Конспект НОД по обучению грамоте. Знакомство с буквой Ф.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Хрушкова Людмила Аркадьевна

Содержание конспекта позволяет в интересной и занимательной форме познакомить детей подготовительной группы с буквой Ф.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности № 36 по обучению грамоте

Возрастная группа детей:

Подготовительная к школе

Психолого-педагогические  задачи: В интересной и занимательной форме познакомить детей с буквой Ф. Дать характеристику звукам Ф и Фь (звуковой анализ). Развивать способность детей  подбирать слова к пятизвуковой модели.  Совершенствовать умение анализировать предложение из трёх слов и составлять его из букв. Закрепить умение пословогового способа чтения. Формировать умение детей запоминать короткий рифмованный текст. Воспитывать доброе, положительное отношение к сказочному персонажу Буратино, желание ему помочь.

Интегрируемые образовательные области:

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное

Художественно-эстетическое развитие

Виды детской деятельности, лежащие в основе НОД

Коммуникативная

Игровая

Восприятие художественной литературы

Методы и приёмы:

Беседа

Наглядный

Игровой

Художественное слово

Проблемные, поисковые вопросы

Практический

Материал: 

Демонстрационный: доска, указка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки со всеми гласными и пройденными согласными буквами  и буквой Ф (по 2 заглавные и 4 строчные), картинки с изображением филина, енота, дома, яблока; слоговые «окошечки»;  буквы Т, Ы, Ф, К, У, Р

Раздаточный:  фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки со всеми гласными и пройденными согласными буквами  и буквой Ф (по 2 заглавные и 4 строчные), слоговые «окошечки»

Ход:

- Дети, сегодня к нам снова пришёл Буратино. Мальвина задала ему домашнее задание – выучить новую букву из АЗБУКИ, но пока он бежал к нам, забыл, как эта буква называется. Что же нам делать? (Предложения детей).  Хорошо, давайте поможем ему, а заодно и сами познакомимся с этой буквой. Для этого я предлагаю вам отгадать загадки, которые принёс нам Буратино. Все отгадки начинаются с одного звука, который обозначается на письме этой новой буквой. Слушайте внимательно:

Из меня посуду тонкую,

Нежно белую и звонкую

Обжигают с древних пор.

Называюсь я …(фарфор)

Этот глаз – особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет

(Фотоаппарат)

Праздник, праздник у ворот!

Кто встречать его пойдёт?

Я и верный мой дружок-

Красный маленький…(флажок)

- С какого звука начинаются все отгадки? Правильно, все отгадки начинаются со звуков  Ф или Фь. Какую букву нам принёс Буратино?  Правильно, букву Ф.

Перед нами буква Ф. Букву Ф мы пишем, а звуки Ф и Фь мы произносим. Давайте проведём звуковой анализ этих звуков. Воспитатель приглашает двух детей по очереди к доске, где они дают характеристику звукам Ф и Фь  (твёрдый или мягкий, можно ли спеть, что мешает петь эти звуки, глухие звуки или звонкие, фишками  какого цвета нужно их обозначить), соответственно выкладывают фишки на каждый звук отдельно.

- Дети, Буратино нам принёс сказку, предлагаю её внимательно  послушать  и запомнить слова со звуками Ф и Фь

Фокусник Федя (Г. Юдин)

В лесу появилась большущая фанерная афиша, на которой было написано:

«Спешите видеть! Фокусник фазан при помощи волшебного фонарика превращает фикус в фиалку!
Фонтан из пустого флакона! Моментальная фотография без фотоаппарата!»
—    Фи,— сказал филин Федя,— с волшебным фонариком каждый сможет. А я вот без фонарика те же фокусы покажу. У кого есть фикус?
—    У меня,— сказала медведица и притащила фикус в горшке.
—    Ставь на пенек и давай сюда свой фартук!
Накрыл Федя фартуком фикус и громко прошептал:
—    Фабэс, мабэс, палка, фикус, стань фиалкой! — потом как сдернет фартук, фикус как грохнется об землю! Горшок вдребезги, фикус — пополам.
—    Я тебе за такой фокус знаешь что сделаю? — взревела медведица.— Поучись сначала, а потом уж фокусы показывай, факир-недоучка!..

- Назовите слова, в которых есть заданные звуки. (Дети называют, не повторяясь)

- Дети, буква Ф похожа на разные предметы. Послушайте смешные и забавные стихи и тогда вы легко запомните, как выглядит эта буква:

Филин в книжку залетев,
Притворился буквой Ф

С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу

Всем известно без подсказки:
Буква Ф — как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.

Федя ходит руки в боки.
Значит, выучил уроки.

- Дети, какой бывает буква Ф, как и все буквы русского алфавита? (Заглавная, строчная).  Давайте вспомним, когда пишется заглавная буква? (В начале предложения, в первом слове;  имена и фамилии людей, клички животных, названия городов  также пишутся с большой буквы)

Физминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

Работа со словом «фишка».  Один ребенок работает у доски, остальные – на местах.

- Сколько звуков в слове «фишка»?

- Звуковой анализ слова

- Проставление ударения.

- Замена звуков на буквы (убрать буквы)

- Придумывание по данной схеме других слов

 (Например: мишка, миска, киска, лепка, кепка, ведро, юбка, яхта, ядра, чашка, вилка, пилка и т.д.)

Слово рассыпалось.  Собрать слово из букв (Т,Ы,Ф,К,У,Р), которое начинается с буквы Ф. (Если у детей это вызывает затруднения, загадать загадку про фрукты)

Груша, яблоко, банан

Ананас из жарких стран…

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся (фрукты)

- Оказывается, Буратино не выполнил ещё одно задание. Помогите ему составить имя мальчика из первых букв, с которых начинаются слова на картинках: филин, енот,  дом,  яблоко (Федя)

- А теперь нужно составить из букв предложение «На Феде форма»

Работа с предложением «На Феде форма». Дети анализируют предложение и составляют его из букв.

- Дети, предлагаю вам нарисовать схему этого предложения.

- А теперь выложите это предложение с помощью букв (дети работают за столами, одного ребёнка воспитатель приглашает к доске)

Чтение слогов с буквой Ф. Работа со звуковыми «окошечками»

- Наши глаза устали, давайте поможем им отдохнуть, выполним гимнастику для глаз:

Лучик солнца озорной

Поиграй-ка ты со мной!

(моргание глазами)

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись!

(круговые вращения глазами)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца там найду!

(отведение взгляда влево)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду!

(отведение взгляда вправо)

Если время НОД не истекло (30 минут), воспитатель предлагает детям выучить скороговорку:

У филина Фили два филинёнка 
- Филька и Филимонка.

Рефлексия

- Кому вы сегодня помогли?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чему научились, чего раньше не умели?

- Чему ещё хотели бы научиться?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте « Знакомство с буквой «С»

Предложенный конспект занятия способствует закреплению знаний об изученных буквах; формировать грамматически граматную речь детей; воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь друг друг...

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К"

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К" для детей подготовительной к школе группы с использование учебно-методического комплекта "Ступеньки детства" (авт.О.И.Бадулина, Н.М.Конышев...

Конспект НОД по обучению грамоте. Знакомство с буквой Т

Содержание конспекта позволяет в интересной и занимательной форме познакомить детей подготовительной группы с буквой Т....

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой А" в подготовительной к школе группе

Конспект занятия п обучению грамоте "Знакомство со звуком А и буквой А"...

Конспект НОД по обучению грамоте «Знакомство с буквой М и звуком М’»

Конспект НОД  по обучению грамоте   «Знакомство с буквой М и звуком М’»...