знания об одежде, головных уборах; продолжать развивать навыки составления предложений, по опорным словам, закреплять умение образовывать притяжательные и относительные прилагательные;

Коррекционно-развивающие: развитие слухового, зрительного внимания, фонематического восприятия, средств выразительности речи (темп, ритм) мышления, мелкой моторики и координации движений, повышение мотивации детей; стабилизация психоэмоционального напряжения;

Воспитательные: развитие умения работать в группе, слушать другого; развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: авторское развивающее медиапособие «Звук и буква Д», индивидуальные картинки с изображением одежды и двух девочек, карточки с парами слов (дом — дверь, Даша — доктор, художник — деревья, дедушка — диван), карандаши.

Ход:

Организационный момент

Педагог: Перед тем, как сесть на свои места, опишите одежду, которая на вас надета (дети описывают предметы своей одежды и садятся).

Задание 1. Звуковая разминка (раздается стук дятла в лесу).

Педагог: Что вам напоминает этот звук? Как он может получиться? (Дети делают предположения) Вы правы этот звук доносится из леса, это дятел стучит клювом по дереву (появляется слайд с изображением дятла).

Педагог: Попробуем повторить этот звук? Послушайте внимательно звуки, после этого карандашом постучите по столу так же, как это сделал дятел.

По очереди появляются изображения дятлов разных видов, и слышатся серии ударов, которые дятел издает. Каждый ребенок по желанию простукивает серии ударов с соблюдением ритмического рисунка

Педагог: Смогли бы вы проговорить этот звук?

Снова появляются те же дятлы и их серии ударов, но дети уже должны проговорить звук [д] с разным темпом и интонацией

 Изучение нового материала

На слайде появляется изображение буквы Д и предметов, в очертании которых угадывается буква

Педагог: Звуки [д] и [дь] обозначаются буквой Д [Дэ]. Скажите пожалуйста, на что похожа эта буква?

Дети: на домик, на кресло… (на слайде появляется картинка «дупло»)

Педагог: Что это такое? (это дупло) Где находится дупло? (дупло в дереве) Кто живет в дупле? (в дупле живет белка) Скажите полным предложением, в чьем дупле живет белка (белка живет в беличьем дупле).

На слайде появляется картинка «дом и дети»

Педагог: А что это такое? (Дом) Кто в нем живет? (В доме живут дети) Скажите полным предложением, в каком доме живут дети (Дети живут в деревянном доме)

Педагог: - С какого звука начинаются слова «дупло, дом», «дерево, дети» Дети дают сравнительную характеристику звуков [д], [д']

Задание 2 «Составь предложение с парами слов». Детям раздаются карточки с парами слов. С одной и той же парой картинок можно придумать разные предложения

Педагог: Ребята, как вы думает, какое задание вам необходимо выполнить? (дети делают предположения) Вы будете составлять предложения со словами на карточках. Например: первая пара «дом – дверь». Можно составить предложение «В доме открыта дверь»

Дети выполняют задание индивидуально.

3. д/и «Писатели». Задание сопровождается показом слайдов. Педагог начинает предложение, дети его заканчивают. Возле правильного ответа детей появляется смайлик. Отобранное правильное слово-картинка показывается на слайде.

Педагог: Ребята, вы когда-нибудь придумывали истории? (Ответы детей). Хотите, мы вместе попробуем сочинить историю. Подходящие слова для нашей истории вы будете выбирать сами, они должны быть со звуком [д] и [дь].

Педагог: Когда произошла эта история? Вчера или давно? (Давно)

Педагог: Давным-давно это было. Стоял в одном… Где это произошло? В селе или в деревне? (В деревне)

Педагог: Стоял в одной деревне… Что стояло? Деревянный домик или глиняная изба? (Деревянный домик) Стоял в одной деревне деревянный домик. А куда мы поставим домик: далеко или близко? (Размещение домика на задний план) Жили в этом доме… (Девочки) Жили в этом доме девочки… Подскажите какими могли бы быть их имена? Да…(Даша), Ди…(Дина).

На слайде изображение девочек блондинки и брюнетки и под каждой, по кружку синего и зеленого цвета, согласно характеристике звуков.

Педагог: Определите, справа или слева находится Даша? Почему? (дети определяют где девочки и объясняют свой выбор)

Физкультминутка «Платье и брюки» с музыкальным сопровождением

Педагог: Даша и Дина предлагают вам поиграть в их любимую игру.

Дети выходят из-за столов и становятся в круг. На слайде появляется изображение платья и брюк по тексту логопедической распевки. Дети за педагогом повторяют слова и выполняют движения.

Задание 4. Работа в индивидуальных карточках

Педагог: Однажды Даша и Дина перепутали свою одежду. Помогите им, пожалуйста, разобраться, что кому принадлежит. На Дашиных вещах рисунок со звуком [д], а на Дининых со звуком [дь]. Как вам кажется, почему они разделили одежду именно так?

Дети соединяют линиями одежду с изображение хозяйкой. Для проверки правильности выполнения, детям предлагается слайд с выполненным заданием.

Рефлексия (педагог задает вопросы детям)

С каким звуком мы сегодня познакомились? Этот звук может быть мягким? Произнесите твердый звук.

Связь с другими видами деятельности

Девочки хотят отблагодарить вас и показать их любимый мультфильм. Подумай про кого он? Про тигренка или про дятла? (Про дятла)

Пособие заканчивается просмотром мультфильма «Дятел Вуди»

Методическое обеспечение

  1. Нищева Н.В., Гавришева Л.Б. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры, CD. – СПб. Детство-пресс, 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Твердый и мягкий звуки М. Буква М"

Конспект открытой НОД по области "Коммуникация" (подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми подготовительной к школе группы с ЗПР на тему "Твердый и мягкий звуки М. Буква М"....

открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"

Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....

Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Звук и буква "В"

Цели: научить детей определять место звука в слове, расширять словарный запас, слоговой анализ и синтез, понятие «предлог»....

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ "Звуки Н, Нь. Буква Н." + презентация. Подготовительная к школе группа.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Занятие привязано к лексической теме "Моя семья".Презентация большая по объёму,  пришлось делить на д...

Обучение грамоте «Путешествие в страну звуков и букв с Машей и Медведем». Согласные звуки IмI, Iм’I; буквы М, м.

Занятие по обучению грамоте «Путешествие в страну звуков и букв с Машей и Медведем» предназначено для детей дошкольного возраста и направлено на знакомство с согласными звуками [м] и [м&r...