Формирование познавательной и мотивационной готовности к школе у старших дошкольников
проект по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Формирование у детей основы нового отношения к языку, сознательного оперирования через сознание звукового состава слова и словесного состава предложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение грамоте | 306.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17 общеразвивающего вида»
г. Печора
Инновационный проект
«Формирование познавательной и мотивационной готовности к школе у старших дошкольников посредством обучения грамоте»
Составитель: воспитатель Оленева Н.Н.
Оглавление
- Введение …………………………………………………………………….. 3
- Цель и задачи проекта, ожидаемые результаты …………………………. 4
- Определение перспектив работы над проектом ………………………….. 5
- Принципы ……………………………………………………………………. 5
- Технология проекта …………………………………………………………. 5
- Этапы работы ……………………………………………………………....... 6
- Методы и приёмы работы …………………………………………………... 6
- Практическая реализация проекта …………………………………………. 7
Вывод……………………………………………………………………………. 8
Список литературы……………………………………………………………... 9
1. Введение
Когда ребенок идет в школу, каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли научить его читать и писать.
В наше время «рынок» педагогических услуг весьма разнообразен и стихиен: появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте, причем не всегда высокого качества. Естественно, есть разумные и полезные для ребенка методики, а есть и такие, которые приведут к желаемой цели (научат ребенка читать и писать), но не будут развивать самого ребенка.
Под развитием в данной области мы понимаем, органичное и своевременное вхождение в родной язык, осознание его закономерностей, основ будущей грамотности при письме, умственное развитие (Д.Б.Эльконин).
Актуальность исследуемой темы определяется ее ролью и местом в решении задач, стоящих перед современной методической наукой. Выявление условий обучения грамоте приобретает особую значимость в связи с тем, что в настоящее время российская начальная школа переживает этап модернизации. Он связан с изменением приоритетов в системе начального общего образования, так как на первый план выдвигается личностное развитие младшего школьника, становление его сознания и формирование способностей. При этом одной из главных задач российской образовательной политики является сохранение лучших традиций отечественного филологического образования.
Актуальность проекта определяется изменением приоритетов в системе начального общего образования, так как на первый план выдвигается личностное развитие младшего школьника, становление его сознания и формирование способностей. При этом одной из главных задач российской образовательной политики является сохранение лучших традиций отечественного филологического образования. По мнению основоположника отечественной научной методики и педагогики начального обучения К.Д. Ушинского, обучение грамоте выступает в качестве главного, центрального предмета, входящего во все другие предметы и собирающего в себе их результат.
В период обучения грамоте дети 6-7 лет усваивают элементарные навыки чтения. В течение последующего, более или менее длительного периода происходит выработка автоматизированности этих сложных речевых действий при условии систематических упражнений с целью качественного совершенствования. От степени овладения этими навыками зависит не только успех продвижения школьника в учебной деятельности, но и его психическое и интеллектуальное развитие. То есть речевые (интеллектуальные) навыки чтения являются необходимым условием и инструментом осуществления учебно-познавательной деятельности. Почти все психологи и методисты, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, т.е. умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
2. Цель и задачи проекта
Цели проекта:
- Повышение мотивационной и познавательной готовности воспитанников к обучению грамоте.
- Формирование у детей основы нового отношения к языку, сознательного оперирования через сознание звукового состава слова и словесного состава предложения
Задачи проекта:
- Формировать направленность на звуковую сторону речи: развивать умение вслушиваться в слово; выделять звуки; различать звуки, близкие по звучанию.
- Развивать умение ориентироваться в звуковом составе слова:
последовательно выделять звуки; устанавливать их место в слове;
- Активизировать устную речь детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.
- Учить определять словесное ударение, сравнивать слова по количественному и качественному звуковому составу.
- Учить овладевать грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постигать смысл и многозначность слов.
- Воспитывать познавательный интерес к родному языку.
ГИПОТЕЗА:
Если у ребёнка будет сформирован необходимый познавательный интерес к словам и звукам в них содержащихся, будет чёткое преставление о звуковом составе языка, то можно будет утверждать:
что дошкольник готов к школе
Ожидаемые результаты:
- Развитие всех компонентов речи.
- Развитие слухового внимания и зрительной памяти.
- Формирование навыка звуко - слогового анализа и синтеза.
- Развитие познавательных процессов.
- Развитие творческих способностей детей.
- Воспитание нравственно-эстетических чувств.
3. Определение перспектив работы над проектом
При успешной реализации проекта:
- повысится активность детей на занятии и появится желание научиться читать
- возникнет постепенное накопление мотивов, обеспечивающих принятие ребенком цели речевой деятельности
- их усложнение будет способствовать развитию его субъектной позиции
4. Принципы:
- Принцип деятельности (ребёнок находится в процессе открытия новых знаний)
- Принцип креативности (педагог поощряет активность детей)
- Принцип непрерывности (процесс продолжается на вечерних занятиях с воспитателем)
- Принцип последовательности, доступности ,систематичности.
5. Технология реализации проекта:
- Комплексные и блочные занятия по обучению грамоте
- Проведение индивидуальных занятий с детьми, не усвоившими материал или отсутствующими на занятии.
- Выполнение заданий в вечернее время
- Проведение консультаций для родителей
- Посещение родителями занятий по обучению грамоте
6. Этапы работы:
Подготовительный
- Планирование по разделу «Обучение грамоте»
- Изучение методической литературы по данному вопросу
- Изготовление пособий /таблиц, карточек ,игр
- Разработка дидактического материала для занятий по обучению грамоте
- Разработка диагностической карты по данному разделу
- Первичное обследование детей
- Консультации для родителей и воспитателей
Основной этап
- Проведение фронтальных подгрупповых и индивидуальных занятий по обучению грамоте
- Консультации для родителей, чьи дети имеют трудности в усвоении материала
- Проведение совместных мероприятий с родителями
- Закрепление материала во время вечерних занятий с воспитателем
Заключительный этап
- Проведение итогового контроля
- Анализ результатов, составление диаграмм
- Обсуждение итогов совместно с учителем начальных классом и психологом, родителями детей
- Отчёт о результативности на итоговом педсовете
7. Методы и приёмы:
- Проведение занятий с использованием сказочных сюжетов, воображаемых путешествий.
- Развлечения с использованием сюжетно-дидактических игр и упражнений.
- Обеспечение настольно-печатными и дидактическими играми по грамоте
- Использование речевых упражнений во всех режимных моментах.
- Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, а именно: обведение по контуру, штриховка, написание букв по точкам, в воздухе, на ладошке, выкладывание букв из палочек, шнурков, нахождение буквы среди графически сходных, дописывание элементов букв, нахождение неправильно написанных и т. д.
- Использование художественного слова.
Эффективность используемых методов и приемов доказывается высокой результативностью обучения. О чем свидетельствуют следующие показатели: отсутствие низкого уровня развития звуковой культуры речи и произвольных движений рук, положительная динамика развития фонематической стороны речи на протяжении всего периода обучения, а также овладение основам грамоты в детском саду к концу периода обучения. В результате обучения дети овладевают слоговым чтением, происходит развитие всех компонентов речи, слухового внимания и зрительной памяти, совершенствуется навык звуко - слогового анализа и синтеза, а также создаются условия для развития познавательных процессов у старших дошкольников.
8. Практическая реализация проекта:
Для выявления актуального уровня развития детей по разделу программы «Обучение грамоте» была проведена педагогическая диагностика. Проведенный анализ показал, что на высоком уровне находится 35% детей, на среднем – 50% и на ниже среднем – 15% воспитанников. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы по обучению грамоте.
Промежуточные результаты реализации проекта:
Февраль Февраль
2011г. 2012г.
Высокий уровень
Средний уровень
Ниже среднего
Диагностика, проведенная на последнем этапе, показала, что на высоком уровне находится 70 % детей, на среднем – 30% и на ниже среднем – 0 % воспитанников.
Вывод.
Таким образом, анализ результатов реализации проекта позволяет сделать вывод об эффективности разработанной и апробированной системы работы по обучению старших дошкольников грамоте. Работая по программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство» я могу отметить, что большинство моих воспитанников приходят в школу не только читающими, но и способными анализировать устную речь, грамотно составлять слова и предложения. Существует много программ и способов обучения грамоте и чтению. Наше дошкольное учреждение работает по программе «Детство», основой которой является не только обучающая, но и развивающая и раскрывающая потенциальные творческие способности каждого ребенка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умение неординарно мыслить и приобретать в дальнейшем определенные навыки и умения.
Могу отметить, что проведенная работа позволила сформировать познавательную и мотивационную готовность старших дошкольников к школе посредством обучения грамоте.
Основной перспективой на будущее для себя считаю более глубокий системный переход на интегрированные занятия, которые способствуют повышению мотивации обучения, формируют познавательный интерес, способствуют развитию речи и формированию разносторонне развитой личности.
Пусть ребенок чувствует свой успех, делает какие - то маленькие открытия для себя и с радостью идет и на занятия и в детский сад.
Список используемой литературы:
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: -СПб:Детство-Пресс, 2007г.
- Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада: Изд-во «Детство-Пресс», 2005г.
- Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать!.. Обучение дошкольников чтению: Программа-конспект.- СПб: «Детство-Пресс», 2005г.
- Методические советы к программе «Детство».-СПб.: «Детство-Пресс», 2007г.
- Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие.- СПб.: «Детство-Пресс», 2007г.
- Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Популярное пособие для педагогов. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, Ко», 2008г.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002г.
- Смирнова Л.Н. Обучение дошкольников чтению.: пособие для воспитателей. – М.: «Мозаика – Синтез», 2006г.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для педагогов. – Ярославль : «Академия развития», 2005г.
- Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Образовательная программа «Школа 2100», М.: 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивационной готовности к школе у старших дошкольников через сюжетно - ролевые игры
Формирование мотивационной готовности к школе...
«Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе дошкольников «Беседа о школе» (по методике Т.А.Нежновой)».
В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения....
Формирование мотивационной готовности как условие успешной адаптации дошкольникам к школе
Поступление в школу является очень значимым и радостным событием в жизни каждого ребенка. Перед ним открываются двери в новый, пока неизвестный, мир, который несет в себе радости и горести, взлеты и п...
ФОРМИРОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена ростом на современном этапе количества детей с нарушениями в развитии, необходимостью обеспечения эффективности их обучения. Актуальность проблеме придает...
Цикл занятий по формированию социальной и мотивационной готовности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет к обучению в школе «Готовлюсь к школе»
Материал представляет собой цикл занятий по формированию социальной и мотивационной готовности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет к обучению в школе...
Проект "Формирование познавательной активности и нравственно-патриотических качеств у старших дошкольников через приобщение к истории и культуре родного города"
Проект представлен долгосрочный по ознакомлению и приобщению детей к истории и культуре родного города в рамках празднования 800-летия Нижнего Новгорода...
Методическая разработка : "Подвижные игры,направленные на формирование у дошкольников мотивационной готовности к школе"
В сборнике представлены подвижные игры, направленные на формирование мотивационной готовности к обучению в школе. Игры предназначены для старшего дошкольного возраста .Сборник будет полезен педа...