Итоговое занятие в подготовительной к школе группе "Проделки Буквоеда"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Цель: Проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте; Закрепить знания и умения детей в области декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные:
Закрепление понятий «буква, звук, слог, слово, предложение».
Закрепить графический образ букв.
Совершенствование навыков звукового анализа слов.
Закреплять навык чтения слогов и слов.
Упражнять в составлении предложений.
Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.
Упражнять в приёмах рисования кистью элементов народной росписи.
Развивающие:
Активизировать и развивать словарь, лексико-грамматический строй речи, совершенствовать фонематический слух.
Развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность.
Развивать чувства ритма, цвета, композиции, эстетическое восприятие, умение красиво располагать узор в заданной форме.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к обучению грамоте.
Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.
Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, народным традициям.
Предварительная работа: Занятия по мотивам народных росписей.
Методы и приёмы:
Наглядные: использование наглядного материала.
Словесные: беседа, разгадывание загадок, указания, дополнения, вопрос-ответ.
Игровые: сюрпризный момент, игры с мячом Су-Джок,
Практические: д/и «Разрезные буквы», работа со звуковыми схемами, физминутка, д/и «Составь слово из слогов», д/и «Собери пословицу», творческая деятельность детей.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: письмо, лепестки цветка с буквами («Д», «О» «Б», «Р», «О»), разрезанные буквы («А», «И», «Ы», «Т», «Г», «Д»), звуковые схемы на замках, 5 картинок с изображением предметов (лимон, улитка, пила, жук, зонт), слоги: ве, ко, ру, ку, зу, со, дро, шка, чка, кла, бы, ва.
Раздаточный: конверт с разрезанными на слова пословицами, шарики Су-Джок, силуэты букв из бумаги, кисти, подставка для кистей, непроливайка, тряпочка, краски гуашевые, палитра,
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть какие вы умные и грамотные, как вы подготовились к школе и порадоваться Вашим успехам. Посмотрите на них, улыбнитесь и поздоровайтесь.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, сегодня в почтовом ящике детского сада я обнаружила письмо, на нем написано для детей подготовительной к школе группы от губернатора города Грамотейск, Давайте его сейчас откроем и прочитаем (воспитатель зачитывает письмо).
Письмо
«Здравствуйте, ребята! Срочно требуется ваша помощь! В прекрасном городе Грамотейск случилась беда, злой волшебник Буквоед похитил и заколдовал жителей. Теперь все дети останутся необразованными и никогда не научатся читать и писать. Помочь нам можете только вы т.к. вы, много чего знаете и умеете. Снимите его колдовство своими знаниями. А еще свою жизнь Буквоед хранит в волшебном цветке. Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда Буквоед исчезнет навсегда и больше никогда и не кому не причинит вреда. С уважением губернатор города Грамотейск»
Воспитатель: Злой, ужасный Буквоед! Я такое знаю про этого волшебника … Ест он буквы на обед!
Ребята, вы же очень дружные и никогда никого не оставите в беде, так?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Поможем жителям города Грамотейск?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Первых освобождать от колдовских чар мы будем…а вот кого, подскажет вам моя загадка :
Черные птички на каждой страничке,
Молчат, ожидают, кто их прочитает.
Ответы детей: Буквы.
Воспитатель: Правильно дети, буквы. Итак, первое задание! Буквы обижены Буквоедом, он их разорвал на части, давайте их восстановим.
(На столе лежат буквы: «А», «И», «Ы», «Т», «Г», «Д» разрезанные на части. Детям необходимо правильно собрать буквы из частей).
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, вам удалась снять колдовство с букв. Теперь они вернутся в свой родной город. А мы получили первый лепесток.
(На доске вывешивается первый лепесток с буквой «Д»).
Воспитатель: Вторыми мы выручим…вы узнаете из моей загадки:
Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт…
Ответы детей: Звуки.
Воспитатель: Правильно. Теперь нам нужно расколдовать и освободить звуки. Посмотрите, какой хитрый Буквоед, сколько замков он повесил. Вам необходимо к звуковой схеме на замке подобрать соответствующую картинку со словом. Если слово на картинке подходит к звуковой схеме, то замок откроется.
(На доске вывешены пять замков со звуковой схемой, пять картинок- ключей с изображением предметов: лимон, пила, шар, улитка, лимон).
Воспитатель: Вам удалось открыть все замки. Звуки на свободе. Вот еще один лепесток у нас.
(Воспитатель на доске вывешивает второй лепесток с буквой «О»)
Утомились, пришло время отдохнуть:
Физминутка
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так
(круговые движения головой)
Еще эдак, еще так.
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так,
(поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)
Дружно дерево качали
А потом они ходили
(ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили
(наклоны туловища вперед)
А потом они плясали
(пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали
(прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали.
Воспитатель: Немного отдохнули, и продолжаем дальше выручать жителей города Грамотейск. Слушаем загадку:
Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый…
Ответы детей: Слог.
Воспитатель: Слова потеряли первые слоги. Необходимо слоги вернуть на свои места.
(На левой стороне доски вывешены слоги: ве, ко, ру, ку, зу, со, на правой стороне доски вывешены слоги: дро, шка, чка, кла, бы, ва. Детям нужно из двух частей собрать слова: ведро, кошка, ручка, кукла, зубы, сова).
Воспитатель: Молодцы, вернули слоги на свои места. Освободили слоги от колдовства злого Буквоеда. Еще один лепесток у нас.
(На доске вывешивается третий лепесток с буквой «Б»).
Кому еще необходима наша помощь, вы узнаете из моей загадки:
Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту
Ответы детей: Слово.
Буквоед зашифровал слова, нам нужно разгадать их.
(перед детьми вывешивается 5 картинок с ребусами).
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились. И слова свободны и могут вернуться домой.
(На доске вывешивается четвертый лепесток с буквой «Р»).
Нам осталось спасти последнего заколдованного жителя…Слушаем загадку:
Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я…
Ответы детей: Предложение.
Воспитатель: Буквоед разрезал предложения на слова, вам нужно из слов собрать предложение и в своих предложениях вы узнаете пословицы.
(Воспитатель раздает в конвертах пословицы разрезанные на слова).
Дело мастера боится.
Тише едешь – дальше будешь.
Без труда нет плода.
Цыплят по осени считают.
На вкус, на цвет товарища нет.
Правда глаза колет.
В гостях хорошо, а дома лучше того.
Кончил дело – гуляй смело.
Всякая птица свое гнездо любит.
Делу время, потехе час.
У страха глаза велики.
Делать спустя рукава.
Дома и стены помогают.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Воспитатель: Освободили предложения от колдовства. Ну что ж ребята, это было последнее задание. Получили последний лепесток.
(На доске вывешивается пятый лепесток с буквой «О»).
Вы отгадали магическое слово?
Ответы детей: Добро.
Воспитатель: Добрый конец –всему делу венец. Вы сегодня сделали столько добрых дел: спасли жителей города Грамотейск, победили злого волшебного Буквоеда. Я предлагаю, сделать еще одно доброе дело – Давайте, им на память отправим подарки, оправим первую букву своего имени, чтобы они всегда помнили о нас и знали кому можно обратиться за помощью если вдруг окажутся в беде. Но не просто именную букву, а букву с русско-народной росписью. И пусть ваши именные буквы станут новыми жителями прекрасного города Грамотейск. Буквы мы начали расписывать на прошлом занятии, а сейчас мы завершим эту работу. Но прежде давайте разомнем наши руки.
Дети выполняют игровые упражнения с шариками Су-Джок.
(Описание: Ребенок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом).
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Воспитатель: Дети скажите, какие виды народных росписей вам знакомы?
Ответы детей: Дымково, Хохлома, Городец, Гжель.
Воспитатель: Поднимите руки те, кто решил расписать свою букву хохломской росписью? Скажите, какие цвета вы использовали?
(Дети, которые выбрали хохломскую роспись отвечают на вопросы воспитателя).
Ответы детей: Три основных цвета: красный, чёрный, золотой и немного зеленого цвета.
Воспитатель: Какие узоры?
Ответы детей: Криуль, травинки, листики, капельки, ягодки.
Воспитатель: А кто решил именную букву расписать городецкой росписью? Какие цвета вы используете для росписи?
(Дети, которые выбрали городецкую роспись отвечают на вопросы воспитателя)
Ответы детей: Красный, синий, зелёный, оранжевый. Для оживки используется белый и черный цвета.
Воспитатель: Какие узоры?
Ответы детей: Розан, купавка, ягодка, листья.
Воспитатель: Какие еще узоры можно использовать помимо цветочных гирлянд?
Ответы детей: Конь, Птица, Петух.
Воспитатель: Кто выбрал гжель?
(Дети которые выбрали гжель отвечают на вопросы.)
Воспитатель: Какие цвета вы используете?
Дети: Белый и сниий.
Воспитатель: Какие узоры?
Ответы детей: Роза – Агашка, бордюры (волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие линии), капельки.
Воспитатель: Поднимите руки те, кто решил расписать свою букву дымковской росписью? Скажите, какие цвета вы использовали?
Ответы детей: Красный, оранжевый, голубой, зеленый, желтый, малиновый. Коричневая и черная краска используется лишь в небольших количествах.
Воспитатель: Какие элементы дымковской росписи вы использовали?
Ответы детей: Прямые и волнистые линии, колечки, большие круги, точки.
(Дети заканчивают расписывать буквы).
Воспитатель: Красивые буквы у вас получились, я их сегодня по почте отправлю губернатору. Они станут новыми жителями города Грамотейск.
Скажите, вам понравилось наше занятие?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Какое доброе дело мы сегодня сделали?
Ответы детей: Мы сегодня помогли жителям города Грамотейск, победили злого волшебника Буквоеда.
Воспитатель: Как мы им помогали?
Ответы детей: Мы восстановили буквы из частей, расколдовали звуки (делали звуко-буквенный анализ), расколдовали слова (разгадывали ребусы), помогли вернуться слогам на свои места в словах (собирали из слогов слова), составили предложения (пословицы) из слов.
Воспитатель: Спасибо за вашу работу!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель: Проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте; Закрепить знания и умения детей в области декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные:
Закрепление понятий «буква, звук, слог, слово, предложение».
Закрепить графический образ букв.
Совершенствование навыков звукового анализа слов.
Закреплять навык чтения слогов и слов.
Упражнять в составлении предложений.
Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.
Упражнять в приёмах рисования кистью элементов народной росписи.
Развивающие:
Активизировать и развивать словарь, лексико-грамматический строй речи, совершенствовать фонематический слух.
Развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность.
Развивать чувства ритма, цвета, композиции, эстетическое восприятие, умение красиво располагать узор в заданной форме.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к обучению грамоте.
Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.
Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, народным традициям.
Предварительная работа: Занятия по мотивам народных росписей.
Методы и приёмы:
Наглядные: использование наглядного материала.
Словесные: беседа, разгадывание загадок, указания, дополнения, вопрос-ответ.
Игровые: сюрпризный момент, игры с мячом Су-Джок,
Практические: д/и «Разрезные буквы», работа со звуковыми схемами, физминутка, д/и «Составь слово из слогов», д/и «Собери пословицу», «творческая деятельность детей.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: письмо, лепестки цветка с буквами («Д», «О» «Б», «Р», «О»), разрезанные буквы («А», «И», «Ы», «Т», «Г», «Д»), звуковые схемы на замках, 5 картинок с изображением предметов (лимон, улитка, пила, жук, зонт), слоги: ве, ко, ру, ку, зу, со, дро, шка, чка, кла, бы, ва.
Раздаточный: конверт с разрезанными на слова пословицами, шарики Су-Джок, силуэты букв из бумаги, кисти, подставка для кистей, непроливайка, тряпочка, краски гуашевые, палитра,
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть какие вы умные и грамотные, как вы подготовились к школе и порадоваться Вашим успехам. Посмотрите на них, улыбнитесь и поздоровайтесь.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, сегодня в почтовом ящике детского сада я обнаружила письмо, на нем написано для детей подготовительной к школе группы от губернатора города Грамотейск, Давайте его сейчас откроем и прочитаем (воспитатель зачитывает письмо).
Письмо
«Здравствуйте, ребята! Срочно требуется ваша помощь! В прекрасном городе Грамотейск случилась беда, злой волшебник Буквоед похитил и заколдовал жителей. Теперь все дети останутся необразованными и никогда не научатся читать и писать. Помочь нам можете только вы т.к. вы, много чего знаете и умеете. Снимите его колдовство своими знаниями. А еще свою жизнь Буквоед хранит в волшебном цветке. Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда Буквоед исчезнет навсегда и больше никогда и не кому не причинит вреда. С уважением губернатор города Грамотейск»
Воспитатель: Злой, ужасный Буквоед! Я такое знаю про этого волшебника … Ест он буквы на обед!
Ребята, вы же очень дружные и никогда никого не оставите в беде, так?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Поможем жителям города Грамотейск?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Первых освобождать от колдовских чар мы будем…а вот кого, подскажет вам моя загадка :
Черные птички на каждой страничке,
Молчат, ожидают, кто их прочитает.
Ответы детей: Буквы.
Воспитатель: Правильно дети, буквы. Итак, первое задание! Буквы обижены Буквоедом, он их разорвал на части, давайте их восстановим.
(На столе лежат буквы: «А», «И», «Ы», «Т», «Г», «Д» разрезанные на части. Детям необходимо правильно собрать буквы из частей).
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, вам удалась снять колдовство с букв. Теперь они вернутся в свой родной город. А мы получили первый лепесток.
(На доске вывешивается первый лепесток с буквой «Д»).
Воспитатель: Вторыми мы выручим…вы узнаете из моей загадки:
Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт…
Ответы детей: Звуки.
Воспитатель: Правильно. Теперь нам нужно расколдовать и освободить звуки. Посмотрите, какой хитрый Буквоед, сколько замков он повесил. Вам необходимо к звуковой схеме на замке подобрать соответствующую картинку со словом. Если слово на картинке подходит к звуковой схеме, то замок откроется.
(На доске вывешены пять замков со звуковой схемой, пять картинок- ключей с изображением предметов: лимон, пила, шар, улитка, лимон).
Воспитатель: Вам удалось открыть все замки. Звуки на свободе. Вот еще один лепесток у нас.
(Воспитатель на доске вывешивает второй лепесток с буквой «О»)
Утомились, пришло время отдохнуть:
Физминутка
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так
(круговые движения головой)
Еще эдак, еще так.
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так,
(поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)
Дружно дерево качали
А потом они ходили
(ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили
(наклоны туловища вперед)
А потом они плясали
(пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали
(прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали.
Воспитатель: Немного отдохнули, и продолжаем дальше выручать жителей города Грамотейск. Слушаем загадку:
Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый…
Ответы детей: Слог.
Воспитатель: Слова потеряли первые слоги. Необходимо слоги вернуть на свои места.
(На левой стороне доски вывешены слоги: ве, ко, ру, ку, зу, со, на правой стороне доски вывешены слоги: дро, шка, чка, кла, бы, ва. Детям нужно из двух частей собрать слова: ведро, кошка, ручка, кукла, зубы, сова).
Воспитатель: Молодцы, вернули слоги на свои места. Освободили слоги от колдовства злого Буквоеда. Еще один лепесток у нас.
(На доске вывешивается третий лепесток с буквой «Б»).
Кому еще необходима наша помощь, вы узнаете из моей загадки:
Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту
Ответы детей: Слово.
Буквоед зашифровал слова, нам нужно разгадать их.
(перед детьми вывешивается 5 картинок с ребусами).
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились. И слова свободны и могут вернуться домой.
(На доске вывешивается четвертый лепесток с буквой «Р»).
Нам осталось спасти последнего заколдованного жителя…Слушаем загадку:
Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я…
Ответы детей: Предложение.
Воспитатель: Буквоед разрезал предложения на слова, вам нужно из слов собрать предложение и в своих предложениях вы узнаете пословицы.
(Воспитатель раздает в конвертах пословицы разрезанные на слова).
Дело мастера боится.
Тише едешь – дальше будешь.
Без труда нет плода.
Цыплят по осени считают.
На вкус, на цвет товарища нет.
Правда глаза колет.
В гостях хорошо, а дома лучше того.
Кончил дело – гуляй смело.
Всякая птица свое гнездо любит.
Делу время, потехе час.
У страха глаза велики.
Делать спустя рукава.
Дома и стены помогают.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Воспитатель: Освободили предложения от колдовства. Ну что ж ребята, это было последнее задание. Получили последний лепесток.
(На доске вывешивается пятый лепесток с буквой «О»).
Вы отгадали магическое слово?
Ответы детей: Добро.
Воспитатель: Добрый конец –всему делу венец. Вы сегодня сделали столько добрых дел: спасли жителей города Грамотейск, победили злого волшебного Буквоеда. Я предлагаю, сделать еще одно доброе дело – Давайте, им на память отправим подарки, оправим первую букву своего имени, чтобы они всегда помнили о нас и знали кому можно обратиться за помощью если вдруг окажутся в беде. Но не просто именную букву, а букву с русско-народной росписью. И пусть ваши именные буквы станут новыми жителями прекрасного города Грамотейск. Буквы мы начали расписывать на прошлом занятии, а сейчас мы завершим эту работу. Но прежде давайте разомнем наши руки.
Дети выполняют игровые упражнения с шариками Су-Джок.
(Описание: Ребенок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом).
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Воспитатель: Дети скажите, какие виды народных росписей вам знакомы?
Ответы детей: Дымково, Хохлома, Городец, Гжель.
Воспитатель: Поднимите руки те, кто решил расписать свою букву хохломской росписью? Скажите, какие цвета вы использовали?
(Дети, которые выбрали хохломскую роспись отвечают на вопросы воспитателя).
Ответы детей: Три основных цвета: красный, чёрный, золотой и немного зеленого цвета.
Воспитатель: Какие узоры?
Ответы детей: Криуль, травинки, листики, капельки, ягодки.
Воспитатель: А кто решил именную букву расписать городецкой росписью? Какие цвета вы используете для росписи?
(Дети, которые выбрали городецкую роспись отвечают на вопросы воспитателя)
Ответы детей: Красный, синий, зелёный, оранжевый. Для оживки используется белый и черный цвета.
Воспитатель: Какие узоры?
Ответы детей: Розан, купавка, ягодка, листья.
Воспитатель: Какие еще узоры можно использовать помимо цветочных гирлянд?
Ответы детей: Конь, Птица, Петух.
Воспитатель: Кто выбрал гжель?
(Дети которые выбрали гжель отвечают на вопросы.)
Воспитатель: Какие цвета вы используете?
Дети: Белый и сниий.
Воспитатель: Какие узоры?
Ответы детей: Роза – Агашка, бордюры (волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие линии), капельки.
Воспитатель: Поднимите руки те, кто решил расписать свою букву дымковской росписью? Скажите, какие цвета вы использовали?
Ответы детей: Красный, оранжевый, голубой, зеленый, желтый, малиновый. Коричневая и черная краска используется лишь в небольших количествах.
Воспитатель: Какие элементы дымковской росписи вы использовали?
Ответы детей: Прямые и волнистые линии, колечки, большие круги, точки.
(Дети заканчивают расписывать буквы).
Воспитатель: Красивые буквы у вас получились, я их сегодня по почте отправлю губернатору. Они станут новыми жителями города Грамотейск.
Скажите, вам понравилось наше занятие?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Какое доброе дело мы сегодня сделали?
Ответы детей: Мы сегодня помогли жителям города Грамотейск, победили злого волшебника Буквоеда.
Воспитатель: Как мы им помогали?
Ответы детей: Мы восстановили буквы из частей, расколдовали звуки (делали звуко-буквенный анализ), расколдовали слова (разгадывали ребусы), помогли вернуться слогам на свои места в словах (собирали из слогов слова), составили предложения (пословицы) из слов.
Воспитатель: Спасибо за вашу работу!
Предварительный просмотр:
Цель: Проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте; Закрепить знания и умения детей в области декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные:
Закрепление понятий «буква, звук, слог, слово, предложение».
Закрепить графический образ букв.
Совершенствование навыков звукового анализа слов.
Закреплять навык чтения слогов и слов.
Упражнять в составлении предложений.
Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.
Упражнять в приёмах рисования кистью элементов народной росписи.
Развивающие:
Активизировать и развивать словарь, лексико-грамматический строй речи, совершенствовать фонематический слух.
Развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность.
Развивать чувства ритма, цвета, композиции, эстетическое восприятие, умение красиво располагать узор в заданной форме.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к обучению грамоте.
Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.
Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, народным традициям.
Предварительная работа: Занятия по мотивам народных росписей.
Методы и приёмы:
Наглядные: использование наглядного материала.
Словесные: беседа, разгадывание загадок, указания, дополнения, вопрос-ответ.
Игровые: сюрпризный момент, игры с мячом Су-Джок,
Практические: д/и «Разрезные буквы», работа со звуковыми схемами, физминутка, д/и «Составь слово из слогов», д/и «Собери пословицу», творческая деятельность детей.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: письмо, лепестки цветка с буквами («Д», «О» «Б», «Р», «О»), разрезанные буквы («А», «И», «Ы», «Т», «Г», «Д»), звуковые схемы на замках, 5 картинок с изображением предметов (лимон, улитка, пила, жук, зонт), слоги: ве, ко, ру, ку, зу, со, дро, шка, чка, кла, бы, ва.
Раздаточный: конверт с разрезанными на слова пословицами, шарики Су-Джок, силуэты букв из бумаги, кисти, подставка для кистей, непроливайка, тряпочка, краски гуашевые, палитра,
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть какие вы умные и грамотные, как вы подготовились к школе и порадоваться Вашим успехам. Посмотрите на них, улыбнитесь и поздоровайтесь.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, сегодня в почтовом ящике детского сада я обнаружила письмо, на нем написано для детей подготовительной к школе группы от губернатора города Грамотейск, Давайте его сейчас откроем и прочитаем (воспитатель зачитывает письмо).
Письмо
«Здравствуйте, ребята! Срочно требуется ваша помощь! В прекрасном городе Грамотейск случилась беда, злой волшебник Буквоед похитил и заколдовал жителей. Теперь все дети останутся необразованными и никогда не научатся читать и писать. Помочь нам можете только вы т.к. вы, много чего знаете и умеете. Снимите его колдовство своими знаниями. А еще свою жизнь Буквоед хранит в волшебном цветке. Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда Буквоед исчезнет навсегда и больше никогда и не кому не причинит вреда. С уважением губернатор города Грамотейск»
Воспитатель: Злой, ужасный Буквоед! Я такое знаю про этого волшебника … Ест он буквы на обед!
Ребята, вы же очень дружные и никогда никого не оставите в беде, так?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Поможем жителям города Грамотейск?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Первых освобождать от колдовских чар мы будем…а вот кого, подскажет вам моя загадка :
Черные птички на каждой страничке,
Молчат, ожидают, кто их прочитает.
Ответы детей: Буквы.
Воспитатель: Правильно дети, буквы. Итак, первое задание! Буквы обижены Буквоедом, он их разорвал на части, давайте их восстановим.
(На столе лежат буквы: «А», «И», «Ы», «Т», «Г», «Д» разрезанные на части. Детям необходимо правильно собрать буквы из частей).
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, вам удалась снять колдовство с букв. Теперь они вернутся в свой родной город. А мы получили первый лепесток.
(На доске вывешивается первый лепесток с буквой «Д»).
Воспитатель: Вторыми мы выручим…вы узнаете из моей загадки:
Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт…
Ответы детей: Звуки.
Воспитатель: Правильно. Теперь нам нужно расколдовать и освободить звуки. Посмотрите, какой хитрый Буквоед, сколько замков он повесил. Вам необходимо к звуковой схеме на замке подобрать соответствующую картинку со словом. Если слово на картинке подходит к звуковой схеме, то замок откроется.
(На доске вывешены пять замков со звуковой схемой, пять картинок- ключей с изображением предметов: лимон, пила, шар, улитка, лимон).
Воспитатель: Вам удалось открыть все замки. Звуки на свободе. Вот еще один лепесток у нас.
(Воспитатель на доске вывешивает второй лепесток с буквой «О»)
Утомились, пришло время отдохнуть:
Физминутка
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так
(круговые движения головой)
Еще эдак, еще так.
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так,
(поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)
Дружно дерево качали
А потом они ходили
(ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили
(наклоны туловища вперед)
А потом они плясали
(пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали
(прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали.
Воспитатель: Немного отдохнули, и продолжаем дальше выручать жителей города Грамотейск. Слушаем загадку:
Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый…
Ответы детей: Слог.
Воспитатель: Слова потеряли первые слоги. Необходимо слоги вернуть на свои места.
(На левой стороне доски вывешены слоги: ве, ко, ру, ку, зу, со, на правой стороне доски вывешены слоги: дро, шка, чка, кла, бы, ва. Детям нужно из двух частей собрать слова: ведро, кошка, ручка, кукла, зубы, сова).
Воспитатель: Молодцы, вернули слоги на свои места. Освободили слоги от колдовства злого Буквоеда. Еще один лепесток у нас.
(На доске вывешивается третий лепесток с буквой «Б»).
Кому еще необходима наша помощь, вы узнаете из моей загадки:
Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту
Ответы детей: Слово.
Буквоед зашифровал слова, нам нужно разгадать их.
(перед детьми вывешивается 5 картинок с ребусами).
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились. И слова свободны и могут вернуться домой.
(На доске вывешивается четвертый лепесток с буквой «Р»).
Нам осталось спасти последнего заколдованного жителя…Слушаем загадку:
Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я…
Ответы детей: Предложение.
Воспитатель: Буквоед разрезал предложения на слова, вам нужно из слов собрать предложение и в своих предложениях вы узнаете пословицы.
(Воспитатель раздает в конвертах пословицы разрезанные на слова).
Дело мастера боится.
Тише едешь – дальше будешь.
Без труда нет плода.
Цыплят по осени считают.
На вкус, на цвет товарища нет.
Правда глаза колет.
В гостях хорошо, а дома лучше того.
Кончил дело – гуляй смело.
Всякая птица свое гнездо любит.
Делу время, потехе час.
У страха глаза велики.
Делать спустя рукава.
Дома и стены помогают.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Воспитатель: Освободили предложения от колдовства. Ну что ж ребята, это было последнее задание. Получили последний лепесток.
(На доске вывешивается пятый лепесток с буквой «О»).
Вы отгадали магическое слово?
Ответы детей: Добро.
Воспитатель: Добрый конец –всему делу венец. Вы сегодня сделали столько добрых дел: спасли жителей города Грамотейск, победили злого волшебного Буквоеда. Я предлагаю, сделать еще одно доброе дело – Давайте, им на память отправим подарки, оправим первую букву своего имени, чтобы они всегда помнили о нас и знали кому можно обратиться за помощью если вдруг окажутся в беде. Но не просто именную букву, а букву с русско-народной росписью. И пусть ваши именные буквы станут новыми жителями прекрасного города Грамотейск. Буквы мы начали расписывать на прошлом занятии, а сейчас мы завершим эту работу. Но прежде давайте разомнем наши руки.
Дети выполняют игровые упражнения с шариками Су-Джок.
(Описание: Ребенок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом).
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Воспитатель: Дети скажите, какие виды народных росписей вам знакомы?
Ответы детей: Дымково, Хохлома, Городец, Гжель.
Воспитатель: Поднимите руки те, кто решил расписать свою букву хохломской росписью? Скажите, какие цвета вы использовали?
(Дети, которые выбрали хохломскую роспись отвечают на вопросы воспитателя).
Ответы детей: Три основных цвета: красный, чёрный, золотой и немного зеленого цвета.
Воспитатель: Какие узоры?
Ответы детей: Криуль, травинки, листики, капельки, ягодки.
Воспитатель: А кто решил именную букву расписать городецкой росписью? Какие цвета вы используете для росписи?
(Дети, которые выбрали городецкую роспись отвечают на вопросы воспитателя)
Ответы детей: Красный, синий, зелёный, оранжевый. Для оживки используется белый и черный цвета.
Воспитатель: Какие узоры?
Ответы детей: Розан, купавка, ягодка, листья.
Воспитатель: Какие еще узоры можно использовать помимо цветочных гирлянд?
Ответы детей: Конь, Птица, Петух.
Воспитатель: Кто выбрал гжель?
(Дети которые выбрали гжель отвечают на вопросы.)
Воспитатель: Какие цвета вы используете?
Дети: Белый и сниий.
Воспитатель: Какие узоры?
Ответы детей: Роза – Агашка, бордюры (волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие линии), капельки.
Воспитатель: Поднимите руки те, кто решил расписать свою букву дымковской росписью? Скажите, какие цвета вы использовали?
Ответы детей: Красный, оранжевый, голубой, зеленый, желтый, малиновый. Коричневая и черная краска используется лишь в небольших количествах.
Воспитатель: Какие элементы дымковской росписи вы использовали?
Ответы детей: Прямые и волнистые линии, колечки, большие круги, точки.
(Дети заканчивают расписывать буквы).
Воспитатель: Красивые буквы у вас получились, я их сегодня по почте отправлю губернатору. Они станут новыми жителями города Грамотейск.
Скажите, вам понравилось наше занятие?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Какое доброе дело мы сегодня сделали?
Ответы детей: Мы сегодня помогли жителям города Грамотейск, победили злого волшебника Буквоеда.
Воспитатель: Как мы им помогали?
Ответы детей: Мы восстановили буквы из частей, расколдовали звуки (делали звуко-буквенный анализ), расколдовали слова (разгадывали ребусы), помогли вернуться слогам на свои места в словах (собирали из слогов слова), составили предложения (пословицы) из слов.
Воспитатель: Спасибо за вашу работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель итогового занятия в подготовительной к школе группе по математическому развитию. Тема:" Наф - Наф готовится к школе".
Модель итогового занятия в подготовительной группе по математическому развитию. Тема:" Наф Наф готовится к школе"...
Итоговое занятие для подготовительной к школе группе "Скоро в школу"
Цель: закрепление и обобщение знаний детей по разделам программы на конец учебного года.Задачи:закреплять навыки прямого и обратного счета в пределах 20, повторить знаки «<»...
Итоговое занятие в подготовительной к школе группе "Скоро в школу!"
Цель: Выявить уровень знаний детей, их готовность к школе.Программные задачи:Развивать у детей интерес и желание к школьному обучению.Расширять словарный запас детей по теме «шко...
Итоговое занятие в подготовительной к школе группе по развитию речи « Маша идёт в школу»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»г.п. Нарткала Урванского муниципального районаКабардино-Бал...
Итоговое занятие в подготовительной к школе группе "Школа. Школьные принадлежности"
Воспитатель сообщает детям, что на участке д.с нашли портфель и решили принести его вам, так как вы на следующий год тоже отправитесь в школу. В порфеле записка с письмом от ученика ...
Итоговое занятие в подготовительной к школе группе «Поможем Мальвине подготовить Буратино к школе».
Итоговое занятие в подготовительной группе.Цель: Обобщение и закрепление знаний, полученых в течении года....
презентация к итоговому занятию в подготовительной к школе группе «Поможем Мальвине подготовить Буратино к школе».
презентация к итоговому занятию...