Формирование мотивационной готовности как условие успешной адаптации дошкольникам к школе
материал (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezis.docx | 26.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование мотивационной готовности как условие успешной адаптации дошкольника к школе»
Актуальность исследования. Поступление в школу является значимым и радостным событием в жизни каждого ребенка. Перед ним открываются двери в новый, пока неизвестный, мир, который несет в себе радости и горести, взлеты и падения, открытия и разочарования. Первое испытание, которое ждет нового школьника – это адаптация к новым условиям жизни. В детском саду он всегда находился под наблюдением и контролем взрослых, в кругу сверстников, проводя время за любимыми играми. Вместе со статусом школьника ребенок получает намного больше свободы и самостоятельности, он живет по новому распорядку дня, сталкивается в школе с детьми, которые гораздо старше его.
Школа – это совершенно новые условия жизни и деятельности ребенка, это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь: все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения - очень напряженный период еще и потому, что школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущем опытом, но требующих максимально мобилизации физических и интеллектуальных сил. Одна из основных задач, которое ставит перед ребенком школа - это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. И несмотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, плохой памятью, низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут очень большие трудности в процессе организации учебной деятельности.
Таким образом, адаптация к школе – сложный и длительный процесс, очень напряженный и ответственный. Успешность адаптации зависит от многих факторов: уровня психологического, физического и функционального развития, состояния здоровья. Объект исследования: процесс подготовки детей к обучению в школе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования мотивационной готовности дошкольника.
Цель исследования: разработка и апробация педагогической системы по формированию мотивационной готовности детей 6 – 7 лет к обучению в школе.
Задачи исследования:
- Изучить теоретико-методологические основы качественной подготовки дошкольников обучению.
- Рассмотреть мотивационную структуру психологической готовности к школьному обучению.
- Выявить уровень мотивационной готовности детей к обучению в школе.
- Разработать и апробировать систему педагогической работы по формированию мотивационной готовности к школьному обучению.
- Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: адаптация дошкольников к школе будет более успешной при организации целенаправленной педагогической работы по формированию мотивационной готовности первоклассника, если:
- у детей сформируется внутренняя позиция школьника;
- идет становление познавательных и социальных мотивов учения;
- возникает эмоционально-положительное отношение к школе, учебной деятельности, учителю и самому себе.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
- педагогическая диагностика (наблюдение, анкетирование, опросы, беседа);
- педагогический эксперимент по проверке основных положений исследования;
- моделирование, обобщение опыта работы.
Теоретическая и практическая значимость исследования: научно обоснована необходимость формирования мотивационной готовности, становления База исследования: Амгинская средняя школа №1 с. Амги Амгинского улуса.
Теоретические основы проблемы подготовки детей к обучению и адаптации проблема мотивационной готовности к школьному обучению является частью более общей проблемы – проблемы психологической готовности к школьному обучению. Психологическая готовность к школе представляет собой системное качество психики поступающего в школу ребенка, дающее ему возможность успешного начала обучения. В самом общем виде проблема школьной готовности заключается в соответствии психических свойств, качеств ребенка требованиям школы.
Школьная зрелость – овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками. Психологическая готовность в соответствии с разными требованиями школы к психике ребенка, распадается на две глобальные части: готовность интеллектуальная и личностная.
От мотивационной готовности зависит уровень адаптации к новым условиям жизнедеятельности.
Адаптация – это:
- Приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза.
- Приспособление органов чувств к особенностям воздействующих стимулов для их оптимального восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки.
Социальная адаптация является одним из видов адаптации, под которой понимается постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс активного приспособления индивида к условиям среды социальной, а также результат этого процесса. В рамках социальной адаптации может быть выделена адаптация ребенка к школе, потому что под школьной адаптацией понимается сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку, перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Адаптация может быть психологическая, сенсорная, социальная. Поэтому необходимо учитывать индивидуальные возрастные особенности, которые проявляются в уровне обучаемости в темпе усвоения знаний, отношений к интеллектуальной деятельности и др., так как они могут привести к дезадаптации.
Дезадаптация - это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психологической адаптации в связи с какими - либо патологическими факторами.
На основании изученной литературы по теме исследования можно сделать следующий вывод: для достижения эффективности в обучении первоклассников необходимо формировать положительное, эмоциональное отношение к занятиям. Руководство деятельности детей первого года обучения в школе следует осуществлять, широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного воспитания, с частичным применением школьных методов. Необходимо соблюдать преемственность дошкольных и школьных методов работы при формировании коллектива детей первых классов и организации их межличностного общения, организовывать деятельность младших школьников, т.к положительно складывается на психологической адаптации детей к новым условиям, формировать способность к ролевому и личностному общению. Формирование мотивационной готовности как условия успешной адаптации дошкольников к школе2.1. Опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе
На первом этапе проводилась диагностика уровня мотивационной готовности детей младшего школьного возраста Амгинской средней общеобразовательной школы №1 им. В.Г. Короленко. Охвачено 20 детей, также были изучены взгляды учителей начальных классов АСОШ №1 на проблему адаптации первоклассников.
В работе с детьми использовались следующие диагностические методики:
- индивидуальная беседа с учениками;
- стандартная беседа Т.А. Нежновой;
- ранжирование мотивов учения первоклассников.
Для исследования внутренней позиции ребенка и выявления характера ориентации на школьно-учебную действительность по методике Т.А. Нежновой проводится беседа с ребенком, результаты которой оцениваются следующим образом:
А – ориентация на содержание учебной деятельности – 2 балла
Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни – 1 балл
В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия – 0 баллов
Методика 1
Вопросы беседы | Варианты ответов | Баллы |
| А – очень хочу Б – так себе, не знаю В – не хочу | 2 1 0 |
| А – интерес к учению, занятиям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д. Б – интерес к внешней школьной атрибутике: новая форма, книги, портфель и т.д. В – внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, «мама сказала» | 2 1 0 |
| А – самостоятельное чтение, учение букв, решение задач и т.д. Б – В – занятия, не относящиеся к школе | 2 1 0 |
| А – уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка Б – внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, перемены, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса В – уроки художественно – физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе | 2 1 0 |
| А – занятия учебного типа: «Писал бы буквы, читал» и т.д. Б – занятия: рисование, конструирование В – занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гулянье, помощь по хозяйству, уход за животными | 2 1 0 |
По итогам выводится сумма баллов:
10 – 9 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);
8 – 5 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);
4 – 0 баллов – ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).
Из 20 опрошенных детей 6 – 6, 5 лет 10-9 баллов получили – 5 детей, 8-5 баллов – 6 детей, 4-0 баллов – 9 детей. Преимущественная ориентация детей представлена в таблице:
Таблица1
Школьно – учебная ориентация | Интерес к внешней атрибутике | Внешкольная ориентация |
25% | 30% | 45% |
В начале учебного года мы выявили, что большинство детей не проявляют стремления к взрослому положению в жизни, к социальной роли школьника и учению в школе. 45% детей отдает предпочтение дошкольному способу жизни и дошкольным занятиям. Ориентация на внешние моменты возникают у детей раньше, чем ориентация на содержание школьно-учебной действительности, т.е. дети преимущественно ориентируются на внешние атрибуты школьной жизни и не проявляют активного интереса ни к учебной деятельности, ни к жизнедеятельности школы в целом. Доминирующее положение в структуре их мотивов занимает игровой мотив (80%). Это свидетельствует о несформированности внутренней позиции школьника и социально-психологической неготовности к обучению в школе.
Дети с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и, перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания, когда учитель и родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой проблемы в знаниях.
Ранжирование мотивов учения первоклассников проводится учителями класса, хорошо знающих ребенка. Педагогу предлагается проранжировать стандартные характеристики в отношении каждого ребенка по степени выраженности того или иного мотива:
Методика 2
Тип мотива | Характеристика поведения ребенка |
Социальные мотивы | На занятиях ребенок занимается, потому что это важно и нужно |
Учебно-познавательные мотивы | Ребенок занимается лишь тогда, когда ему это интересно |
Оценочный мотив | Ребенок занимается на занятии, потому что его хвалит за это учитель |
Позиционный мотив | Ребенок занимается тогда, когда на занятии много атрибутики, пособий |
Внешние мотивы, не связанные со школой условия | Ребенок занимается тогда, когда на этом настаивает учитель |
Игровые мотивы | Ребенок хорошо занимается лишь тогда, когда занятие построено в виде игры |
После этого проводится качественный анализ мотивов учения каждого ребенка, первые по рангу мотивы рассматриваются как доминирующие в его мотивационной структуре.
Результаты доминирующих мотивов первоклассников представлены в графике:
Диаграмма 1
По мнению учителей, у большинства детей не сформирована внутренняя позиция школьника, преобладают игровой и позиционный мотивы.
Проводя мониторинг готовности детей к обучению в школе, мы столкнулись с тем, что большинство наших внешне благополучных первоклассников не хотят идти в школу, хотя и обладают частично сформированными элементами учебной деятельности. Анализируя ситуацию, мы пришли к неутешительному выводу: воспитатели, ориентируясь на образовательные программы начальной школы изо всех сил готовят «маленьких школяров», решая узкопрагматические задачи (научить детей считать, писать, читать), и совсем не обращают внимание на их мотивационную готовность к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Статья написана на основе опыта работы, рассматриваются и описываются методы и приемы развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития....
Консультация для родителей "Условия успешной адаптации ребёнка в школе".
Родители узнают, какие условия необходимы для успешной адаптации ребёнка в школе, особенно в первый год обучения....
Подготовка дошкольника к обучению как условие успешной адаптации в начальной школе.
в этой статье говорится о проблеме подготовки ребенка к школе, о психологической готовности ребенка к условиям школы....
Некоторые подходы к организации работы воспитателя по формированию мотивационной готовности в условиях группы.
Педагогам дошкольных учреждений часто приходится сталкиваться с тем, что дети не хотят идти в школу. получается, что желание, которое является движущей силой и считается самым мощным фактором в достиж...
Статья "ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ"
Учеными давно доказано, что движения руки любого человека, всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Поэтому педагоги уделяют развитию мелкой моторики детей особое внимание....
статья к конференции "ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ"
статья для конференции...
"Мотивационная готовность как условие успешной адаптации к школе.
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования.Основная задача ДОУ подготовить ребенка к успешному переходу в следующую ступень образования...