Конспект НОД по обучению грамоте. Знакомство с буквой Ф.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Содержание конспекта позволяет в интересной и занимательной форме познакомить детей подготовительной группы с буквой Ф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД по обучению грамоте. Знакомство с буквой Ф. | 30.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно образовательной деятельности № 36 по обучению грамоте
Возрастная группа детей:
Подготовительная к школе
Психолого-педагогические задачи: В интересной и занимательной форме познакомить детей с буквой Ф. Дать характеристику звукам Ф и Фь (звуковой анализ). Развивать способность детей подбирать слова к пятизвуковой модели. Совершенствовать умение анализировать предложение из трёх слов и составлять его из букв. Закрепить умение пословогового способа чтения. Формировать умение детей запоминать короткий рифмованный текст. Воспитывать доброе, положительное отношение к сказочному персонажу Буратино, желание ему помочь.
Интегрируемые образовательные области:
Речевое развитие
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное
Художественно-эстетическое развитие
Виды детской деятельности, лежащие в основе НОД
Коммуникативная
Игровая
Восприятие художественной литературы
Методы и приёмы:
Беседа
Наглядный
Игровой
Художественное слово
Проблемные, поисковые вопросы
Практический
Материал:
Демонстрационный: доска, указка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки со всеми гласными и пройденными согласными буквами и буквой Ф (по 2 заглавные и 4 строчные), картинки с изображением филина, енота, дома, яблока; слоговые «окошечки»; буквы Т, Ы, Ф, К, У, Р
Раздаточный: фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки со всеми гласными и пройденными согласными буквами и буквой Ф (по 2 заглавные и 4 строчные), слоговые «окошечки»
Ход:
- Дети, сегодня к нам снова пришёл Буратино. Мальвина задала ему домашнее задание – выучить новую букву из АЗБУКИ, но пока он бежал к нам, забыл, как эта буква называется. Что же нам делать? (Предложения детей). Хорошо, давайте поможем ему, а заодно и сами познакомимся с этой буквой. Для этого я предлагаю вам отгадать загадки, которые принёс нам Буратино. Все отгадки начинаются с одного звука, который обозначается на письме этой новой буквой. Слушайте внимательно:
Из меня посуду тонкую,
Нежно белую и звонкую
Обжигают с древних пор.
Называюсь я …(фарфор)
Этот глаз – особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет
(Фотоаппарат)
Праздник, праздник у ворот!
Кто встречать его пойдёт?
Я и верный мой дружок-
Красный маленький…(флажок)
- С какого звука начинаются все отгадки? Правильно, все отгадки начинаются со звуков Ф или Фь. Какую букву нам принёс Буратино? Правильно, букву Ф.
Перед нами буква Ф. Букву Ф мы пишем, а звуки Ф и Фь мы произносим. Давайте проведём звуковой анализ этих звуков. Воспитатель приглашает двух детей по очереди к доске, где они дают характеристику звукам Ф и Фь (твёрдый или мягкий, можно ли спеть, что мешает петь эти звуки, глухие звуки или звонкие, фишками какого цвета нужно их обозначить), соответственно выкладывают фишки на каждый звук отдельно.
- Дети, Буратино нам принёс сказку, предлагаю её внимательно послушать и запомнить слова со звуками Ф и Фь
Фокусник Федя (Г. Юдин)
В лесу появилась большущая фанерная афиша, на которой было написано:
«Спешите видеть! Фокусник фазан при помощи волшебного фонарика превращает фикус в фиалку!
Фонтан из пустого флакона! Моментальная фотография без фотоаппарата!»
— Фи,— сказал филин Федя,— с волшебным фонариком каждый сможет. А я вот без фонарика те же фокусы покажу. У кого есть фикус?
— У меня,— сказала медведица и притащила фикус в горшке.
— Ставь на пенек и давай сюда свой фартук!
Накрыл Федя фартуком фикус и громко прошептал:
— Фабэс, мабэс, палка, фикус, стань фиалкой! — потом как сдернет фартук, фикус как грохнется об землю! Горшок вдребезги, фикус — пополам.
— Я тебе за такой фокус знаешь что сделаю? — взревела медведица.— Поучись сначала, а потом уж фокусы показывай, факир-недоучка!..
- Назовите слова, в которых есть заданные звуки. (Дети называют, не повторяясь)
- Дети, буква Ф похожа на разные предметы. Послушайте смешные и забавные стихи и тогда вы легко запомните, как выглядит эта буква:
Филин в книжку залетев,
Притворился буквой Ф
С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу
Всем известно без подсказки:
Буква Ф — как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
Федя ходит руки в боки.
Значит, выучил уроки.
- Дети, какой бывает буква Ф, как и все буквы русского алфавита? (Заглавная, строчная). Давайте вспомним, когда пишется заглавная буква? (В начале предложения, в первом слове; имена и фамилии людей, клички животных, названия городов также пишутся с большой буквы)
Физминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
Работа со словом «фишка». Один ребенок работает у доски, остальные – на местах.
- Сколько звуков в слове «фишка»?
- Звуковой анализ слова
- Проставление ударения.
- Замена звуков на буквы (убрать буквы)
- Придумывание по данной схеме других слов
(Например: мишка, миска, киска, лепка, кепка, ведро, юбка, яхта, ядра, чашка, вилка, пилка и т.д.)
Слово рассыпалось. Собрать слово из букв (Т,Ы,Ф,К,У,Р), которое начинается с буквы Ф. (Если у детей это вызывает затруднения, загадать загадку про фрукты)
Груша, яблоко, банан
Ананас из жарких стран…
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся (фрукты)
- Оказывается, Буратино не выполнил ещё одно задание. Помогите ему составить имя мальчика из первых букв, с которых начинаются слова на картинках: филин, енот, дом, яблоко (Федя)
- А теперь нужно составить из букв предложение «На Феде форма»
Работа с предложением «На Феде форма». Дети анализируют предложение и составляют его из букв.
- Дети, предлагаю вам нарисовать схему этого предложения.
- А теперь выложите это предложение с помощью букв (дети работают за столами, одного ребёнка воспитатель приглашает к доске)
Чтение слогов с буквой Ф. Работа со звуковыми «окошечками»
- Наши глаза устали, давайте поможем им отдохнуть, выполним гимнастику для глаз:
Лучик солнца озорной
Поиграй-ка ты со мной!
(моргание глазами)
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись!
(круговые вращения глазами)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца там найду!
(отведение взгляда влево)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду!
(отведение взгляда вправо)
Если время НОД не истекло (30 минут), воспитатель предлагает детям выучить скороговорку:
У филина Фили два филинёнка
- Филька и Филимонка.
Рефлексия
- Кому вы сегодня помогли?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чему научились, чего раньше не умели?
- Чему ещё хотели бы научиться?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте « Знакомство с буквой «С»
Предложенный конспект занятия способствует закреплению знаний об изученных буквах; формировать грамматически граматную речь детей; воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь друг друг...
Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К"
Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К" для детей подготовительной к школе группы с использование учебно-методического комплекта "Ступеньки детства" (авт.О.И.Бадулина, Н.М.Конышев...
Конспект НОД по обучению грамоте. Знакомство с буквой Т
Содержание конспекта позволяет в интересной и занимательной форме познакомить детей подготовительной группы с буквой Т....
Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой А" в подготовительной к школе группе
Конспект занятия п обучению грамоте "Знакомство со звуком А и буквой А"...
Конспект НОД по обучению грамоте «Знакомство с буквой М и звуком М’»
Конспект НОД по обучению грамоте «Знакомство с буквой М и звуком М’»...
Конспект занятия по обучению грамоте: Знакомство с буквой «Й»
Знакомство детей с буквой Й....
Конспект занятия по обучению грамоте: Знакомство с буквой «Ё»
Знакомство с буквой «Ё»...