Формирование познавательной и мотивационной готовности к школе у старших дошкольников
проект по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Оленева Нина Николаевна

     Формирование у детей основы нового отношения к языку, сознательного оперирования через сознание звукового состава слова и словесного состава предложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обучение грамоте306.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 общеразвивающего вида»

г. Печора

Инновационный проект

«Формирование познавательной и мотивационной готовности к школе у старших дошкольников посредством обучения грамоте»

Составитель:  воспитатель Оленева Н.Н.

Оглавление

  1. Введение ……………………………………………………………………..  3
  2. Цель и задачи  проекта, ожидаемые результаты ………………………….  4
  3. Определение перспектив работы над проектом …………………………..  5
  4. Принципы ……………………………………………………………………. 5
  5. Технология проекта …………………………………………………………. 5
  6. Этапы работы ……………………………………………………………....... 6
  7. Методы и приёмы работы …………………………………………………... 6
  8. Практическая реализация проекта …………………………………………. 7

Вывод…………………………………………………………………………….  8

Список литературы……………………………………………………………... 9

1. Введение

     Когда ребенок идет в школу, каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли научить его читать и писать.

     В наше время «рынок» педагогических услуг весьма разнообразен и стихиен: появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте, причем не всегда высокого качества. Естественно, есть разумные и полезные для ребенка методики, а есть и такие, которые приведут к желаемой цели (научат ребенка читать и писать), но не будут развивать самого ребенка.

    Под развитием в данной области мы понимаем, органичное и своевременное вхождение в родной язык, осознание его закономерностей, основ будущей грамотности при письме, умственное развитие (Д.Б.Эльконин). 

   Актуальность исследуемой темы определяется ее ролью и местом в решении задач, стоящих перед современной методической наукой. Выявление условий обучения грамоте приобретает особую значимость в связи с тем, что в настоящее время российская начальная школа переживает этап модернизации. Он связан с изменением приоритетов в системе начального общего образования, так как на первый план выдвигается личностное развитие младшего школьника, становление его сознания и формирование способностей. При этом одной из главных задач российской образовательной политики является сохранение лучших традиций отечественного филологического образования.

    Актуальность проекта  определяется изменением приоритетов в системе начального общего образования, так как на первый план выдвигается личностное развитие младшего школьника, становление его сознания и формирование способностей. При этом одной из главных задач российской образовательной политики является сохранение лучших традиций отечественного филологического образования. По мнению основоположника отечественной научной методики и педагогики начального обучения К.Д. Ушинского, обучение грамоте выступает в качестве главного, центрального предмета, входящего во все другие предметы и собирающего в себе их результат.

       В период обучения грамоте дети 6-7 лет усваивают элементарные навыки чтения. В течение последующего, более или менее длительного периода происходит выработка автоматизированности этих сложных речевых действий при условии систематических упражнений с целью качественного совершенствования. От степени овладения этими навыками зависит не только успех продвижения школьника в учебной деятельности, но и его психическое и интеллектуальное развитие. То есть речевые (интеллектуальные) навыки чтения являются необходимым условием и инструментом осуществления учебно-познавательной деятельности. Почти все психологи и методисты, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, т.е. умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

2.  Цель и задачи проекта

Цели проекта: 

  • Повышение мотивационной и познавательной  готовности воспитанников к обучению грамоте.
  • Формирование у детей основы нового отношения к языку, сознательного оперирования через сознание звукового состава слова и словесного состава предложения

Задачи проекта:

  • Формировать направленность на звуковую сторону речи: развивать умение вслушиваться в слово; выделять звуки; различать звуки, близкие по звучанию.
  • Развивать  умение ориентироваться в звуковом составе слова:

последовательно выделять звуки; устанавливать их место в слове;

  • Активизировать устную речь детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.
  • Учить определять словесное ударение, сравнивать слова по количественному и качественному звуковому составу.
  • Учить овладевать грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постигать смысл и многозначность слов.
  • Воспитывать познавательный интерес к родному языку.

ГИПОТЕЗА:

Если у ребёнка будет сформирован необходимый познавательный интерес к словам и звукам в них содержащихся, будет чёткое преставление о звуковом составе языка, то можно будет утверждать:

что дошкольник готов к школе

Ожидаемые результаты:

  • Развитие всех компонентов речи.
  • Развитие слухового внимания и зрительной памяти.
  • Формирование навыка  звуко - слогового анализа и синтеза.
  • Развитие познавательных процессов.
  • Развитие творческих способностей детей.
  • Воспитание нравственно-эстетических чувств.

3. Определение перспектив работы над проектом

При успешной реализации проекта:

  • повысится активность детей на занятии  и  появится желание научиться читать
  • возникнет  постепенное накопление мотивов, обеспечивающих принятие ребенком цели речевой деятельности
  • их усложнение будет способствовать развитию его субъектной позиции

4. Принципы:

  • Принцип деятельности (ребёнок находится в процессе открытия новых знаний)
  • Принцип креативности (педагог поощряет активность детей)
  • Принцип непрерывности (процесс продолжается на вечерних занятиях с воспитателем)
  • Принцип последовательности, доступности ,систематичности.

5. Технология реализации проекта:

  • Комплексные и блочные занятия по обучению грамоте

  • Проведение индивидуальных занятий с детьми, не усвоившими материал или отсутствующими на занятии.

  • Выполнение заданий в вечернее время

  • Проведение консультаций для родителей

  • Посещение родителями занятий по обучению грамоте

6. Этапы работы:

Подготовительный

  • Планирование по разделу «Обучение грамоте»
  • Изучение методической литературы по данному вопросу
  • Изготовление пособий /таблиц, карточек ,игр
  • Разработка дидактического материала для занятий по обучению      грамоте
  • Разработка диагностической карты по данному разделу
  • Первичное обследование детей
  • Консультации для родителей и воспитателей

 Основной этап

  • Проведение фронтальных подгрупповых и индивидуальных занятий по обучению грамоте
  • Консультации для родителей, чьи дети имеют трудности в усвоении материала
  • Проведение совместных мероприятий с родителями
  • Закрепление материала во время вечерних занятий с воспитателем

 Заключительный этап

  • Проведение итогового контроля
  • Анализ результатов, составление диаграмм
  • Обсуждение итогов совместно с учителем начальных классом и психологом, родителями детей
  • Отчёт о результативности на итоговом педсовете

7. Методы и приёмы:

  • Проведение занятий с использованием сказочных сюжетов, воображаемых путешествий.
  • Развлечения с использованием  сюжетно-дидактических игр и упражнений.
  • Обеспечение настольно-печатными и дидактическими играми по грамоте
  • Использование речевых упражнений во всех режимных моментах.
  • Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, а именно: обведение по контуру, штриховка, написание букв по точкам, в воздухе, на ладошке,  выкладывание букв из палочек, шнурков, нахождение буквы среди графически сходных, дописывание элементов букв, нахождение неправильно написанных и т. д.
  • Использование художественного слова.

   Эффективность используемых методов и приемов доказывается высокой результативностью обучения. О чем свидетельствуют следующие показатели: отсутствие низкого уровня развития звуковой культуры речи и произвольных движений рук,  положительная динамика развития фонематической стороны речи на протяжении всего периода обучения, а также  овладение основам грамоты в детском саду  к концу периода обучения. В результате обучения дети овладевают слоговым чтением, происходит развитие всех компонентов речи, слухового внимания и зрительной памяти, совершенствуется навык звуко - слогового анализа и синтеза, а также создаются условия  для развития познавательных процессов у старших дошкольников.

8. Практическая реализация проекта:

      Для выявления актуального уровня развития детей по разделу  программы «Обучение грамоте» была проведена педагогическая диагностика. Проведенный анализ показал, что на высоком уровне находится 35% детей,  на среднем – 50% и на ниже среднем – 15% воспитанников. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы по обучению грамоте.

Промежуточные результаты реализации проекта:                  

           Февраль         Февраль

              2011г.             2012г.

          Высокий уровень

        Средний уровень

                Ниже среднего

    Диагностика, проведенная на последнем этапе, показала, что на высоком уровне находится 70 % детей,  на среднем – 30% и на ниже среднем – 0 % воспитанников.

Вывод.

Таким образом, анализ результатов реализации проекта позволяет сделать вывод об эффективности разработанной и апробированной системы работы по обучению старших дошкольников грамоте. Работая по программе развития и воспитания детей в детском саду  «Детство» я могу отметить, что большинство моих воспитанников приходят в школу не только читающими, но и способными анализировать устную речь, грамотно составлять слова и предложения. Существует много программ и способов обучения грамоте и чтению. Наше дошкольное учреждение работает по программе «Детство», основой которой является не только обучающая, но и  развивающая и раскрывающая потенциальные творческие способности каждого ребенка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умение неординарно мыслить и приобретать в дальнейшем определенные навыки и умения.

Могу отметить, что проведенная работа позволила  сформировать  познавательную  и мотивационную  готовность старших дошкольников к школе посредством обучения грамоте.

Основной перспективой на будущее для себя считаю более глубокий системный переход на интегрированные занятия, которые способствуют повышению мотивации обучения, формируют познавательный интерес, способствуют развитию речи и формированию разносторонне развитой личности.

Пусть ребенок чувствует свой успех, делает какие - то маленькие открытия для себя и с радостью идет и на занятия и в детский сад.

        

Список используемой литературы:

  1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: -СПб:Детство-Пресс, 2007г.
  2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада: Изд-во «Детство-Пресс», 2005г.
  3. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать!.. Обучение дошкольников чтению: Программа-конспект.- СПб: «Детство-Пресс», 2005г.
  4. Методические советы к программе «Детство».-СПб.: «Детство-Пресс», 2007г.
  5. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие.- СПб.: «Детство-Пресс», 2007г.
  6. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Популярное пособие для педагогов. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, Ко», 2008г.
  7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002г.
  8. Смирнова Л.Н. Обучение дошкольников чтению.: пособие для воспитателей. – М.: «Мозаика – Синтез», 2006г.
  9. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для педагогов. – Ярославль : «Академия развития», 2005г.
  10. Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Образовательная программа «Школа 2100», М.: 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе дошкольников «Беседа о школе» (по методике Т.А.Нежновой)».

В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения....

Формирование мотивационной готовности как условие успешной адаптации дошкольникам к школе

Поступление в школу является очень значимым и радостным событием в жизни каждого ребенка. Перед ним открываются двери в новый, пока неизвестный, мир, который несет в себе радости и горести, взлеты и п...

ФОРМИРОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена ростом на современном этапе количества детей с нарушениями в развитии, необходимостью обеспечения эффективности их обучения. Актуальность проблеме придает...

Цикл занятий по формированию социальной и мотивационной готовности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет к обучению в школе «Готовлюсь к школе»

Материал представляет собой цикл занятий по формированию социальной и мотивационной готовности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет к обучению в школе...

Проект "Формирование познавательной активности и нравственно-патриотических качеств у старших дошкольников через приобщение к истории и культуре родного города"

Проект представлен долгосрочный по ознакомлению и приобщению детей  к истории и культуре родного города  в рамках празднования 800-летия Нижнего Новгорода...

Методическая разработка : "Подвижные игры,направленные на формирование у дошкольников мотивационной готовности к школе"

В сборнике представлены подвижные игры, направленные на формирование мотивационной готовности к обучению в школе. Игры предназначены для старшего дошкольного возраста .Сборник  будет полезен педа...