Сценарий логотренинга по обучению грамоте с использованием ИКТ «Звук и буква Д»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Логотренинг для детей 5-6 лет с ТНР по обучению грамоте в рамках лексической темы "Одежда, головные уборы" с использованием ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_logotreninga_dlya_detey_s_tnr_gil_t.l.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
логотренинга по обучению грамоте с использованием ИКТ
«Звук и буква Д» для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи
Задачи:
Обучающие: различать на слух и правильно проговаривать звуки [д], [дь] в предложениях и словах; уметь давать характеристику звукам и знать их цветовые обозначения; закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
Познавательные: активизировать и обобщить знания об одежде, головных уборах; продолжать развивать навыки составления предложений, по опорным словам, закреплять умение образовывать притяжательные и относительные прилагательные;
Коррекционно-развивающие: развитие слухового, зрительного внимания, фонематического восприятия, средств выразительности речи (темп, ритм) мышления, мелкой моторики и координации движений, повышение мотивации детей; стабилизация психоэмоционального напряжения;
Воспитательные: развитие умения работать в группе, слушать другого; развитие коммуникативных навыков.
Оборудование: авторское развивающее медиапособие «Звук и буква Д», индивидуальные картинки с изображением одежды и двух девочек, карточки с парами слов (дом — дверь, Даша — доктор, художник — деревья, дедушка — диван), карандаши.
Ход:
Организационный момент
Педагог: Перед тем, как сесть на свои места, опишите одежду, которая на вас надета (дети описывают предметы своей одежды и садятся).
Задание 1. Звуковая разминка (раздается стук дятла в лесу).
Педагог: Что вам напоминает этот звук? Как он может получиться? (Дети делают предположения) Вы правы этот звук доносится из леса, это дятел стучит клювом по дереву (появляется слайд с изображением дятла).
Педагог: Попробуем повторить этот звук? Послушайте внимательно звуки, после этого карандашом постучите по столу так же, как это сделал дятел.
По очереди появляются изображения дятлов разных видов, и слышатся серии ударов, которые дятел издает. Каждый ребенок по желанию простукивает серии ударов с соблюдением ритмического рисунка
Педагог: Смогли бы вы проговорить этот звук?
Снова появляются те же дятлы и их серии ударов, но дети уже должны проговорить звук [д] с разным темпом и интонацией
Изучение нового материала
На слайде появляется изображение буквы Д и предметов, в очертании которых угадывается буква
Педагог: Звуки [д] и [дь] обозначаются буквой Д [Дэ]. Скажите пожалуйста, на что похожа эта буква?
Дети: на домик, на кресло… (на слайде появляется картинка «дупло»)
Педагог: Что это такое? (это дупло) Где находится дупло? (дупло в дереве) Кто живет в дупле? (в дупле живет белка) Скажите полным предложением, в чьем дупле живет белка (белка живет в беличьем дупле).
На слайде появляется картинка «дом и дети»
Педагог: А что это такое? (Дом) Кто в нем живет? (В доме живут дети) Скажите полным предложением, в каком доме живут дети (Дети живут в деревянном доме)
Педагог: - С какого звука начинаются слова «дупло, дом», «дерево, дети» Дети дают сравнительную характеристику звуков [д], [д']
Задание 2 «Составь предложение с парами слов». Детям раздаются карточки с парами слов. С одной и той же парой картинок можно придумать разные предложения
Педагог: Ребята, как вы думает, какое задание вам необходимо выполнить? (дети делают предположения) Вы будете составлять предложения со словами на карточках. Например: первая пара «дом – дверь». Можно составить предложение «В доме открыта дверь»
Дети выполняют задание индивидуально.
3. д/и «Писатели». Задание сопровождается показом слайдов. Педагог начинает предложение, дети его заканчивают. Возле правильного ответа детей появляется смайлик. Отобранное правильное слово-картинка показывается на слайде.
Педагог: Ребята, вы когда-нибудь придумывали истории? (Ответы детей). Хотите, мы вместе попробуем сочинить историю. Подходящие слова для нашей истории вы будете выбирать сами, они должны быть со звуком [д] и [дь].
Педагог: Когда произошла эта история? Вчера или давно? (Давно)
Педагог: Давным-давно это было. Стоял в одном… Где это произошло? В селе или в деревне? (В деревне)
Педагог: Стоял в одной деревне… Что стояло? Деревянный домик или глиняная изба? (Деревянный домик) Стоял в одной деревне деревянный домик. А куда мы поставим домик: далеко или близко? (Размещение домика на задний план) Жили в этом доме… (Девочки) Жили в этом доме девочки… Подскажите какими могли бы быть их имена? Да…(Даша), Ди…(Дина).
На слайде изображение девочек блондинки и брюнетки и под каждой, по кружку синего и зеленого цвета, согласно характеристике звуков.
Педагог: Определите, справа или слева находится Даша? Почему? (дети определяют где девочки и объясняют свой выбор)
Физкультминутка «Платье и брюки» с музыкальным сопровождением
Педагог: Даша и Дина предлагают вам поиграть в их любимую игру.
Дети выходят из-за столов и становятся в круг. На слайде появляется изображение платья и брюк по тексту логопедической распевки. Дети за педагогом повторяют слова и выполняют движения.
Задание 4. Работа в индивидуальных карточках
Педагог: Однажды Даша и Дина перепутали свою одежду. Помогите им, пожалуйста, разобраться, что кому принадлежит. На Дашиных вещах рисунок со звуком [д], а на Дининых со звуком [дь]. Как вам кажется, почему они разделили одежду именно так?
Дети соединяют линиями одежду с изображение хозяйкой. Для проверки правильности выполнения, детям предлагается слайд с выполненным заданием.
Рефлексия (педагог задает вопросы детям)
С каким звуком мы сегодня познакомились? Этот звук может быть мягким? Произнесите твердый звук.
Связь с другими видами деятельности
Девочки хотят отблагодарить вас и показать их любимый мультфильм. Подумай про кого он? Про тигренка или про дятла? (Про дятла)
Пособие заканчивается просмотром мультфильма «Дятел Вуди»
Методическое обеспечение
- Нищева Н.В., Гавришева Л.Б. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры, CD. – СПб. Детство-пресс, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"
Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....
Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Твердый и мягкий звуки М. Буква М"
Конспект открытой НОД по области "Коммуникация" (подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми подготовительной к школе группы с ЗПР на тему "Твердый и мягкий звуки М. Буква М"....
открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"
Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....
Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Звук и буква "В"
Цели: научить детей определять место звука в слове, расширять словарный запас, слоговой анализ и синтез, понятие «предлог»....
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ "Звуки Н, Нь. Буква Н." + презентация. Подготовительная к школе группа.
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Занятие привязано к лексической теме "Моя семья".Презентация большая по объёму, пришлось делить на д...
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ "Звуки Р, Рь. Буква Р." + презентация. Подготовительная к школе группа.
Конспект НОД по обучению грамоте Звуки [р],[р']. Буква Р. Презентация прилагается....
Обучение грамоте «Путешествие в страну звуков и букв с Машей и Медведем». Согласные звуки IмI, Iм’I; буквы М, м.
Занятие по обучению грамоте «Путешествие в страну звуков и букв с Машей и Медведем» предназначено для детей дошкольного возраста и направлено на знакомство с согласными звуками [м] и [м&r...