Конспект НОД по обучению грамоте. Знакомство с буквой Т
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Хрушкова Людмила Аркадьевна

Содержание конспекта позволяет в интересной и занимательной форме познакомить детей подготовительной группы с буквой Т.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_gramote_znakomstvo_s_bukvoy_t.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте

Возрастная группа детей:

Подготовительная к школе

Психолого-педагогические  задачи: В интересной и занимательной форме познакомить детей с буквой Т. Дать характеристику звукам Т и Ть (звуковой анализ). Развивать способность детей  подбирать слова к пятизвуковой модели.  Совершенствовать умение анализировать предложение из трёх слов и составлять его из букв. Закрепить умение пословогового способа чтения. Формировать умение детей запоминать короткий рифмованный текст. Воспитывать доброе, положительное отношение к сказочному персонажу Буратино, желание ему помочь.

Интегрируемые образовательные области:

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное

Художественно-эстетическое развитие

Виды детской деятельности, лежащие в основе НОД

Коммуникативная

Игровая

Восприятие художественной литературы

Методы и приёмы:

Беседа

Наглядный

Игровой

Художественное слово

Проблемные, поисковые вопросы

Практический

Материал: 

Демонстрационный: доска, указка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки со всеми гласными и пройденными согласными буквами  и буквой Т (по 2 заглавные и 4 строчные). 

Раздаточный:  фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки со всеми гласными и пройденными согласными буквами  и буквой Т (по 2 заглавные и 4 строчные)

Ход:

- Дети, сегодня к нам снова пришёл Буратино. Мальвина задала ему домашнее задание – выучить новую букву из АЗБУКИ, но пока он бежал к нам, забыл, как эта буква называется. Что же нам делать? (Предложения детей).  Хорошо, давайте поможем ему, а заодно и сами познакомимся с этой буквой. Для этого я предлагаю вам отгадать загадки, которые принёс нам Буратино. Все отгадки начинаются с одного звука, который обозначается на письме этой новой буквой. Слушайте внимательно:

По небесам оравою

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течёт вода.

Спрячемся получше

От дырявой… тучи

Я - большой враг шума, стука

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна

Называюсь…тишина

Чтобы было, где писать

В школе всем нужна…тетрадь

- С какого звука начинаются все отгадки? Правильно, все отгадки начинаются со звуков  Т или Ть, значит, с  какой буквой мы сегодня познакомимся?  Правильно, с буквой Т.

Перед нами буква Т. Букву Т мы пишем, а звуки Т и Ть мы произносим. Давайте проведём звуковой анализ этих звуков. Воспитатель приглашает двух детей по очереди к доске, где они дают характеристику звукам Т и Ть  (твёрдый или мягкий, можно ли спеть, что мешает петь эти звуки, глухие звуки или звонкие, фишками  какого цвета нужно их обозначить), соответственно выкладывают фишки на каждый звук отдельно.

- Дети, я предлагаю вам послушать сказку и запомнить слова со звуками Т и Ть

Телезритель Тимка (автор Геннадий Юдин)

Папа тигр купил телевизор и тигренка Тимку словно подменили.

— Тимка! — кричит ему утром тигрята

— Пойдем играть!

— Отстаньте — бурчит Тимка — тут такое показывают!

А по телевизору в это время показывали, как правильно варить тыкву. Потом Тимка смотрел, как полезно есть творог и как вредно тараканов. Потом дяденьки в белых тапочках три часа играли в теннис. Потом у Тимки так разболелась голова, что пришлось пить таблетки.

Лежит Тимка на тахте с термометром, но телевизор не выключает. Вечером, когда стали показывать про телят, в телевизоре вдруг что-то как затрещит, как взорвется. И стало темным-темно.

Тимка слетел с тахты и к телефону.

— Алле! Командная пожарн… Взорвался телевизор! Что делать?

— Выкинуть, — мрачно сказал вошедший пап тигр, — а тебя выпороть!

- Назовите слова, в которых есть заданные звуки. (Дети называют, не повторяясь)

Физминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

- Дети, буква Т похожа на разные предметы. Послушайте смешные и забавные стихи и тогда вы легко запомните, как выглядит эта буква:

Отвечайте, кто знаток

Это что за молоток?

Буква Т стоит на крыше,

Телевизор в доме том.

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

Стал под  буквой Т трамвай:

Хочешь ехать – не зевай.

Т – зовёт тебя в такси

Ты шофёра попроси

Вмиг тебя доставит он

Точно в заданный район

- Дети, какой бывает буква Т, как и все буквы русского алфавита? (Заглавная, строчная).  Давайте вспомним, когда пишется заглавная буква? (В начале предложения, в первом слове;  имена и фамилии людей, клички животных, названия городов  также пишутся с большой буквы)

Работа со словом «ветка».  Один ребенок работает у доски, остальные – на местах.

- Сколько звуков в слове «ветка»

- Звуковой анализ слова

- Проставление ударения.

- Замена звуков на буквы (убрать буквы)

- Придумывание по данной схеме других слов

 (Например: мишка, миска, киска, лепка, кепка, ведро, юбка, яхта, ядра, чашка, вилка, пилка и т.д.)

- Оказывается, Буратино не выполнил ещё одно задание. Нужно из букв составить предложение с одним «вкусным, сладким» словом, в котором есть новая буква – буква Т. Какие «вкусные сладкие» слова с буквой Т вы знаете? (Ответы детей: трюфели, конфеты, тирамиссу, торт, шоколад (т) и др.). Послушайте загадку:

В праздник я приду ко всем,

Я большой и сладкий.

Есть во мне орешки, крем,

Сливки, шоколадки. (Торт) 

Работа с предложением «Детям дали торт».

- Дети, предлагаю вам нарисовать схему этого предложения.

- А теперь выложите это предложение с помощью букв (дети работают за столами, одного ребёнка воспитатель приглашает к доске)

- Наши глаза устали, давайте поможем им отдохнуть, выполним гимнастику для глаз:

Лучик, лучик озорной

Поиграй-ка ты со мной!

(моргание глазами)

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись!

(круговые вращения глазами)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца там найду!

(отведение взгляда влево)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду!

(отведение взгляда вправо)

Если время НОД не истекло (30 минут), воспитатель предлагает детям выучить скороговорку:

Топали да топали.

Дотопали до тополя.

Дотопали до тополя

Да ного-то оттопали.

Рефлексия

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чему научились, чего раньше не умели?

- Чему ещё хотели бы научиться?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте « Знакомство с буквой «С»

Предложенный конспект занятия способствует закреплению знаний об изученных буквах; формировать грамматически граматную речь детей; воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь друг друг...

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К"

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К" для детей подготовительной к школе группы с использование учебно-методического комплекта "Ступеньки детства" (авт.О.И.Бадулина, Н.М.Конышев...

Конспект НОД по обучению грамоте. Знакомство с буквой Ф.

Содержание конспекта позволяет в интересной и занимательной форме познакомить детей подготовительной группы с буквой Ф....

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой А" в подготовительной к школе группе

Конспект занятия п обучению грамоте "Знакомство со звуком А и буквой А"...

Конспект НОД по обучению грамоте «Знакомство с буквой М и звуком М’»

Конспект НОД  по обучению грамоте   «Знакомство с буквой М и звуком М’»...