Речевое развитие: обучение грамоте "Звуки [м, мь ] и буква М"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Совершенствовать умение различать на слух звуки [ м, мь] , произносить слова и словосочетания , формирование фонетического слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Звуки [м, мь] и буква М" | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по речевой деятельности.
Тема: «Звуки [м – м’] и буква М м»
Форма организации: проблемная ситуация.
Интеграция ОО: познавательное , социально- коммуникативное, речевое.
Вид деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная.
Цель: совершенствовать умение различать на слух звуки м и мь, произносить слова и словосочетания, формирование фонетического слуха.
Задачи: Формировать у детей умения выделять первый согласный звук в слове; определять место звука в слове ,познакомить с буквой Мм; находить слово с этим звуком и обозначать их буквой «М» ; развивать интонационную выразительность речи; развивать речь, внимание , память,мелкую моторику, ввести условное (цветовое) обозначение твѐрдых согласных (синий цвет) и мягких согласных (зелѐный цвет); упражнять в отгадывании загадок; воспитывать умение аккуратно работать в прописи.
Оборудование: схемы, кружки синего и зеленого цвета, презентация, карандаши синего цвета, прописи О.С. Гомзяк «Я буду писать правильно», счетные палочки.
Ход НОД
1.Мотивация детей к деятельности.
- Ребята, отгадайте загадки:
На корабле ходить я буду,
Когда на Флот служить пойду.
И тот корабль, подобно чуду,
Взметает встречную волну.
На нём живёт его команда -
Все люди разных возрастов.
Я буду младшим, это правда,
А кто назвать меня готов? (Матрос)
-Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
Что это?… (Машина)
-Над рекой, поперёк,
Великан врастяжку лёг.
Через реку, по спине,
Он ходить позволил мне. (Мост)
-Вспомните, какие были отгадки? Назовите слова отгадки.
-Какой первый звук слышится в отгадках? (Звук [М])
- Теперь отгадайте другие загадки:
-Он зимой лежит в берлоге,
Под сосною в близ дороги.
И чтоб сон хороший снился,
Чтобы враг не появился,
Не добавил груз забот,
Лапу он свою сосёт. (Медведь)
-Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)
-Как у бабы у Яги
Костяной ноги
Есть замечательный
Аппарат летательный. (Метла)
2.Постановка цели детьми.
-Какие были отгадки? Назовите отгадки.
- Какой первый звук слышится в отгадках? (Звук [Мь])
2.Постановка цели детьми.
Какие новые звуки вы сегодня услышали? А какие это звуки ? (согласные) А вы хотите узнать какой буквой они обозначаются? А чтобы узнать мы с вами поиграем .
4.Совместная деятельность.
– Сегодня мы с вами познакомимся со звуками [М] и [Мь], а так же с буквой “М”, которая обозначает эти звуки. При произнесении звука м на пути потока воздуха стоит преграда- губы . т.к. есть преграда. То этот звук согласный.
- Д/И «Произнеси тихо-громко»
Произношение, характеристика звуков:
Давайте мы произнесём звук [М]: сначала тихо, а теперь громко.
Что нам помогает произнести звук [М]? (губы)
Дайте характеристику звуку [М]: согласный, твёрдый, губной.
А теперь произнесём звук [Мь]: тихо-громко.
Дайте характеристику звуку [Мь]: согласный, мягкий, губной.
- Дидактическая игра «Будь внимателен!»
Сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Я буду называть звуки, а вы, если услышите звук [М], поднимите синий квадратик, если [Мь] – зеленый.
(М, а, ть, п, мь, кь, к ….)
- А теперь усложняем – я буду произносить слоги, а вы будьте внимательны.
(Па, ма, му, ти, мю, ми, ки, мё, мо…)
- Знакомство с буквой М.
Дети, а вы любите своих мам? (Да).
Чтобы написать это прекрасное слово, надо познакомиться с буквой «М».
Посмотрите, на букву “М”.
-Буква М с двумя горбами,
Как верблюд — смотрите сами.
Взялись за руки друзья.
И сказали: “Ты да я – это мы!
А между тем
получилась буква М.
Выкладывание буквы «М» счетными палочками.
- Слоговое чтение.
Воспроизведение звуковых рядов и определение порядка звуков в сочетаниях: МА, АМ, ОМ, ИМ, МИ
Посмотрите – это малыш и он только учится говорить.
Вот так он просит кушать АМ. Сколько звуков он сказал? Какой первый звук? Какой второй?
А сейчас он произнёс МО:
А теперь ИМ:
Малыш останется послушать и посмотреть как вы правильно произносите звуки.
- Определение места звуков в словах:
А мы с вами сейчас будем определять место звуков [М] и [Мь] в словах: альбом, малина, дом, панама. (Работа со схемами)
Физкультминутка «Муха».
Муха целый день летает, (махи руками)
Всем она надоедает,
Ночь в квартире настаёт, (присесть, руки вниз)
Она летать перестаёт.
Знакомство с буквой «М».
- Выучить чистоговорки:
Ма-ма-ма — дома я сама.
Му-му-му — молоко кому?
Мо-мо-мо — едим эскимо.
Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми — поем ноту ми.
Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.
7) Работа в тетрадях.
О. С. Гомзяк «Я буду писать правильно» стр. 14 № 3,5
5.Рефлексия.
Как вы думаете вы научились различать звуки м и мь? Какие это звуки?
Вам было трудно? Или легко? Какое у вас настроение?
6.Подведение итога.
С какими звуками мы познакомились?
Какой буквой они обозначаются?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию - обучение грамоте на тему: Буква Х. Звуки Х – Хь. Чтение слогов, слов.
Занятие ориентировано для детей подготовительной группы. Тема: Буква Х. Звуки Х – Хь.Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать...
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной группе. Тема: Звуки [х-х’] и буква Хх.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием презентации. Тема: Звуки [х-х\'] и буква Хх....
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в логопедической подготовительной к школе группе. Тема: Звуки [з] и [зь]. Буква З, з.
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи....
Конспект НОД по речевому развитию. «Обучение грамоте» в подготовительной группе «Звук и буква [ш]» образовательная область:речевое развитие
Занятие для подготовительной группы по речевому развитию. Буква Ш...
Конспект ООД по речевому развитию (обучение грамоте) Тема "Звуки и буквы. Слова. Предложение."
Конспект ООД по речевому развитию (обучение грамоте)Подготовила воспитатель группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет Сидорова Д.А.Дата проведения: 14.09.2022Тема: Звуки и буквы. Слова. Пред...
Технологическая карта организационной образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области «Речевое развитие» «Обучение грамоте» Тема: «Звук и буква У»
Обучение грамоте в подготовительной группе...
Конспект занятия по «Речевому развитию» (Обучение грамоте) Тема. «Звук [М] буква М»
Цели: Познакомить детей со звукам [М], с буквой М.Задачи:Образовательные:- Формировать умение детей характеризовать звук М, называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах, де...